16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Игра в карты…

В УДМУРТСКОМ КАРТИНГЕ БАЛОВСТВО ЗА РЕДКИМ ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПЕРЕМЕЖАЕТСЯ С НАСТОЯЩИМ ДЕЛОМ

Новый сезон в российском картинге стартовал в подмосковной Икше с этапа национального чемпионата. Никого из удмуртских пилотов в этих гонках не было. Скорее всего, никто из них в рейсингах федерального уровня нынче не выступит – все наши картингисты давно выезжают на объединенный чемпионат трех федеральных округов - Приволжского, Уральского и Сибирского, который принимает соседняя Пермь. В сегодняшнем выпуске «Спортивного поведения» обозреватель АВИ вместе с ижевским пилотом Яном Саварским попытался нарисовать картину, отражающую ситуацию в удмуртском картинге.

- Как такового картинга у нас в республике нет, - категорично заявляет Ян Саварский и тут же расшифровывает свою мысль. – Просто есть десяток-полтора энтузиастов в Ижевске, в поселке Ува и в Глазове, которые купили себе карты и выезжают на гонки в Пермский край, Татарстан и Свердловскую область.

Любопытно, что география удмуртского картинга исчерпывается тремя точками, как в культивации, так и в выездных стартах. Однако, несмотря на регулярное участие в гостевых гонках наших пилотов, Ян Саварский признается, что общий уровень их подготовки очень низкий.

- Пока у нас в Ижевске не будет картодрома, где можно провести тесты и проверить настройки, хороших результатов с выездных гонок мы не привезем, - уверен собеседник АВИ.

Местным картингистам остается либо выезжать на приснопамятную асфальтовую площадку «Птичка», либо кататься на стадионе 27-й школы (угол улицы Карла Маркса и переулка Широкого), где издавна осваивали свои первые карт-метры ребята из клуба «Электрон».

- Конечно, можно и на «Птичке» гоняться, но это же не картодром, а кочкодром, - разъясняет наш проверенный источник информации. – Мне, к примеру, ездить там не хочется. Только шасси гнуть.

А они в основной массе итальянского производства. Памятуя об этом, удмуртские картингисты осознанно идут на риск, превращая свои выступления в столице Прикамья, Набережных Челнах или Полевском в некую смесь, состоящую из четырех «ингредиентов»: настроечных тестов, тренировок, квалификации и непосредственно гонок.

- Другого выбора у нас нет, - вновь безапелляционен Ян Саварский.

Ему всего 20 и половину из них Ян занимается картингом. При этом студент Удмуртского университета откровенно признается, что только четвертый сезон занимается серьезно и выезжает на окружные гонки в Пермь и на Урал, а начальный этап в гоночной карьере назвал баловством.

В прошлом сезоне Саварский стал единственным из наших картингистов, чья фамилия засветилась в протоколах РАФ по итогам гонок федерального уровня (8-е место в генеральной классификации объединенного чемпионата в классе «Союзный»). Хотя гордиться, по мнению нашего героя, там нечем. Ян выбирался на этап кубка России в Ульяновске, но проехал лишь квалификационные заезды. Точнее, мотор его карта выдержал несколько кругов.

- Просто я был единственным в Удмуртии картингистом, у кого мотор карта соответствовал требованиям РАФ, - растолковывает эксклюзивность своей вылазки на Волгу ижевский гонщик. – Я выступал в классе «Союзный» и мой мотор имел омологацию специально для кубковых соревнований. Тем не менее мотор оказался капризным – гонку едет, гонку не едет. Его можно было настроить на быструю езду, но этих настроек хватало ненадолго. Одним словом, намучился я с ним. Для меня это были три невыносимых сезона. В этом году я продал свой прежний карт и купил новый с американским мотором «из-под» чемпиона России в классе Rotax Max (наиболее массовый класс в стране среди взрослых гонщиков) Михаила Митрохина из Санкт-Петербурга. Причем мотор еще находится на сервисном обслуживании. Самому пока не покопаешься. Пломба стоит.

Грубо говоря, дома ижевский пилот имеет возможность настраивать мотор только по наитию, а проверять в действии - только в гонке. Любопытно, что техническое обслуживание этих гарантийных двигателей можно получить только в трех городах (опять пресловутые три точки) - в Москве, Питере и Екатеринбурге. Благо, что на урало-поволжско-сибирский чемпионат приезжает единственный на огромную территорию специальный механик, у которого можно получить консультацию и сдать мотор на реновацию.

Стоит она довольно дорого. Как впрочем, и весь бюджет для участия в гонках, достигающий весомых показателей. Сегодняшний картинг как будто стремится опровергнуть устойчивое представление, что он является самой дешевой дисциплиной в автоспорте. Если за твоей душой только ангел-хранитель и любящие родители, а отнюдь не состоятельная команда и спонсоры-толстосумы, то расходы по подготовке к сезону даже для участия в региональных гонках вылезают на внушительные цифры.

Считаем вместе с Яном Саварским – в 120 тыс. руб. ему обошелся новый картинг. К нему потребовалось докупить прибор для настройки характеристик MyChron4 – 15 тыс. руб., чтобы знать время круга, температуру двигателя и число оборотов. Неплохо бы к этому прибору добавить еще один блок телеметрии (датчики и аксессуары), который в своих электронных мозгах рисует трассу и потом показывает пилоту оптимальный режим прохождения трека, после чего гонщик может подкорректировать свои ошибки. Хотя стоимость этого удовольствия кусается – 40 тыс. руб. и поэтому большинство гонщиков катаются по-дедовски, на глазок. Тем паче, что им есть куда вкладывать личные и родительские кровные денежки.

К примеру, дорога в свердловский Полевской, где в конце апреля состоялось открытие уральского сезона, в оба конца обошлась в 5 тыс. руб. К ним добавились 6 тысяч на приобретение комплекта резины Mojo – единственная разрешенная в классе Rotax Max (в других зачетах допускаются Bridgestone). А хватает резинового ресурса в лучшем случае на две гонки. Да и то в зависимости от уровня рейсинга и покрытия трека.

Дальше - больше. На взгляд того самого сертифицированного механика из столицы Урала, мотор ижевчанина потребовалось освежить. Этот мастер вынес диагноз – поменять поршень, кольцо, сальники. В сумме этот маломальский ремонт обойдется еще в 12 тыс. руб.

Хорошо хоть стоимость стартовых взносов в региональных гонках не превышает одной тысячи рублей. Не в образец тому, что содрали с гонщиков за участие в первом этапе чемпионата России в подмосковной Икше. Там взнос вытянул на 10 тысяч. Правда, в эту цену была заложена общая для всех заправка одинаковым бензином, чтобы картингисты не химичили с топливом, и комплект резины.

Наконец, лицензия пилота, выезжающего на региональные соревнования, стоит всего 400 руб., а вот чтобы выехать на гонки в формате первенства России, нужно покупать клубную карту Rotax Max – плюсом еще 6 тыс. руб.

Сосчитав деньги в чужих карманах, теперь становится понятно, почему молодые гонщики относятся к своим картам с бережной любовью и зачастую зимой хранят их не в «теплых» боксах и гаражах, а в по-настоящему теплой квартире.

Что касается «теплых домов» для картинга, то если говорить «за Ижевск», то их здесь осталось всего два – уже упомянутый «Электрон» да еще клуб «Автомобилист». Остальные станции юных техников либо сами закрылись, либо выкатили картинг за порог. Если «электрониками» бессменно руководит Юрий Давыдов, то «автомобилистов» возглавляет Юрий Мотовилов и, судя по рассказам гонщиков, между этими тренерами существует здоровая спортивная конкуренция. А вот между картингистами наступило примирение.

- Мы и раньше-то не ссорились, - вспоминает Ян Саварский о прежних взаимоотношениях с соперниками. – Только сейчас в них нет былой напряженности, и мы стали общаться.

На просьбу назвать пул перспективных ижевских гонщиков после некоторой паузы Саварский выдает ответ: Павел Давыдов, Никита Смирнов и Никита Сапожников. Пару сезонов назад Смирнов выигрывал объединенный чемпионат, Давыдов-младший всходил на подиум, а в недавней майской гонке в Перми, открывшей официальный сезон, первое место в классе «Кадет» взял Сапожников.

Тот же Давыдов мог бы ездить намного результативнее, но технические сложности, когда карт, что называется, едет через раз, делают проблемные ситуации картингистов схожими с трудностями, преследующими талантливых адептов удмуртского багги.

О себе Саварский скромно умолчал и тогда инициативу пришлось взять журналисту АВИ. В гонке в Полевском Ян по сумме двух заездов занял 5-е место, а на первом этапе объединенного чемпионата – 15-е. Это неплохо, если учесть, что во втором заезде Саварский стартовал с последней, 18-й позиции. Там он очутился после того, как в первом заезде случился большой завал. Шесть пилотов, буквально сидя друг на друге, вылетели с трассы, а Саварский вроде бы успел успешно миновать этот «клубок». Казалось, что без потерь. Однако на рестарте заезда выяснилось, что на карте Яна был поврежден вариатор и его 125-кубовый Rotax Max заглох прямо на стартовом поле.

- Какую спортивную задачу ставишь нынче перед собой? – спрашиваю у собеседника и в этом репортаже постепенно «сваливаюсь» на классическое интервью.

- Хочу освоить Rotax Max - класс картов без коробок передач. Ну и разобраться с настройками мотора. Вот на это и уйдет весь нынешний сезон, а в следующем хочу выехать на гонки российского уровня.

- Скажи, чем специфика езды на безкоробочном карте отличается от «машинки с коробчонкой»?

- Манера езды без коробки совершенно иная. Когда едешь с коробкой, применяешь позднее торможение и быстрый разгон, а тут надо все делать плавно. Кроме того, здесь меньше возможности для обгона. В этом классе собраны довольно опытные гонщики, которые допускают минимальное количество ошибок. Разница сразу бросается в глаза. Видно по манере езды, как едут те, кто гоняется только на Урале, и те, кто уже выезжал на Россию. У них заметна спортивная наглость.

- Многократный чемпион страны по картингу (в классе KZ-2), а теперь заводской пилот «АвтоВАЗа» Кирилл Ладыгин и на зимнем треке силен, и в ралли пробует себя. Помимо картинга, автоспорт представляет для тебя интерес?

- Мне интересно все, где есть руль и колеса. Я не прочь пробовать себя и в других видах автоспорта, но не уверен, что смогу там себя проявить.

- Разумеется, ты знаком с расхожим выражением, что картинг и есть первая формула в карьере гонщика. В том смысле, что многие чемпионы F1 вышли из картинга. Более того, в европейских сериях и кузовных гонках сегодня выступает довольно много россиян - Алешин, Мове, Петров, Лукашевич, Мащицкий, Садрединов. Миру автоспорта стали известны имена Злобина, Васильева и Фоменко. Грезишь ли ты этими «формулами»?

- Я хочу идти вперед по ступеням. Ближайшая в этой лестнице – картинг. Накат уже вроде бы появился и теперь я хочу проявить себя здесь, чтобы обо мне заговорили. А мечты о F1? Признаться, бывает…

- Значит, порой представляешь себя в кокпите формулического болида. Пока же в твоем календаре оставшиеся четыре этапа объединенного чемпионата в Перми. А повторить вылазку на кубковую гонку в Ульяновск не собираешься?

- В Ульяновск поеду, но не гоняться, а посмотреть гонку и понаблюдать, как работают профи. Проконсультироваться с Михаилом Митрохиным по настройкам моего карта.

- В Ижевске нет картодрома, но были две трассы, на которых каждый желающий мог попробовать прокатиться на прокатном карт-мобиле. Насколько разнится в ощущениях прокатный картинг от реального?

- На прокатных картах можно получить первое чувство картинга. Скорости и нагрузки в реальном картинге несоизмеримо выше. Там все надо делать очень быстро, резко, четко и обдуманно. Когда ты после гонки садишься на машину и едешь домой, то скорость 80 км/час воспринимается, как будто пешком идешь. Все-таки в реальном картинге средняя скорость прохождения трасс зашкаливает за 100 км/час, а на прямых легко разгоняешься до 120-150 км/час. К тому же в поворотах нагрузки очень суровые и знаю, что без специальной экипировки - пластиковых жилетов – даже у здоровенных мужиков, бывало, ломались ребра.

Эти реалии современного картинга ижевские болельщики увидят воочию еще не скоро, а потому АВИ продолжит следить за выступлениями наших карт-пилотов и сообщать своим читателям все достойные внимания новости.

Классы российского картинга

Условные обозначения

ДЕТСКИЕ

ЕК-60 – EasyKart-60, П – «Пионер», К – «Кадет», Мк - «Микро», МР – «Мини-ракет», Р- «Ракет», М – «Мини», СМ – «Супер-мини»

ЮНИОРСКИЕ

K-GP3 - Biland K-GP3, ЕК-100 - EasyKart-100, Сю – «Союзный-юниор», Аю – «Интерконтиненталь-А-Юниор», А-Вю - «Интерконтиненталь-А-Юниор-Восток», РМю - Rotax MAX-юниор, KF3 - KF3

ВЗРОСЛЫЕ

Е – Е, Р120 – «Ракет-120», K-GP2 - Biland K-GP2, EK-125L - EasyKart-125 Light, EK-125H - EasyKart-125 Heavy, EK-125S - EasyKart-125 Shifter, VR - Vortex-ROK, DD2 - Rotax MAX DD2, А – «Интерконтиненталь-А», А-В - «Интерконтиненталь-А-Восток», И - «Интерконтиненталь-Ц», Ц – «Формула-Ц», С - «Союзный», RM - Rotax MAX, KF2 - KF2, KZ2 – самый мощный класс. Мотор итальянского производства, объем 125сс, 56.л.с.

Календарь объединенного чемпионата и первенства РАФ Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов-2008

2-й этап – 24-25 мая, Пермь

3-й этап – 5-6 июля, Пермь

4-й этап – 13-14 сентября, Пермь

5-й этап – 11-12 октября, Пермь

Александр Поскребышев



Архив АВИСвежий номер



Игра в карты…

Шевроле занос

Гонка за коротким рублем

«Трудовые» резервы «Удмуртии»

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Шевроле занос

Гонка за коротким рублем

«Трудовые» резервы «Удмуртии»


Все статьи рубрики (589)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru