16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

За тенью Алангасара

День близится к концу. Машина летит - мы возвращаемся в город. Закатное солнышко играет на щеках, слепит глаза. В голове проносится весь прошедший день, бесконечная дорога, мелькание цветных бликов за окнами. Природа - сегодня одна она вокруг. Очаровывает своей мягкой красотой, степенной и бесконечной. Вспоминаю дол, синий ельник и петляющую среди поляны речушку. Вспоминаю запахи полевых цветов и душистых трав. Где мы были, что мы видели? Сердце отзывается смутным восхищением, смешанным с древними страхами перед всем мистическим.

Камила Зиятдинова

Село Шаркан. Уже в названии скрыто что-то мистическое и таинственное. Не даром - здесь живут главный бог удмуртов Инмар и удмуртский Дед Мороз Тол-Бабай. Об этом в селе помнят, но говорить не любят. Помнят и легенды сотворения шарканских холмов: где Инмар плюнет, там и холм. Село разбросано по этим холмам.

Шаркан по праву можно назвать центром удмуртской культуры. Мы приехали сюда как раз на национальный праздник, на котором были даже финны - учили местных жителей своему танцу. Вместе они отплясывали так, что в глазах пестрело от кружащихся ярких платьев. Удмуртская культура здесь с уважением оберегается, как любимое божество, получает дары в виде танцев, языка, обрядов, в названиях окрестных деревень - они так благозвучны и легко вливаются в понимание удмуртской мистической культуры. Шаркан, Быги, Шегъянка, Ляль-Шур, Кипун, Кулак-Кучез, Мувыр. В них зашифрована история удмуртов, их верований.

В современной Удмуртии есть много мест, хранящих тайны древнего язычества удмуртов, согласованного с природой. Но там, где побывали мы, мистическая цельность природы с магическим миром удмуртов не просто существует, а намеренно создана и взлелеяна. Там стилизованные предметы удмуртской культуры идеально вливаются в полусказочный пейзаж. Там хитро улыбаются покосившиеся деревянные истуканы, сторожащие дол, и не понять - не то приветствуют тебя местные духи, не то заманивают... Там шелестят-перешептываются травы...

Это волшебное место таится неподалеку от удмуртской деревеньки Мувыр, что в дикой шарканской глубинке. Без указаний местных жителей вам никогда не найти скрытую за лесом полянку. Здесь в 90-х снимался фильм "Тень Алангасара" по мотивам удмуртских мифов, легенд и сказаний. Для этого в живописнейшей долине киношники построили декорации: избы старого дерева, мельницу, поставили идолов. В основе сюжета - древняя легенда о любви, ненависти и верности земле предков, сказание о Дунае, сыне Белой Лебеди, который однажды явился к древним удмуртам из поднебесья для того, чтобы понять живущих на Земле. Говорят, что в массовых сценах снимались жители деревень Мувыр, Пашур, села Шаркан и города Ижевска.

К слову, алангасар - это мифический великан, живший рядом с удмуртами и иногда их съедавший. Не очень умен, часто в удмуртских сказках человек хитростью и обманным словом спасает себя, состязаясь с алангасаром за свою жизнь.

Нам в этих местах было как-то неуютно и даже жутковато... Как будто человек ушел отсюда давным-давно, подальше от опасного соседа. Но вот мы видим и следы человека - кострище, дровишки. Здесь люди частенько отдыхают, приезжают на пикничок, даже ночуют в палатке. Представьте: вокруг темный лес, луна серебрит ручей, петляющий, как змея, кричат какие-то ночные птицы, в речке кто-то тихо плещется...

В реальность меня возвращают теплые лучи солнца, скользящие по щеке. Мы подъезжаем к великой Елке - самому большому дереву этих лесов, огороженной заборчиком и гордо возвышающейся над дорогой. Вылезаем из машины - надо же на такую красоту поближе посмотреть - и находим награду: у подножия ели россыпи земляники, душистой, сладкой.

Все дальнейшее время пути в машине пахнет земляникой. Первая земляника в этом году, и, наверное, самая вкусная.

Чтобы ощутить и увидеть красоту этих мест, нужно четко следовать нашим указаниям движения по маршруту, выспрашивать что-то у местных жителей, конечно, можно, но сложно. Многие из них говорят только на удмуртском языке. Итак, чтобы увидеть тень Алангасара, вам нужно доехать до центра села Шаркан и повернуть налево, а если повернете направо, то попадете в гости к Тол Бабаю, живущему в Доме народных ремесел. Но летом его можно дома и не застать.

Повернули налево и едем в сторону Якшур-Бодьи. После деревни Быги вам и встретится самая красивая ель Удмуртии. Она огорожена заборчиком и высится над дорогой. Не проскочите мимо! После ели увидите речку Шегъянку и деревню Ляльшур (внимание, здесь дорога переходит в грунтовку и после дождей проехать очень сложно!). Дальше нужно ехать прямо, никуда не сворачивая, до деревни Мувыр и повернуть направо у указателя Кулак-Кучес. Слева останется огромный черный сарай, а справа будет плотина. После плотины дорога уходит вверх. Смело вперед и первый поворот направо - ваш. А там, через поле, около километра до этнографического памятника, созданного киношниками в долине речки Шегъянки.

Теперь вам остается только восхищаться красотой и фантазировать. Можете устроить пикник, а если любите мистику и не боитесь злых духов, то рискните остаться в деревне на ночевку. Впечатления гарантированы!

P.S. При желании можно вернуться в Ижевск не через Воткинск, а через Якшур-Бодью. Только придется долго ехать по разбитой дороге.

ШАРКАНСКАЯ СТАРИНА

Сергей Жилин

Шарканский район один из самых удмуртских в нашей республике, то есть живут в нем преимущественно удмурты. Здесь наиболее тесно соприкасались культура, обряды и быт как южных, так и северных удмуртов. Может, поэтому до сих пор являются классическими трудами "Вотяки Сосновского края" и "Вотяки Сарапульского уезда" четверть века работавшего учителем Г. Е. Верещагина. Знаменитого этнографа, просветителя, священнослужителя не забыли в тех местах, где он учительствовал - в Сосновке, Ляльшуре, Шаркане.

А места здешние диво как хороши! Не зря же кто-то нарек их "Удмуртской Швейцарией". Лесистых холмов и гор в Шарканском районе и вправду предостаточно, вот только непонятно это сравнение с Альпами. Шаркан не расшаркивается перед заграницей. У нас все свое, не заимствованное: и холмы, и леса, и реки, и история.

ДЕЛО ТОРГОВОЕ

Шаркан издавна был торговым центром. Торговали здесь в основном хлебом. К торговле располагала и проходящая через село дорога Воткинск - Дебесы. В конце XIX века здесь скупали хлеб восемь крупных торговцев. Пожалуй, самым известным из них был Зонов. Дом этого купеческого семейства до сих пор украшает центр Шаркана.

Любопытную историю поведал известный ижевский турист и радиоспортсмен Сергей Шепелин, пообщавшийся как-то в эфире с американцем: "Тот уж больно живо шпарил по-русски. Оказалось, что отец американца жил в России. На самом деле таких немало, но знакомое название - Шаркан - просто ударило по уху. Неужели родной удмуртский мужик? И точно, живет себе этот Жорж, а по нашему Георгий Петрович, в Сиэтле. Там у них целая община выходцев из Удмуртии. Его отец бежал с Колчаком... Отец перед смертью завещал сыну, если удастся, на родине побывать".

Удалось это лишь в 1992 году, когда Г. П. Зонов побывал в Ижевске, Сарапуле и, конечно, Шаркане - в том самом доме, фотография которого висела в Сиэтле как память. Через два года, в 1994-м шарканский американец привез на родину 24-летнюю дочь Катю.

Шарканские крестьяне, хоть и не все вышли в купечество, но копейку к копейке складывали. "...Бывали случаи, что те вотяки, которых считали безнадежными, после пожаров на местах пепелища вырывали сотни рублей серебряных монет, зарытых ими в землю где-нибудь в углу подполья..." - писал Г. Е. Верещагин. В прошлом году возле Кыквы деревенский пастух случайно обнаружил клад, пролежавший в земле около 170 лет. По две и по пять копеек не один год откладывал неизвестный крестьянин-торговец свои не очень крупные доходы в туесок из бересты. Монет этих в кладе насчитывается 1069 - немалые деньги по тому времени, вот только почему-то богатством этим хозяин не воспользовался. Найденный в Кыкве клад - уже третий подобный в Шарканском районе.

ШАРКАН ЗАВОДСКОЙ

Нынче и трудно представить, что в Шаркане когда-то работал чугунолитейный завод. Конечно, в сравнении с соседним Воткинским был он невелик. Основал его в 1849 году крестьянин М. И. Родыгин. Хотя была на нем всего одна печь и работало лишь полтора десятка человек, перерабатывал этот заводик до 1800 пудов чугуна в год. Различное мелкое литье: печные дверцы и сковородки, молотилки, приводы к ним, транспортный инвентарь, - все это пользовалось спросом у крестьян.

Просуществовала шарканская "чугунка" почти до середины XX века. На его месте после Великой Отечественной войны стала работать швейная фабрика.

Семейство Родыгиных было набожным. На личные деньги Алексея Михайловиче Родыгина, сына основателя завода, в начале XX века в Шаркане была выстроена церковь и открыта женская община, в 1918 году ставшая официально монастырем. В обители находилась чудотворная икона Божией Матери "Скоропослушница", привезенная с Афона.

В Шарканском монастыре известный миссионер, проповедник и ученый Иоанн Васильев организовал хор удмуртских девушек, исполнявший церковные песнопения не только на старославянском, но и на удмуртском языке.

НА НАЦИОНАЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ

В восемнадцатом столетии шарканские удмурты всячески сопротивлялись крещению. В более поздние времена выстроили прекрасные храмы в Шаркане, Сосновке, Мишкино, Ляльшуре, Сюрсовае, Зюзино... Каменная Спасская церковь в Сюрсовае была выстроена уже в 1919-м, а освящена только в 1920 году.

И все-таки язычество и ныне не угасло на шарканской земле. В немалой степени способствовала этому и антирелигиозная пропаганда советской власти: в церковь ходить нельзя, а Инмару и дома можно молиться, как встарь. Говорят об этом многие топонимы. Только возле деревни Ляльшур есть поля под названием Бусы Вось Карон (место проведения моления) и Мыневатон (место, где прятали кукол, т. е. идолов).

Наверное, нет ничего удивительного, что неподалеку от шарканского Мувыра снимался фильм "Тень Алангасара" на местном национальном материале. Очевидцы подтверждают, что во время съемок фильма с ними происходило немало странных вещей, даже трава и посевы стали лучше расти неподалеку от выстроенной куалы - так говорят сами местные жители.

Мудрено ли, что когда возник природный парк "Шаркан", его сотрудники основной упор решили сделать на этнографический туризм. Тогда-то и появился на свет Тол Бабай - удмуртский дед Мороз. Тол Бабай, маленький алангасар (великан), не успевший спрятаться в Кар-гору вслед за своими сородичами, долго скитался один, набрался ума-разума, постарел, пока не встретил появившихся в мире людей. Долго он за ними наблюдал, а однажды встретил зимой детей. Понравилось старику делать подарки ребятишкам: взмах посохом - и тает снег, еще взмах - распускаются цветы. Теперь у Тол Бабая дом на шарканской земле.



Архив АВИСвежий номер



За тенью Алангасара

ИСПЫТАНИЕ ДОРОГОЙ

C ВЕТЕРКОМ ПО УДМУРТИИ

Ижевка ждет гостей из Ижевска

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

ИСПЫТАНИЕ ДОРОГОЙ

C ВЕТЕРКОМ ПО УДМУРТИИ

Ижевка ждет гостей из Ижевска


Все статьи рубрики (51)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru