16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 12 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Каллиграфичные «каракули»

НА ГОНКАХ В КАРАКУЛИНО СНЕГОХОДЫ И СНЕГОКАТЫ ВЫПИСЫВАЛИ ПРОБЕГ ПО ДОРОЖКЕ ЖИВОПИСНЫМ ПОЧЕРКОМ

На заснеженной акватории Камы у села Каракулино в тринадцатый раз «промчались» традиционные гонки на снегоходах на призы ОАО «Белкамнефть». Примерно в десятый раз посмотреть на этот праздничный рейсинг по собственной традиции, воле и желанию выезжал и обозреватель АВИ. Именно праздничный, а не спортивный, когда резонанс и эмоции гораздо важнее результатов. Эта особенность наложила печать и на репортажных сюжетах.

ТРАНСФОРМЕР, ЛЕГКИЙ НА ПОДЪЕМ

В пространном «закрытом» парке под открытым хмурым небом среди веселых домодельных снегоболотоходов, «кишкотрясов», «моторыг» и «дутиков», несомненно, выделялся универсальный агрегат сборки Рафаила Шамсиахметова из Нефтекамска. Это был настоящий трансформер, где передняя колесная пара «жигулевских» колес может легко модифицироваться в лыжную. Причем машина может опираться как на одну лыжу, так и на два полозья.

- Меняется все легко: поддомкратил, снял и поставил, - автомобилестроитель-любитель, приехавший нынче вместе с братом Хурматуллой, раскрыл алгоритм операции.

- «Объясните, пожалуйста, популярно, в чем тут дело, какие принципы положены в основу изобретения, какие проблемы оно решает», - в своем первом вопросе наш взрослый репортер дословно процитировал слова детского писателя Виктора Драгунского.

- Пожалуйста, - охотно согласился Рафаил и вспомнил точную дату выпуска своего первого «концепткара». – Было это в 1985 году. В популярном тогда журнале «Моделист-конструктор» я увидел штучный образец изобретателя Лаухина. Это мастеровитые тульские ребята собирали такие машины на больших автомобильных камерах. Впереди они ставили лыжу, мотор от мотоцикла «Восход», и я последовал их примеру. Только двигатель пришлось усиливать. Я поставил ижевский мотор с водяным охлаждением от «Иж-Юпитер-5». Отличный, кстати, мотор. А рама у меня от «Иж-Планеты».

Добавим, что идея постройки «пневматических» машин витала не только в оружейной Туле, но и по обоим берегам Камы. Металась она по каракулинской земле, отзываясь эхом в оппозитных населенных пунктах - в Нефтекамске и Николо-Березовке.

Хотя на другой великой отечественной реке – Волге, а именно в Рыбинске, местные умельцы тоже ставили твердо на «ноги», на мягкие камеры свои авторские модели.

Причем размеры колес никогда не были константны. Одни мастаки снаряжали собственные концепты камерной резиной с перетяжками от харьковского колесного трактора Т-150К, другие - от миасского вездехода «Урал», а третьи крутили «миниатюрные» от ульяновских «уазиков».

- На этих «мотоблоках» можно ездить круглый год, зимой и летом, - завершал презентацию собственноручного изделия Рафаил Шамсиахметов. - На рыбалку, охоту.

- А за ягодами?

- Тоже, пожалуйста. Он в гору забирается бойко. Даже на крутой склон, только надо не в лоб холмы атаковать, а как бы бочком, наискосок. Поэтому я и по оврагам езжу…

КРУГИ СЧЕТ ЛЮБЯТ И ПОДВИЖНАЯ АТМОСФЕРА

В отличие от предыдущих гонок, нынешние открывали не каракулинские незаменимые в хозяйстве «моторыги», а мощные гусеничные импортные машины под управлением именитых в Удмуртии персон. С одним из них - главой Сарапульского района Игорем Асабиным - и произошел курьез.

- Игорь Владиславович, как так вышло, что после первого круга вы лидировали, а потом остановились и отдали победу?

- До трех не досчитал, - смеялся ничуть не расстроенный пилот. – Я-то думал, что нам надо проехать всего лишь один круг, и сбросил скорость сразу после того, как пересек финиш. Но тут ко мне подбегает судья и говорит: «Слышь, парень, тебе еще надо два кружка промчаться!» Пока я завел, пока развил скорость, два моих соперника уехали далеко вперед и я стал только третьим.

- Наверное, от этого досадное послевкусие испытываете?

- Нисколько! Для первой моей гонки все получилось классно. За руль такого мощного «зверя» я сел всего второй раз в жизни и мне очень понравилось! Балансировка, классный взрывной старт! У моего друга есть достойный аппарат, и на следующий год перед этими гонками я потренируюсь, чтобы обязательно победить.

- Только не забудьте заранее спросить, сколько кругов дистанции «нарежут» впредь.

- Теперь никогда не забуду! Я как наш биатлонист Антон Шипулин, упустивший награду на Олимпиаде в Сочи: «У меня медаль вместо мишени уже виднелась…» Вот так же и у меня. Остановился принимать поздравления, а тут мимо меня пролетают еще два снегохода…

Первым из проносящегося дуэта мчался Владимир Сухих. Казалось, что известный ижевский экстремальный райдер и владелец салона «Экстрим» возвел в привычку побеждать на гонках. Однако на деле оказалось, что до привычки еще далеко.

- Саш, а ты знаешь, что я выиграл?! – переполненный чувствами Владимир Евгеньевич поинтересовался у нашего корреспондента. Давнее знакомство позволяло нам быть откровенными друг с другом. - Эти гонки вырабатывают дух состязательности и одновременно большого яркого праздника, - продолжал Сухих. - Атмосфера в Каракулино буквально пропитана духом движения и единения.

- А мне они напоминают масленичные гулянья.

- Точно. Обычно я выступал, как один из организаторов этих гонок, а сегодня впервые взглянул на праздник с «другой стороны» - с гоночной. Когда соперники обгоняли на трассе, во мне закипал адреналин, он мобилизовал все мои силы и лошадиные силы в моторе моего снегохода. У нас обоих включался дополнительный форсаж, и это толкало меня вперед, к победе, а мой снегоход превращало в реактивный самолет. Я испытал победное упоительное чувство, за которым ездят все гонщики!

- «Ну и как победа на вкус?» – вслед за героем рекламного ролика, хоккеистом Александром Якушевым – знаменитым форвардом «Як-15» - спросил у Сухих репортер.

- Это сладкий вкус победы! – рассмеялся победитель.

АКТЕРСКОЕ ЛИЦО НАСТОЯЩЕГО НЕФТЯНИКА, МЕХАНИКА И ВОДИТЕЛЯ

В этом году гонки на «дутиках» провели в показательном щадящем режиме, чтобы «не рвать» лишний раз самоделковую технику. «Кишкотрясы» крутанулись один круг и вернулись к «причалу».

Среди пилотов «моторыг» Виктора Истомина можно и нужно было называть пионером каракулинских гонок. Он дебютировал на самом первом старте в 2000 году.

- Что зовет вас сюда? – интересуюсь с провокацией и долей юмора у пилота «Дутика». Это именное название выведено на багажнике истоминской машины. – Можно понять, когда вы приезжаете первый, второй, третий, пятый, десятый раз… Но не тринадцатый же раз подряд.

- Это же ГОНКИ, СОСТЯЗАНИЯ!!! - с caps lock в голосе эмоционально выдохнул Виктор. – Огромное желание соперничества и встречи с друзьями-соперниками влекут меня сюда! По признанию Виктора, подготовку к гоночному событию он начинает недели за две до старта.

- Мотор проверю, колеса - и все, - Истомин разводит руками, которые как говорится, на месте. - Особо много мне возиться не приходится. Эта техника исключительно надежная. Скажу, что мой «Дутик» в этом году отпраздновал юбилей. Построил я его ровно 20 лет назад – в 1994 году. Так на нем все и езжу, иногда дрова вожу, рыбачу, а в основном отдыхаю на нем душой и телом после работы, - сказал Виктор и снова широко улыбнулся.

- Погодите, погодите, Виктор. А ну, улыбнитесь-ка еще раз, – попросил газетчик. – Теперь я понял, кого вы мне напоминаете, когда улыбаетесь – вы копия популярного сейчас актера Евгения Дятлова! Разве вам никто об этом раньше не говорил?

- Нет, вы первый будете! Но я не против такого сравнения.

ПРОСТОТА - ЛУЧШИЙ АМОРТИЗАТОР

Бок о бок с матерыми каракулинцами на камскую заснеженную акваторию нынче выезжали и совсем молодые земляки.

- Каракулин Егор Витальевич, - многозначительно, с расстановкой и не спеша отрекомендовался паренек, восседавший на изящном синем с лаковым отливом снегоболотоходе.

- Из Каракулино, конечно?

- Ага, из Каракулино. Мой аппарат сделан специально под меня, - семиклассник Егор раскрыл причину «невысокого роста» своей юниорской техники. – А в остальном все как у всех. Свою машину я сделал сам. Папа совсем немного мне помогал.

- А почему цвет такой выбрал? В городе бы про такой колер сказали: «гламурный, синенький».

- Этот цвет мне просто понравился.

- А почему скорпион приклеен на лобовом стекле? - как всегда, лаконичность в ответах героев репортажей генерировала любознательность и поток слов их интервьюеров.

- Так просто, - не стал раскрывать секрет появления зодиакального насекомого Егорка, «на помощь» к которому подоспел старший брат Александр Витальевич.

- Как вы сообразили выступить на двоих?

- Раньше отец у нас ездил, а теперь мы с Егором решили попробовать и собрали два «кишкотряса».

- Видные, видные, ничего не скажешь. Сразу обращают на себя внимание, хоть он у тебя и белый на фоне сплошного белоснежного полотна. А почему, кстати, выбрал монохром - колеса вороные, а кузов белый?

- Для контраста. Красиво?

- Не то слово. Живописно!.. Сань, вот ты мне растолкуй, почему у всех «моторыг» передние вилки без амортизаторов? Они что, свою функцию не выполняют на снегу?

- Больше забот они доставляют, а особого амортизационного эффекта не получаешь. Поэтому лучше сделать проще и быстрее выедешь на гонки, - деловито и прагматично рассуждал Саша Каракулин. Он заканчивает одиннадцатый класс и закономерно задумывается о будущем. - Сейчас мне надо усиленно учиться. Я собираюсь пойти по линии МЧС.

РОВЕСНИК ОЛИМПИАДЫ И РЫБНЫЕ ДАРЫ ПРИРОДЫ

Зная, что около пристани пройдут гонки, каракулинские рыбаки загодя ушли вниз по реке. Тем не менее один рыбак расположился аккурат на середине гоночного круга. Пройти к нему за задушевным разговором мне не позволили ни судьи, ни служба безопасности:

- Здесь трек и внутрь гоночного круга проникать нельзя.

Смирившись с требованием, направился я искать настоящего камского рыбаря. Нашел его мгновенно, днем и без всякого огня.

- Анатолий Николаевич Исенеков, - представился высокий кряжистый дядя в ушанке.

- Ого! Ваша фамилия всегда гремела и до сих пор гремит на этих гонках!

- Было дело, побеждал я на них. Только давно. Тогда я еще молодой был.

- А вы и сейчас еще крепкий орешек.

- Спасибо, - кивнул Анатолий Николаевич. - Сюда я прихожу для души. Если все время дома сидеть, толку никакого не будет. А на гонках получаю удовольствие.

Своего верного «труженика-дутыша» Исенеков построил в олимпийском году. Ясно, что не в 2014-м, а в 1980-м.

- Из технических журналов взял идею и синтезировал несколько видов техники - мотоцикл, автомобиль и «инвалидку» - в одно транспортное средство. В общем, все в кучу собрал и вышел у меня «кишкотряс».

- А ведь я вас совсем об ином хотел спросить. Вон там рыбак сидит над лункой в самом центре гоночных событий. Как опытнейший рыбак, скажите мне, что там ловит этот человек? Золотую рыбку, небось?

- Может быть, и золотую. А к чему ты спрашиваешь?

- К тому, что ежели акула попадется? Помните, у поэта Корнея Чуковского есть строчки про Акулу-каракулу. У Каракулино такие водятся?

- Запросто водятся! Когда я вылавливаю очередную каракулинскую акулу, никогда ее не отпускаю обратно, - хохотал до слез ироничный Анатолий Николаевич.

- Правильно делаете. Известный музыкант и кулинар Алекс Ростоцкий как-то поделился со мной рецептом «Сайгонского супа». Так там акульи плавники - один из главных компонентов этого «компота» рыбного.

- Все верно. Что река и природа дают человеку - все это можно употреблять в пищу. Только делать это надо с умом, - мудро заявил добрый человек…

Александр Поскребышев



Архив АВИСвежий номер



Каллиграфичные «каракули»

Шевроле занос

Гонка за коротким рублем

«Трудовые» резервы «Удмуртии»

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Шевроле занос

Гонка за коротким рублем

«Трудовые» резервы «Удмуртии»


Все статьи рубрики (589)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru