16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

ТАНЦУЮТ КУКЛЫ В СТАРОЙ МОНЬЕ

В деревне Старая Монья Малопургинского района живет известный в республике художник Николай Тарасов, возродивший древнюю традицию плетения из соломы танцующих кукол. Хотите посмотреть на это чудо – поезжайте вслед за нами на юг Удмуртии.

От Ижевска до Старой Моньи каких-то 55 километров. Выезжаем на Можгинский тракт и по хорошему шоссе катим с ветерком до поворота на Малую Пургу и дальше, мимо Баграш-Бигры (сюда мы заедем на обратном пути). Поворот налево на Старую Монью. Еще мы запланировали посетить Ильинское с его храмом – оно будет чуть дальше, справа от трассы.

Собираясь в это путешествие, мы узнали легенду о названии деревни Старая Монья. По преданию, когда-то здесь поселились два брата и стали думать, как назвать новую деревню. Вышел у них жаркий спор, но один из братьев сказал: "Будет по-моему" – именно так переводится с удмуртского слово "монья". Позже один из братьев перебрался на другое место, в результате чего появились две деревни - Старая и Новая Моньи.

Эту легенду мы увидели, подъезжая к деревне: на месте обычного указателя здесь установлена деревянная скульптура «Вуж Мон'я» - два брата до сих пор стоят за деревенской околицей и спорят, как же назвать место, выбранное для житья…

Но на этом сказка только начинается - улицы деревни тоже украшают вырезанные местными умельцами деревянные скульптуры – каждая интересна и неповторима. Например, возле сельского дома культуры стоит композиция «Проводы в армию»: новобранец, сидя на плечах товарища, забивает в матицу родного дома монетку с цветной тряпицей - на счастливое возвращение. С другой стороны – скульптура, изображающая святыню древних удмуртов - Шунды-мумы. В соседнем скверике – еще несколько деревянных фигур, к каждой из которых стоит присмотреться. Вот солдат, припавший к коленям старой матери: «Мон берти»…

Длиннобородый старик, обнявший за плечи внука, чтобы передать ему свою веру и знания о мире… В палисаднике у детского сада - молодая удмуртка с младенцем на руках…

На берегу небольшого прудика застыл кузнец возле наковальни… А перед березовой рощицей, где в старину был священный луд, на котором удмурты совершали свои моления, - целая композиция языческих символов, которыми окружали и объясняли мироздание наши предки.

Все эти скульптуры вырезаны руками местных мастеров под руководством Николая Тарасова, директора районного Дома ремесел, многие - по его наброскам и замыслам.

Дом ремесел в Старой Монье – один из первых в республике, где стали возрождать удмуртские народные промыслы.

А начинался он с художественной студии, которую открыл в родной деревне выпускник худграфа УдГУ Коля Тарасов. Сначала сам осваивал исконные удмуртские промыслы – ткачество, бересту, соломку, затем, когда стал руководить Домом ремесел, обучал мастеров. Вспоминает, как неохотно шли деревенские умельцы сюда работать, время было нелегкое – начало 90-х, безденежье, что впереди, Бог его знает, боялись уйти из колхоза.

Теперь, конечно, все по-другому. Накоплен огромный выставочный опыт – работы старомоньинцев по достоинству оценили не только в нашей республике и России, но и в Швеции, Венгрии, Турции, Голландии, творения Николая Тарасова приобретают коллекционеры со всего мира. Значит, воплотилась его мечта возродить удмуртское искусство, делать своими руками вещи не просто красивые, но этнически узнаваемые.

…Интересно, как заново родилась в Старой Монье соломенная кукла, ставшая сегодня гордостью и визитной карточкой местных мастеров. Бабушка рассказывала внуку Николаю, что в ее детстве в деревне плетением из соломы занимались многие – плели половики и рогожки, мастерили шляпы, а для нее, как и для многих детей, братья делали кукол, да не простых, а умеющих танцевать… Поставишь такую куколку на решето или на досочку, и она начинает двигаться как будто сама по себе, а на самом деле – при постукивании по столу или встряхивании решета.

Теперь ребята, посещающие Дом ремесел, говорят, устраивают для зрителей потрясающие представления с танцующими куклами в национальных костюмах - при этом все детали костюма тоже искусно выплетены из соломки.

Удивительные вещи из дерева делает Николай Михайлович – залюбуешься на эти ковши, вазы, чаши в виде лосиных голов с рогами или символических уток. Как, должно быть, приятно пользоваться такими вещами из живого дерева у себя в доме! Кроме утилитарного назначения, они, по словам художника, служат оберегами, охраняют здоровье хозяев, хранят от сглаза. По древним поверьям, если выпить водицы из ковша, символизирующего лося, тебе передастся сила этого мощного животного…

Вот такие талантливые люди живут в нашей глубинке. Черпают вдохновение и силы у матушки-природы, в мифологии предков, прославляют и воспевают рукотворными творениями свою землю и свой народ.

Из Старой Моньи мы отправились в Ильинское. Древний Пророко-Ильинский храм в этом селе окружен строительным материалом – должно быть, восстанавливают, а может быть, строят рядом новое церковное здание. Не спеша прогулялись мы по деревенской улочке, обошли вокруг церковь, подышали ароматом цветущих старых лип.

А в Баграш-Бигре, прибранной, аккуратной деревеньке, куда привозят все правительственные делегации, больше всего порадовала новая школа. На ее территории руками учителей и школьников разбиты яркие цветочные клумбы, аккуратные посадки сельскохозяйственных культур говорят о том, что любви и умению работать на своей земле детей здесь обучают не только по книжкам. А тропа здоровья, по которой малыши ходят босиком, дает им силу и радость, учит черпать здоровье у природы.

Куча детских велосипедов возле школьного крыльца сказала о том, что и летом в школе занимаются кружки и секции, или открыт школьный лагерь. Двое любопытных малышей на велосипедах тут же подскочили к нашей машине, стали спрашивать, кто мы такие и откуда. Утолив свое безудержное любопытство, ребята развернулись и помчались по своим неотложным делам, впереди у них был длинный-длинный летний день, а у нас – пикник на берегу пруда и дорога домой… А на задней полке машины танцевала свой древний танец соломенная куколка из Старой Моньи.

Надежда Шкляева

МАЛАЯ ПУРГА – БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ

Малая Пурга – не такая уж и маленькая, жителей, пожалуй, уже под 7 тысяч наберется. Малопургинский район, несмотря на свою близость к Ижевску, считается пограничным – татарский город Агрыз под боком находится.

Основали село Малая Пурга выходцы с удмуртского севера – переселенцы родов Порга и Бодья. Старожилы и нынче покажут вам места, где когда-то их предки совершали языческие моления. Но православие постепенно проникало и в эти глухие лесные места, несомненное влияние оказало на этот процесс возникновение поблизости Ижевского завода и присвоение статуса уездного города Сарапулу. Православный приход села Пургинского открыт почти 150 лет назад – в 1858 году.

Вскоре вместо молитвенного дома жители выстроили уже деревянную церковь с одним престолом в честь Михаила Архангела. Было это в 1860 году, а через четыре десятка лет, в самом начале XX века разросшееся постепенно село обзавелось и каменным храмом, сохранившим свое наименование. Может быть, сами малопургинцы и не осилили бы строительство такой громады, но щедры были на богоугодные дела елабужские купцы-миллионеры И. Г. Стахеев и Ф. П. Гирбасов – пожертвовали аж 310 рублей.

И в Буранове Троицкая церковь строилась на деньги елабужского купца Ф. Г. Чернова, кстати, основателя Сюгинского стекольного завода – будущего города Можги. Так и остается загадкой, почему купец так много жертвовал на строительство каменных храмов в удмуртских уездах – благодаря ему появилось более 20 новых приходов.

В Буранове священником служил один из классиков удмуртской истории, этнографии и литературы Г. Е. Верещагин. Известный факт: увидев плачевное состояние храма, батюшка написал письмо известнейшему в России проповеднику, будущему канонизированному святому Иоанну Кронштадскому. И тот помог обычному сельскому иерею, выслал около тысячи рублей. Увы, в безбожные годы скромная бурановская церковь была снесена.

Под клуб в это же время была передана и Пророко-Ильинская церковь в одноименном селе Ильинское, которое удмурты называли Пуже-Уча. Православие вообще очень непросто прививалось в удмуртских землях, знаток этой темы П. Н. Луппов в своей работе «Христианство у вотяков» писал, что удмурты в годы пугачевщины повесили пятерых священнослужителей села Пуже-Уча. Да и молебный шалаш, разломанный после крещения, не раз вновь возникал на том же самом месте.

За более чем два века в верованиях народа причудливо переплелись язычество и православие, точно так же, как это было и у русских. А Ильинская церковь восстановлена, купола ее манят заехать в село проезжающих по трассе М-7 на Можгу, Казань, Нижний Новгород, Москву…

Сохранился Петропавловский храм (тоже из Черновских) и в селе Норья. Когда-то и он был клубом, а теперь в НОрье появился даже монастырь. Село это называют еще Большой Норьей. Она и вправду немалая, в последнее время здесь появилось много дачников. В Норью ведут два пути: если ехать по Нылгинскому тракту через Средний Постол и Капустино, выйдет 47 км, если через Малую Пургу, то все 70 наберется. Украшает село каскад прудов. В свое время довелось мне прожить в Норье не один месяц, многих норьинцев до сих пор вспоминаю добрым словом.

История прошлого и позапрошлого веков напоминает о себе то старым домом, то древним храмом, чудом уцелевшим в безбожной смуте. Но ведь люди в этих благословенных местах издревле жили: Покровский могильник датирован IV-V вв., Бобья-Учинское городище относится к III-VIII вв. Многие деревни появились, когда удмурты (ары) бежали в эти глухие места после взятия Арска войском Ивана Грозного. О народном заступнике, самозваном царе-батюшке до сих пор напоминает название поселка Пугачево.

Есть у малопургинцев и свой национальный герой – благородный разбойник Камит Усманов. Поезжайте-ка вслед за президентами и прочими высокими гостями в Баграш-Бигру, там вам и споют, и расскажут об этом борце с несправедливостью.

Есть кому воспевать свою родную землю – глядишь, скоро малопургинцы по числу родившихся здесь писателей догонят алнашцев. Из одной только деревни Тыло вышло 6 членов писательского Союза. Далеко за пределами Удмуртии известен народный ансамбль гармонисток из Бобьи-Учи, руководимый Екатериной Антоновой. Еще раньше звание «народный» было присвоено фольклорному ансамблю «Зарни шеп» (руководитель Ф. М. Тубылова, кстати, жена известного удмуртского политика).

А еще древняя история этой земли оживает в произведениях рук народных мастеров и умельцев. Славится своими работами Дом ремесел в Старой Монье, его уже более десяти лет возглавляет истинный художник Николай Михайлович Тарасов. Он не только режет удивительные скульптуры или причудливые чаши, но освоил и бересту, и соломоплетение, и другие ремесла. Особой изюминкой старомоньинских мастеров стали танцующие соломенные куклы. Секрет их изготовления, утерянный в XX веке, Тарасов сам раскрыл.

Немалый у местных мастеров выставочный опыт: работы их высоко оценили в Швеции, Голландии, Венгрии, Турции, изделия их рук хранятся в коллекциях чуть ли не по всему земному шарику. Так что достижения малопургинцев малыми никак не назовешь.

Сергей Жилин

Благодарим за поддержку проекта наших партнеров – компании РОСГОССТРАХ, АСПЭК и МОБИЛБАНК.



Архив АВИСвежий номер



ТАНЦУЮТ КУКЛЫ В СТАРОЙ МОНЬЕ

ИСПЫТАНИЕ ДОРОГОЙ

C ВЕТЕРКОМ ПО УДМУРТИИ

Ижевка ждет гостей из Ижевска

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

ИСПЫТАНИЕ ДОРОГОЙ

C ВЕТЕРКОМ ПО УДМУРТИИ

Ижевка ждет гостей из Ижевска


Все статьи рубрики (51)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru