16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Остров души

Всегда ощущал что-то особенно тёплое в небольших православных часовенках. И, несомненно, очень нужное человеческим душам, коль их возвели – это ведь не сельская церковь, не пышный городской собор!.. И если есть в океане веры материки храмов, то часовни сродни островам.

Конечно, сразу понятно, что часовня и часы – слова однокоренные. В них и служат краткие службы, так называемые часы. А литургия обычно в часовнях не совершается, разве что в особых случаях. Ну и ставятся часовни традиционно в каких-то знаковых местах, зачастую важных для всей округи, а то и уезда.

ОТ ЧАСОВНИ К ХРАМУ

В Ижевске одним из таких храмовых памятников стала Крестовоздвиженская часовня, поставленная на месте, где в 1813 году чудесным образом нашли большой «крест напрестольный серебряный златопозлащённый». То-то обсуждали чудесную находку, сойдясь во мнении, что потеряли её пугачёвцы, разграбившие Ильинскую церковь, что уж совсем не стыкуется с историческими фактами – именно у этого храма и встретили бунтовщиков местные обитатели.

Сначала на этом месте появился памятный знак, а в конце XIX столетия по проекту заводского архитектора Н. И. Коковихина и часовню выстроили, к которой дважды в год устраивались крестные ходы. Часовня-«Крестик», как ласково её называют горожане, и сегодня радует глаз.

Ижевская Крестовоздвиженская часовня наряду с Михайловской и Преображенской приписана была к Александро-Невскому собору. Но случалось неоднократно, что на месте часовен со временем возводился и храм, как это случилось с той же Михайловской церковью, которую до сих пор порой величают собором – то ли из-за размаха здания, то ли оттого, что после закрытия Александро-Невского собора именно здесь сосредоточился центр духовной жизни Ижевска.

Духовное часто привносило изменения в сам статус населённого пункта. И село Грахово, к примеру, разрослось из обычного починка. Но коль речь зашла об открытии нового церковного прихода и превращения в село, то надобно граховским крестьянам для начала часовню выстроить. И вот жители починка Грахово подают прошение

«о дозволении выстроить им первоначально на время до сооружения новой каменной церкви для служения и требоисправлений небольшую деревянную часовню».

И вот часовня устроена, в ней начали

«совершаться богослужения – вечерня, утрення и часы, но для исправления сих служб, а паче для исправления христианских треб не имеется Священника с причтом».

И ведь добились граховские того, чтобы в новом приходе, где ещё и церковь-то не выстроена, стал служить священник Андрей Чернышов, переехавший к ним из недальнего села Кураково – иерей этот впоследствии станет одним из наиболее замечательных в Вятской епархии. Приход открыт, церковь потихоньку строится, но прихожане терпят неудобства, ибо в своде законов чётко указано «не венчать браков в часовнях, разве с разрешения Архиерейскаго». И молодой батюшка этого разрешения добивается.

Пройдёт 12 лет, священник Андрей Чернышов перейдёт служить в Воткинский Благовещенский собор. Достаточно глянуть на карту этого прихода, чтобы сразу бросилось в глаза огромное количество часовен в деревнях и починках: в Кленовке, Осиновке, Кварсинской Гари, Черепановке, Кокуе, Епишенках, Заболотной, Косачёве, Евсиной, Болгурах, Гавриловке...

ГАВРИЛОВСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ

У каждой часовни своё имя, свои праздники, своя история. В той же Гавриловке часовня носила имя Преподобного Сергия Радонежского, а праздники отмечали 5 июля и 27 ноября. В ЦГА УР есть целое дело о постройке в этой деревне новой часовни вместо старой и обветшавшей. Крестьяне отправляют через священника прошение на имя Епископа Сарапульского Алексия:

«Имея уже много лет в нашей деревне часовню (молитвенный дом), построенную с разрешения Епархиального Начальства, - в честь Преподобного Сергия Радонежского, но пришедшую за последнее время в совершенную ветхость, при крайнем неудобстве для молитвы в ней многих, мы, нижеподписавшиеся жители дер. Гавриловки, осмеливаемся утруждать Ваше Преосвященство покорнейшею просьбою о разрешении нам перестроить вышесказанную часовню, с перенесением ея на новое удобное место. При этом имеем довести до сведения Вашего Преосвященства, что иметь часовню нам в нашей деревне, потому что во время весеннего разлива реки Сивы мы не имеем возможности посещать часто Храм Божий в Воткинском Заводе, к приходу Собора коего мы принадлежим, а молиться желаем, особенно на Св. Пасхе; да и средства у нас есть: деньгами около 300 рубл. и добровольных пожертвований. При сем прилагаем план утвержденный и приговор от общества».

300 рублей, конечно, для крестьян немалые деньги по тому времени, однако же их всё равно недостаточно для такой постройки. А ведь они ещё обязуются

«обеспечить со всею необходимою и вполне приличною, соответствующую святости места и чувству Христианской религии, утварью, как то: живописными иконами, лампадами и подсвечниками, знамёнами и фонарями для крестных ходов, свечами и отоплением в зимнее время и выбрать из среды себя доверенное лицо в качестве ктитора, которое бы заботилось об охране и благолепии «Дома молитвы».

И ведь решились-таки! Для начала заручились поддержкой духовенства своего Благовещенского собора, выбрали ходатаев от имени сельского общества, которым доверили хлопотать по делам бумажным и строительным: Василия Неганова, Михаила Пашкова, Дмитрия и Николая Густенёвых. И тронулось дело потихоньку.

Старую часовню снесли в 1895 году, тщательно выбрав место для новой постройки

«на свободном пустолежащем месте между Усть-Реченской дорогой и Осинско-Воткинским почтовым трактом к Безъимянному ключу выше деревни Гавриловки, в разстоянии от последней около 40 сажен, на площади собственно принадлежащей деревне Гавриловке между улицами...»

К слову, церковь и образование всегда оказывались взаимосвязаны. А то ведь непорядок, в конце документа пишут гавриловские мужики: «в чём и подписуемся» – а за них расписывается сельский староста да парочка местных грамотеев. В Гавриловке возводится не просто «дом молитвы», а часовня-школа с помещением для занятий, учителя и ночлежной комнаты учеников.

Стройка не на год затянулась, но осилили гавриловцы это святое дело. Лично Благочинный Протоиерей Михаил Утробин прибыл, чтобы удостовериться, что всё сделано как положено, что и отметил в своей резолюции:

«Вновь построенная часовня в деревне Гавриловке в том виде, как в прошении прописано, мною осмотрена и оказалась построенною согласно с планом, утверждённым Строительным Отделением. Открыть в ней школу грамоты настоит надобность».

Открыли новую школу-часовню в августе 1898 года в День Успения Пресвятой Богородицы. К слову, вариант часовни-школы в это время становится одним из самых распространенных. Как это по-нынешнему? – Кажется, оптимизация называется.

СВЯТАЯ ВОДА

А сколько часовен поставлено на известных ключах и родниках, у самой Святой воды! Кто ж не слыхал о знаменитых Зуевых Ключах, где несколько лет назад появилась часовня в честь Петра и Павла?! Да и с часовенки, построенной в 1888 году у легендарного Трифоновского ключа, начиналась храмовая история Каменного Заделья.

В ЦГА УР хранится

«Дело о ходатайстве жителей селении Среднего Постола и при деревне Средний Постол Сарапульского уезда о разрешении построить часовню на ключе близ селения Ср. Постол».

Нет, не зря о месте этом писали в газетах и путеводителях ещё более века назад:

«На расстоянии полуверсты от здешней деревни пробегает ключ, сохранивший старое, вотское название «Коньга-Ошмес». Долго не знали наши жители драгоценных свойств ключа, пока простой случай не открыл этого.

Один старик крестьянин села Никольского несколько лет мучился глазами, которые, несмотря ни на какие средства, употребляемые стариком, продолжали болеть. Болезнь эта заставляла его часто промывать глаза. Неизвестно каким образом пришлось ему умыться и в нашем ключе; вскоре он почувствовал, что болезнь глаз у него утихает; через некоторое время ещё раза 2-3 повторил промывку глаз – и болезнь совершенно прекратилась. – Факт этот многих крестьян убедил в целебности ключа. Многие не только русские, но и вотяки, больные глазами, приходят сюда, чтобы только умыться; говорят, что чувствуют себя от этого легче. – Местные крестьяне, видя в целебной силе ключа благодать свыше, возбуждают ходатайство о разрешении построить при этом ключе часовню».

Нет, не зря так часто встречаются у нас названия Святой ключ! Несколько лет назад в Киясовском районе по дороге на Яжбахтино также по примеру предков возвели каменную часовенку у своего Святого ключа – так местные жители называли его ещё более века назад. И часовня прежде стояла на этом месте, на котором, по преданию, когда-то была обретена икона святых Флора и Лавра. Давно уже нет ближайшего починка Запольского, новые поколения народились на киясовской земле, но и их манят святой источник и скромная часовня. Вот только раньше 18 августа, в день почитания святых неподалёку от Святого ключа шумела по соседству с часовней ярмарка и шла бойкая торговля. Об этом оставил свои воспоминания Александр Кривоногов, брат другого знаменитого киясовского уроженца – знаменитого художника-баталиста Петра Кривоногова:

«Впечатляющее зрелище осталось в памяти: верхом на лошадях мчались галопом карамаспельгинские молодые удмурты. Здесь на ярмарке торговали мёдом, пряниками, кренделями, конфетами, колбасой, солёной и вяленой рыбой. Продавали ситец, платки, а братья Алексей и Егор из Загуляева привозили гончарные изделия, звонкие с блеском горшки, крынки, корчаги, игрушки. Шла торговля холстом, обувью, хозяйственным инвентарём, с низовьев Волги завозили арбузы, яблоки. Играли на гармошках, пели в хороводах, веселились».

Традиция эта давняя, когда неподалёку от почитаемых святынь возникали ярмарки и базары, может быть, чтобы не об одном расчёте думать в этой жизни. Чуть что, какая беда или нужда духовная – вон он, остров твоего спасения, рядом совсем, плыви!

Сергей Жилин

Использованы материалы ЦГА УР



Архив АВИСвежий номер



Остров души

Храм у дороги

За что бьют вора

В сибирском уезде

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Храм у дороги

За что бьют вора

В сибирском уезде


Все статьи рубрики (14)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru