16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

РАЗГЛЯДЕТЬ ВРЕМЯ

Впадают улицы эти в другое тысячелетье…

Олег Хлебников

Город меняется на наших глазах, но, меняясь вместе с ним, мы зачастую этого не замечаем. Только порой остановится горожанин, оглянется, всмотрится в давно знакомые ему улочки и здания да и удивится: тут улица расширилась, там привычная вывеска магазина исчезла, здесь на месте деревянного барака новый дом вырос… Да мало ли в городе чего случается даже за день! А за неделю, за месяц, за век, наконец?..

Век человеческий кроток и короток, одно за другим сменяются и поколения обитателей Ижевска, каждое добавляет его улицам приметы своей эпохи. Скоро нашему любимому городу исполнится 250 лет. Четверть тысячелетия – это очень много, с другой стороны, срок этот вмещает всего-то четыре-пять не самых длинных человеческих жизней. И прожили их в Ижевске наши отцы, деды, прадеды, прапрадеды… Какими они видели ижевские улицы, что город сохранил из примет былого, а что безвозвратно утратил – об этом и будем вести разговор в нашей новой рубрике.

Человек живет второпях, все-то ему некогда – решишь одну проблему, тут же накатывает другая. Но проезжая по родному городу, стоя в уличных пробках, вглядитесь сквозь автомобильное стекло в давно, казалось бы, знакомые черты Ижевска. Что в них сохранилось от прошлых веков? Что привнесет в них наше время?

Герой одного из рассказов О. Генри говорил: «Странствуя по свету, я не закрываю глаз». Странствие по родному городу – занятие не менее увлекательное, ведь это путешествие не только в пространстве, но и во времени, где еще живут наши самые близкие люди.

«Времена не выбирают», - заметил поэт. А вот это не для нас! Благодаря ижевским краеведам, фотографам, издателям, журналистам, архивистам, музейным работникам мы с вами можем отправиться и на 20, и на 200 лет назад. Присядем на дорожку?!

ПАМЯТЬ ИМЕНИ

Сколько улиц, переулков, проездов, площадей в Ижевске? На самом первом плане Ижевского завода, датированном 1764 годом, отчетливо видны две небольшие улочки в нагорной части будущего города. «Одна из них, односторонняя, примерно совпадает с теперешней улицей Свердлова. У второй, что пролегла по линии нынешней улицы М. Горького, северная сторона, по-видимому, только начинает застраиваться – виднеется с десяток избушек, даже не огороженных еще заборами… В заречной части, в районе, где сейчас находится речной вокзал, видно еще семь дворов. Вот и весь поселок, в котором без труда можно насчитать около шести десятков домов», - писал известный ижевский краевед О. В. Севрюков.

Возникший во второй половине переломного для России «осьмнадцатого» века Ижевский завод пример брал с северной столицы – это вам не Москва с ее радиальной планировкой! Открытие в 1807 году оружейного завода не только вдохнуло новую жизнь в захиревшее после пугачевщины заводское поселение, но и добавило ему солдатской выправки. С юга на север протянулись улицы, с запада на восток – переулки.

Предки давали им названия, не мудрствуя лукаво. Первая от реки и пруда, понятное дело, улица Береговая (нынче она разделена на две улицы – Свердлова и Милиционную). Раз гудит на улице торжище людское, будьте уверены, носит она название Базарной (после революции - Коммунальная, затем - Горького). Тянется в сторону заводского госпиталя хворый народ, значит, и улица Госпитальная (Красноармейская). На Куренной (Красной) улице, само собой, первыми обитателями были куренщики угля, по-уральски – жигари.

Военная специфика заводского поселения сказалась и в названиях улиц, многие из них были попросту номерными, словно безымянные солдаты местной артиллерийской команды: «По порядку рассчитайсь!» - «Первый, второй, …пятый, …восьмой, …двенадцатый» Старики еще помнят, что в годы их детства улицу Пушкинскую по старинке часто именовали Восьмой, Коммунаров – Десятой, Удмуртскую – Тринадцатой… В Заречной части города свои номерные названия, и даже в Рабочем поселке, что раскинулся в низине напротив швейного объединения «Зангари», каждая улица прежде имела свой номер. В Колтоме же – номерные Подлесные улицы.

Ижевск долгое время рос за счет приезжих, но казарма, барак или съемный угол терпимы по молодости, покуда семьей не обзавелся – при первой возможности люди начинали строить собственное жилище. Так появлялись новые улицы и переулки, многие из которых получили названия по фамилиям искусных, а значит и небедных мастеровых, заводских чиновников, купцов: Бодалёвский (после революции - улица Труда, а с 1970 года – Ленина), Пуренгов (Пастухова), Мокрецовский (Либкнехта), Овчинников (Лихвинцева)… О династии ижевских оружейников немецкого происхождения в старом Ижевске напоминал переулок Бодинский (а не о селе Якшур-Бодья), теперь он носит название Октябрьского. Имя мастерового Максима Баранова до сих пор сохранилось в названии заречной улицы, в усеченном виде уже в промышленной зоне осталась и улица Телегина. Сохранившаяся небольшая часть Прасовского переулка в современном Соцгороде (бр-р, слово-то какое!) напоминает о заводском чиновнике, другая его часть к 20-летию Победы была переименована в улицу Героя Советского Союза Владимира Краева.

В Ижевске и нынче сохранилось немало деревянных построек, а в прошлом это был основной строительный материал. Известно, что в страшном майском пожаре 1810 года «все пять улиц Нагорной части выгорели почти полностью». Однако будущий город терпеливо отстраивался заново. Через десять лет в Ижевском заводе «в Нагорной части было уже девять улиц, а в Заречной – не менее шести». (Цитата из О. В. Севрюкова). Для сравнения: в справочнике 1973-го «Наш город» их число почти достигает шести с половиной сотен. Другой справочник «Улицы Ижевска» приводит сведения об ижевских улицах на середину 1991 года, количество их сократилось до 620.

«ГДЕ ЭТА УЛИЦА, ГДЕ ЭТОТ ДОМ?..»

Многие ижевские улочки просто исчезли в период возведения в городе многоэтажных домов. Где, к примеру, та же улица Сакко и Ванцетти, расположенная прежде между улицами 10 лет Октября и Холмогорова?! Или улица Александра Невского, протянувшаяся когда-то между Революционной и Коммунаров! Еще в самом начале 1990-х годов стояли несколько оставшихся деревянных домов на улице Белинского, что шла параллельно Удмуртской. Теперь там возведены аккуратные пятиэтажки, так называемые «немецкие дома», или официально – микрорайон № 16.Другие улицы сохранились в совершенно неузнаваемом виде. Старшее поколение прекрасно помнит, как выглядела всего-то полвека назад одна из центральных улиц - Труда (прежде - Бодалёвский переулок, ныне - улица Ленина). В 1960-е она смотрелась современно и даже стильно, а сегодня, конечно, выглядит по-советски старомодной.

Остатки былых деревянных домов сегодня кое-где сохранились в самом центре Ижевска. Потемневшие от времени, полуразрушенные здания на улице Карла Маркса (прежде – Старой), конечно, выглядят страшно, но век назад они говорили о зажиточности ижевских «сельских обывателей». Лет двадцать с небольшим назад потеряли мы несколько каменных особняков улицы Горького (Базарной) – смахнул их расширяющийся Мотозавод. До середины 70-х транспортный поток в Зареку шел по заводской плотине, но уже Машзавод вобрал в себя Пятую, Шестую и прочие номерные улицы. Тогда же разрушили и Покровскую церковь, выстроенную на средства оружейного фабриканта И. Ф. Петрова. А вот выстроенный им Успенский деревянный храм в заречной Пятнадцатой улице уцелел в водовороте преобразований двадцатого века.

Преобразования советского времени коснулись и самих городских названий. Вообще после Ижевско-Воткинского антибольшевистского восстания 1918 года большевики яро принялись уничтожать все приметы старого, т. е. мелкобуржуазного ижевского быта. Одним из первых постановлений Ревграждансовета от 13 декабря 1918 года переименовали большинство нагорных улиц и площадей. Особой любовью пользовалась в Ижевске улица Троицкая, любили в праздники ее «шлифовать» местные обыватели. Выделялась она своими зданиями и храмами. Это поначалу ее называли попросту по имени домовладельцев – переулок Кирхнера и Олышева, зато позднее нарекли в честь собора аж Александро-Невским проспектом. Только не этот храм остался в названии улицы, а скромная кладбищенская Троицкая церковь, что и ныне стоит на пересечении с Удмуртской. Была Троицкая улица, да вся вышла – стала Советская.

Улицу Старую нарекли в честь вождя трудового пролетариата Карла Маркса, а Пролетарской стала называться бывшая Восьмая (будущая Пушкинская). Более двух десятков названий ижевских улиц и площадей пострадали тогда. Через полтора года, в июне 1920-го добрались и до Зареки, назвав улицу Казанскую именем «красного зверя» Азина, незадолго до этого на Южном фронте попавшего в плен к белым и казненного ими.

Город стал «красным» и по своим названиям: Красноармейская (Госпитальная) улица и Красногеройский (Коньшин) переулок, Красная (Куренная) и даже Красного Террора (бывшая Береговая, а ныне - Свердлова и Милиционная). В более позднее время к ним добавили Краснознаменную, Краснопосельскую и даже Краснокитайскую.

А традицию номерных улиц местная власть продолжила весьма своеобразно, увековечив исторические или идеологические юбилеи: 10 лет Октября, 30 лет Победы, 40 лет ВЛКСМ, 50 лет Пионерии… Молодежь ныне и не поймет, где это находится такой сквер имени 40 лет Пионерии на площади имени 50-летия Октября, а этот сквер у Вечного огня каждому горожанину знаком.

Политические катаклизмы также прошли катком переименований по ижевским улицам, вот и нет более в городе названий, связанных с именами Сталина, Молотова, Будённого, Блюхера (та самая снесенная улица Белинского!), Егорова, Жданова… В честь последнего был наречен даже район Ижевска, ныне он носит название Ленинский.

Но кое-что из раритетов на карте города сохранилось. Кто теперь вспомнит кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС, первого замнаркома обороны, начальника Совинформбюро А. С. Щербакова, а улица его имени до сих пор есть в заречном Рабочем поселке. Жители Культбазы (бр-р, какое название!) убеждены, что улица Потёмкина названа в память о генерал-фельдмаршале, том самом одноглазом фаворите Екатерины Второй. Вот только другой это Потёмкин – был Владимир Борисович поначалу первым замнаркома иностранных дел СССР, а затем стал всего лишь наркомом просвещения РСФСР и президентом АПН. Между прочим, улицу его именем назвали еще за восемь лет до смерти этого человека.

Такая традиция тогда существовала – еще при жизни людей их имена давать улицам и даже городам. Однако в конце 50-х годов традицию эту поломали и враз исчезли в Ижевске названия улиц маршала Жукова – ныне это Московская, полярника Кренкеля (Мира), летчика Кожедуба (Сибирская). Кстати, от этого переименования «пострадало» довольно много приличных людей. Зато улицы погибших к этому времени летчиков Чкалова и Леваневского сохранились. И все-таки нет правил без исключения. Не случайно же на следующий день после первого полета человека в космос исполком Ижевского горсовета переименовал улицу Узловую в Гагарина.

В истории улиц нашего города и ныне увековечено немало славных имен. Несуразностей, конечно, тоже хватает – к примеру, не хотел бы я жить на улице с названием Инвентарная, а вот на Полевой, Баранова или Тверской – с удовольствием! Собственно говоря, там я и жил. Но у каждого из нас свои любимые и дорогие улицы в городе, и любовь эта не зависит от их имени. Для кого-то и улица Лагерная, что в Восточном поселке - самая лучшая. Название, оно ведь тоже памятник времени.

Сергей Жилин



Архив АВИСвежий номер



РАЗГЛЯДЕТЬ ВРЕМЯ

Просто зима…

В коммуне остановка…

Путешествие в обратно

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Просто зима…

В коммуне остановка…

Путешествие в обратно


Все статьи рубрики (33)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru