16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Скажи мне, какое у тебя октановое число...

Недавно директор одной ижевской фирмы был весьма удивлен, обнаружив, что у его служебной иномарки вдруг чудовищно возрос "аппетит" - согласно отчетам, за последний месяц машина съела значительно больше бензина, чем в предыдущем. При этом условия ее эксплуатации и маршруты не отличались от традиционных, и заправлялся автомобиль, как всегда, на одной и той же АЗС известной и уважаемой компании, а его техническая исправность также не вызывала никаких сомнений... Так называемый "человеческий фактор" тоже был исключен - автомобиль использовался только самим шефом фирмы. Так в чем же дело? Почему возрос расход топлива? Ответ на этот вопрос недоумевающий директор нашел в Центре испытаний нефтепродуктов. Оказывается, причина была в некачественном бензине... Хотите узнать подробности? Читайте дальше.

На эту больную для всех автолюбителей тему - качества автомобильного топлива - корреспондент АВИ беседует с Мариной ЕМЕЛИНОЙ, руководителем Автономной некоммерческой организации "Центр испытаний нефтепродуктов".

- Марина Викторовна, как сейчас обстоят дела с качеством на бензиновом рынке Удмуртии?

- По нашим данным, еще с весны прослеживается тенденция ухудшения качества бензина. Происходит это вероятнее всего потому, что в условиях роста цен на топливо некоторые операторы рынка нефтепродуктов ощутили снижение прибылей (что объясняется неравномерным ростом оптовой и розничной цены бензина) и начали бороться с "издержками". Но вместо того, чтобы экономить и искать разумные способы снижения своих затрат, они поступают "просто": ограничивают расходы на контроль качества, то есть прекращают, например, его проверять... На чем основываются эти выводы? Судите сами.

Как известно, основной показатель качества бензина - это октановое число. Помимо этого, есть еще около пятнадцати показателей, по которым определяется соответствие нефтепродукта нормативам качества: допустимое содержание серы, свинца, бензола, смол, фракционный состав, давление насыщенных паров и так далее. Но из всех исследований самое дорогостоящее и сложное - это проверка октанового числа. В Удмуртии только лаборатория Центра испытаний нефтепродуктов оснащена современным, отвечающим ГОСТу оборудованием, на котором проводится так называемый моторный метод определения октанового числа, - это две установки УИТ-85. И поскольку, повторяю, это единственная в республике лаборатория, где октановое число проверяется по ГОСТу, то вывод очевиден: если какая-то компания не привозит свое топливо на проверку к нам, то, скорее всего, она его вообще нигде не проверяет - сомневаюсь, что компания повезет образцы в Башкирию или куда-то еще...

Есть, правда, еще экспресс-метод проверки октанового числа. Но он не предусмотрен ГОСТом, поэтому полученные таким образом результаты не являются доказательством соответствия топлива требованиям национальных стандартов.

- Получается, компании, не проводящие регулярный контроль качества, нарушают закон?

- Согласно действующим нормативам, они обязаны проводить проверку качества топлива ежемесячно с каждого резервуара на каждой АЗС. Но это уже относится к компетенции контролирующих органов - Минтопэнерго, Роспотребнадзора, которым мы предоставляем отчеты о деятельности Центра испытаний нефтепродуктов: для какого предприятия какие исследования проводились, какие несоответствия выявлены и какие компании не предоставили образцы топлива для очередной проверки. На сегодняшний день есть компании, которые уже несколько месяцев не проводили проверку октанового числа бензина моторным методом...

Самое плохое в этом, что ни один автовладелец не встревожится и не подумает о плохом качестве топлива, поскольку чаще всего у таких недобросовестных продавцов бензин отличается от нормы не намного. Скажем, вы думаете, что заливаете 92-й бензин, а фактически это 91-й. Автомобиль на такую разницу не среагирует заметно, а значит, и водитель ничего не поймет. Но опасность в этом и состоит: человек будет по привычке заправляться на этой АЗС, которая грешит продажей некачественного топлива. А постоянное использование нестандартного бензина в двигателе очень вредно: постепенно учащается его ремонт - то свечи приходится менять, то карбюратор требует прочистки, а то и сам двигатель выходит из строя.

- Существует мнение, что все операторы местного рынка нефтепродуктов покупают топливо у одних и тех же производителей, а значит, и качество бензина у всех одинаковое, проверяй - не проверяй...

- Это распространенный миф. Во-первых, на самом деле далеко не все операторы покупают топливо у производителей - скорее лишь те, у которых есть свои нефтебазы. У нас же есть много и таких продавцов, которые не имеют собственных нефтебаз и могут гнать на свои АЗС топливо бензовозами откуда угодно - из Татарстана, Башкирии... Сейчас на рынке много бензина, выпускаемого для промышленных целей (его производит, к примеру, завод оргсинтеза в Чайковском). Такой бензин значительно дешевле, продается официально, он не предназначен для использования в двигателях внутреннего сгорания, а должен использоваться лишь как техническая жидкость - для промывки, в качестве растворителя (кстати, ужасно пахнет жареной селедкой!)... Кто мешает частнику купить несколько тонн такого бензина, пригнать его в Ижевск и, "поменяв" некоторые документы, сдать на АЗС? К слову, октановое число этого бензина 95-102, а значит, машина на таком топливе никогда не застучит. Но что будет с этой машиной, да и с водителем через некоторое время, сказать сложно... Мы однажды исследовали образец технического бензина - так он разъел резиновую пробку в приборе!

Во-вторых, важно не только откуда пришло топливо (к слову, крупные НПЗ оснащены прекрасными лабораториями, следят за качеством и проводят при отгрузке все необходимые исследования нефтепродуктов), но и то, как оно хранится. Например, качество нефтепродуктов закономерно ухудшается, если не выполняется регулярная очистка резервуаров. Любой нефтепродукт в своем составе содержит примеси, смолы, которые с течением времени осаждаются на стенках резервуара, а потом обратно растворяются в топливе. Именно поэтому в нормативных документах и есть такое правило, чтобы проверять каждый резервуар не реже одного раза в месяц. Увы, на сегодняшний день не все компании выполняют это требование (кстати, в ЦИН имеется единственный в республике комплекс для мойки резервуаров).

- Это значит, что автолюбитель никак не защищен от недобросовестных продавцов?

- Способ воздействия на продавца у рядового потребителя один: не покупать товар, если не уверен в его качестве. Когда мы говорим о качестве нефтепродуктов, то любой автовладелец на любой АЗС перед тем как заправиться, вправе попросить предъявить протоколы испытаний лаборатории за несколько последних месяцев. Посмотреть даты, убедиться, что октановое число соответствует норме. Я не говорю, что все протоколы должны быть из Центра испытаний нефтепродуктов, пусть они будут хоть татарскими, хоть башкирскими, но это должна быть аккредитованная Госстандартом лаборатория. Также клиент имеет право требовать на АЗС паспорта качества, сертификаты. Продавцы обязаны иметь эти документы на АЗС, а не в офисах своих компаний. И если вам отказываются показать все бумаги, значит, до свидания, надо ехать на другую заправку. Только таким образом потребитель может заставить продавца исполнять закон.

Впрочем, и на фоне этой неблагоприятной ситуации есть обратные примеры. Я говорю о тех компаниях, которые ревностно следят за качеством предлагаемого клиентам бензина. К примеру, компания "Удмуртнефтепродукт" проводит целый комплекс мероприятий, которые помогают держать высокую марку продукции. Это единственное в республике предприятие, которое обладает тремя собственными лабораториями по проверке качества (в Глазове, Можге и Камбарке), которые осуществляют проверку качества топлива на всех этапах реализации, одна из них аккредитована в системе Госстандарта РФ. "Удмуртнефтепродукт" тратит большие средства на закупку дорогостоящего оборудования (к примеру, на предприятии есть собственный комплекс для зачистки резервуаров) и проведение недешевых процедур по исследованию качества нефтепродуктов, и в том числе моторным методом на установках УИТ-85. В системе качества этой компании - и входной контроль топлива из вагонов-цистерн (в том числе октанового числа), и контроль хранения и отпуска, и регулярные очистки резервуаров на АЗС и нефтебазах. На предприятии создана и ведет работу Комиссия по качеству, которая осуществляет координационные функции по всем вопросам качества нефтепродуктов. Такие предприятия как "Удмуртнефтепродукт" можно смело рекомендовать автолюбителям - там не обманут.

Что ж, уважаемые читатели, снова нам преподали урок потребительского ликбеза. Мы все куда-то бежим, торопимся, все нам некогда... А всего-то нужно - научиться твердым голосом произносить одну фразу: "Будьте добры, я хотел бы взглянуть на протокол испытаний бензина и паспорт качества!" И покажут, если скрывать нечего! Ну а если будут сопротивляться - марш в машину, и на другую заправку, а потом еще всем соседям по гаражу рассказать, на какой АЗСке можно заправляться, а на какой недобросовестные ребята работают...

P.S. А тот директор после обращения в ЦИН убедился, что его регулярно заправляли некачественным топливом, в котором не соответствовал норме фракционный состав. Бензин просто испарялся! Вместе с его деньгами...

Олег Ялунин



Архив АВИСвежий номер



Скажи мне, какое у тебя октановое число...

По заслугам и честь

Как покупать запчасти, не выходя из дома

Заплати за квартиру и встречай Новый год спокойно!

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

По заслугам и честь

Как покупать запчасти, не выходя из дома

Заплати за квартиру и встречай Новый год спокойно!


Все статьи рубрики (343)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru