16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

C ВЕТЕРКОМ ПО УДМУРТИИ

Сегодня мы приглашаем тебя, читатель, в виртуальное путешествие - назад, в прошлое. Пешком, на лошади, самокате, велосипеде, и только потом - на автомобиле... Поехали?!

Российского человека из дому гнала обычно необходимость: базарный день в соседнем селе, отхожие промыслы вроде бурлачества или заготовки леса, охота или рыбная ловля, приносящие не столько удовольствие, сколько прибыток в семью. Навсегда запечатлен в отечественной литературе помещичий выезд на лето в усадьбу и зимой - в столицу. До сих пор популярны в народе песни о почтовых тройках да лихих ямщиках.

НАЧИНАЛОСЬ С ЛОШАДИ

Хорошо там, где нас нет! - издавна решил российский человек. Но зато с каким жадным вниманием слушал он рассказы побывавших в святых местах богомольцев или солдатские истории проходящего мимо отставника! За вести-новости о дальних краях, святынях, событиях, жизни людей в иных местах - в любой деревне страннику были почет и уважение, ночлег и пища. Иной хозяин, заслушавшись дорожного человека, и сам хоть сейчас готов в путь, чтобы мир поглядеть, но хозяйство держит крепко.

Беднота - та, конечно, путешествовала на своих двоих, то есть пешедралом. Народ зажиточнее - крепкие крестьяне, купечество, дворянство - те вполне освоили прелести колеса и мощь лошадиной силы, количество коих измерялось достатком путешественника. Поэзией ушедшего времени звучат для нас, горожан, слова из ямщицкого или кучерского быта столетней давности: хомут, гуж, супонь, чересседельник, шлея, дуга, подпруга... Веками выверялась и выстраивалась конная упряжь, а все хорошее в наших деревнях не склонны забывать. Лошади в сельской глубинке и ныне в цене, учитывая давно не обновляющийся тракторный парк и огромные цены на горючее. Не раз такое бывало и со мной: устроишься поудобнее на солому, возьмет мой возница в руки вожжи: "А ну, родимые, пошли!" И дальше что-то уж совсем непроизносимое, и замелькают мимо снежные сугробы, опрокинется луна за ближайшую гору, и только снежинки в лицо...

Лошадь - оно, конечно, хорошо, но крестьянство наше издавна прекрасно понимало значение техники. Находились такие умельцы, как сарапульский крестьянин Никита Санин, еще в 1840-е годы своими руками сделавший веялки и молотилки собственной конструкции. Его пример вдохновил не одного местного кулибина: изобретения их не раз были отмечены на Казанской и Вятской выставках.

ПО РОССИИ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

Но ведь на молотилке не поедешь мир поглядеть, себя показать. Развитие новых видов транспорта все-таки началось с появления велосипеда. Странная машина катилась по Сибирскому тракту, мимо удмуртских сел и деревень в 1801 году. Новое время настало в России, и не только новый век по календарю - на престол взошел Александр I Благословенный. До приезда императора-странника в Сарапульский и Глазовский уезды еще остается 23 года. Пока же к самому царю лихо катит на своем самокате крепостной Пожвинского завода Ефим Михеевич Артамонов. Далековато от Нижнего Тагила до столицы, да деваться изобретателю некуда: "Был Ефимка - сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи Пророка года 1800-го ездил на диковинном самокате по улицам Екатеринбурга и пугал встречных лошадей, которые на дыбы становились, на заборы кидались и увечья пешеходам чинили немалые..."

Оставалось чудаку-изобретателю лишь на милость царскую надеяться. И ведь не прогадал уральский самородок - вник государь в его просьбу, оценил изобретение, пожаловав Артамонову вольную и немалую награду - 50 рублей.

Слово "самокат" постепенно вытеснило другое - велосипед. Придумал его француз Мишо от латинских слов velox (быстрый) и pedes (ноги). Он же изобрел в 1845 году велосипедный тормоз. Так что и у такого привычного для нас велосипеда непростая история. Еще в 1892 году велосипедистов-самокатчиков стали использовать на службе в полиции. В русской армии им тоже нашлось место. В нашем уездном городе Сарапуле даже стояла рота самокатчиков.

Среди сарапульских обывателей необыкновенной склонностью к изобретательству выделялся мещанин Серапион Трофимович Сомов. Не раз писали о нем в губернских газетах. В 1880-х годах сарапулец собрал велосипед собственной конструкции. Необычное еще для того времени средство передвижения обошлось изобретателю-самоучке всего в 5 рублей, тогда как фабричные машины доходили в цене до нескольких сотен рублей.

Стар и млад выбегали на улицу поглазеть, как откуда-нибудь из Старцевой горы лихо катит на своем деревянном велике почтенный горожанин, а из-под колес врассыпную разбегаются курицы, собаки задорно заливаются лаем, и восторженно свистят мальчишки.

СВОЕ СЛОВО

И все-таки велосипед был лишь прелюдией к моторизации всей страны. Победная поступь техники зачастую приводила к трагическим курьезам - уж очень диковинными казались новые машины даже людям. Когда невиданный доселе агрегат появлялся на улочках Сарапула, Глазова или Ижевского Завода, порой начиналась самая настоящая паника. Жаль было, конечно, лошадей, пугавшихся грохота и тарахтенья первых мотоциклетов и авто, как тогда говорили.

Долго еще конным экипажам и телегам вместе с коровьим стадом оставаться привычной чертой ижевского пейзажа, но будущая их печальная участь была решена в тот день 1911 года, когда аптекарь Александр Буйлов проехался по центральным улицам Ижевского Завода на своем новеньком мотоциклете.

Вот как описывал этот знаменательный случай ижевской истории краеведу А. В. Новикову очевидец С. А. Рябов: "Когда Буйлов въехал на Базарную улицу, торговля там уже шла полным ходом. Народу было много, суетились извозчики. И тут: ба-бах! тр-рр-бах! Бах! - мотоциклет ворвался как черт. Что началось?! Лошади рвутся, люди в панике, товар опрокинут! Вопли! Синяки! Проклятия!

А Буйлов со своим мотоциклетом уже на Коньшином переулке. Разодетые семьи с детьми идут к заутрене в собор Александра Невского. И здесь смятение: обезумевшие лошади, насмерть перепуганные мамаши... Мужчины стали вооружаться для защиты порядка и покоя кто чем".

Дорого обошлась Ижевску, самому новатору первая мотопоездка - более пятидесяти заявлений поступило в полицейскую часть от пострадавших ижевцев, так что пришлось оштрафовать Александра Буйлова "на весь предел".

Вскоре в Ижевске появилось совсем уж необыкновенное чудо - автомобиль. В фонде краеведа О. В. Севрюкова в Центральном госархиве республики хранится любопытная открытка, написанная ижевской гимназисткой: "А еще, дорогой дядя, на улицах Ижевского Завода появился самокат, который бегает и пугает земцев". Обладателем первого авто стал купец Петр Симаков.

К этому времени в столице уже появилось автотакси, прельщавшее петербуржцев не только новизной транспортного сообщения, но и самыми разными фасонами и марками машин, на которых уже были установлены счетчики. Вот и ижевский купец Петр Симаков стал хлопотать об открытии автомобильного маршрута: летом до Гольянской пристани на Каме, а зимой даже до станции Чепца на Пермско-Котласской железной дороге. Краеведы не знают, осуществился ли его проект, "но в августе 1917 года какой-то делец устраивал катания на автомобиле от Общественного сада до деревни Карлутки за рубль с персоны в один конец" (Е. Ф. Шумилов).

Вскоре жители Сарапула, Глазова, Ижевского и Воткинского Заводов попривыкнут к мотоциклам и автомобилям, перестанут их пугаться, но удивление и любопытство перед новым чудом техники не пройдут еще десятилетия. Несмотря на огромный к ним интерес, машины долго еще будут считаться редкой диковинкой. А уж как удивлялись при встрече с ними лошади, коровы, собаки! И это несмотря на то, что одни из первых российских мотоциклов собраны были на Иже в 1920-1930-х годах в опытной мотомастерской, а затем на опытном мотоциклетном заводе под руководством П. В. Можарова.

Да и в деле автомобилизации страны Ижевск тоже сказал свое слово еще в 1933 году. Тогда в столице Удмуртии произвели десяток автомобилей: "Иж-НАТИ-2". До появления своего автозавода в Ижевске оставалось более трех десятков лет.

РИСКОВАННОЕ ДЕЛО

Эх, дороги, дороги - вечная российская беда и проблема! Все от них в стране зависит - торговля, почта, связь, оборона державы, промышленность... В 1840-х годах Российский генштаб предпринял грандиозное мероприятие - собрать данные обо всех губерниях империи. Дорогам, мостам, переправам военные уделяли особое внимание.

Сотни офицеров генштаба отправились изучать крупные и малые города, волостные центры и самые захудалые деревеньки. В Вятскую губернию поехал поручик Коведяев. Все интересовало офицера - от нравов и обычаев местных народов до цен на продукты. Собранные поручиком данные вошли во второй том "Военно-статистического обозрения Российской империи", посвященный Вятской губернии. По ее территории в середине XIX века проходило несколько важных дорог. Почтовые: Сибирский тракт - 300 с небольшим верст, Вятско-Пермский - 276,5, Петербургский - 119, Московский - 254, Казанский - 272,5 версты. Менее важными считались дороги торговые: Ношульская - 131 верста, Устюжская - 87,5.

Спустя четверть века вятский губернатор в своем отчете указал, что длина почтовых дорог, пересекающих губернию, составляла 1745 верст коммерческих и 2457 верст - проселочных. Для конного путешествия все на этих трактах было отлажено: постоялые дворы, трактиры, мастера по ремонту колес и телег, кузнецы, умеющие быстро подковать лошадь... А вот проехаться по нашим местам на автомобиле даже в начале двадцатого столетия было делом рискованным - мало изменились дороги Вятской губернии.

Тем не менее смельчаки находились. Особенно пропагандировало автотуризм созданное в 1903 году Императорское Российское Автомобильное общество. В старом справочнике "Урал", вышедшем в петроградском издательстве Б. А. Суворина, приведены аж девять туристических автомобильных маршрутов, некоторые из них проходили по территории современной Удмуртии.

Любителям путешествовать по родине в автомобиле предлагается маршрут Казань - Пермь, насчитывающий 772 версты. Асфальта на трассе автотурист, разумеется, не увидит, хотя в справочнике "Урал" в разделе "Дорога" четко указана ее разновидность - шоссе. Этим словом сегодня обозначают дороги с твердым покрытием, а раньше так называли и гужевую дорогу.

Поездка на автомобиле по маршруту Казань - Арск - Мамадыш - Елабуга - Сарапул - Воткинский завод - Оса - Оханск - Пермь и нанче займет не менее десяти часов, учитывая, что не всюду есть объездные дороги. А сто лет назад? Особенно если принять во внимание тогдашнюю скорость машин, качество дорог, многочисленные переправы через крупные реки, отнюдь не по мосту, а также полное отсутствие заправок и автосервиса.

Как вы думаете, много находилось сто лет назад желающих путешествовать по России на автомобиле, который в то время был большой редкостью и стоил довольно дорого. Да и кроме того, обеспеченные люди в то время предпочитали отдыхать не в российской глубинке, а в Италии да Франции. Тот же справочник "Урал" в другом разделе сообщает: "По трактовым дорогам путешествие приходится совершать на лошадях, так как автомобильного сообщения на Урале еще нет. Прогоны от 5 до 8 копеек с версты и лошади. Так что рублей за 70 можно было добраться на лошади от Казани до Перми, проезд же на пароходе по Волге и Каме вам обошелся бы намного дешевле.

НОВАЯ ЖИЗНЬ

Поначалу для большинства людей, оценивших преимущества технического прогресса, автомобиль был шиком, заоблачной мечтой, вряд ли когда осуществимой. Может, потому так любили ижевцы фотографироваться, сидя в бутафорском авто, который установил владелец фотосалона "Люкс" Н. Г. Пономарев, чутко реагируя на "духовные" запросы снимающейся публики. Но уже в 1930-е годы по ижевским улицам катили десятки легковых и грузовых автомобилей. Именно в это время с достижениями технического прогресса познакомились и обитатели удмуртской глубинки. Выходец из дебесской деревни Наговицино, генерал-майор, лауреат Государственной премии СССР Ф. И. Городилов вспоминал: "Между 1927 и 1930 годами на шоссейной дороге Зура - Дебесы изредка стали появляться грузовые машины. Ездившие в Дебесы или Зуру крестьяне и видевшие автомашину после возвращения в Наговицино рассказывали об этом событии так, как будто оно было почти равное теперешнему полету в космос. Лошади, завидев машину, немедленно пускались вскачь в сторону от дороги, а заглядевшийся на машину "водитель" лошади вываливался из перевернувшейся телеги или саней. Из рассказов очевидцев следовало, что тогдашние автомашины "мчались как черти". Слушателей у героев-очевидцев всегда было много".

Все понимали, что жизнь начинает на глазах меняться. Одни радовались этому, другие пугались. От грозного и веселого времени трудно стало укрыться, отсидеться даже в самом глухом углу. Как-то все это враз обрушилось на российского крестьянина: коллективизация, раскулачивание, радио, электричество, кинематограф, машины и тракторы. Приход каждой новой машины был праздником. Вот я читаю воспоминания Ф. Дудырева, в 1930-е годы направленного в Юкаменский район: "Теперь что, придет машина в колхоз, никто и не знает об этом - обычное дело. А в то время?! Подъезжал к райцентру, уже предчувствовал, как будут радоваться жители. И не ошибся. В Жужытшуре собралось тогда много народу... Организовалось что-то вроде митинга стихийного. Радости колхозников не было предела. Много машин, тракторов прошло потом через мои руки. Но эту, грузовую, первую колхозную я не забуду никогда".

Наверное, и нам негоже забывать об этом. Речь идет не об истории бездушной техники, а о нашей с вами Родине. Душа России, Удмуртии - это прежде всего наша любовь и память.

Сергей Жилин



Архив АВИСвежий номер



C ВЕТЕРКОМ ПО УДМУРТИИ

ИСПЫТАНИЕ ДОРОГОЙ

Ижевка ждет гостей из Ижевска

Село на Сибирском тракте

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

ИСПЫТАНИЕ ДОРОГОЙ

Ижевка ждет гостей из Ижевска

Село на Сибирском тракте


Все статьи рубрики (51)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru