16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Своя эпоха

Бедный вождь мирового пролетариата – уж так старались угодить Владимиру Ильичу в Ижевске, что дважды в его честь называли улицы.

Первой улицей Ленина стала бывшая Церковная, нынешняя - Вадима Сивкова. Случилось это еще в декабре 1918 года. Краеведы отмечают, что в старом Ижевске эта улица была одной из самых красивых и зеленых.

Но время меняет внешний вид городов: к 100-летнему юбилею вождя улица Ленина, хоть и находилась в центре, оставалась по-прежнему тихой и зеленой – никакого буйства революции или примет новой жизни на ней не наблюдалось, несмотря на несколько новых домов. Зато к этому времени совершенно преобразилась улица Труда (бывший Бодалёвский переулок) – ей и доверили в 1970 году нести гордое имя Ленина.

ИМЕНИ БОДАЛЁВА

Фамилия Бодалёвых была хорошо известна далеко за пределами Сарапульского уезда – братья не только с прибытком торговали, но и слыли меценатами и благотворителями. Самый известный из них, конечно, купец 1-й гильдии Иван Иванович Бодалёв. Здание его бывшего пивного завода до сих пор стоит на набережной.

Да и переулок назвали Бодалёвским по расположенным на нем питейным заведениям купца. Уездная и губернская пресса не один раз упоминала эти бодалёвские заведения. К примеру, в 1906 году одна из газет сообщала: «Вечером 8 февраля от погреба Бодалёва, что напротив собора Благоверного Равноапостольного князя Александра Невского, пропала вместе с возком лошадь, принадлежащая сельскому обывателю Заречной волости Ижевска Тихонову. Последний в это время отдыхал за пивом в указанном заведении».

Давно уже нет того бодалёвского погребка, изменился коренным образом сам исторический центр города, но эта улица до сих пор сохранила в своем облике приметы нескольких эпох. Начинается она от взвоза, по которому еще лет 35 назад медленно и надсадно тянули в гору городские автобусы из Заречной части Ижевска. Все их маршруты: пятый, шестой, седьмой, восьмой... девятнадцатый – проходили через заводскую плотину.

Исчезли одни номера автобусов, другие поменяли свои маршруты. Остановка пятого и девятнадцатого автобусов еще в начале 1970-х располагалась на перекрестке улиц Ленина и Красной – сейчас здесь конечная и начальная точка движения автобуса №40. Для ижевских рыбаков это было одно из самых важных мест, ведь в магазине «Охота», что располагался в то время в подвальчике на улице Коммунаров, и в помине не было того разнообразия блесен, мормышек и кивков, которыми торговали на этом пятачке городские умельцы. Сюда еще в утреннюю темень сходились люди, одержимые рыбной ловлей. Да и само место бойкое – мимо народ на утреннюю смену в заводы спешит. В свете карманных фонариков блестели матово на подушечках из поролона искусно изготовленные блесны и мормышки, пальцем проверялись упругость и игра кивков из щетины или стальной тоненькой стружки. Тут же спичечными коробками продавался мотыль. Помнится, не один школьный обед оставил я на этом пятачке.

«СТО ОДИННАДЦАТЫЙ»

Один из самых злачных в Ижевске районов – знаменитый «Сто одиннадцатый». Здесь всегда была остановка автобуса, идущего в Аэропорт. Место торговое, даже в советские времена здесь у таксистов можно было ночью разжиться водкой. Синие фанерные киоски, горячие чебуреки по 18 копеек и спешащий на работу или с работы сплошной серый поток людей – таким осталось это место в моей детской памяти.

До разгула и дурной славы девяностых годов «Сто одиннадцатому» было еще далеко, его будущие герои пока стыдливо околачивались в общественном туалете в подвале дома на углу Ленина и Красной, распивая купленный по соседству в «Ландыше» дешевый одеколон. Это были парии, антиобщественные типы, которые только через двадцать лет заполонят весь «Сто одиннадцатый». Но сегодня и этот торговый пятачок Ижевска преобразился внешне – знать, повыбили время и образ жизни былых его завсегдатаев.

Поменяло время и трамвайные остановки на улице Ленина, а вот диспетчерская будка, регулирующая их движение, так и стоит. По ее электронным часам горожане часто ориентируются во времени, но распускались однажды слухи, что сперли их – врут, поди, люди! Жаль, не всегда по этим зеленоватым цифрам сориентируешься в эпохах. На этом перекрестке в самом начале 1970-х разобрали двухэтажное здание бывшего Всесословного клуба. Впрочем, к этому моменту в нем давно располагалась больница.

В годы моей юности с торца Дома связи на улице Ленина размещался междугородний переговорный пункт – место бойкое и популярное. Помню и ночной пожар в этом здании в самом начале 1985 года, унесший человеческие жизни. Будучи студентом, я как раз тогда устроился развозить по ночам телеграммы, и жизнь ночного Ижевска, пусть и не столь еще бурная, как нынче, открылась передо мной во всем разнообразии.

СМЕШЕНИЕ СТИЛЕЙ

Даже в градостроительном плане улица Ленина совмещает в себе несколько эпох. Тут и чудом сохранившийся дом заводского чиновника И. Л. Васильева, первый панельный пятиэтажный дом Ижевска, и кирпичные «хрущевки», появившиеся аккурат полвека назад, и девятиэтажки, и даже остатки деревянного Ижевска.

Поехавший в наш город на преддипломную практику Л. К. Моравский, будущий сотрудник НИТИ «Прогресс», еще в Ленинграде начал наводить справки – что же это за Ижевск?! Его успокоили, что это город, в котором всего две каменных улицы – Пушкинская и Советская, все остальные деревянные. Оказалось, у однокурсницы были устаревшие сведения:

«В городе в то время было уже не две, а две с половиной каменных улицы, потому что достраивалась улица Труда – так тогда она называлась, теперь это улица Ленина. Вот эти дома пятиэтажные, если ехать в Соцгород, с правой стороны, их подводили под крышу, завершали. Что интересно, тот район строился комплексно – не отдельные дома, а здоровенные такие куски улицы сразу вводились».

В свое время доводилось мне общаться с Ниной Алексеевной Шишовой. Начинала она работать еще в ЖЭКе, затем вместо них появились домоуправления. Нина Алексеевна рассказывала, как сносили на улице Труда старые деревянные дома, как срезали и вывозили грунт. И «хрущевки» в квартале между Пушкинской и Красноармейской при ней строились. Она одна из тех, кто принимал эти дома у строителей в эксплуатацию, благоустраивал дворы, сажал деревья в новых дворах:

«Прежние дома, всю эту роскошь «сталинского типа» уже перестали строить. А «хрущевки» строились и экономнее, и быстрее. Да ведь и задача была - как можно больше людей выселить из сносившихся деревянных домов и бараков. Заселялись в эти новые дома в основном те, кому в 60-х годах было по 28-30 лет. Мы старились вместе с этими домами. Я помню многих из первых жильцов, в лицо их знаю, и они меня знают.

Мне всегда нравились красивые дворы, чтобы они зелеными были, чтобы город красивым был. Не всегда это получалось, о многом можно было только мечтать. И все равно мы все делали, чтобы людям было приятно жить в этих домах, ходить по дворам и улицам, чтобы у них настроение хорошее было».

Больше десятка лет назад беседовал я с Н. А. Шишовой. Убеждала она меня тогда, что возведение «хрущевок» было вполне обоснованным: при должной эксплуатации они еще долго послужат. Да и качество строительства в то время жестко контролировалось. И теплее кирпичные «хрущевки», нежели панельные дома. Двенадцать лет с той беседы прошло – и ведь стоят!..

Сергей Жилин



Архив АВИСвежий номер



Своя эпоха

Просто зима…

В коммуне остановка…

Путешествие в обратно

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Просто зима…

В коммуне остановка…

Путешествие в обратно


Все статьи рубрики (33)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru