16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Демидовская Камбарка

Сегодня мы предлагаем вам, уважаемые читатели, испытать себя в качестве автогонщиков. Пройдите семейное ралли, которое мы назвали "Камский круг". За время этого ралли вы увидите массу интересного, преодолеете кучу препятствий и, несомненно, получите массу впечатлений. Для того чтобы вы представляли, о чем идет речь, мы детально расскажем о маршруте движения, разделив его на этапы. Прочитав статью, вы можете построить свой план действий.

РАЛЛИ "КАМСКИЙ КРУГ"

Наиль Зиятдинов

ИЖЕВСК - МАЗУНИНО

Первый этап интересен прежде всего остановкой в селе Мазунино. Сарапул остался позади, движемся в сторону села Тарасово. Первый привал - у храма села Мазунино. Территория храма убрана, похоже, что его готовят к реставрации. Величественное и строгое здание собора высится над камскими далями.

Попасть внутрь, к сожалению, не удастся - двери и окна наглухо заколочены. Остается любоваться снаружи. Яркий кусочек Питера в удмуртской глубинке. Очевидно, архитектор, возводивший собор, был приверженцем столичного стиля. Глядя на другой берег Камы, отсюда можно разглядеть порт города Камбарки. Туда мы и отправляемся.

МАЗУНИНО - ТАРАСОВО - КАМБАРКА

В селе Тарасово - паромная переправа. Еще это село известно тем, что здесь много лет работал большой отряд Камско-Вятской археологической экспедиции. Раскопки велись на могильнике недалеко от села. В селе до сих пор помнят студентов-историков Риммы Дмитриевны Голдиной.

Паром курсирует с берега на берег безостановочно весь световой день. Стоимость переправы для легкового транспорта - 70 рублей. Ширина Камы в этом месте почти 750 метров. Съехав с парома, попадаем на грунтовую дорогу, которая ведет нас до таблички с надписью Камбарка, где начинается некое подобие асфальта. Никуда не сворачивая, легко попадаешь прямо в центр города.

Рассказывать о том, что в Камбарке много достопримечательностей, не буду - поищите их сами. Здесь большой и красивый пруд, много зелени. Местные ребятишки рассказали нам историю старой часовни церкви святых Петра и Павла. Церковку долго пытались снести большевики, но она выстояла, потеряв лишь купол. Сейчас она соседствует с дворцом культуры машиностроительного завода. Что выглядит лучше - дворец или церковь, сказать трудно...

Прокатившись по городу, отправляемся в порт. По дороге проезжаем поселок Кама. Здесь красивый памятник участникам Великой Отечественной войны, сосны. Вспоминаю, что в Афгане наша часть стояла на пустом берегу реки Кабул, с другой стороны был большой кишлак в зеленке, в котором мы часто гостили. Та вот, он тоже назывался Кама, только ударение на последнем слоге. Бывают же в жизни совпадения и казусы!

Посмотрев порт, едем в обратную сторону, дорога ведет нас в башкирский город Нефтекамск.

КАМБАРКА - НЕФТЕКАМСК

Вот он, первый раллийный участок для начинающих спортсменов. Нет-нет, не пугайтесь, дорога вполне проезжая, но только на невысокой скорости. Очевидно, у соседних республик нет желания быть ближе и дружнее, поэтому дороги просто нет. Хотя знаки дорожного движения стоят и предупреждают о поворотах. Мне как штурману нашего экипажа они помогали в определении пути.

А места вокруг очень завлекательные - вдоль дороги раскинула свои каналы река Буй. Везде стоят машины рыбаков. Здесь - вторая переправа. 30 рублей за то, чтобы проехать по понтону через Буй. Кстати, здесь строится мост, может быть, когда-то и дорога хорошая появится...

Нефтекамск начинается с завода ЖБИ и различных баз. В городе трудно заблудится. Улицы широкие, чистые, много зелени. Проспекты оставляют очень хорошее впечатление. Город нефтяников и газовиков молод, светел и красив. Дороги ровненькие, без песчаных куч. Обязательно прогуляйтесь по городу пешком. Просто оставьте машину в центре города, под охраной головы Владимира Ильича и прогуляйтесь. В промтоварных магазинах нет ничего интересного, а вот продукты местные попробовать стоит. А еще говорят, что на местном рынке дешевые автомобили. Нефтяники меняют машины часто и продают их, практически не торгуясь. Разница с ижевскими ценами очень существенна.

НЕФТЕКАМСК - ПЕРЕПРАВА НА БОЯРКУ

Нагулявшись по городу, едем дальше. Возвращаться в Камбарку не хочется, уходим на переправу через Каму у поселка Боярка. Для того чтобы туда попасть, надо выехать из города в сторону Дюртюлей. Следите за указателями, и километров через 30 вы окажетесь у поста ДПС. Здесь поворот направо и снова внимательно следим за знаками, иначе можно уехать к Агидели - там тоже переправа, только не через Каму, а через Белую (Аг-Идель). Переправившись в Агидели, можно оказаться в соседнем Татарстане, у поселка Актаныш. Когда-нибудь надо проверить и этот вариант путешествия...

Дорога через просеку ведет прямо к переправе. Здесь мы встаем в очередь и через некоторое время, заплатив 50 рублей, оказываемся в Боярке. Еще через полчаса мы уже в селе Каракулино, где нас ждет баня и стол. Отдохнув, возвращаемся в Ижевск. Кольцо замкнулось, ралли закончилось. Впечатлений хватит на неделю, до следующего маршрута.

Не убивайте время, просиживая его в квартирах. Путешествуйте, делитесь впечатлениями, ждем ваших откликов!

ДЕМИДОВСКОЕ ЗАКАМЬЕ

Сергей Жилин

Камбарский район отделен от остальной части Удмуртии рекой Камой. Добраться сюда можно на пароме, а зимой - по ледовой дороге. Впрочем, есть еще одна дорога, которой камбаряки вынуждены пользоваться во время ледохода и ледостава - через Чайковский. Но уж очень этот путь длинен, да и дорога от Камбарки до пермского города Чайковского не всегда хороша. Кстати, Камбарский завод до революции входил в Осинский уезд Пермской губернии.

От Сарапула до парома на берегу Камы дорога идет через древние села Мазунино и Тарасово. Преображенская церковь в Мазунино никого не оставит равнодушным - это один из лучших, а некоторые искусствоведы считают, что и лучший храм в Удмуртии. По преданию, в строительстве его будто бы принимали участие пленные французы, проживавшие в Сарапуле.

А вот другие памятники Прикамья надежно укрыты временем и землей. Люди в этих краях селились с древних пор, о чем напоминают Мазунинское городище III-IV в.в. до нашей эры и Мазунинский могильник III-V в.в. уже эры нашей. Известны археологам и десяток Тарасовских селищ, иным из которых также более двух тысяч лет, и, конечно, знаменитый Тарасовский могильник II-V в.в., где не один год проходили археологическую практику ижевские студенты-историки.

У Камбарки история не такая древняя, но Бог знает, что откроет впоследствии эта земля, какие тайны скрыты под ее толщей. Скорее всего, до здешних мест еще не дошли руки наших ученых.

Камбарка - типично уральский городок, таких много на Каменном поясе. Большинство из них возникло как заводские поселения. О Камбарской истории много поведает экспозиция районного музея, которому уже более сорока лет.

Основателем Камбарского завода, а следовательно и будущего города по праву считается семейство знаменитых уральских заводчиков Демидовых. Жаловал Петр I за особые заслуги тульскому кузнецу Никите Демидовичу Антуфьеву дворянство и фамилию Демидов. От него и род сей пошел. Заводили Демидовы на Урале заводы, производившие металл и пушки для армии, славились эти заводчики в столицах чудачествами.

Но уже наследнику первого Демидова - Акинфию Никитичу Урал показался тесноват, вот и кинулись его доверенные лица новые земли для заводов присматривать. В 1741 году купил Акинфий Демидов у башкир в устье реки Камбарки почти 37 тысяч десятин земли за смешную цену - 120 рублей. Только вскоре помер заводчик, так что не сразу появился у бывшей земли башкирского рода Канбар новый хозяин.

Долго делили демидовские сыновья богатое наследство, до императрицы Елизаветы дело дошло. Тогда и досталась Камбарская лесная дача среднему сыну Григорию Демидову. При нем в 1761 году и заложили заводскую плотину. Вот только до окончания строительства завода Григорий Акинфич тоже не дожил, строящийся Камбарский завод отошел его сыну Павлу Демидову.

Это уже личность примечательная не только среди чудаковатых Демидовых, но и в истории России. Очень скромный, честный и образованный человек, он основал Демидовский лицей в Ярославле. Павел Демидов недолго владел Камбарским заводом и через пару лет продал его брату Александру.

Камбарский завод, конечно, никогда не достиг размаха соседних - Ижевского и Воткинского заводов, но и его продукция была заметной в России - поначалу кричное, а в девятнадцатом веке и пудлинговое железо. Были в истории предприятия и трудные времена - в 1832 году Петр и Павел (уже другой) Демидовы даже обратились к Николаю I с ходатайством о покупке своих заводов, в том числе Камбарского, в казну. Последовал отказ, а через три года учреждение попечительства над демидовскими заводами. А там наметился и общий упадок некрупных металлургических предприятий в России.

Сто лет назад здесь изготавливали уже кузнечные инструменты, тарантасы, телеги... В советское время Камбарский литейно-механический завод стал называться машиностроительным. Камбаряки производили тепловозы для узкоколеек, вагоны, спецпоезда, путевую технику... Даст Бог, и нынешние трудности в Камбарке переживут.

Зато успешен Камбарский завод газового оборудования, в газификации Удмуртии его роль переоценить трудно. Знают его продукцию в 33 регионах России.

Камбарка стала официально городом лишь в 1945 году - 60 лет назад. Местоположение ее пока не дает возможности активно развиваться, несмотря на наличие железной дороги - для Удмуртии это все-таки Закамье.

Но уже идут разговоры о скором строительстве моста через Каму. Вот тогда, глядишь, и одноименный порт Кама оживет, и кончится многолетняя изоляция Камбарского района от остальной Удмуртии.



Архив АВИСвежий номер



Демидовская Камбарка

ИСПЫТАНИЕ ДОРОГОЙ

C ВЕТЕРКОМ ПО УДМУРТИИ

Ижевка ждет гостей из Ижевска

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

ИСПЫТАНИЕ ДОРОГОЙ

C ВЕТЕРКОМ ПО УДМУРТИИ

Ижевка ждет гостей из Ижевска


Все статьи рубрики (51)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru