16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Дон Кихот из Лудорвая

Впервые я услышал о музее под открытым небом лет десять назад. Тогда меня угораздило приобрести садово-огородный участок в массиве "Вишневый" недалеко от деревни Лудорвай. Земледельца из меня не получилось, да и побывать в музее тогда не удалось. Но теперь, разрабатывая наш проект, маршрут в Лудорвай мы учли и запланировали. Перед поездкой видел сюжет по телевизору: в деревне отмечали Медовый Спас, был красивый праздник, где гости угощались медом, освященным батюшкой. Сладкое настроение передалось и мне, захотелось скорее попасть в чудо-деревню, где так душевно принимают гостей.

ДОН КИХОТ ИЗ ЛУДОРВАЯ

Наиль Зиятдинов

Заповедная даль оказалась близкой. Архитектурно-этнографический музей "Лудорвай" находится всего лишь в 17 километрах от поста ГАИ на Можгинском тракте. Ехать нужно в сторону Нылги. Повернуть у населенного пункта Лудорвай и через всю деревню проехать к мельнице, которую видно издалека. Вы на месте!

ЕСТЬ ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Первый гигантский экспонат, вызывающий интерес, - это, конечно, мельница. Мельницы всегда были местом проживания нечистой силы, разных нюлэсмуртов и вумуртов. В шуме ветра и жерновов рождались их коварные планы. Здесь же мельница предстает перед нами очень чистым и ухоженным сооружением. Интересна форма самого деревянного сруба. Внутри прохладно и даже уютно. Прошлогодний ураган сумел и здесь наследить, сдвинув со своего места крышу. И все же вид у мельницы очень внушительный. Настоящее производственное помещение, есть даже пожарный щит ярко-красного цвета.

Далее путь лежит мимо родника и пасеки к крестьянской избе. Вообще вся территория комплекса занимает почти 40 гектаров. Здесь расположены мельница, дворовые постройки крестьян, привезенные из разных районов республики, и баня по-черному. В планах - строительство плотины, благо есть свой родник с вкусной и чистой водой, необходимая деталь музея, оживляющая и обогащающая пейзаж деревни. Именно с родником связаны планы по созданию пруда, через его ручей проложен мост. Без родника в деревне никак, ведь живем-то в родниковом крае!

Подходим к усадьбе центральных удмуртов. Она перевезена из деревни Гамберово Селтинского района и представлена в виде буквы "П". Дома вывезены и установлены с таким расчетом, чтобы по возможности сохранить все малейшие нюансы ведения хозяйства. Даже ворота изготовлены по замысловатой схеме. Здесь можно увидеть, как делился дом на разные части. Кенос (женская часть), где распоряжалась хозяйка дома, куала - семейное святилище, жилые клети, сени, конюшня.

Жилые дома удмурты строили из круглых бревен, для фундамента использовали природный камень. Под матицу и фундамент клали серебряные монеты, шерсть, с пожеланиями благополучия и тепла новому дому.

Каждая часть дома представляет собой отдельную экспозицию. Здесь можно увидеть настоящий инвентарь удмуртских крестьян. Очень понравился рассказ о куале - семейном святилище, где за год глава семьи совершал до 70 молений. Не было ни одного более или менее значительного события в жизни удмуртской семьи, по поводу которого не обращались бы они к семейному покровителю - воршуду. Весной, летом и осенью куалу использовали как летнюю кухню. Тепло огня хранило дом от напастей и бед. Отдельно стоит коснуться инвентаря. Некоторые предметы просто удивляют своим нестандартным решением. Простейшая скамейка изготовлена из цельного куска дерева! Умели наши предки видеть в предметах их скрытое предназначение.

Экспозиция завораживает, не терпит суеты и беглого осмотра. Сотрудники музея готовы угостить вас национальными удмуртскими кушаньями и напитками. Все будет с пылу с жару, приготовлено при вас. Даже прелести бани по-черному можно ощутить в реальности. Нужно только оформить предварительный заказ, потому что топится такая баня долго, около четырех часов, поспеет как раз к окончанию осмотра экспозиции.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИСНЕЙЛЕНД

Планов громадье заключается в строительстве Центра национальных культур народов, населяющих край. Будет открыто шесть секторов: южных, северных, центральных удмуртов, бесермян, русских и татар. Это будет дружное и гостеприимное село, где можно провести свадьбу, день рождения, фестиваль, корпоративный праздник. В музее уже сейчас выработан целый ритуал встречи гостей с песнями, национальными играми, блюдами местной кухни. Усадьба южных удмуртов, привезенная из деревни Старая Игра Граховского района, сможет принимать гостей и зимой, и летом. Зимой здесь открывают санный путь и катаются с горок на шкурах. Можно будет попробовать вкусить и крестьянского труда - гости будут прясть и косить, убирать серпом и вязать снопы, а также участвовать в народных праздниках и обрядах, - кстати, ближайший - Покров, состоится 14 октября.

Убедил я вас приехать в музей? Вы обязательно должны привезти сюда своих гостей, чтобы они вдохнули полной грудью свежий воздух полей и лесов, увидели красоту удмуртского края. Надумаете приехать, обязательно предупредите о своем приезде по телефону 52-51-66, или 52-51-77, назвав пароль "Лудорвай".

P.S. Отдельное спасибо за помощь в подготовке этого материала научному сотруднику Алле Александровне Макшаковой.

ДЕРЕВЯННАЯ ИСТОРИЯ

Сергей Жилин

Удмуртия и нынче слывет лесным краем, что уж тут говорить о былых временах! Не только деревни, но и города здесь почти сплошь из дерева выстроены были. В лесе нуждались появившиеся в XVIII веке заводы, многим удмуртским и русским крестьянам пришлось освоить ремесло жигарей или куренщиков, поставлявших на заводы древесный уголь – не зря ижевская улица Красная называлась когда-то Куренной, а одну из заводских проходных до сих пор в народе называют Угольными воротами.

В XVIII же веке на удмуртские леса обратило внимание Морское ведомство Российской империи. Флот российский нуждался в корабельном лесе, а тут росли и лиственницы, и мачтовые сосны – глянешь вверх, шапка валится. Доставкой срубленного леса занимались «лошманы», частенько это были татары. Все встречные уступали им дорогу – никого в грош не ставили эти лихие возчики, запросто плетью могли огреть. Трудна дорога до Камы, иное дерево застрянет порой так, что и с места его не сдвинешь. В этом случае наказывали дерево – били кнутом и бросали ствол у дороги, где он постепенно и сгнивал.

Особое, трепетное отношение у удмуртов было к лесу. Если русский человек воспринимал его лишь в рационально-практическом смысле, то для удмурта лес за века истории стал родным домом. Знать, потому без важной причины ни у кого не поднялась бы рука свалить дерево. Не случайно и места для моления выбирали удмурты-язычники в священных рощах-кереметях. Еще несколько десятков лет назад на Карлутке, в районе нынешнего Буммаша стояла огромная сосна, которой поклонялись удмурты. Краевед Е. Ф. Шумилов в своей книге рассказал об удмуртском капище «ны высоком холме близ деревни Пироговской». Росла там прежде многовековая сосна, еще лет сто тому назад проходили у нее языческие моления.

Историки и этнографы единодушно подтверждают высокий уровень обработки дерева удмуртскими и русскими крестьянами Вятской губернии. Это естественно, если учесть, что почти все предметы быта были деревянными: мебель, сани, телеги, плуги, бороны, ведра, кадки, обувь… И хотя дерево в земле сохраняется лишь в редких случаях, но и археологи обнаруживают на древних удмуртских городищах и в могильниках то «обломок чаши полушарной формы, вырезанной из дерева», то деревянные ложки, сохранившиеся в бронзовых сосудах.

Бывавший в удмуртских деревнях скульптор И. С. Ефимов, тот самый автор памятника революционеру И. Д. Пастухову в Ижевске, отмечал: «Удмурты – хозяева над деревом, но их архитектура живой природы – это более нужное и глубокое знание, чем европейская подстрижка газонов».

Добавим, что удмурты и внешне, и внутренне жили в ладу и гармонии с окружающей их природой. Деревня, дом человека были ее составной частью. Даже ворота и то украшались символическими изображениями солнца, оберегающими от недобрых сил.

Мир дома, как и мир природы, сознание удмурта заселило мифологическими и сказочными существами. Зачастую они схожи с персонажами из верований других народов – в конце концов, именно язычество было общей колыбелью человечества. Русского домового напоминает коркамурт (корка – изба). Он и пособить может хозяину с хозяйкой в домашней работе, и пакость сотворить. Гидмурт за скотиной в конюшне и хлеву приглядывает, гондыр амбарами да погребами ведает, в бане обитает мунчокузе.

У верований этих как и у человеческого жилища древняя история. Исследователи утверждают, что наземное срубное жилище у финно-угорских народов появилось даже раньше, чем у восточных славян. «В Волго-Камском регионе землянки и полуземлянки как основной тип жилища сменяются наземными бревенчатыми строениями на грани II и I тысячелетий до н. э.» (цитата из Г. К. Шкляева). И даже если вспомнить о том, что удмуртский народ сложился лишь во второй половине I тысячелетия н. э., то и тогда его история, а следовательно, и история жилища насчитывает немало веков – было время для совершенства.

Наверное, не случайно в наш век асфальта и бетона тянемся мы душой к дереву, к изумительным предметам из него, сотворенным умельцами. Практически в каждом районе Удмуртии действуют сейчас Дома ремесел, где сохраняют и развивают традиции, заложенные предками.

Ну а если вы захотите окунуться в мир деревенской деревянной старины, совсем не обязательно ехать под Архангельск, Новгород или Москву, где действуют музеи деревянного зодчества под открытым небом. Такой музей есть и неподалеку от Ижевска – находится он в Ильинке, всего лишь в трех километрах от деревни Лудорвай. Там можно увидеть не только дом удмуртского крестьянина или старинную мельницу, но и хозяйственные постройки, домашнюю утварь, сельхозорудия. Есть в усадьбе и семейное святилище – куала. Так что есть где душу отогреть современному горожанину – возле дерева.



Архив АВИСвежий номер



Дон Кихот из Лудорвая

ИСПЫТАНИЕ ДОРОГОЙ

C ВЕТЕРКОМ ПО УДМУРТИИ

Ижевка ждет гостей из Ижевска

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

ИСПЫТАНИЕ ДОРОГОЙ

C ВЕТЕРКОМ ПО УДМУРТИИ

Ижевка ждет гостей из Ижевска


Все статьи рубрики (51)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru