16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Храм у дороги (окончание)

Духовенство совсем не случайно стало одним из самых главных врагов новой власти. Обычные сельские батюшки жили на виду у мира, в большинстве своём были уважаемыми людьми, к слову которых прислушивались крестьяне. Да и просветительская деятельность церкви накладывала свой отпечаток на формирование человеческой души. В том же Кекоране протоиерей Александр Розанов преподавал не только в церковно-приходской, но и в земских школах.

СВОЙ КРЕСТ

Отец Александр не раз был отмечен и церковными, и светскими наградами – только медалей три. Несмотря на огромный авторитет и влияние, и он сам, и всё его семейство, включая матушку Евстолию Дмитриевну (1874 г. р.) и дочерей Софью (1895), Ларису(1899), Марию (1901), Лидию (1904) и Елену (1909) - «поведения скромного». Это данные из «Ведомости о церкви, причте и прихожанах... за 1917 год».

Старожилы села вспоминали также о двух приёмных детях этой священнической семьи – Татьяне и Борисе. Наконец, прихожане просто любили батюшку, а в селе Кекоран помнят до сих пор.

В новое послереволюционное время переменились даже административно-территориальные границы – так соседние когда-то малмыжские Старые Зятцы и сарапульский Кекоран оказались в одном Ижевском уезде уже Вотской автономной области, хотя и в разных волостях. А там и районирование приспело. Но главное, души людей начали меняться.

Представители новой власти пасовали перед авторитетом и умом «старорежимного попа», ставшего для них едва ли не личным врагом. Листаешь анкеты, ордера на обыск, протоколы - в ужас приходишь от злой абсурдности происходившего тогда. Ещё к 1930 году Александра Розанова лишили избирательных прав – слово «лишенец» по тому времени было явным клеймом врага Советской власти. Скудное имущество священника властями Якшур-Бодьинского ёроса (района) описано и вот-вот будет выставлено на распродажу, поскольку сумму «самообложения» батюшка не в состоянии заплатить. Вот расписка гражданина А. В. Розанова, что он обещает хранить свое имущество, не распродавать его без разрешения и «по первому требованию Ёросисполкома представить на торги в указанное число и место». А там всего-то пара часов – домашние и карманные, пишущая машинка да прочая мелочь из бытового обихода.

От иных документов просто оторопь берёт, как, например, от безграмотного протокола «призидиума» Кекоранского сельсовета от 17 декабря 1933 года, где обсуждается внешний вид храма, мол, не красит он село: и стены в потёках краски, и стёкла побиты. На тебе штраф, отец Александр, в 500 советских рубликов! А всего-то дел, что налетевшая гроза смыла дождём часть краски только что покрашенной суриком крыши, стёкла же постоянно и активно били школьники, поощряемые взрослыми. Естественно, что приходской совет пытается опротестовать несправедливо наложенный штраф, добивается этого только в областном исполкоме. Увы, это была одна из очень немногих побед в неравной схватке с безбожной властью.

МУЧЕНИЧЕСКИЙ ВЕНЕЦ

Отец Александр всё чаще вынужден не столько служить, сколько вступать в переписку, собирать справки – силы его уже на исходе. К примеру, в 1935 году на батюшку наложили мясозаготовки на 106 кг, а у него дома ни скота, ни даже хлева!

Мученическим венцом всей этой непрерывной травли стал арест в декабре 1937 года и осуждение Тройкой НКВД УАССР на 10 лет концлагеря. В Белбалтлаге 68-летний отец Александр протянул лишь несколько месяцев, сам же Христорождественский храм закрыли в 1939-м, а здание передали школе, понятное дело, «по просьбам местных жителей». Как собирали эти подписи – история отдельная, но интересно, что и тогда находились смелые люди, что отказывались подписываться.

Перед Великой Отечественной войной Якшур-Бодьинский район (тогда он включал в себя и часть современного Игринского района) остался без единого храма. В Якшур-Бодье Николаевскую церковь закрыли ещё в 1936-м, да и служил в ней в последние годы обновленческий священник. Чутырский Вознесенский храм в 1939-м закрыли почти одновременно с Кекоранским, перед этим арестовав священника Василия Быкова – его приговорили к десяти годам заключения в один день с отцом Александром Розановым. В 1940-м году пала в неравной схватке Михайло-Архангельская церковь в Иж-Забегалове, и Бог ведает, как сложилась судьба священника Михаила Никаноровича Шкляева – батюшка и так уже наскитался: перед этим был священником в Котельническом районе, работал сторожем в Ижевской больнице, снова служил в селе Июльском... А за три недели до начала войны Указом Президиума Верховного Совета УАССР была закрыта Иоанно-Предтеченская церковь в Русской Лозе.

Ситуацию немного изменил патриотический подъём в Великую Отечественную войну. Уже 14 марта 1944 года по инициативе бывшего члена церковного совета 73-летнего Сергея Ивановича Мальцева поступило первое заявление об открытии храма в Кекоране. Однако вновь церковь поступила в распоряжение верующих лишь в 1948 году, разумеется, в ужасном состоянии - без иконостасов, с поврежденными печами и без половины стекол. Какая там школа! В храме попросту складировали зерно. Освятили её полностью, уже как Троицкую, лишь в 1949-м.

Отца же Александра реабилитировали спустя ещё полвека - 26 апреля 1989 года. А ещё через 35 дней был реабилитирован и чутырский батюшка Василий Быков.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Конечно, с возобновлением богослужений в Кекоране противостояние Советской власти и церкви хотя бы в одном, отдельно взятом селе или районе не закончились. Ни одному фантасту не выдумать жутких реалий того безбожного времени, как уполномоченным (так и хочется сказать оперуполномоченным) по делам религии: доносы как вдохновенная песня – для этого особый талант нужен! Обычное посещение храма запросто могло сломать человеку даже не карьеру, а жизнь. А какая неприкрытая радость в документе, сообщающем:

«По имеющемуся в районе плану Кекоран будет сселен в д. Порва – в 1952 г. В населенном пункте Порва нет церковных зданий. В Якшур-Бодьинском районе больше действующих церквей не имеется...

Церковная община с. Кекоран незначительная...

Мнение районных организаций, Кекоранскую церковь в связи с сселением населенного пункта закрыть и разобрать. Кирпич использовать на проектируемое строительство семилетней школы».

Ну, конечно, община в Кекоране незначительная, но в Радоницу 1951 года в Троицкий храм пришло 1500 человек, хотя их уже и трудно было назвать прихожанами. Даже по информации уполномоченного, не меньше 1000 человек присутствовало на службе, когда в 1954 году село посетил архиепископ Ижевский и Удмуртский Ювеналий, причём «в отличие от других пунктов в Кекоране верующие встретили его с цветами». В обычные же дни, сетовал автор доноса, в храме всё равно бывает порядка 50-60 человек.

В связи с Троицкой церковью села Кекоран часто встречается имя иеромонаха Агафангела (в миру Никиты Фёдоровича Каштанова), обитавшего в лесу на пасеке неподалёку от Чура. Местные жители шептались даже, что это старенький отец Александр Розанов вернулся из лагеря. А ведь был монах в лагере, был!.. До ареста служил он в не очень дальнем Чекане, свои 10 лет лагеря получил ещё в 1935-м. По национальности - чуваш. Уполномоченные по делам религии вменяли ему в вину, что отец Агафангел «часто разъезжает по железной дороге Ижевск – Балезино и совершает крестины, отпевания и другие обряды на квартирах». То-то, поди, злорадствовал уполномоченный, сочиняя сводку в Москву о том, что в 1956 году Каштанов, «возвращаясь к себе на пасеку из соседней деревни, замерз...» Гражданина Н. Ф. Каштанова реабилитируют лишь в 1992 году.

Под постоянным прицелом бдительной атеистической власти оказывались в первую очередь, конечно, настоятели храма. Каждая попытка хоть немного украсить церковное здание оканчивалась выговором от уполномоченного по делам религии. Любой сельский или городской священник запросто мог оказаться под запретом служения – это была страшная беда, особенно при наличии детишек в семье. А уж как старательно собирался, а то и фабриковался компромат, устраивались самые настоящие провокации! Да и сам священник – тот же человек, со своими слабостями, которыми ответственные товарищи порой умело манипулировали. Нет, не назовёшь сладкой жизнь священников, поочерёдно служивших в Кекоране в послевоенные годы: отец Алексий (Архип Бородулин), отец Николай (Андреев), отец Николай (Кунгуров), отец Василий (Алиферов)... У каждого батюшки своя судьба, у кого-то и сломанная временем.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

И всё-таки Троицкая церковь в Кекоране по-прежнему стоит. Её история ни в коем случае не замыкается в рамках одного села. К примеру, с 1856 года в течение полувека служил дьячком, а потом псаломщиком в кекоранском храме Иоанн Агафангелович Попов. Его сын Павел со временем станет священником Троицкой церкви в Ижевске, а уже его дочка, бывшая ижевская гимназистка Лидия Попова прославится отчаянной храбростью, сражаясь в гражданскую войну в колчаковской Ижевской дивизии. Восхищались ею в своих воспоминаниях многие участники тех событий, именно она стала прототипом героини в небольшой, но яркой сцене атаки в фильме «Адмирал».

Что ни имя, то своя судьба, своя эпоха... Не так давно в кекоранском храме по инициативе настоятеля отца Георгия (Ельцова) стали регулярно проходить поминальные службы о тех, кто за прошедшие 170 лет здесь служил и молился. И звучат имена священников, дьяконов, псаломщиков, церковных старост, жертвователей, строителей, прихожан былых времён – всех их помнит храм.

Сергей Жилин

Использованы материалы ЦГА УР



Архив АВИСвежий номер



Храм у дороги (окончание)

ИСПЫТАНИЕ ДОРОГОЙ

C ВЕТЕРКОМ ПО УДМУРТИИ

Ижевка ждет гостей из Ижевска

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

ИСПЫТАНИЕ ДОРОГОЙ

C ВЕТЕРКОМ ПО УДМУРТИИ

Ижевка ждет гостей из Ижевска


Все статьи рубрики (51)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru