16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Храм у дороги

Храм в селе Кекоран для меня один из самых любимых. И не только потому что ему скоро исполняется 170 лет, весь он какой-то домашний: и лавочки вдоль стен, и половички с ковриками, и простые, незатейливые украшения – всё это напоминает обычный сельский дом. Он и вправду дом Бога и тех, кто приходит к Нему в трудные и радостные моменты своей жизни.

Места здешние и нынче немного на отшибе от загруженных машинами трасс, хотя до той же Якшур-Бодьи всего-то 12 вёрст по асфальту. Но в девятнадцатом-то столетии тут была настоящая пограничная глушь, далёкая от уездных столиц – Старые Зятцы в Малмыжском, а Кекоран в Сарапульском уездах. Однако же и тогда, и нынче именно это место для кого-то самое дорогое на земле: тут родился, крестился, венчался – словом, жил.

С ЧЕГО ХРАМ НАЧИНАЕТСЯ

Конечно, с души человеческой! Среди устроителей храмов в удмуртских уездах Вятской губернии важнейшее место занимает елабужский купец 1-й гильдии Фёдор Григорьевич Чернов (1783-1869) – личность в истории Удмуртии примечательная. Именно он основал Сюгинский стекольный завод, со временем превратившийся в город Можгу. Тридцать тысяч полновесных рублей не пожалел благотворитель на Христорождественский храм в Кекоране, а всего в удмуртских сёлах на его капиталы было выстроено почти два десятка церквей.

Что только не говорили злые языки про Чернова: мол, грехи тяжкие купчина замаливает своими благодеяниями! Да только наше ли дело судить кого-либо! У раба Божия Феодора давно уже другой Судия. А нам – поминать храмоздателя и молиться за него. И ведь поминают до сих пор!

У кекоранской церкви, как и у любой другой, история непростая, а порой и трагическая: безбожное время ломало судьбы иных батюшек и прихожан, храм не раз пытались закрыть и разрушить – с этим связано и то, что после Великой Отечественной войны его освятили уже как Троицкий. Судьба храма, судьба человека, судьба страны – а ну попробуй, отдели одно от другого!

САМЫЕ ПЕРВЫЕ

После архивной работы мне каждый раз странно видеть сегодняшних прихожан на службе, когда перед глазами будто живые стоят их прадедушки и прабабушки, чьи имена сохранили старые документы. В только открытом приходе села Кекоран в 1844 году числилось 600 мужских и 609 женских душ. Как жилось первым служителям Христорождественской церкви – Бог ведает! Домов собственных, естественно, нет, отец Стефан Зубарев и дьячок Пётр Попов ютятся с семействами в крестьянских избах, «ружного подаяния» получают «полтора пуда ржи, ячменя и овса по пуду...» А детей, как водится, у кекоранского батюшки с матушкой Анастасией Егоровной немало.

Признаемся честно, в начальный период истории прихода и священников, и дьяконов посылали сюда проштрафившихся, неприкаянных по жизни. Вот и батюшка Стефан, чего таить, грешен не раз был перед церковным начальством. Но как бы то ни было, уже с 1844 года начались в Кекоране постоянные службы.

Остаётся лишь гадать, как сложилась судьба девочки Акилины-Акулины, которую самой первой 15 июня 1844 года крестили в новом храме удмуртские крестьяне Байкузины из деревни Сундошур.

А вот и первая пара, обвенчанная 9 июля 1844 года - «деревни Причевской новокрещанин из вотяков Григорий Ефимов Вахрушев первым браком, православного исповедания» 18-ти лет и «девица деревни Сундошура Анастасия Андреева дочь, православного исповедания» 20-ти лет. Давно уже нет деревни Прыч, что стояла когда-то на Старозятцинской дороге, разъехались кто куда её жители – лишь кекоранский храм всё и всех помнит, в том числе и молодожёнов чуть ли не 170-летней давности.

А вот мальчику Архипу из соседней деревни Узгинской (нынче её зовут Сюроваем) не повезло – его самого первого отпели в новой церкви.

И так на многие годы, изо дня в день: службы, крестины, венчания, отпевания...

Менялись священники, поколения прихожан – храм же стоит до сих пор. И мне ничуть не странно, что самый первый кекоранский настоятель отец Стефан Зубарев, впоследствии послужив немало в самых разных сёлах, на старости лет, уже будучи за штатом, испросил дозволения жизнь доживать именно в Кекоране, будто именно здесь самое важное для него место.

ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

В череде кекоранских священнослужителей встречалось немало примечательных личностей. Возле самого храма стоят два чудом сохранившихся надгробных памятника – священнику Гавриилу Максимовичу Бехтереву и его сыну Василию. Отец Гавриил прослужил в Кекоране аж 46 лет до самой своей смерти в 1904 году – практически всю вторую половину XIX века. Он и родился-то ещё в 1834-м, учился в Вятской Духовной семинарии, служил наставником в Лекаревском сельском училище в Елабужском уезде, а в священники рукоположен 12 ноября 1858 года. Был не раз отмечен «за благочестное служение» - набедренником, скуфьёй, камилавкой, а всегда старался как-то скромно держаться в тени, не афишируя себя и свои заслуги.

Вот рапорт Благочинному 5 округа Сарапульского уезда, Протоиерею Воткинского Благовещенского собора Николаю Кошурникову о распределении церковных денег села Кекоран за 1903 год. Подписан он отцом Гавриилом, а деньги - куда только не предназначены! Копеечка к копеечке собраны, но ведь от души и не от самого богатого прихода: 11 рублей на Вятское и Елабужское училища, 3 рубля на Вятскую Духовную семинарию, рубль с полтинничком на содержание библиотек, 23 рубля на содержание Сарапульского Духовного училища – не один десяток пунктов в рапорте этом. А вот акт о сборе на Воинское общество белого креста и собранные по нему деньги - 1 р. 50 коп. - подписал уже «за болезнью местного священника, входящий священник села Сосновки Михаил Житков».

Пройдёт совсем немного времени и 12 января 1904 года в Кекоране будут отпевать отца Гавриила, скончавшегося в Ижевской земской больнице. Восемь батюшек из ближних и дальних сёл приедут проводить священника в последний путь. Похоронили его в церковной ограде. А также мы знаем, что есть даже интим услуги киев , что однозначно помогает одиноким мужчинам сохранить сексуальную гармонию в своем внутреннем мире! Надгробные памятники отцу Гавриилу и его сыну до сих пор стоят возле храма. Но мёртвое мёртвым, а живое живым:

«...В местной церковной жизни произошло важнейшее событие, что 8 Января с/г умер священник Гавриил Бехтерев, прослуживший беспрерывно в сане священника 46 лет в Кекоранском приходе, а вместо него в сем же году перемещен по приказанию из с. Каракулина священник Михаил Свечников. В настоящем отчетном году был произведен ремонт церкви и разных пристроек к церковным домам, всего на сумму 319 р. 4 к; ...школы в Кекоранском приходе в отчетном году было 2, учащихся в них к будущему 1905 г. состоит 103 человека».

В НОВЫЙ ВЕК

И конечно, одна из самых памятных и трагических личностей в кекоранской истории – отец Александр Розанов. Памятных уже хотя бы потому, что старшее поколение пусть детьми, но ещё успело застать батюшку. Сам Александр Васильевич Розанов родом из Вологодский губернии: родился в 1869 году в селе Дмитриевском Вельского уезда, учился в Вологодской Духовной семинарии, служил в Тотемском уезде. «Согласно прошению» в 1901 году переведён в село Тойкино Сарапульского уезда Вятской губернии – нынче это село в Пермском крае на самой границе с Удмуртией. Однако врачи настойчиво советовали батюшке из-за местного климата и холодной квартиры переменить место служения и спустя пять лет, в 1906-м отец Александр, опять же «согласно прошению» был перемещён в Кекоран, где и прослужил более 30 лет до самого ареста.

При нём кекоранский храм будто получил вторую жизнь: активизировался попечительский совет, расширилась церковная библиотека на несколько сот книг, сам батюшка преподавал в земских школах Кекорана, Мало-Кургальска и церковно-приходской школе Нижнего Пислеглуда, ну и самое главное – храм расширили. То-то радовались прихожане: мол, в соседних Старых Зятцах церковь на три придела, так и у нас будет три!

Стройка шла пару лет и трудно переоценить усердие в ней и местных жителей, вошедших в строительный комитет, и особенно церковного старосты Феофана Григорьевича Малыгина из починка Новокургальского – практически все организационные, заготовительные и снабженческие дела на нём были. Сами же строительные работы выполнял подрядчик «крестьянин Нижегородской губернии, Балахнинского уезда, Вершиловской волости, деревни Гумнищи Иван Алексиев Волков». Это о нём знаменитый вятский архитектор, автор проекта Михайловского храма в Ижевске И. А. Чарушин отозвался: «...Известен мне, как весьма опытный и надёжный каменных дел мастер при производстве построек церквей, в чём он приобрёл большой опыт...» Как ни крути, а тоже школа – строитель являлся земляком другого известного подрядчика - Алексея Бруснигина, возводившего в Ижевском заводе за век до этого Арсенал, Александро-Невский собор и другие здания.

К самой германской войне закончили перестройку храма в Кекоране. Словно невеста, нарядная Христорождественская церковь провожала своих молодых прихожан на фронт. Вернувшиеся не только пороху понюхали, но и революционно-безбожной прелести вкусили. Век двадцатый всю Россию перевернул, не один лишь Кекоран! Ещё в германскую понагнали в здешние места пленных немцев и австрийцев для постройки узкоколейной железной дороги – Ижевский завод нуждался в лесе. Рядышком была и когда-то знаменитая станция Узгинка, да и один из вокзалов в Заречной части Ижевска назывался Узгинским.

В Великую Отечественную войну всем миром строили прошедшую буквально рядом с закрытым уже храмом железную дорогу Ижевск – Балезино, самым сложным участком которой стал Кекоранский перевал.

(Продолжение следует)

Сергей Жилин

Использованы материалы ЦГА УР



Архив АВИСвежий номер



Храм у дороги

За что бьют вора

В сибирском уезде

Газеты из-под полы (Окончание. Начало в № 38)

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

За что бьют вора

В сибирском уезде

Газеты из-под полы (Окончание. Начало в № 38)


Все статьи рубрики (14)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru