16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

ИСПЫТАНИЕ ДОРОГОЙ

Наш проект «Душа Удмуртии» не заканчивается вместе с уходящим годом, есть много маршрутов по родному краю, которые еще не прошли и не проехали наши корреспонденты.

Но ведь путешествовать на автомобиле с семьей или друзьями, устраивать пикники, отдыхать, наслаждаться красотами природы, храмами и другими достопримечательностями лучше все-таки летом… А зимой мы решили посвятить эту страничку повествованиям краеведов и историков, пригласить или съездить в гости к интересным людям, живущим на нашей земле… Надеемся, эта сторона «Души Удмуртии» будет нашим читателям так же интересна. А сегодня, в канун Нового года, Сергей Жилин приглашает всех к размышлению о том, что такое дорога в человеческой жизни…

История творится там, где проходят дороги – это аксиома. На карте нашей необъятной Родины есть такие глухие уголки, в которых время будто остановилось. В иных отдаленных сибирский деревеньках о революции узнали чуть ли не через десяток лет. И не случайно остатки белогвардейских отрядов в той же Якутии уничтожили окончательно лишь к началу Великой Отечественной войны.

ДИАЛЕКТИКА ДОРОГИ

В народном сознании дорога – одновременно и благо, и зло. В Удмуртии это особенно заметно на примере Сибирского тракта. Две ветки Государевой дороги от Москвы и Петербурга встречаются в старинном селе Дебесы. Но был еще один вектор движения, пренебрегать которым не стоит – из Сибири в Россию.

Традиционный удмуртский мир столкнулся с цивилизацией именно через дорогу. Благо обернулось злом для устоявшегося за века жизненного уклада народов, через земли которых прошел Сибирский тракт. Любопытное сравнение привел как-то в беседе со мной известный дебесский краевед и журналист Павел Роготнев: «Будто раскаленным ножом провели по студню, и этот студень кипит. Вот там, где кипит, там как раз и Дебесы, Сибирский тракт».

Представьте, сколько накипи человеческой притягивали в то время Дебесы, где сходились пути-дороги в Сибирь и из нее! Проститутки, воры, гулящие люди, притоны, кабаки, - это все было в дебесской истории благодаря дороге. По свидетельствам земских врачей, та же проституция особенно была распространена в Ижевске, Сарапуле, Воткинске и… Дебесах.

Соответственно, по части венерических заболеваний Дебесская волость была на первом месте, и не только по Сарапульскому уезду. Сказывалась и большая миграция населения: дебесский врач А. Миляев век назад отметил, что солдаты, возвращающиеся со службы через село, зачастую являются разносчиками сифилиса.

Многие удмурты, случалось, целыми деревнями снимались с места и перебирались подальше от большой дороги. В деревнях вдоль тракта удмурты быстро приобретали русские привычки, сносно говорили по-русски, женились часто на русских бабах. Вот и сосланный в Сибирь писатель А. Н. Радищев обратил на это внимание еще двести с лишним лет назад: «В Дебесе похожи на русских… Вотяки почти как русские, женаты многие на русских бабах. Избы уже белые у иных».

Через сто с лишним лет после проезда Радищева «Вятская газета» отметила, что «вотяки Дебесской волости обрусели и правильно говорят по-русски, чем резко отличаются от вотяков Глазовского и Малмыжского уездов…» не та картина была уже чуть в стороне от тракта, вот и историк П. Н. Луппов, работавший в 1890 году учителем Дебесской земской школы, писал, что удмуртские дети из близлежащих деревень почти не знали русского языка.

Так что дорога порой меняла целые народы, а вот в лучшую или худшую сторону – это под каким углом смотреть. Влияния цивилизации избежать не удавалось ни одному народу, не все его выдержали, растворившись в соседях, слившись с другими народами. Удмурты испытание дорогой в любом случае выдержали.

ДУРНАЯ СЛАВА

К дороге у народа всегда было подчеркнуто уважительное отношение – как к живому и опасному существу. Жизнь у дороги включает в себя не только хлопоты и работы по обустройству и починке мостов, насаждению лесозащитных полос и т. д. Дорога – это всегда повышенный риск: не дай Бог обидеть какого-нибудь варнака, тайком возвращающегося из Сибири, или повстречаться, едучи с базара, с шайкой лихого атамана Щукина. Впрочем, щукинские разбойнички – это восемнадцатый век, но ведь даже на исходе двадцатого столетия на Сибирском тракте внаглую потрошили грузовые фуры игринские милиционеры-оборотни.

Но даже если не встретятся вам на дороге злые люди, зло может причинить сама дорога. Вот буквально вчера в местных «Вестях», рассказывая о перевернувшемся автобусе с пермскими туристами, диктор отметил, что произошло это возле Болгур, в месте, у которого дурная слава. Любой водитель по своему опыту такие места знает. Да вспомните хотя бы, сколько аварий произошло на Сарапульском тракте возле Каменного! Долгое время в Ижевске для пешеходов был опасен перекресток улиц Коммунаров и Лихвинцева, в последнее время, слава Богу, на нем вроде перестали сбивать пешеходов.

С одним таким местом в Увинском районе я столкнулся в середине 90-х годов. Когда-то деревня Ува-Тукля славилась своими плотниками, построившими немало зданий на западе Удмуртии. Впрочем, тогда это было село и называлось оно Ва-Тукля. В 1934 году церковь снесли, порушили памятники на могилах священников. Надо честно признать, что сделали это не местные жители, а специально привезенные колонисты. В 1995 году на месте бывшего храма показали мне деревянную клетушку с буквами «М» и «Ж». Тогда, десять лет назад, местные жители шепотком поговаривали, что наказывает Бог за разрушенные храмы: как жуткое убийство в районе произойдет, так в Ува-Тукле. И несчастных случаев на железной дороге больше всего тогда было именно здесь. А на автомобильной дороге напротив Ува-Тукли тоже место подозрительное: машины постоянно глохнут или ломаются. Тут же и НЛО регулярно видели. Рассказали мне об этом, когда и наша машина возле Ува-Тукли заглохла и долго не заводилась.

ДРАГОЦЕННАЯ МОГИЛКА

Дорожный человек – особый герой русского 9а также других народов) фольклора, не говоря уже о литературе. Дорога – всегда пограничное состояние между оберегающим тебя домом и целью путешествия, потому в пути с человеком случаются многие странные и значительные вещи. Дорога – всегда испытание, и не только для тела, физической закалки, но и души, характера. Знать, потому столь популярен в России литературный жанр путевых заметок, дорожных размышлений: Афанасий Никитин, Александр Радищев, Александр Пушкин, Николай Гоголь… Вспомните и день сегодняшний – от дороги не отделить поэзию и прозу Булата Окуджавы, песни Владимира Высоцкого и Юрия Визбора…

В каком населенном пункте России вы бы не оказались, вам расскажут о тех людях, что проезжали здесь когда-то. Ижевск, другие города и села нашей республики – не исключение, среди героев местного фольклора есть и царственные особы, и совершенно безымянные люди. Дороги Удмуртии хранят немало легенд и преданий. В том же Увинском районе, в деревне Узей-Тукля до сих пор рассказывают старую легенду. Отправился как-то богатый купец в дорогу. Много было в его обозе повозок и лошадей. Верные слуги на ночлегах бдительно следили за грузом – дорогими товарами. Да только не с той стороны беда нагрянула. Не воры, не разбойники, а болезнь свалила купца. Пришлось ему задержаться в Узей-Тукле: думал, что на день-два, а вышло – навсегда. Понял торговый человек, что ночлег этот вышел последним в его жизни. И себя жалко, помирать не хочется, а еще жальче товары и деньги свои – с собой их никак в могилу не унесешь, все растащат да разворуют чужие люди… И призвал помирающий купчина слугу своего верного и завещал, чтобы все нажитые богатства в могилу к нему сложили. Удивительно, но слуга не только пообещал, но и выполнил купеческую просьбу. Похоронили купца неподалеку от деревни, а в могилу сложили и деньги, и драгоценности, и товары. А чтоб лихой человек не позарился на чужое богатство, даже холмиком ту могилу не обозначили – ровное место.

Позже, чтобы приметить его, посажено было лишь три деревца. Долго шумели они своими ветвями над безымянной могилой, осыпали ее осенью золотыми, словно червонцы, листьями, охраняли купеческое богатство. Но и их жизни срок пришел – лет двадцать назад последнее из этих деревьев рухнуло. Впрочем, даже деревенские старики до конца не были уверены, то ли это дерево было. Так никому и не досталось купеческое богатство, сумел он его с собой в могилу прихватить.

НЕДОБРЫЙ НОЧЛЕГ

При дороге жить – ею и кормиться. Тут тебе и постоялые дворы, и трактиры, и базары с ценами высокими – от желающих переночевать, закусить или купить чего просто отбою нет. Ну а нет в деревне постоялого двора, всяк проезжего человека за сущие копейки на постой к себе в избу пустит. Куда ему, бедолаге, деваться, коль до постоялого двора еще верст двадцать, а уже сумерки надвигаются и в поле метель разыгралась с чертями в свайку…

Почти так все и было в легенде, рассказанной мне краеведом П. В. Роготневым. Дело к вечеру, пурга надвигается – ну никак не успеть мужику до Полома доехать. Пришлось ему искать приюта в придорожной деревне Озон. Тук-тук! – в ворота. Открыл хмурый хозяин, знать, не ждал никого уже под вечер, да как дорожному человеку откажешь! Грех это большой. Вот и засуетился хозяин, заулыбался уже, помог и лошадь под навес завести, и сенца для нее не пожалел, и в избу приглашает на самовар горячий.

Хорошо с дороги расслабиться, чаем отогреться, да ведь лошадь надо свою проведать. Беспокоится проезжий мужик за свою кормилицу. Вышел он на двор, а в углу какая-то странная колода лежит. Провел мужичок по колоде рукой – волосы у него дыбом встали. Труп это оказался. Точно так же остановился проезжий человек на ночлег, позарились хозяева на его тугой кошелек да лошадь добрую. Вот и лежит он теперь колодой подмерзающей на чужом дворе – труп убрать не успели, как еще одна добыча заявилась.

Руки тряслись у мужика, когда кинулся он лошадку свою запрягать. Распахнул ворота, схватил вожжи, огрел свою любимицу кнутом – и вон от лихих хозяев…

ДОБРОГО ПУТИ!

Российский человек отчетливо понимал, что дорога – дело опасное, потому и выработался целый ритуал, совершаемый перед тем, как в путь отправляться. Существует множество примет и поверий, связанных в сознании народа с легкой или трудной дорогой. Самое распространенное – присесть на дорожку.

Посошок на дорожку, а также стремянная – это тоже для легкости пути. Зато в дороге – Боже упаси от зелена вина, а то заплутаешь на бескрайних лесных или степных российских просторах, закружит ветер, заметет метель, лишь по весне косточки обнаружат. А сколько раз выручали в пути своих непутевых хозяев крестьянские Савраски да Серки! Хорошая лошадь дорогу к дому всегда чует.

Точка отсчета многих поверий, связанных с дорогой, теряется во мгле веков, тем не менее, откликнется душа, когда прочтешь: «отправляя кого-то в путь-дорогу, хозяйка должна открыть заслонку и распахнуть дверь, чтобы тепло домашнего очага следовало за путником, оберегая его на чужой сторонке и непрестанно напоминая о доме».

В моей коллекции есть любопытный заговор для автомобилистов. Подозреваю, что он существовал еще в эпоху ямщицких троек, а ныне его перепрофилировали: «Господи! Иду, еду я в дорогу. Дай мне три ангела на подмогу. Один ангел душу мою охраняет, другой ангел дорогу мне постилает, третий ангел делами моими управляет. Аминь». Вообще же по церковной традиции о Божьей помощь в путешествии молятся святителю Николаю Чудотворцу.

Причудливо переплелись в отношении к дороге древние языческие верования и христианство. Коль перед дальней дорогой каркает ворон, грохочет буря, ревет ветер, а то и просто слышатся человеку такие звуки, подстерегает его в пути беда. Отъехать в дальнюю дорогу старались во вторник или субботу. Нельзя спрашивать встречного, куда он идет или едет, иначе пути не будет. Надо спрашивать: «Далеко ли?»

Целая система примет и поверий сложилась за многие века вокруг дороги и человека на ней. Думайте сами, решайте сами, чему следовать, а что является уже анахронизмом.

И храни вас Бог в пути!

Сергей Жилин



Архив АВИСвежий номер



ИСПЫТАНИЕ ДОРОГОЙ

C ВЕТЕРКОМ ПО УДМУРТИИ

Ижевка ждет гостей из Ижевска

Село на Сибирском тракте

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

C ВЕТЕРКОМ ПО УДМУРТИИ

Ижевка ждет гостей из Ижевска

Село на Сибирском тракте


Все статьи рубрики (51)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru