16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

По дороге на Вятку

В старом Ижевске с юга на север протянулись улицы, а с запада на восток – переулки. Сегодняшняя улица Кирова век назад по сути была самой окраинной, да и именовалась она тогда по-иному – сначала переулком Вятским, а затем и улицей Вятской. Ныне административный центр города перешагнул былую границу, Ижевская администрация расположена уже севернее улицы Кирова.

ХОТЬ ГОРШКОМ НАЗОВИ

Основная функция этой улицы была обозначена в ее старом названии – здесь и проходила дорога на губернский центр. Имя Сергея Мироновича Кирова улице присвоили в июне 1936 года. Из старины здесь практически ничего не сохранилось. Да и каких архитектурных изысков ожидать от былой окраины?! Ну разве что на перекрестке Старой (Карла Маркса) и Вятской на пожертвования купца Ивана Ивановича Бодалёва в 1898 году выстроили деревянную Введенскую церковь. Считалась она домовой, поскольку располагалась на втором этаже церковноприходской женской школы, однако службы посещали не только ученицы, но и обыватели ближайшей округи. Введенская церковь была приписной к Александро-Невскому собору.

Впоследствии, уже в 1925 году все здание передали школе, еще позже здесь разместили райисполком. А через десяток лет на этом перекрестке прогрохотал первый ижевский трамвай. Тот маршрут и поныне носит первый номер, а горожане упорно называют его «однёркой». В 1935 году длина трамвайного пути была, конечно, намного короче, нежели сегодня – от Воткинской линии как раз до Вятской улицы, еще не переименованной в Кирова. Но уже через год маршрут удлинили: с одной стороны до парка имени Кирова, с другой – до старого Казанского вокзала.

Улица Кирова и сегодня начинается от парка, носящего имя того же большевистского вождя. Совсем рядом когда-то раскинулся один из самых лихих районов старого Ижевска – Колтома. Еще в 1937 году, в год столетия Пушкина переименовали Колтому в Пушкинский городок, но название это так и не прижилось в разговорной речи горожан, тем более, что колтоминцы долго еще не теряли своего буйного нрава.

Множество теорий существует по поводу происхождения топонима «Колтома». Одни языковеды предполагают, что он заимствован из тюркских языков, другие возводят название к русскому слову «околоток», третьи придерживаются финно-угорской версии, ведя историю слова от удмуртского «калтон» - нечто вроде местного вентеря. А ведь есть еще и народная версия происхождения этого необычного названия: будто бы когда-то вбил тут первый кол некий иностранный инженер по имени Том, вот отсюда, мол, и пошло – кол Тома, Колтома.

В своих разъездах по Удмуртии мне приходилось не один раз встречать это название, в частности, в увинской деревне Киби-Жикъя, в вавожской Слудке, в староверской деревне Смольники, что в Дебёсском районе. В Вавожском районе есть очень схожее название – река Кылт. Как бы то ни было, но все удмуртские, в том числе и ижевские «колтоминцы» обитали неподалеку от воды.

На территории Колтомы в 1950-е годы, на Вшивой (Швивой) горке открыли Ижевский могильник IV-V вв. Полторы тысячи лет спали здесь былые обитатели ижевских берегов. Неподалеку от этого места выстроили в советское время городской Дворец пионеров, ныне, по-моему, называющийся Домом творчества юных.

НА ТРАМВАЙЧИКЕ СТАРОМ

На Колтоминском мысу еще в 1934 году и открыли парк имени Кирова. Практически это был лес с прореженными аллеями и полянами-стадионами. Смотришь на старые фотографии 30-х годов, и оживают приметы той страшной и веселой эпохи: стройки первых пятилеток, парашютные вышки, повальное увлечение футболом, портреты сталинских соратников... Тот же Сергей Миронович еще недавно стоял у самого входа в парк, арку же над воротами украшали фигуры спортсмена и спортсменки.

К парку Кирова и в послевоенные годы выбирались на пленэры юные фотографы со станции юных техников, расположенной в старом деревянном доме на Милиционной. Снимали многие уже на трофейные фотоаппараты, но вот с реактивами и фотопленкой была ну просто беда! Потому выпрашивали по больницам остатки рентгеновских пленок, на эти огрызки и снимали – сам видел отпечатанные с них фотографии в домашнем архиве Энгеля Григорьевича Бабкина, коллекционера и краеведа, всю жизнь преподававшего историю культуры.

В парке тогда было полно грибов и черники. А добирались юные фотографы туда на трамвае, у самого входа вагон разворачивался на кольце. Да и пешком идти было недалеко – всего-то 30-40 минут, но нелегко было чужаку в то время проскочить враждебную ко всем прочим ижевским районам Колтому.

Менялся Ижевск, первый маршрут трамвая удлинили до городка Металлургов, а деревянное здание бывшей церкви на перекрестке долго еще стояло. Вот что рассказывал мне о первых впечатлениях от города Леонид Константинович Моравский, приехавший в Ижевск в группе молодых специалистов в самом начале 1960-х: «Трамвайные пути были одноколейными, раздвоение было сделано только на остановках. Поэтому, чтобы добраться от Металлурга до Центра, приходилось потратить минут 40-50 – каждый трамвай, прежде чем двинуться дальше, пропускал встречный. Добрались мы благополучно только до перекрестка Кирова-Карла Маркса – в районе мотозавода кто-то умудрился попасть под трамвай, и нам пришлось выйти. Там стояло очень интересное здание райисполкома, и трамвай проходил близко-близко к нему. Такое впечатление, что протяни руку из окна вагона - и дотронешься до стены».

На месте Введенской церкви давно стоит магазин «Океан». В годы нашей студенческой юности он был, конечно, попроще, зато запах жареного минтая буквально заставлял глотать слюну. И все-то удовольствие стоило копейки: бумажный кулек с рыбой, бутылка сухого болгарского вина и всей компанией – на Михайловку или в парк, где было немало скрытых сумраком листвы беседок.

К роднику у речки с историческим тоже названием Подборенка уже с утра тянутся жители окрестных домов, частенько здесь останавливаются и проезжающие автомобили. Да и соседняя улица носит совсем не промышленно-заводское название – Родниковая. Здесь в домах под самой крышей расположены мансарды многих наших художников.

На улице Кирова есть и еще один приют муз – Музей изобразительных искусств. Когда-то, еще в 1970-е годы в этом особняке находился городской Дворец пионеров, пока не построили новое его здание. По направлению школы я случайно попал в городской пионерский штаб, а потом целый год вынужден был заниматься в моем понимании разной организационной ерундой, пока не затосковал от пионерской работы и не исчез тихонько в мир своего двора и книг.

ОТ «ЧУГУНКИ» БЕРЕЗИНА

Улица Кирова не избежала появления промышленных предприятий, самыми известными из которых стали Подшипниковый завод и объединение «Редуктор». Последнее вообще ведет отсчет своей истории от чугунолитейного заводика Николая Ильича Березина, завел известный оружейный фабрикант новое предприятие в 1908 году. Ижевцы называли этот завод попросту «чугункой». Производили здесь массу необходимых в быту предметов – посуду, горшки, сковородки, печное литье. Да и для казенного оружейного завода березинские рабочие отливали кое-какие детали. Кстати, фамилия фабриканта надолго приклеилась к названию «березинских бараков», которые, как рассказывал мне краевед А. В. Новиков, к Николаю Ильичу не имели никакого отношения, поскольку выстроили их уже в советское время - просто находились неподалеку от «чугунки».

В годы Великой Отечественной войны на территории этого предприятия разместили эвакуированный из Харькова завод № 46 подъемно-транспортного оборудования имени Ленина. Харьковчане вернулись на родину уже в 1944 году, оставив ижевскому заводу имя вождя мирового пролетариата. Памятник Ленину до сих пор стоит рядом, периодически чудесным образом меняя свой цвет.

Но одним из самых строго засекреченных объектов в этом районе, конечно, в то время стал НИТИ «Прогресс» - с ним теснейшим образом связаны были многие оборонные предприятия Удмуртии. Первый его корпус в 1960-е возводили не только строители и активно привлекавшиеся к работам ученые и инженеры, очевидцы вспоминают, как на огороженную стройплощадку привозили и заключенных. Так что и вправду всем миром строили! Немудрено, что вскоре появился уже второй, затем третий корпус, опытное производство. Но пришли новые времена, конверсия ударила и по заводам, и по институту. НИТИ «Прогресс» выжил, но какой ценой! И что только в тех корпусах нынче не располагается!

Сергей Жилин

Фото К. А. Тихонова (1930-е годы), Б. Бусоргина



Архив АВИСвежий номер



По дороге на Вятку

Просто зима…

В коммуне остановка…

Путешествие в обратно

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Просто зима…

В коммуне остановка…

Путешествие в обратно


Все статьи рубрики (33)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru