16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 12 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Город у воды

Жизнь человеческая всегда у воды проистекала, будь то река, озеро, море, а то и скромный родник. Удмуртская земля на родники исстари была богата, не зря же именно о ней большой русский поэт Владимир Семакин более полувека назад написал:

Край родниковый,

Вот ты какой!

От истока

Ижевск рос от пруда, от заводской плотины, но жители его родниками и ключами также не обделены. Давно стал частью Зареки починок Ключи, что вырос вплотную к заводскому поселению со стороны Казанской дороги. Но смотришь на городские карты разных лет, листаешь ижевские справочники, и то и дело встречаешь неслучайные, символические названия: Ключевой поселок, улицы Родниковая, Ключевая (Ключевская)... Последних в Ижевске было несколько, но 2-я Ключевая еще лет сорок назад стала Уфимской, а 3-я Ключевая – Саратовской.

Если уж на то пошло, то обилие номеров и в речных улицах всегда поражало приезжих, к примеру - аж шесть штук Донских могут впечатлить кого угодно. Добавьте к ним улицы Дунайскую и Камскую, Карлутскую и Игерманскую, Амурский или Чепецкий переулки... Не все из них, конечно, сохранились, не все!.. Но вот об улице Пойме, то и дело мелькающей в ижевской рекламе, слышал каждый горожанин. Поселок Позимь, Карлутская набережная – и они связаны напрямую с водной стихией. Да и в одном из самых главных ижевских топонимов - Зарека, Колтома – скрыто близкое присутствие воды. Улицы Береговая (старая и новая), Набережная, Прудовая, Нагорные и Заречные хутора - и они хранили, а иные и до сих пор хранят в своих названиях плеск волн.

Именно от пруда начинался два с половиной столетия назад наш Ижевск. Роль водной стихии в городской истории невозможно переоценить – весь ижевский уклад жизни строился у воды и от воды. Именно пруд давал энергию заводским машинам, в его водах отражается башня главного заводского корпуса, деревянные лодки не один век были непременным атрибутом быта – особенно же высоко ценилось умение их мастерить.

Еще в годы нашего детства и юности берега Ижевского пруда были сплошь в лодочных станциях. Даже извечная междоусобная вражда иных ижевских районов зачастую проистекала на его берегах, а то и прямо на льду. В одной из лучших лирических повестей о городе «Стихия воды» Анатолий Демьянов пишет о послевоенном Ижевске:

«Колтома стояла в моральной и физической оппозиции ко всем «саморайонам»: Нагорным, Татар-базару, Шанхайчикам, Кирпичикам, Ложевой и Зареке, но особенно страстно враждовали ее темные силы с береговиками. Летом полыхали лодки береговиков, зимой состязание во взаимных обидах переходило на пруд».

Жизнь у самого пруда вносила немыслимый для сегодняшних детей колорит в нашу среду обитания: улицы Ижевска скатывались прямо к воде, где на деревянных мостках женщины полоскали белье, с чужих лодок, прикованных, как собаки, цепью к береговым столбам, а то и просто деревьям, мы забрасывали свои удочки. С риском искупаться проникали порой в самую гущу зарослей прудовых лабаз, а случалось, их отрывало от берега и ветром носило по волнам – помню, одна такая лабаза долго красовалась небольшим островком за памятником Дерябину.

Большая вода в заводском городе не просто влияла на формирование человеческого характера, определяла быт горожан, а до революции – сельских обывателей. Она в прямом и переносном смысле для многих поколений стала водой жизни, той самой лирической составляющей, без которой невозможно никакое развитие души.

В Ижевске на улице Дальней

Но даже ежели название улицы или переулка напрямую не напоминало о близком присутствии воды, она все равно могла быть рядом. Ижевская улица Дальняя, речка Подборенка не раз воспеты в стихах тем же поэтом Владимиром Семакиным. Кстати, одно из стихотворений так и называется «Улица Дальняя» - именно на ней, в доме № 7 жила семья поэта до отъезда в Москву в 1953 году. Да и впоследствии каждый приезд семья Семакиных останавливалась здесь у родственников – пожалуй, весь цвет местной творческой интеллигенции перебывал в том старом доме у Подборенки – купались, ловили рыбу в этой речке, во что сегодняшнему обитателю Ижевска и поверить трудно.

Вдова поэта Агния Ильинична Семакина писала с горечью в своих воспоминаниях:

«Прошли годы, и как жаль, что нет уже нашей Подборенки. Ее завалили мусором, построили на ней гаражи...

Нет больше улицы Дальней, о которой сложены стихи и песня. От цветущего уголка осталось несколько полувековых берез среди панельных коробок.

В нашем доме хранилась как реликвия эмалированная адресная табличка: «Дальняя, 7», снятая при сносе этой улицы и дома. Она жила с нами в Москве и долгие годы красовалась как картина на самом почетном месте в нашей переделкинской квартире, напоминая нам о родине, о лучших временах нашей молодости и любви. Она и сейчас находится со мной...»

В Колтоме

Любовью к истории Ижевска и его былым обитателям пронизана книга известного журналиста Вячеслава Безымяннова «Первый директор», рассказывающая о трагической судьбе основателя первого стационарного цирка на Иже - Александра Гавриловича Коромыслова. Улицы будущего города не просто фон для развития событий или поступков героев. Они и сами являются действующими лицами повествования, меняясь со временем:

«А вот колтоминские (тогда это улицы Подлесная, Набережная. Средняя и Трактовая) женщины вязали рыболовные сети, мужчины рыбачили. Вдовушки здесь были и бедовые, и гордые, не побирались, а торговали хлебом, рыбой, бакалеей, хотя многие из них были неграмотными, но деньгам счет знали.

Были еще древоводы – эти люди сплавляли древесину с верховьев пруда к колтоминскому берегу, где позднее соорудят лесопилку и цех по изготовлению швабр и нехитрого кухонного скарба».

На старых переписных планах улицы эти так и назывались: Береговая улица Колтомы, Набережная Колтомы, были там и свои Широкий и Мельничный проулки... Большинство из них давно уже исчезли, а Среднюю в мае 1972 года переименовали в улицу 50 лет Пионерии. Еще через три года «юбилейное» название получил и переулок Прудовый – улица 30 лет Победы.

Ах, как необычно для современного горожанина смотрится этот район на старой фотографии из домашнего архива Людмилы Евгеньевны Мурашкиной. Сделан снимок из окна учебного корпуса сельхозинститута в 1957 году – всего чуть более полувека назад. Но улица Кирова вся еще деревянная, а за ней деревянные же колтоминские Средняя, Береговая, Набережная.

Иными домами застроены давно колтоминские улицы. Нынче это уже никакая не окраина, а один из престижных ижевских районов. Но как прежде жители деревянных домов, так и жители ближних к пруду пятиэтажек могут в вечерней и ночной тишине расслышать плеск волн.

Здешние берега, как и прежде, полны рыболовами, хотя измельчал ныне их улов. Теперь и представить трудно, что до 1955 года на Ижевском пруду существовал рыболовный промысел и даже работал свой небольшой консервный заводик.

Безымянный починок

Книга Вячеслава Безымяннова как-то удачно попала мне в тот момент, когда я занимался изучением ближайших к Ижевскому пруду улиц и проулков.

«Небо над Ижевским прудом радовало, словно итальянское, но солнце высоко не поднималось, а потому грело скупо: минули ильинские грозы, прошло и Преображение Господне, завершились медовый, яблочный и ореховый спасы. Если вы простой игрок, то мониторинг серверов кс 1.6 придется вам по душе! С уходящим девятнадцатым столетием Александру Гавриловичу Коромыслову пошел пятый десяток лет...»

Пока хозяин первого Ижевского цирка развивал на Иже бурную деятельность, прошла и первая перепись Российской империи 1897 года. Материалы ее стали неоценимым подспорьем в изучении истории нашего города. Занимательное это занятие – сравнение документа и уже художественного отражения его в тексте книги!.. Вот Безымянный починок, пока еще не ставший переулком. В справочнике 1973 года об этом переулке сказано, что находится он «между Широким пер. и улицей Кирова от р. Подборенки».

Именно здесь было «кожевенное царство» старого Ижевска! Здесь обитали Манины, Колобковы и другие ижевские «кожемяки». Крупнейший, конечно, завод Манина, основанный в 1872 году и просуществовавший до 1900 года. Эта фамилия в купеческое сословие выбилась.

Самым же первым по времени возникновения стало предприятие, основанное крестьянином села Георгиевского Рыбинского уезда Ярославской губернии И. Ф. Колобковым, записанное, впрочем, на имя жены. А уж дальше владели им дети и внуки основателя. Производили ижевские кожевники не одни подошвы и прочий, не менее важный для бытового спроса товар, но и приводные ремни для заводских надобностей.

Бодалёвский завод

На старых открытках и фотографиях, словно рыцарский замок, возвышается на берегу Ижевского пруда пивоваренный завод купца 1-й гильдии Ивана Ивановича Бодалёва. Личность уважаемая на Иже, благотворитель и меценат, но счет копеечке знал! И голова у купчины светлая. Краеведы знают, как за счет плавучих лабаз, засыпанных землей, бодалевские приказчики отвоевали у Ижевскго пруда немалую площадь – а землица под боком у завода дорого ценилась, достаточно взглянуть на сплошную застройку соседней улицы Базарной. Образовавшийся мыс так и назвали Бодалёвским.

Где они, те знаменитые сорта пива производства завода Бодалёва: «Кабинетное», «Венское», «Мюнхенское», «Пльзенское»?.. Не встретишь давно и бодалевских вин, удостоенных медалей на международных конкурсах, только что и осталось - старыми этикетками и былой рекламой любоваться.

А вот текст на старой открытке гласит: «Бодалёв Иван Иванович вместе со своими братьями пожертвовали 12 тысяч рублей на строительство первого среднего учебного заведения – женской прогимназии. Очень большую сумму внес на строительство Михайловского собора». Не забудем, что Иван Иванович был и попечителем Ольгинского детского приюта трудолюбия, учрежденного ижевцами в 1896 году в память коронования Николая II и Александры Фёдоровны – двухэтажное здание его до сих пор стоит на современной улице Советской.

При пивомедоваренном заводе купца на Набережной, по данным переписи 1897 года, числится порядка 75 человек. Между прочим, хоть владения эти и принадлежат Ивану Ивановичу, но хозяином завода значится его сын Василий Иванович Бодалёв.

Но нас, конечно, интересуют главные действующие лица, для чего мы не станем переписывать документ из 236 фонда ЦГА УР, а воспользуемся текстом Вячеслава Безымяннова:

«Тут же пять жилых домов. Хозяину – 43 года, его жене Эмили Павловне – 36 лет. Главная фигура здесь пивовар, 45-летний обрусевший немец по фамилии Куни, при нем молодая жена, успевшая народить уже семерых «кунят» - от году до девяти лет. Ижевское пиво на рубеже веков прославил именно этот славный мастер пивоварения – Эмилий Куни».

Не забудем, что успех бодалевского пива во многом обеспечивался качеством воды ближайшего к заводу Полковницкого ключа – того самого, у которого пугачевцы порубали саблями командира Гороблагодатских и Камских заводов полковника Ф. Ф. Венцеля. Так что с утверждением: кровь людская не водица – ижевская история вполне может поспорить...

Сергей Жилин

Использованы материалы ЦГА УР.

Фото из семейного архива Л. Е. Мурашкиной.



Архив АВИСвежий номер



Город у воды

Просто зима…

В коммуне остановка…

Путешествие в обратно

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Просто зима…

В коммуне остановка…

Путешествие в обратно


Все статьи рубрики (33)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru