16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 12 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Поездка на Белую гору

Увидев несколько лет назад фотографии и видеосъёмку Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря, что возник на исходе XIX столетия неподалёку от города Кунгура, я был просто заворожен мощью и строгостью его Крестовоздвиженского собора. Уже тогда очень захотелось поехать в соседний Пермский край ради того, чтобы увидеть это чудо.

ДОРОГА К МЕЧТЕ

Мечты, как известно, сбываются. Прихожане Николаевского храма села Якшур-Бодья собрались в паломническую поездку на Белую гору. Поездка эта для многих из них была далеко не первой - у иных за спиной и Казань, и Раифский монастырь, и Оптина пустынь, и Дивеево, и Соловки... Не в экзотические страны к тёплому морю отправились люди, поехали потрудиться душой (а зачастую и руками), помолиться в святых местах.

Да, конечно, молиться и дома можно, но нигде я не видел такого единения совершенно разных по характеру, образованию, общественному статусу людей, как в таких поездках. Ну встречались до этого на службе в храме, здоровались, а тут и молитва, и дорога, и трапеза у вас общие. И ведь едут не одни лишь воцерковлённые люди, но и те, кто ещё только делает первые шаги к вере: отвлекись от жизненной суеты, смотри, слушай, учись - и будь уверен, что всё тебе расскажут, покажут, посоветуют... Да и батюшка всегда рядом, переживает те же трудности дорожные, что и ты, спит в спальнике на том же полу старинного храма или монастырского корпуса.

Восемь часов неторопливой езды в комфортабельном автобусе: сначала на Воткинск и Чайковский, затем отворот на Осу, а там уж прямая дорога в сторону Кунгура. Не доезжая до этого славного своими пещерами и старинной архитектурой города, прямо у дороги стоит большой крест и указатель, чтобы свернуть направо для желающих попасть в Белогорский монастырь. Будьте уверены, его Крестовоздвиженский собор на вершине горы вы увидите издалека.

И всё-таки народ не случайно даёт имена. Да, конечно, на Белой горе всегда дуют пронизывающие ветра и температура на несколько градусов ниже, нежели у подножья. Как же иначе, ведь высота этой вершины порядка 450 метров! Вот и первый выпавший снег здесь обычно уже не тает. Представьте, как выделяется Белая гора среди буйного осеннего разноцветья окрестных лесов. А ещё белый цвет – символ нравственной чистоты.

Дорога сюда большинству жителей Удмуртии неведома – нам как-то чаще приходится ездить на Казань или Пермь. Знакома также и первая четверть нашего маршрута до Чайковского. А вот за Осой побывал я впервые. Пейзаж здесь значительно меняется, всё-таки мы уже на Урале, так что вскоре привычны становятся горные гряды вдоль трассы.

Но как деревни Удмуртии невыгодно отличаются от соседнего Татарстана, так и местные населённые пункты выглядят порой просто пугающе в сравнении с «ридной Удмуртщиной». Особенно поразил один из них под названием Свобода – упаси Бог от такой свободы с покосившимися домами, зияющими провалами окон! А ведь когда-то и здесь кипела жизнь.

ВЫСОКАЯ ЦЕЛЬ

Прикамье издавна слыло староверским гнездом, собственно и Белогорский монастырь задумывался как своеобразный миссионерский центр по обращению старообрядцев в православную веру. Не случайно церковь так опасалась религиозного раскола, разделившего народ – увы, прозорливость бы эту ещё и светским властям!

Известный пермский миссионер - протоиерей Стефан Луканин - пришёл к мысли, что хорошо бы где-нибудь в самом центре раскольничьих сёл и деревень устроить православный храм или монастырь с богослужениями по точному уставу греко-российской Церкви. И такое место он увидел летом 1890 года в одной из своих поездок по Осинскому уезду Пермской губернии. Вот как описывал свои впечатления сам отец Стефан:

«Так как это было 8-го июня, когда ночей нет, то мы и отправились к Белой горе в 10 часов вечера. Дороги почти не существовало, и в переходах через болота и ручьи мы провели более 3-х часов, так что прибыли к вершине около 2-х часов утра... Дивная местность и очаровательный вид с нея на все четыре стороны света до того поразили меня, что привели в какое-то особое вдохновение, и я, будучи точно вне себя, только упрашивал товарищей: «Принесите топор, срубим дерево, сделаем крест и поставим его на сие место, ибо место это непростое и его нужно посвятить достойной и высокой цели...»

Конечно, монастырь на Белой горе появился далеко не сразу. В следующем 1891 году на вершине был установлен самый первый, пока ещё деревянный Царский крест в память о спасении наследника престола и будущего императора Николая II во время покушения на него в поездке по Японии. Установка этого креста - одно из знаковых событий в истории обители, не случайно новому монастырю будет дано имя Свято-Николаевский, а главный его храм назовут Крестовоздвиженским.

Пройдёт ещё два года, и на Белой горе освятят место под строительство первого храма в память чудесного спасения наследника престола – сам Владыка епископ Пермский и Соликамский Пётр приехал для этого. И были такие чудесные знаменья, что не одно раскольничье сердце пришло в смущение: какая же вера истинная? Среди тех, кто стоял у зарождения Белогорского монастыря, были и сами недавние старообрядцы.

ОБРЕТЕНИЕ ВЕРЫ

Эвон, в десятке вёрст от подножия Белой горы расположен бывший Юго-Кнауфский завод, давно переименованный в честь одного из большевистских вождей – Калинино. Основанный заводчиками Осокиными в 1731 году на речке Юг медеплавильный завод постепенно захирел, отошёл в казну, а затем был передан московскому купцу А. А. Кнауфу. Производство меди вскоре и вовсе прекратилось, но поселение не зачахло – предприимчивые староверы активно осваивали ремёсла, организовывали небольшие предприятия, выгодно торговали. В этом небедном месте и родился в 1858 году один из будущих ревнителей старой веры - Василий Ефимович Коноплёв.

Человек этот был незаурядных дарований, много путешествовал, общался со столпами староверия, ибо жаждала душа его Божественной истины и правды. Может, потому и стал он одним из признанных авторитетов для местных крестьян-раскольников. Подумывал Василий Ефимович на старости лет уйти на покой в какую-нибудь староверскую обитель, но сомнения в истинности избранной веры не оставляли его:

«О господи, покажи мне чудо, разреши мои сомнения и недоумения: ежели Церковь Восточная и Российская за обрядовые применения не лишилась благодатных даров, то во время торжества российского духовенства на Белой горе в самое их молебствие пошли, Господи, дождь обильный на землю в такое знойное время...»

Да и другие старообрядцы мыслили так же, решив испытать силу молитвы преосвященного Петра, епископа Пермского и Соликамского: будет дождь благодатный в такую великую сушь – оставим раскол!

Ну, не должно быть дождю по всем приметам, а он внезапно полил, как из ведра. И уже осенью по просьбе местных крестьян на Белой горе отслужили благодарственный молебен по случаю обильного урожая. Но ещё больше порадовал урожай другой – из душ человеческих, обратившихся из раскола в православие. Одним из них был и Василий Коноплёв, о чём сообщала губернская пресса, как об одном из важнейших событий:

«В воскресенье, 17 октября 1893 года, в Пермском кафедральном соборе Преосвященным Петром совершено присоединение к православию одного из видных на Урале деятелей раскола и последователя австрийской иерархии в частности, жителя Юго-Кнауфского завода В. Е. Коноплёва, восприемником которого при совершении таинства миропомазания изволил быть г. начальник Пермской губернии П. Г. Погодин».

Пройдёт ещё несколько месяцев, и Василий Коноплёв примет монашеский постриг с наречением его именем Варлаам. Роль этого человека в возведении Белогорской обители переоценить невозможно – не зря же в 1910 году игумен Белогорского монастыря Варлаам возведён в сан архимандрита.

ЦЕНТР ДУШИ

Новая обитель быстро прирастала людьми, появились первые храмы, службы в которых по-прежнему вызывали жгучее любопытство окрестных староверов. По нраву им пришёлся и строгий монастырский устав, заведённый отцом Варлаамом. В 1902 году поблизости от монастыря было освящено место под строительство Серафимо-Алексеевского скита. Учреждение старчества стало несомненным свидетельством духовного взлёта новой обители.

На Белую гору поклониться местным святыням стремилось множество людей, которым по нраву пришёлся и заведённый здесь строгий устав – до 70 тысяч паломников в год принимал монастырь. В народном сознании горы, вершины вообще изначально связаны с духовно значимыми событиями. Не зря же именно Белогорский монастырь прозвали Уральским Афоном.

Труд и молитва, молитва и труд... Разрасталось хозяйство обители: появились множество мастерских, мельница, лесопилка, богатейшая библиотека, собственная аптека... Не случайно на Белогорский монастырь оказалась сориентирована не только духовная, но и хозяйственная жизнь всей ближайшей округи.

Вершиной белогорского храмового зодчества стал Крестовоздвиженский собор, освящённый перед самым началом безбожной эпохи в июне 1917 года – строили его пятнадцать лет. За десятки вёрст видно было этот храм. Сердце замирает, когда смотришь на фотографии советского времени и видишь, до чего довели это уникальное храмовое здание при безбожной власти.

Может, потому на Белой горе и крушили православную веру с особым тщанием, что многое здесь напоминало большевикам не только о царстве Небесном, но и земном: Царский крест, Иверский храм, построенный в честь коронования государя Николая II и государыни Александры Фёдоровны, Серафимо-Алексеевский скит, названный в память рождения наследника престола царевича Алексея, приезд на Белую гору в 1914 году Великой княгини Елизаветы Фёдоровны – духовным её наставником стал игумен скита Серафим (Кузнецов)... Кстати, именно архимандрит Варлаам с игуменом Серафимом были удостоены чести царского приёма в декабре 1910 года. Николай II вообще проявил к судьбе монастыря, затерянного в пермских лесах, большую заинтересованность.

(Окончание следует)

Сергей Жилин

Использованы материалы О. А. Федорущенко



Архив АВИСвежий номер



Поездка на Белую гору

Мое открытие Скандинавии

Дневник «чайников» на Пистойоки (Продолжение)

Дневник «чайников» на Пистойоки

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Мое открытие Скандинавии

Дневник «чайников» на Пистойоки (Продолжение)

Дневник «чайников» на Пистойоки


Все статьи рубрики (22)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru