16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Гербер – праздник после плуга

Когда-то летний праздник Гербер отмечался в каждой удмуртской деревне, да и назывался он в разных районах по-разному. А теперь вот уже пятнадцать лет Удмуртия отмечает его с большим размахом

– в одном из районов на праздник собираются гости со всей республики. Никому не запрещено прийти, приехать на Гербер. И это прекрасная возможность посмотреть самим и показать детям настоящий народный праздник. Итак, отправляемся на Гербер!

Именно так переводится Гербер с удмуртского языка – «после плуга» (геры – плуг, бере – после). С момента, когда с поля уходил последний землепашец, земля считалась беременной и ранить ее плугом или лопатой было нельзя. У него не было определенной даты, но проходил он всегда в последние дни летнего солнцестояния, когда совсем немного времени остается до сенокоса и крестьянин может сделать небольшую передышку, чтобы обратиться к богам с молитвой о хорошем урожае.

В этом году республиканский праздник Гербер отмечался на берегу реки Чепцы, возле дебесской деревни Варни. В прошлом году «Душа Удмуртии» уже снаряжала экспедицию в село Дебесы, мы рассказывали о дебесском музее истории Сибирского тракта, о знаменитой горе Байгурезь. Повторяться, конечно, не будем (тем более что в следующем году гербер будет проводиться в другом районе, а значит, там будут свои достопримечательности), но истории дебесской старины можно рассказывать бесконечно, так что без них не обойтись и сегодня. Ну и конечно, вы должны знать (если еще не знаете), что это за праздник - Гербер, чтобы поведать о нем детям во время поездки.

Места, где проходил Гербер-2006, удивительно красивы. Кстати, название деревни Варни, которой, как и Дебесам, в этом году исполнилось 360 лет, произошло от одноименной речки. «Варни» на языке древних удмуртов означает «речка, виляющая между кривыми косогорами». Очень точное название! Именно здесь, в окрестностях деревни находится знаменитый Варнинский могильник (читайте материал Сергея Жилина), в котором впервые были найдены украшения с изображением символа Шунды-мумы (Мать Солнца), оберега древних удмуртов, который сегодня есть на государственной гербе Удмуртии.

…Прибывающие с самого утра гости пересекали украшенный разноцветными платками мост через Чепцу, оставляли свои машины и дальше на праздничные поляны шли уже пешком. Их встречал покровитель земледельцев Кылдысин, хозяева с песнями провожали до подворий. Так сложилась традиция, что делегацию каждого района на Гербере принято угощать на подворьях, которые заранее строят на самом красивом месте на берегу реки или озера в окрестностях города, села или деревни.

Целый городок крытых подворий ждал официальные делегации, на соседней поляне разбили торговый лагерь, где все желающие могли выпить-закусить. Построили свой городок и ремесленники со всей республики, здесь можно приобрести продукцию народных промыслов.

А на самом берегу на большой сцене проходили главные торжества – театрализованное представление «Дорога к солнцу», выступление официальных лиц – традиционно на республиканский Гербер приезжают первые лица Удмуртии, гала-концерт мастеров искусств республики и участников художественной самодеятельности.

В далекие времена, когда наши предки-язычники отмечали Гербер (а где-то он назывался Гырон Быдтон, или Гершыд, или Куарсур, или Пинал мудор, или Гужем юон), обязательными были несколько действ: обход поля, жертвоприношение и куриськон - коллективное моление всей общиной. Удмурты просили Инмара и Кылдысина о добром урожае: «чтобы из одного зернышка выросло тридцать колосьев, чтобы белка не смогла обежать наше поле».

В жертву язычники приносили бычка, купленного на пожертвования всей общины. Жрецы закалывали его недалеко от хлебного поля, а затем мясо добавляли в обрядовую кашу, сваренную из зерна всех видов: ячменя и овса, пшена и гречки. Обрядовую кашу варят на Гербере и сейчас, и угощают ею всех желающих.

Ну а уж после трапезы начинались песни, танцы, игры, хороводы, конные состязания, купание в реке и катание на качелях. Парни на Гербере присматривали себе невест, демонстрировали ловкость и силу, а девушки старались показать свою красоту и лучшие наряды. Во время Гербера где-то игрались свадьбы, где-то купали молодушек, вышедших замуж прошлой зимой – этот обряд назывался сялтым. Молодые женщины должны были откупиться – полотенцем или вином, иначе их с шутками-прибаутками бросали в реку.

Кстати, о вине. Когда Екатерина II запретила самогоноварение по всей России, удмурты написали челобитную государыне, прося разрешить варить кумышку для религиозных целей. И она сделала для язычников исключение. Да и в самом деле, как же общаться с богами без особого эмоционального состояния?.. Каждая хозяйка приносила на Гербер свою бутыль с кумышкой.

Еще один обряд, характерный для Гербера, - бусы сюан или полевая свадьба. Молодежь делилась на две группы – поезжан со стороны жениха и невесты. Имитируя настоящую свадьбу, пели свадебные песни, играли свадебные игры. Веселились от души…

Позже, в XVIII веке Гербер, как и другие языческие обряды, начал испытывать влияние христианства, а еще позже его стали приурочивать к дням церковных праздников. Гербер стал отмечаться в Петров день, 12 июля. Священники присутствовали на обрядах, в их присутствии совершались жертвоприношения. Батюшки служили молебны на открытом поле, включали в тексты куриськонов имена христианских святых – Ильи Пророка, Николая Чудотворца, самого Христа.

Сегодня Гербер – давно не религиозный праздник. В гости к удмуртам охотно приезжают татары и марийцы, русские и башкиры, соседи-пермяки. Радугой красок национальных костюмов расцвечен весь огромный луг, нескончаемой рекой льются песни, кружатся хороводы. Тот, кто хоть раз побывал на Гербере, никогда не забудет, как умеет веселиться народ, какие мелодичные складывает песни, какие красивые вещи может делать своими руками…

Надежда Шкляева

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ЧЕПЦЫ

Древняя удмуртская история оживает на берегах Чепцы-реки, или, как еще зовут ее удмурты – Чупчи. Это она сейчас обмелела, когда беспощадно повырубали вдоль ее русла леса да осушили болота. А ведь еще в XVIII веке, по словам А. Н. Радищева, проезжавшего по здешним землям в Сибирь, суда и баржи с хлебом от Глазова до Вятки и дальше и дальше до Астрахани ходили. Для грузовых баржей верховья чепецкие, конечно, всегда были маловаты, но ушкуи новгородцев запросто проходили по реке в средние века.

Начинается Чепца в соседней Пермской области, в Вятку она впадает в соседней Кировской области. По большей же части протекает река по территории Удмуртии. Первый «наш» населенный пункт на Чепце по сути носит ее имя – Большая Чепца. Река здесь течет чуть ли не по деревне. Старая, потемневшая от времени, но очень какая-то теплая Сретенская церковь возвышается над деревянными домами. Когда-то это церковное здание стояло в Зуре. В самом конце XIX века жители Большой Чепцы купили его у зуринцев, отгрохавших кирпичный храм, и возвели церковь у себя в 1899 году.

Заречная Медла, Ариково – деревни эти знакомы мне не понаслышке, но особо любимы мною здешние заросшие деревьями и кустарниками чепецкие берега, где всегда находилось местечко и для рыбалки, и для машины с палаткой.

За Дебесами, за Сибирским трактом Чепца становится полноводнее и шире. Отсюда неплохо начинать водные маршруты на байдарках или резиновых лодках. Мои игринские друзья прежде каждое лето отправлялись в путешествие на «резинках» от Дебес до станции Чепца. К началу маршрута вместе со всем дорожным скарбом их доставляла машина, она же и забирала группу в исходной точке. Пыли ребята, не торопясь, понравится место – и на пару дней остановятся, всю дорогу прямо с лодок рыбачили, купались. Путешествие длиной в 70 километров порой на две недели затягивалось.

Но следует помнить, что несмотря на внешнюю безмятежность Чепца-река с норовом, есть тут и мелкие перекаты, впрочем, не страшные резиновой лодке или байдарке, и довольно приличные омуты, где нехилая рыбка водится. Памятнее мне один из них под названием Галя-усён, находящийся уже за знаменитой горой Байгурезь между длиннющим, в пару километров, лугом Кузьвозь и Электро-местом, где когда-то стояла колхозная электростанция. По преданию, в этом омуте утонула молодая девушка Галя, отчаявшаяся от несчастной любви.

На Электро до сих пор видны остатки былой плотины, впрочем, уже не представляющей опасности для путешественников. Но будьте осторожны в устье Лозы, где до сих пор перепад воды составляет где-то около метра. Впрочем, особо верить автору – береговому бродяге, не следует – про устье Лозы я только наслышан. Подробные сведения о возможных опасных местах лучше получить в турклубе или, по крайней мере, из книги Сергея Шепелина «Водные маршруты Удмуртии» (Ижевск, 1990).

Вскоре за Куинсэрго полем и вправду треугольной формы откроются вам древние Варни. Деревне Варни, как и Дебесам, в этом году 360 лет, но здесь каждый год работают археологи на могильнике VI-IX веков. Памятник этот уникален, не зря он входит в федеральный реестр. Относят могильник к так называемой Поломской культуре – первые раскопки в чепецком же селе Полом провели еще в 1906-1908 годах. Сто лет, выходит, ныне прошло.

Вообще вдоль Чепцы сплошные археологические памятники, если вглядеться пристально, то обнаружите остатки валов и рвов древних каров, ныне заросшие лесом. И упаси вас Бог заняться кладоискательством и ворошить эту полную загадок землю. Во-первых, не то, что ничего не найдете, но даже и не увидите – тут взгляд археолога нужен. Ну а, во-вторых, находки те для вас ничего не будут значить, а историкам откроют целый срез жизни далекой эпохи. В-третьих, клады, как правило, находят случайно. Есть, конечно, и спецы, так называемые «черные археологи», но для них закон (что нравственный, что УК) не писан. Но ведь мы-то с вами честные путешественники и осквернять могилы древних людей не собираемся, туристам святотатство (вдумайтесь в это слово!) не с руки! В-четвертых, здешние остатки каров и могильники полны до сих пор сакрального смысла, святотатство по отношению к ним – бумеранг, ударит в вас же так, что мало не покажется.

Неподалеку от Варней стоит деревня Лесагурт, не раз хаживал я сюда за хлебом и кое чем еще, когда обитал месяцами в соседнем же Тольенском починке. Лесагуртским назвали клад, который нашли в 1961 году варнинские школьники, когда косили траву. Чиркнула коса по чему-то металлическому, глянули ребятишки, а там – коробочка, в которой 139 серебряных и медных монет VI-IX вв., 23 медных и пара серебряных же гривен. Слчайных находок и кладов на чепецких берегах в разные годы обнаружено немало. Кстати, один из этих школьников через восемь лет, уже будучи взрослым, во время колхозной работы случайно открыл Варнинский могильник. Судьба!

Ну а нас привлекают, как в певне Высоцкого, другие «родники мои серебряные, золотые мои россыпи». Под Тольенской горой – славное место для рыбалки и для купания. Очень любил здесь ловить рыбку народный поэт Удмуртии Степан Широбоков. Да и нынче кое-кто ловит, уметь только надо! Немало строк посвятил Чепце и другой народный поэт – Олег Поскребышев. Знать, волшебная сила есть в этой реке, не одно поколение манит к себе Чепца.

Родные уже для меня названия этих мест и нынче ласкают слух: Варни, Тольён, Тольёнский починок, Чепык, Посекчумо, Гордъяр… Славное время, когда обитал я на чепецких берегах, до сих пор с любовью вспоминаю многих местных жителей. На других берегах обретаюсь я ныне, но не забыть мне Чепцу – весеннюю буйную, летнюю безмятежную, скованную льдом в глухозимье… И берега ее то в золоте италмасов, то в жаре цветов шиповника, то в холоде ослепительных снегов… Как сто, как тысячу лет назад.

Сергей Жилин

Благодарим за поддержку проекта наших партнеров - компании "РОСГОССТРАХ", АСПЭК И Мобилбанк.



Архив АВИСвежий номер



Гербер – праздник после плуга

ИСПЫТАНИЕ ДОРОГОЙ

C ВЕТЕРКОМ ПО УДМУРТИИ

Ижевка ждет гостей из Ижевска

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

ИСПЫТАНИЕ ДОРОГОЙ

C ВЕТЕРКОМ ПО УДМУРТИИ

Ижевка ждет гостей из Ижевска


Все статьи рубрики (51)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru