16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Ближний свет

Эта поездка стала одним из самых светлых и радостных событий жаркого лета. Случайно прочитанное в районной газете объявление сообщало о том, что Якшур-Бодьинский Свято-Никольский приход набирает паломническую группу для поездки по святым местам Татарстана. Мы-то грешным делом считаем таковыми далекие от Удмуртии Соловки или Валаам, Киево-Печерскую или Троице-Сергиеву Лавры... А тут под самым боком, всего-то 3-4 часа на автомобиле!

Впрочем, мы ехали подольше, не торопясь, делая продолжительные остановки – треть группы составляли дети, да и саму поездку приурочили к окончанию учебного года в Воскресной школе. А вообще возраст паломников был самый разнообразный.

ПАЛОМНИК – МОЛИТВЕННИК, А НЕ ТУРИСТ!

Паломничество, конечно, не имеет никакого отношения к обычной туристической поездке. Прежде всего это труд и молитва – именно об этом и предупреждал нас на общем собрании руководитель группы протоиерей Алексий Спасский, настоятель Свято-Никольского храма в селе Якшур-Бодья.

Кроме того, и условия проживания были вполне спартанскими: ночь в автобусе, а две ночи предстояло провести на полу монастырских храмов, так что пришлось брать с собой туристические коврики и минимум спальных принадлежностей.

Насчет питания тоже было сказано особо: где-то покормят в трапезной монастыря, а где-то придется обойтись сухим пайком или легким перекусом в придорожном кафе. Забегая вперед, скажу, что более теплого и гостеприимного отношения, как в монастырях, я и не встречал. Смирение и аскеза, молитвенное послушание ничуть не мешали насельникам встречать со светлой радостью и нас, грешных. А уж вкуснее монастырской пищи, пусть даже в пост, и едать не приходилось! Великое дело – молитва, даже перед готовкой обычной гречневой или ячневой каши с лучком. Ну и, само собой, за стол без молитвы – ни-ни!

К сожалению, ни в коем случае не считаю себя человеком воцерковленным, так – околоцерковный, но, ей-Богу, как мне не хватало этой предобеденной молитвы в первые дни после поездки! Даже сейчас ловлю себя на том, что, сев за стол, норовлю сказать хотя бы: «С Богом!»

И как завидовал я, выросший в атеистические времена, детям из Воскресной школы, для которых знание молитв, церковная служба, исповедь и святое причастие стали нормой жизни! А в остальном дети как дети! Ну, может, читают побольше, песни хорошие знают, но ведь и «Вконтакте» также торчат, и эсэмэски друг другу шлют...

Именно это и стало лейтмотивом поездки – дети. Да, конечно, это паломническая поездка, но ведь у детей каникулы – и в обычной, и в Воскресной школе. Да, церковные службы, но ведь ребятишкам и на мир поглядеть хочется, и подвигаться, и пошуметь, поиграть, попеть... А потому по благословению отца Алексия в поездку были взяты и мяч, и бадминтон, и даже рыболовные снасти. И уху, кстати, сварили - на острове Свияжск.

КАЗАНЬ

Ах, «Казань, Казань – татарская столица», как говаривал поэт. Для человека российского ты еще и один из оплотов православия. Последняя стоянка перед Казанью - с небольшим отдыхом и переодеванием после ночи в автобусе, и вот город уже приоткрыл свое полувосточное-полузападное лицо.

Давно обжитая еще в прошлые приезды Казань с утра кажется чужой и неведомой. Но вот и знакомые места пошли. Наша первая остановка у Арского кладбища – самого известного в Казани. Мы и были-то там, наверное, полчаса, но храм Ярославских Чудотворцев свой след в наших душах, несомненно, оставил. И дело не только в том, что третий век ему идет, а были среди них и такие атеистические годы, что лишь здесь и шли церковные службы. В этой небольшой кладбищенской церквушке смогли сохранить от безбожников поистине великие святыни Казанского края из уже разоренных монастырей и храмов.

Немного у нас было времени, но мы приложились к особо почитаемой иконе Божьей Матери Казанской и мощам святителя Гурия – самого первого, еще во времена Ивана Грозного Владыки Казанской епархии. Кстати, основанное в 1867 году братство святителя Гурия вело миссионерскую работу и в удмуртских приходах. Одним из основателей этого братства стал просветитель и ученый, директор Казанской инородческой учительской семинарии Н. И. Ильминский, столь много сделавший для самых разных народов, в том числе удмуртов. Надгробие его могилы совсем рядом с входом в церковь.

Последний взгляд на старейшее в Казани Арское кладбище, и мы отправляемся в Зилантов монастырь. Мифологический дракон Зилант отображен и в гербе города. На Зилантовой горе находится одна из старейших монастырских обителей Казани, основанная еще Иваном Грозным.

Находился монастырь поначалу в другом месте – там, где когда-то стояла царская палатка и походная церковь, где затем были похоронены русские воины, убитые в битве за Казань. Однако через несколько лет разлив Волги подмыл монастырские стены, вот обитель и перенесли на ближайшую гору.

В атеистическое время почти весь дивный архитектурный ансамбль Зилантова монастыря, за исключение Всехсвятской церкви и настоятельского корпуса, был уничтожен. Былое его великолепие сейчас медленно восстанавливается, но ведь уже никак не восстановить разоренные могилы монастырского кладбища. И мы тоже склонили свои головы у Поклонного креста, поминая всех, кто лежит в этой святой земле.

Уже после службы в монастырском храме, обеда в трапезной и экскурсии мы отправились в церковную лавку и уж там-то отвели душу – такого богатого выбора духовных, исторических, философских, художественных книг и фильмов давно я не видел.

А потом мы отправились в сторону центра города, ближе к Кремлю. И поразил нас своей необычной красотой кафедральный Петропавловский собор Казани и его история, рассказанная экскурсоводом Александром Хохловым, давно работающим с паломниками. Дивные орнаменты соборных стен и улицу Баумана, открывшуюся с высокой площадки перед входом в храм, постарались запечатлеть на свои фотоаппараты буквально все.

В паломнической поездке никакое личное «хочу-не хочу» недопустимо, а потому мы с женой попросили у отца Алексия благословения на то, чтобы пропустить экскурсию по Казанскому кремлю – уж очень нам надо было повидать старую знакомую, у которой совсем недавно умер отец - ветеран войны. Договорились, что встретимся с группой у Казанско-Богородицкого монастыря.

История этой обители неразрывно связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Надо ли говорить, что икона эта среди православных одна из почитаемых! Да и само название города в сознании верующих неразрывно связано с этим образом. Пятый век пошел с тех пор, как девочка Марфа Онучина обнаружила икону Богородицы на месте сгоревшего дома, а чудо продолжается. Множество списков этого образа явили их не одно, не два... Достаточно сказать, что икона эта была и в ополчении Минина и Пожарского.

Казанско-Богородицкий монастырь нынче одна из самых посещаемых святынь города. А пять лет назад эту обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, передавший чудотворный «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери, к которой приложились и наши паломники.

А потом автобус высадил паломников на улице Баумана и у нас было свободное время в Казани. Признаемся честно, с водителями нам повезло – они не отделялись от паломников, всячески стараясь войти в положение и помочь при нужде.

РАИФСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Эта обитель находится в Зеленодольском районе Татарстана, всего-то в 30 км от Казани. Монастырь давно стал признанным центром православного паломничества. К Святому источнику, освященному еще Патриархом Алексием II, с утра до позднего вечера тянутся люди. Почти каждый из приезжих норовит бросить монетку в бьющий на монастырской площади фонтан – чтобы еще когда-нибудь вернуться.

Мы приехали к вечеру, и сразу после ужина с ребятами начали таскать матрацы со второго этажа старого храма, в котором и предстоял нам ночлег. Но отдыхать мало кто остался – столько все слышали о Раифском монастыре, что многое хотелось увидеть своими глазами.

Приятно поразила обустроенность места: гостиница для паломников, вполне приличный туалет, сувенирные киоски и кафе – но все это вне стен обители, как раз в ней-то коммерческий дух не чувствуется. Кстати, на витринах кафе не встретить ни пива, ни сигарет. Зато чуть ли не на каждом шагу необычные скульптуры, а чаша маленького фонтана на берегу озера кажется сделанной из стекла – настолько она гладкая.

Раифский монастырь находится в благословенном месте – тут и природный заповедник, и зверье непуганое, и богатое рыбой глубокое озеро, и дивный воздух. А уж вид с воды открывается такой, что дух захватывает. Наверное, каждому из нас, и особенно детям, на всю жизнь запомнится та лодочная прогулка под стенами Раифской обители.

Четыре сотни лет назад основал ее инок Филарет, скульптурное изображение которого сегодня встречает каждого входящего в монастырь. За прошедшие века обитель знала и падения, и взлеты: огонь уничтожал деревянные храмы, бывало, братия скиталась Христовым именем, но снова возрождался к жизни монастырь, тянулись к нему души человеческие – и всех он обогревал своим теплом, дарил свет Небесный.

Вот только горечь давних событий в Раифе, что неподалеку от Синая, когда от рук варваров приняли мученическую смерть христиане, отозвалась и в новейшей истории обители на берегу Сумского озера. О прошлом и сегодняшнем дне монастыря, о мучениках-монахах, расстрелянных и сосланных в лагеря, рассказывал нам во время экскурсии отец Владимир, кстати, наш земляк и выпускник УдГУ.

Но не одни экскурсии да катания на лодочках были у нас в Раифе. Как же в монастыре без молитвы и служб! Поклонились мы и местной особо чтимой святыне – Грузинской иконе Божией Матери. И с благословением отправились в Свияжск, а кое-кто не удержался и (совсем как турист) бросил монетку в фонтан, чтобы еще когда-нибудь вернуться в Раифу. Признаюсь, что это был я.

СВИЯЖСК

До недавнего времени Свияжск был островом. Сегодня к нему ведет насыпная дорога, так что вполне можно доехать на автобусе, что мы и сделали. Некогда уездный город с обилием монастырей и храмов в ХХ веке пришел в запустение, став обычным селом. О прошлом на месте порушенных церквей напоминают теперь памятные кресты. Но уже возрождается к жизни монастырь, принята и программа возрождения града-острова Свияжска.

Даже по тому, что чудом сохранилось, можно представить прежние духовные богатства здешних обителей. Нам довелось ночевать в храме, носящем имя Преподобного Сергия Радонежского. Именно в нем хранятся ныне мощи первого основателя Успенского монастыря святителя Германа. В память двух этих православных святых отец Алексий провел службу. И никогда прежде не чувствовал я себя таким защищенным, как в эту ночь, когда покой незваных гостей оберегали сами Сергий и Герман.

И были просторы Волги и Свияги, и прогулка по острову, и любование старыми свияжскими домами, и рыбалка, и беседы с нашими славными бабушками, и дивные монастырские фрески, и настежь открытые двери просушиваемых храмов, и погружение в историю святого места, и молитвы, молитвы – которые были совсем не в тягость, потому как шли от сердца.

И снова горечь оседала на сердце от старых фотографий взорванных, обезображенных храмов, от перечня замученных и расстрелянных священнослужителей. Именно в Свияжске был зверски убит последний настоятель Успенско-Богородицкого монастыря Амвросий (Гудко), прежде служивший Сарапульским епископом. Десять лет назад он был прославлен в лике Собора новомучеников и исповедников Российских. И мощи святителя Германа были вскрыты в 1923 году – но где те святотатцы, а Герман все с нами.

СЕДМИЕЗЕРЬЕ

Если Раифский монастырь и Свияжск, по сути, под боком у Казани, то до села Семиозёрки подале будет. Датой основания Седмиезерной Богородичной пустыни считается 1613 год. Уединенное это место для молитвенной жизни выбрал схимонах Евфимий.

Сколько их, прославленных и никому уже неизвестных иноков, послушников прошло за четыре века через эту обитель! Сколько чудес совершилось в этих стенах и у Святых источников – ближнего и дальнего! Одно из них, связанное с местной святыней – чудотворной иконой Божией Матери Смоленской-Седмиезерной, описал даже пролетарский писатель Горький.

Любой монастырь силен молитвой, а молитвенников страстных и искренних в Седмиезерской пустыни всегда хватало. Об этом думалось, слушая рассказы о первоустроителе обители схимонахе Евфимии, о преподобном старце схиархимандрите Гаврииле - духовном наставнике Великой княгини Елизаветы Федоровны, об игумене Александре, до конца дней своих несшем тайный подвиг исповедничества и пастырства, о крестном пути схииеродиакона Антония...

Трижды поднимались местные жители на защиту монастыря, но даже возмущенному народу не удалось отстоять обитель от «народной власти». Страшно смотреть на монастырском дворе на курган, поросший травой, в котором угадывается взорванный храм. А ведь колокольня Седмиезерской пустыни, по воспоминаниям, была чуть ли не в два раза выше Раифской.

Но даже в безбожное время тайное паломничество к святому месту, к разоренному храму, к оскверненной могиле старца Гавриила не оскудевало. И Святые источники, как ни старались испоганить керосином, несли свою чистую воду, и «грядки» матушки Анисьи, странное дело, не удавалось стереть тракторам.

Сегодня в Седмиезерье сохранился лишь один храм, но монастырь снова возродился к жизни. Кстати, среди братии и трудников встретились нам и земляки. Народ тянется поклониться святому месту, помолиться у чудотворной Седмиезерной иконы Божией Матери, приложиться к мощам святого преподобного старца Гавриила, спасенным от поругания последним из оставшихся в живых иеросхимонахом Серафимом – и это ли не чудо!

Удивительное и вправду оказалось совсем рядом. Конечно, из-за объема газетных материалов возможно передать лишь самые поверхностные впечатления – от древних монастырей, встреч с людьми, удивительных открытий прошлого. Казалось бы – было и прошло! Ничего подобного! Видел я, с каким вниманием слушали и смотрели дети, впитывая в свои души свет этого прошлого. И мне кажется, он никогда уже не погаснет. Наверное, таких детей еще очень немного, но они уже есть и скоро станут взрослыми – лучше, а главное, чище, нежели мы.

Сергей Жилин



Архив АВИСвежий номер



Ближний свет

Мое открытие Скандинавии

Дневник «чайников» на Пистойоки (Продолжение)

Дневник «чайников» на Пистойоки

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Мое открытие Скандинавии

Дневник «чайников» на Пистойоки (Продолжение)

Дневник «чайников» на Пистойоки


Все статьи рубрики (22)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru