16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Удивительное рядом…

Именно так называлась в своё время популярная телепередача. Помнится, ещё Высоцкий съязвил в свое знаменитой песне о психбольнице: «Удивительное рядом, но оно запрещено». Собственно, запрет-то мы сами на себя накладываем.

Слов нет, для верующего человека поклониться Поясу Пресвятой Богородицы или Дарам Волхвов, привезённым с Афона – дело великое. Но при этом не худо бы и свои святыни знать. А то ведь получается несуразица – многочасовая очередь выстраивается к тому же поясу, не зная, что в одном из московских храмов хранится частица его.

БОГОСПАСАЕМЫЙ ГРАД САРАПУЛ

История России и история христианства давно переплетены теснейшим образом. Зачастую историческую реликвию не отделишь от православной святыни. Посмотришь описания церквей Сарапульского, Глазовского и других «удмуртских» уездов – тут мощи святых угодников, тут древнее Евангелие или старинная чудотворная икона.

Про Великорецкий крестный ход в нашей Вятской губернии каждый знал, но разве менее известен у предков был крестный ход Сарапульский или Николо-Берёзовский, когда особо почитаемую всеми окрестными жителями чудотворную икону доставляли из Николо-Берёзовки в Сарапул в память избавления от моровой язвы аж четыре сотни лет назад. Сейчас к этой традиции прикамский город возвращается.

Смотришь старые газеты и понимаешь, что даже тот, кто не имел возможности отправиться в паломничество, всё равно не был оторван от остального православного мира. 1900 год – в Сарапул доставляют в Старцевогорский монастырь икону Св. Гурия, Казанского Чудотворца с частицами его мощей. Сам Преосвященнейший Никодим, Епископ Сарапульский, хлопотал об этом. Казанский Владыка сочувственно отнёсся к этому духовному порыву – просьбе «о даровании сей святыни новоучреждённому Сарапульскому Старцевогорскому монастырю». И был крестный ход к пристани, и многолюдная встреча святыни.

А в июне следующего 1901 года в Сарапуле состоялось торжественное перенесение из Николаевского единоверческого храма в Крестовую церковь при Архиерейском доме Афонских святынь: иконы Божьей Матери – Милующей, «Достойно есть», и ковчега с частью Древа Животворящего Креста Господня и частицами мощей Св. Иоанна, Предтечи Господня, Св. Первомученника Архидиакона Стефана и Св. Великомученика Георгия Победоносца. Заметим, что, судя по архивным документам, ходатайствовал об этом минимум дважды сам протоиерей Сарапульской единоверческой церкви Кирилл Рябов.

Кстати, после литургии в Крестовом храме молились и «о даровании дождя совершенно засохшей земле». И на следующее же утро начался долгий и тихий дождь, наконец-то напоивший почву.

Выходит, не случайно во время торжественной службы уже новый сарапульский Владыка Епископ Владимир сказал:

«Какая великая благодать Божия посетила сей св. храм, а в нём и весь наш Богоспасаемый град Сарапул! Весьма знаменательно и назидательно для нас, - святыня эта давно таилась в нашем городе, долгое время была как бы под спудом; а ныне неожиданно явлена нам, не ведавшим о ней и не искавшим её. В этом нельзя не видеть действия особого Промысла Божия о нашем граде».

ЧУДО В ДУВАНАКЕ

29 августа 1903 года стало знаменательным днём для деревни Дуванак Сарапульского уезда. Местные жители своими силами, хотя и с помощью благотворителей, смогли перестроить обветшавшую часовню. Так с благословения епископа Дуванак обзавёлся собственным молитвенным домом, с которого и началась история церкви, а значит, уже и села.

День для столь важного события был выбран не случайно: именно к 29 августа с незапамятных времён

«в деревню приносится из Нечкинского храма икона Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна для служения пред нею молебнов как в домах местных крестьян, так равно и в часовне для приходящих сюда богомольцев из окрестных сёл и деревень».

Ничего удивительного, что к иконе этой было у православного населения столь благоговейное отношение. Церковная летопись села Нечкино сообщает об этой святыне следующие сведения:

«Икона Св. Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, изображающая его в виде ангела и стоящая в иконостасе правого придела под серебряною ризою, как уверяют многие старожилы, есть здесь древнейшая. Она писана якобы в Москве с подлинной иконы, стоящей в соборе Ивана Великого. Для написания иконы сей тоже будто бы ездили нарочно в Москву здешние прихожане из починка Чукавина (ныне Космодамианского прихода) и из деревни Дуванака, почему икона сия и была первее местною в Дуванакской часовне, а оттуда, хотя и перенесена сюда (т. е. в Нечкино) по настоянию бывшего сего села священника Стефана Дьяконова, в церковь из опасения, дабы кто не похитил серебряную с оной ризу, но поднесь 29 августа ежегодно носится она к оной часовне…»

Не удивительно, что к этому времени стекалась в Дуванак огромная масса богомольцев, что, в конце концов, и привело к расширению небольшой часовни и превращению её в молитвенный дом, где на переносном антиминсе разрешено было совершение Божественной литургии. И для самих дуванакцев это было настоящим чудом, что у себя дома они могут все, от малых до древних стариков, присутствовать при совершении таинства Евхаристии.

А вскоре в Дуванаке стояла уже деревянная Иоанно-Предтеченская церковь. Поначалу была она приписной к Нечкинскому храму, лишь в 1910-м образовался самостоятельный приход. Более того, ещё через несколько лет жителям Дуванака разрешили строить уже каменный храм, закладку которого и провели летом 1913 года.

БАТЮШКА ИОАНН

А разве не чудом было, что в июне 1904 года Сарапул посетил сам Иоанн Кронштадтский! «Великий молельщик за русский народ» навестил своего духовного ученика – Сарапульского епископа Михея, ранее служившего на флоте капитаном 1-го ранга и избравшего новую стезю во многом под влиянием отца Иоанна.

«После высадки на пристани высокочтимый пастырь в сопровождении преосвященного Михея и громадной толпы народа отбыл в собор, где и совершил совместно с епископом Михеем и в сослужении 24 местных и приглашённых из уезда священников божественную литургию. Само собой разумеется, небольшой старинный собор далеко не был в состоянии вместить всю эту массу народа, которая хотела присутствовать в храме, где молился любимейший и популярнейший в обширной матушке России священнослужитель; большинство богомольцев запрудило прилегающую к собору площадь, ожидая выхода и благословения о. Иоанна Кронштадтского, дорогого всем «батюшки».

Заметьте, последнее слово в заметке в «Вятских епархиальных ведомостях» дано в кавычках. Явно подразумевается не столько обозначение священного сана – батюшка Иоанн, но в первую очередь и нечто тёплое, домашнее, родственное. Отголоски этого почувствовал я, когда увидел в Кекоранской церкви большую старую фотографию в деревянной раме, висела она рядом с иконами – портрет Иоанна Кронштадтского, один из тех, что хранились век назад во многих деревенских избах в красном углу и уже тогда были сродни иконам. А потом хозяева передали свою реликвию в храм.

Ничего удивительного, что уже в то время Иоанна Кронштадтского многие почитали как святого человека, а ведь канонизировали батюшку в России лишь в 1990-м году. И не одно Божье слово было его оружием в борьбе за душу человеческую. Священник неоднократно жертвовал на храмы и школы нашей Вятской губернии, к примеру, для Зяглудской вотской школы, на расширение храмов в селе Полозово Сарапульского уезда, в селе Мартелово Глазовского уезда…

ДУША БЕЗ ЗАПРЕТОВ

Увы, всё переменилось в советское время. В том же Сарапуле в 1920-е при Воскресенской церкви закрыто кладбище, где было много кирпичных склепов. Иные ушлые молодчики приноровились разбирать и продавать этот кирпич, о чём и подал жалобу священник И. С. Колчин. И уполномоченный по делам религии фиксирует в своём отчете 1953-го года:

«Так, гражданин г. Сарапула Суслов Григорий Александрович, без определённых занятий, 16 мая стал разбирать один из таких склепов. В склепе оказался гроб с похороненным священником. Суслов вскрыл этот гроб, ломом отделил череп от скелета, затем взял этот череп, оторвал от него бороду и выбросил бороду и череп. Находившееся в гробу евангелие взял и унёс домой. Так как могила находилась у дороги, то около могилы собралось несколько граждан, которые с возмущением наблюдали эти действия. Затем они направились в церковь, выражая своё негодование и протест…»

Протест этот мог, кстати, выйти боком всем, даром что времена стали помягче. Любопытно, что, несмотря на просьбы, милиция никого не прислала, хотя выяснилась ещё масса неприглядных и попросту хулиганских поступков в храме гражданина Суслова. Потребовалось, чтобы республиканский Совет Министров дал указание сарапульскому исполкому, чтобы те урезонили святотатца и хулигана, дабы не вызывать возмущение верующих.

Несколько лет назад бродил я по заброшенному селу Дуванаку, искал место, где стояла деревянная церковь. Прах, тлен и запустение… Хотя на соседнем поле соседнее сельхозпредприятие убирало картошку, шумела техника и слышались голоса, было такое чувство, будто я на кладбище. Здесь рождались люди, жили, венчались, работали, молились, на исходе лета непременно ожидали любимую и почитаемую икону, а с ней и массу богомольцев – и куда делось всё то, ради чего жило столько поколений?!

Конечно, судьба многих наших святынь в безбожные годы оказалась печальной. Где сейчас тот самый напрестольный крест Нечкинской церкви, одолженный ижевскими священниками и к которому прикладывался Александр Благословенный? В церкви села Кулюшево когда-то хранилось старинное Евангелие и древняя «икона Св. Великомученицы Екатерины, принесённые, как гласит предание, каким-то Московским протопопом, который будто бы и построил первую деревянную церковь…» Ну, если каменный храм в селе датируется 1819-м годом, то судите сами, когда могли построить первый из дерева. А в соседнем Колесникове хранилась чудотворная икона Скорбящей Божией Матери.

И так повсюду. Удивительное и чудесное оказалось под запретом, но ведь души и памяти никакие запреты не касаются.

(Окончание следует)

Сергей Жилин

Использованы материалы ЦГА УР



Архив АВИСвежий номер



Удивительное рядом…

Храм у дороги

За что бьют вора

В сибирском уезде

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Храм у дороги

За что бьют вора

В сибирском уезде


Все статьи рубрики (14)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru