16+

Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии

Места распространения

Дневник «чайников» на Пистойоки

Надежда Шкляева

ПРОЛОГ. 26-28 ИЮЛЯ 2008 г.

Поезд «Ижевск-Москва», трогательное прощание с Олей и Олегом, и вот уже назад дороги нет. Теперь – только вперед и с песней.

Еще вчера – да и сегодня – судорожные сборы, гонки по магазинам, закупка всего необходимого в поход. Детективная история с веревкой, которую купили в «Эдельвейсе», принесли домой – и потеряли… Уже в поезде обнаружили, что забыли термос (для меня это просто трагедия, потому что Лена красной нитью через все свои рассказы о походах по Карелии вела мысль о мокрой жопе, а я - абсолютная мерзлячка, и забыть термос для меня означало «все пропало»). Кроме термоса, забыли еще и компас, но это, по-моему, не так страшно – река вынесет, да и инструктор должен знать, куда нас вести…

В поезде Марина взяла гитару…

На наш «огонек» вскоре потянулись гости – ребята из Москвы, были в Ижевске на соревнованиях по биатлону. Теплая наша компания чуть было не подверглась досмотру поездной бригады милиции, прочесывавшей вагоны в поисках безобразий. На вопрос, есть ли у нас водка, они получили дружный отрицательный ответ, явно свидетельствующий об обратном… Не поверили, конечно. «Буду искать – найду!» - пригрозил страж порядка. На что Лена храбро заявила: «Ищите! Водки у нас нет!» То ли она была более убедительна, чем мы все, вместе взятые, то ли компания наша не выглядела очень уж потенциально «безобразия нарушать» способной, то ли им было просто лень, но обыск учинять они не стали – уф-ф-ф!

Лена по своему обыкновению стала создавать идеологию похода, а для начала – распределять роли. Юра тут же был назван НЕСОЗНАНКОЙ, или БЕСПАМЯТСТВОМ похода, сама Лена – соответственно ПАМЯТЬЮ, а по совместительству - и СОВЕСТЬЮ похода. Сергей стал НОМЕНКЛАТУРОЙ похода, Наташа – МУЗОЙ, а Миша – СИЛОЙ похода, меня определили УДАРЕНИЕМ похода, а Марину - просто КАПИТАНОМ или ГЕНЕРАЛИССИМУСОМ.

Лодки тоже зовутся ласково. У Лены и Марины – МАФУСАИЛ (или еще ласковее - МУФИК), у Юры и Сережи – ИЗОЛЬДА, Миша с Наташей решили поменять имя лодки и вместо банальной ФЛЕШКИ назвать ее без ложной скромности BMW или БУМЕР. Мы с Олегом, чтобы наш любимый пес был с нами хотя бы виртуально, назвали свою будущую лодку РЕДЖИНАЛЬД, а по совместительству ВЕСЕЛЫЙ РОДЖЕР.

Словом, в паровозе до Москвы было весело.

Как только выгрузились со всем нашим скарбом в Москве, к нам стали приставать носильщики, начав продавать свои услуги со 100 рублей за место (у нас их было 16!), в конце торговли сбавив цену вдвое, но мы и не думали им платить. Весело взяли свои «клеточки» - челноковское хозяйство – и мелкими «перебежками» перетащили багаж с Казанского на Ленинградский вокзал. Поезд на Мурманск отходил в 01.30, а это означало почти 15 часов ожидания.

Но у меня день обещал быть нескучным – намечалась встреча с одногруппницами – Хакимкой, Хасанкой и Закурдайчиком. И она состоялась! Мы не виделись 17 лет и мне было, честно говоря, немного не по себе – как-то мы встретимся, как-то все будет… Минут пятнадцать у памятника Пушкину показались очень долгими. Но, увидев Ленку Закурдаеву (она приехала первая), я поняла, что идея встретиться была не так уж плоха. Посидели с девчонками в кафешке, потрепались от души, повспоминали казанскую нашу юность, поделились, кто чем жив сейчас…

Ну а после Москвы был день рожденья Лены. Погрузившись в вагон ночью, все отрубились, а утром первой проснулась, конечно, Марина. До нашего пробуждения она успела переделать кучу дел и даже помыла голову в паровозном унитазе. Потом мы, еще не проснувшись, стали хихикать, постепенно переходя на сдержанное ржание, оттого что в полной тишине (если не считать стука колес) раздавалось громкое и аппетитное «хрум-хрум-хрум» завтракающей Марины. Таки она нас разбудила!.. Лену первой в моей озвучке поздравила Оля, приложив к сборнику Пастернака семейную фотографию с Олегом и рыбьей массовкой. Потом я лежала на верхней полке, подпевала нашей дружной компании, пропускала и ловила «мячики» и «полумячики», - в общем, славно проводила время.

А утром мы приехали.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. 29 ИЮЛЯ

Станция Лоухи. 6 часов утра. Нас встречает инструктор Олег (чтобы не было путаницы со Шкляевым, далее – просто командир) и группа москвичей. Грузимся в хорошо пожившую «Газель» и отправляемся на реку. Четыре мучительных часа по стиральным доскам карельских дорог, на которых камни растут даже сквозь асфальт, вынимают душу… В машину сквозь большие щели забивается пыль, она уже везде – во рту, носу, одежда побелела от пыли… Если бы не «Живаго» в наушниках, дорога стала бы непереносимой.

Но все имеет свой конец – и мы все же приехали. Разрушенный мост… Отсюда мы и начнем наш сплав.

Другая группа неподалеку собирает катамараны. Командир торопит нас, нужно быстро выйти и пройти несколько порогов до Падуна, чтобы занять хорошую стоянку - там будет первая дневка. Голодные, но в темпе накачиваем лодки, пакуем шмотки в гермы, распределяем общий груз – жратву и баню – по экипажам.

Первый порог – уже через 100 метров! Мне неудобно сидеть: ноги вытянуты, а упереться не во что. Хорошо хоть, за спиной есть опора – наши гермомешки. Олег сидит вообще высоко, ноги согнуты, скоро они затекут… Что-то будет?

100 метров по спокойной воде кончаются очень быстро, и вот уже первый порог – САКАЛ. Перед ним выслушиваем короткий инструктаж. Смотреть пороги командир отказывается, выстраивает байдарки в очередь, кто за кем будет проходить. Мы идем третьими за еще одним «Скаутом» (всего их в команде три), затем следуют все наши на своих родных «Щуках», а замыкает катамаран с ребятами-москвичами. Двое старших москвичей – Николай со Славой – тоже идут на «Скауте».

Мне страшновато: что делать, пока непонятно, Олег учится управлять РЕДЖИНАЛЬДОМ, а я, похоже, ему не помогаю, а пока только мешаю…

Мы стараемся входить в порог так же, как командир и Коля со Славой, поскольку они, кажется, тоже опытные водники.

Ух ты! Мы прошли! Немного воды залилось в лодку, но я практически сухая, меня распирают эмоции: сбылась мечта идиотов, мы действительно в Карелии и действительно идем в настоящий сплав! И все это происходит со мной!

Второй и третий пороги – ЗАХАР и ЗМЕИНЫЙ - следуют один за другим с совсем небольшими переходами между ними, и мы с Олегом снова справляемся со всеми бочками и шиверами успешно. Я до сих пор почти сухая, мне одновременно и страшно, и весело!

МАФУСАИЛ Лены с Мариной подспускает, они пристают к берегу и подкачивают его – и это при том, что перед выходом им в срочном порядке пришлось менять баллон…

Четвертый и последний порог первого дня – СОЛЕНЫЙ. Длинный и самый, как оказалось, коварный. В первой же бочке меня накрыло волной, на крике нахлебалась вкусной карельской водички! Олежка командует, когда грести и каким веслом. В начале порога сели на камень – но быстро слезли с него, - с берега нам в этот момент даже поаплодировали зрители из другой команды, осматривавшей порог посуху.

Дальше идем по струе, видим: впереди в воде около камня стоит парень (из той самой команды) – и семафорит нам, как идти между камнями – и вот нас выносит через мощные валы и уже почти в конце снова накрывает с головой! Кричу! На мне не осталось сухого места! Только ноги в галошах, кажется, еще наполовину сухие. Адреналин зашкаливает!

Тремя лодками стоим внизу, ждем наших. Вот проходит ИЗОЛЬДА, остальных нет…

В этом пороге кильнулись БУМЕР и МАФУСАИЛ. Командир, поняв, что задержка неспроста, говорит: «У меня еще не было такого, чтобы в первый день никто не кильнулся. С почином нас!» Миха с Натахой выбрались относительно быстро, вот и они уже внизу, а Лену с Мариной пришлось подождать – хорошо, ребята с замыкающего катамарана помогли девчонкам. Наконец, показываются и они – все в сборе! У Лены стучат зубы, их обоих просто колотит! Страшно!

Мы с Олегом впадаем в легкую эйфорию и несмотря на холод и предсказанную МОКРУЮ-таки ЖОПУ (а зачем еще мы сюда приехали?!!) – счастливы!!!

Командир с Оксанкой уходят вперед – взглянуть, не занята ли стоянка перед ПАДУНОМ. Это следующий порог, один из самых крутых на реке. На нем, обещает инструктор, мы завтра будем КАТАТЬСЯ и учиться… Стоянка свободна, чалимся… Дрожим… Скорее-скорее – надеть сухие трусы!!!

По кругу уже идет «мяч» и мы не разговариваем, а кричим, потому что невозможно удержать эмоции! Вот и состоялось наше «крещение»! Супер! Мы монстры!

Согревшись и немного успокоившись, идем все вместе купаться голышом, смываем с себя вагонную грязь… Снова орем, как шальные, совсем не обращая внимания на остальную команду, которая отводит глаза…

Вечером – ужин, знакомство с командой, ходим смотреть Падун - трепещем от священного ужаса! Пытаемся рыбачить… Погода просто шепчет…

ДЕНЬ ВТОРОЙ. 30 ИЮЛЯ

Сегодня у нас дневка. Расслабуха и дуракаваляние. Впрочем, МАФУСАИЛ не собирается оставлять девок в покое, он хочет, чтобы за ним ухаживали, холили его. Уже с утра они меняют баллоны, а через несколько часов один из «гондонов» снова становится вялым… И все по новой! Один вынимается и клеится, другой заталкивается и накачивается… Это кажется уже не смешно…

Впрочем, между упражнениями с МУФИКОМ мы кидаем «мяч», поем песни, купаемся, катаемся с ИЗОЛЬДЫ, перевернутой кверху брюшком, как в аквапарке, ходим смотреть, как на Падуне катаются наши мальчики и другие команды - на катамаранах и рафтах.

Олег тоже прокатился матросом с Юрой. Их прижало к камню на правом берегу, но прошли нормально. Хапнул адреналина и ощущениями со мной не делится, говорит, что «об этом нельзя рассказать, это надо почувствовать». Счастлив…

Погода нас просто балует, а мы так боялись холодов и дождей, так их не хотели! Впрочем, говорить «гоп» рановато, сегодня только второй день, и пусть погодка еще пошепчет…

Вечером мы уехали на рыбалку на двух лодках – Марина с Леной и мы – и наловили целую кучу рыбы, причем мне везло больше всех (наверно, как новичку), зато Марина напоследок поймала отличного, граммов на 500 язя. Вернувшись, жарили рыбу на барбекю, а большую часть оставили для утренней ухи.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. 31 ИЮЛЯ

Утром нас разбудили капли дождя по палатке. Олег махом вывернулся из теплого спальника убирать вещи, развешанные для просушки, а мне стало так тоскливо – нахвалили вчера погоду… Потом он надел дождевик и ушел помогать Лене с Мариной натягивать тент над костром, разводить огонь – девчонки сегодня дежурные. Я осталась досыпать под шум дождя, который усилился. Где-то через полчаса стало тихо и я решила, что пора тоже выползать, попить кофейку. У костра Марина сообщила, что мы теперь дежурим с ними, а не так, как договаривались раньше. Отлично! Марина с Леной опытные туристки, а значит, нам будет гораздо проще.

Когда команда позавтракала свежей ухой, начались сборы и переход через Падун.

Олег с Мишей прошел практически идеально, причем капитаном, такой молодец. На «Скауте» кильнулись Николай со Славой, их протащило по камням, здорово ободрали руки-ноги, порвали штаны…

Команда БУМЕРА тоже оказалась под лодкой, но как-то более удачно...

Юра с Сергеем прошли на ИЗОЛЬДЕ нормально, а вот МАФУСАИЛ их подвел и показал брюхо. Мужиков далеко протащило течением, пока смогли зацепиться за камни, потом, держась за спасконец, вылезли на берег - у Комлева глаза были на стебельках, я снимала на серийную съемку, видела.

Мы с девчонками в порог не пошли. Все вещи обнесли по берегу. Впереди был длинный переход.

…Продолжаю летопись нашего похода спустя два дня. За это время много воды утекло – причем в буквальном смысле слова. Весь день, когда мы ушли с Падуна, лил дождь, а мы гребли и гребли. Мокрые до нитки, все гребли и гребли… Казалось, конца этому не будет. И уже не верилось, что вчера был такой теплый и солнечный день. 18 километров под дождем – это очень весело…

Оказывается, когда ты в лодке и надо идти, то все остальное не имеет значения. Никто не жалуется - все в равных условиях и никто тебе ничем не поможет. Мы шли последними – потому что грести быстро и слаженно еще не умеем, а впереди уже никого не видно, только пелена дождя. Кто бы видел это со стороны: чтобы как-то себя подбодрить, я давай петь песни - громко, как можно громче! А Олежка даже подпевал! Когда гребешь, хоть ты и весь мокрый, не мерзнешь… На мне была только футболка, тонкие спортивные штаны и дождевик (который все-таки постепенно промок). А вот когда опускаешь весло, чтобы перевести дух, начинает колотить крупной дрожью, зубы стучат, натурально!

И несмотря на такую ЖОПУ, вокруг красиво! Мрачный пейзаж: бескрайние озера, дикие, безлюдные берега, дождь стеной, - мне самой не верится, но мне это нравилось! Впору было закричать - не знаю, кому - небу, наверное: я не боюсь, еще, давай еще!

И мы, конечно, дошли, и встали на стоянку. Прошли два озера – МАНДУЯРВИ и ХИРВАСЪЯРВИ и между ними порог – МЕЖОЗЕРНЫЙ. Сушиться в этот день не было смысла, но мы все равно все мокрое развесили на веревку между елок… Ко всем прочим испытаниям в этот день мы еще и дежурными были. Марина на берегу сразу стала раздавать бутерброды с консервированной рыбой. Волшебная «вода» с оттопыркой (по Маринкиным словам, в энтой оттопырке – «шнашнадцать ягод», настоянных на чистейшем спирте) тоже согревала… Переоделись в сухое, подкрепились – и жизнь снова раскрасилась… На ужин приготовили макароны с тушенкой. Снова и очень душевно (совместные переживания сближают!), уже вместе с москвичами пели песни у костра. Назавтра вновь был переход.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. 1 АВГУСТА

На завтрак командир попросил сварить рисовую кашу с изюмом. Сварили. Попутно сушили шмотки у огня – сами они сохнуть никак не хотели…

Сборы. Погрузка в лодки. Олег старался сегодня усадить меня удобнее, чем вчера, но получилось наоборот – очень высоко, было просто страшно так сидеть. И хотя мы упаковались одни из первых, уходили опять предпоследними. Сколько я ни старалась угнездиться, ничего не выходило – лодка забита так плотно, я даже сдвинуть ничего не могла. В конце концов я просто расплакалась от бессилия. А может, это вчерашний напряг еще давал о себе знать… Тогда Олежка меня пожалел и перепаковал вещи. В результате сам сидел очень высоко…

Дождя не было. Ветер попутный. Иногда проглядывало солнце. Сложных порогов тоже не ожидалось. Наш путь лежал через озера, в том числе через самое большое – ПИСТАЯРВИ.

Если бы ветер был встречный, сказал командир, мы бы угреблись. А еще он сказал, что у него на Пистаярви еще не бывало попутного ветра! Значит, нам крупно свезло! Но, честно говоря, к концу перехода болело уже все - плечи, руки, спина! К тому же начался насморк (кстати, не только у меня), заболело горло… В общем, вымотались все жутко! Зато стоянка на высоком берегу Пистаярви оказалась такой красивой!

Дежурные сварили борщ, мы поставили палатки и я ушла отдыхать (чувствовала себя отвратительно), а Олег, Марина, Лена и Юра – ушли рыбачить и наловили гору окуней (Олежка поймал для меня самого большого) и белой рыбы.

Ночью все мучились соплями (Лена утром сказала, что и у них вся палатка завалена клочками туалетной бумаги) – такого дикого насморка я и не вспомню. Вернувшись с рыбалки, Олег заварил мне терафлю, я наконец согрелась и уснула.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ – ДЕНЬ ШЕСТОЙ. 2-3 АВГУСТА

К счастью, здесь у нас две дневки подряд. Можно восстановить силы и здоровье. Погода вроде налаживается, хотя дождик нет-нет, да и брызнет, а то прольется скоротечный ливень.

Сушим мокрые шмотки, устраиваем постирушки, а вечером у нас баня. Рыбачили с Олегом и Леной за порогом, на выходе реки из озера. Вернее, они рыбачили, а я фотографировала фантастические камни, сливалась с природой и слушала «Живаго».

…Шесть часов топится туристическая баня в Карелии. Это такая куча камней с дырой посередине, в которую без передышки закладываются дрова. Благо, с ними здесь проблем нет.

Камни постепенно нагреваются, затем над ними устанавливается каркас, обтягивается пленкой. Все – можно греться, мыться, париться. Наломали березовых веников.

В первый пар отправляются мужики. Слышно, как они стонут от наслаждения, а спустя немного времени выпрыгивают оттуда и бегом в воду – с гиканьем и уханьем! Окунаются, намыливаются, недолго плавают – и спешат опять в жаркое нутро.

Так повторяется несколько раз, но поскольку на очереди дамы, они спешат освободить нам чудесную баньку, чтобы и нам хватило жара.

Какой же это действительно кайф – после холода, а к вечеру заметно похолодало, раздеться донага и дать жару, идущему от камней, согреть твои косточки! Мы льем на камни воду и разгоняем пар вениками. Многострадальный нос, распухший от соплей, блаженно втягивает горячий воздух и начинает чувствовать запахи – распаренных березовых листьев и свежеиспеченного хлеба (мы добавили в воду немного пива). Достигнув высокой точки нагрева, выбегаем из бани и тоже окунаемся в озеро, вода просто обжигает, она ледяная!!! Девчонки повторили эту экзекуцию по два-три раза, но меня хватило только на раз… Тем временем проснулись Юра с Сергеем и тоже просятся в баню. Хорошо, что у нее, матушки, на всех хватило жара и неги…

После бани пьем чай с медом и расползаемся по палаткам – нас всех косит простуда. А москвичи зажигают до утра, играя в какие-то дикие игры про обезьян.

...Да, сегодня чуть было не снялся с маршрута Слава – у него обострилась хроническая болезнь. На счастье, мимо нашей стоянки курсировал катер местного рыбака, который привез на озеро финнов. Сначала он доставил к нам финского хирурга, но тот ничем Славе не помог. После этого на том же катере Слава, командир и Петя поехали в поселок на том дальнем берегу, где мы делали остановку и закупались в ларьке пивом, а в деревне – яйцами и молоком. Оттуда они на машине скатались в ближайшую больницу. К счастью, ему там помогли и они вернулись обратно так же, втроем. А мы уже гадали, как пойдем дальше…

На второй день банные процедуры продолжаются. Мы снова дежурим, а потому день проходит быстро и в хлопотах. Полдня жарим блины и очень быстро их съедаем! Маленькая баночка красной икры - НУ ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКАЯ! – хватает каждому на один блин по несколько икринок.

Олег несколько раз уходит на рыбалку в надежде выиграть-таки спор с Ольгой на «Хенесси» (еще в Ижевске, еще в прошлом году они поспорили, что уж в Карелии-то он точно поймает БОЛЬШУЮ рыбу! При этом они даже с весом определились – не меньше 4 кг. Рекорд должен быть задокументирован на фото и подтвержден показаниями очевицев). Пока его попытки поймать такого монстра безуспешны.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. 4 АВГУСТА

С утра солнышко поднимает боевой дух. Завтракаем и выходим.

В наших экипажах – перемена: Марина с Леной теперь в разных лодках. Маринка боится идти капитаном через пороги – а их впереди еще много – и она пересела матросом на «Скаут» к Славе, а Николай стал капитаном на МУФИКЕ.

…Прошли четыре порога. Классно и весело! Первый – СЕМИПОВОРОТНЫЙ. Там реально семь поворотов! Олег сказал мне: «Не греби!» (это моя любимая команда!) и «Считай повороты!» Я считала – получилось семь. У некоторых – до одиннадцати.

Олежка научился рулить так, что мне ничего делать не надо, а когда ему нужна помощь, он кричит: «греби!», «правым!» или «левым!» Никто не кильнулся, все бодрячком, Лена немного повздорила с Колей – оттого что у них разные взгляды на управление «Щукой».

Порог ОДИНОКОЕ ДЕРЕВО. В пылу борьбы дерева-то я и не приметила. Было очень смешно, когда после порога командир объяснил мне, где оно стояло… А просто там река разделяется на два рукава и обходит маленький островок, на котором на камнях и растет то самое ДЕРЕВО. Сосна, что ли?

Порог КУРКИ, по общему мнению (я спросила за ужином, кому он чем запомнился), был не примечателен. До него мы пытались дорожить, но рыба ловиться не хотела – ни большая, ни маленькая, сколько я ни уговаривала ее: «Ловись, рыбка! Ловись, рыбка!» А дерево, которое еще неделю назад, по словам командира (он здесь был совсем недавно, вел другую группу), торчало на пол-реки (мы бы запомнили), уже спилили.

Веселее всех оказался сегодня порог ПЕТУХ.

Задорные такие валы, похожие на петушиный задиристый гребень. Лодка взлетает носом высоко на волну, потом ухает вниз, и снова вверх! Крутые горки, здорово!

Командир с Оксанкой, скатившись на «Скауте», тут же побежали кататься на спасжилетах. То же самое проделали Натаха с Михой и мальчишки-москвичи – Петя и два Лехи, и Татошка.

На пороге стояла другая команда – на катамаранах, каяке и байдарках неизвестного происхождения. Все суперэкипированные. Мы потом смотрели, как они катаются на Петухе – и передом, и боком, и с переворотом ката и каяка…

Олег на петухе поймал одинокого хариуса. Вечером мы его сожрали. Больше, кроме трех мелких сорожек, ничего не поймали.

Засиделись у костра допоздна. Пели матерные частушки и фривольные песенки, долго разговаривали… Наташка с Мишкой, переловив «мячей», всех повеселили. Поздно ночью, когда нас у костра осталось пятеро – Иннокентий (то бишь Леха), Петя с Татошкой, командир и я – Олег рассказывал, как водил группы, вообще об этом бизнесе. Полная халява и исключительно русская отвязность. Турфирма, по большому счету, не отвечает ни за что – ни за здоровье, ни за жизнь туриста. Инструктор тоже ни под чем не подписывается. Мы расписались в какой-то бумажке еще в машине по дороге на реку – оказывается, это была инструкция по технике безопасности. Рассказал, как недавно в группе от их фирмы погиб американец. Глупейшая смерть: поход был уже окончен, команда стояла, ждали машину, вещи собраны… Решили искупаться. Он нырнул – и не выплыл. Когда вытащили, было уже поздно. Спортсмен… Турфирма никому не заплатила ни копейки.

Туристов никто не страхует, связи с большой землей на маршруте нет. Татошка рассказала про какой-то порог на реке Шуе, где стоит табличка о том, что здесь погибли 23 человека, плюс две единичные таблички. И этим табличкам, говорит, уже лет по двадцать. То есть реально погибших еще больше.

Но люди, по их словам, гибнут в основном из-за собственной глупости – идут в пороги без касок, спасжилетов, привязываются к байдаркам (чтобы «не выпасть» - и не выпадают), по пьяни… Не зря наш командир перед Падуном запретил пить. А тем, кто выпил – кататься на нем.

Поговорили и о нашем больном – Славе, который вернулся на маршрут. Поплевали через плечо, что пока с ним вроде все нормально… Утром оказалось, что накаркали!..

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. 5 АВГУСТА

Утром лагерь впервые поднялся по приказу командира: «Подъем!» Сегодня идем до конца маршрута, потому что ночью Славе стало опять плохо. Скорый завтрак, лихорадочные сборы… Соседи смотрели на нас удивленно: куда это мы так торопимся (вечером на пороге разговорившись с ними, мы узнали, как идут они: «Мы собираемся по 5-6 часов… Чувствуем, что не успеваем выйти – остаемся!») Хорошо им - их везет мотор!

Настроение у всех тревожное: Слава желто-зеленого цвета – дойдет, нет?.. Марина угребается за двоих…

Хорошая шивера, а за ней – порог ГРИВА, длинный такой. Но все проходят идеально. Километра три по реке, потом еще около восьми – по озеру ВАЙКУЛЬСКОЕ. Гребем. Как всегда, мы предпоследние – за нами только катамаран. Смотрим – наши лодки впереди расходятся в разные стороны. Командир гребет вперед, а экипаж «в розовых купальничках» - назад. Три байдарки остаются посередине озера. Подходим. Оказывается, командир ищет варианты, чтобы отправить Славу в больницу на машине. Слышим – кричит: «Сюда!» Гребем вперед – здесь на берегу стоят серьезные шатры и машина – отдыхают москвичи. Командир договорился – и они уезжают в Калевалу, в больницу, чтобы потом, когда группа дойдет до конца маршрута, забрать Славу на поезд.

Все вздыхают с облегчением. Правда, Николаю придется одному идти на «Скауте» - Марина вернулась к Лене на МУФИК.

Мы без командира находим приличную стоянку, снова на высоком берегу, разбиваем лагерь. Вечером снова рыбачили втроем. Олег потерял свой швейцарский нож. Жалко… Будем считать, что это знак: мы сюда еще вернемся.

Играли в разные смешные игры – «Обезьяну», МПС, «Любовную историю», «Мафию»… Ржали… Завтра – дневка, можно выспаться.

Ночь была очень холодной. Олег надел свитер, я – пайту с капюшоном, натянули шерстяные носки… Ноги мерзли до утра, но я все равно спала, как убитая.

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ. 6 АВГУСТА

С утра мы с Леной пошли купаться. Песок – ледяной, вода – чуть-чуть теплее. Солнце встает со стороны леса, берег еще в тени, только солнечная полоса на воде – по ней я и пошла в воду. Ужас, какая она холодная! Лена уже в воде и всячески меня провоцирует и соблазняет… Надо решиться! А-а-а! Окунаюсь с визгом! Плыть некуда – мелко. В воде становится немного теплее. А чувство свежести ни с чем не сравнимое!

Жарим рыбу, наслаждаемся – безумно вкусно! Олег снова ушел на рыбалку, Марина – тоже. Добытчики!

День прошел в полном ничегонеделании – вечером опять баня, но мы ее прощелкали – ушли втроем ловить рыбу. Пришлось мыться в чуть теплой, а вернувшись к костру, снова ели-пили, играли в «крокодилов». На этот раз я переловила «мячей»…

ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ. 7 АВГУСТА

С утра болею после вчерашних «мячей». Стыдно-о-о… Но делать нечего – перемогая себя, собираюсь. Сегодня идем до конца и даже немного дальше – до порога ПОАЛА – самого мощного и красивого на реке. Там будет еще одна дневка, последняя, а потом вернемся назад, к мосту, от которого нас заберет машина.

Кстати, удивительно, но уже примерно через час после выхода на воду мое несчастное похмелье кончилось! – как и предсказывала Лена, благодаря карельской воде, которую я зачерпывала из-за борта, не переставая, свежему воздуху и физическим упражнениям с веслом! Жизнь наладилась!

Почти сразу после выхода на пороге ФУРЛЯЛЯЙ кильнулись Юра с Сергеем. Их протащило по всему порогу, лодка уплыла вперед, мы с Олегом ее ловили. Комлев опять бледный и взъерошенный – на берег их привез катамаран.

Теперь они мокрые пойдут весь день. Нас ждет самый длинный переход – около 20 километров, из них половина – по озеру.

Марина села пятой на катамаран, Лена с Колей – на «Скауте», МАФУСАИЛА упаковали и он едет пассажиром на кате.

По реке идти интересно и нетрудно – течение здорово помогает, а меняющиеся картинки берега не дают скучать. Пороги опять же…

(Продолжение следует)

Архив АВИСвежий номер

Дневник «чайников» на Пистойоки

Мое открытие Скандинавии

Дневник «чайников» на Пистойоки (Продолжение)

Путешествие на Запад

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Мое открытие Скандинавии

Дневник «чайников» на Пистойоки (Продолжение)