16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Долгая любовь

Наверное, нет ни одного ижевского краеведа, хоть раз не писавшего об истории нашего цирка. У Олега Владимировича Севрюкова, говорят, даже своё персональное место в партере было – его рецензии на цирковые выступления в «Удмуртской правде» я с детства помню. Огромное количество материалов по этой теме собрано Анатолием Васильевичем Новиковым. Об Александре Гавриловиче Коромыслове, хозяине и директоре самого первого ижевского цирка, В. Я. Безымяннов написал книгу...

ЦИРК В УЕЗДНОМ ГОРОДЕ

Впрочем, не с одним лишь Ижевском связана цирковая история в нашем крае. Разве не следует считать первыми передвижными цирковыми труппами скоморошьи ватажки, ещё несколько веков назад бродившие по Уралу и Прикамью! Народ всегда ценил острое словцо, язвительную шутку, смелую песенку – скоморошьи отголоски до сих пор филологи находят в местном фольклоре.

Просматриваешь сарапульские газеты конца XIX-начала XX вв. и то и дело встречаешь рекламу или отклики на выступления заезжих циркачей. Вот труппа Коромыслова в 1897 году заехала с гастролями в богатый торговый город на Каме. А это цирк М. А. Первиль даёт в Сарапуле «большое грандиозное представление», в том числе показывает трагическую пантомиму «Лесной бродяга». И если коромысловских артистов сарапульцы полюбили, то цирк Первиль вынужден завлекать публику подарками, среди которых главные – две (а потом и три) коровы. Ижевские обыватели также отнеслись к этому цирку вполне равнодушно, о чём и сообщила газета «Вятский край». Кстати, живыми коровами в ижевском цирке завлекали требовательную публику ещё в 1926 году.

В 1913-м сарапульские газеты, к примеру, пестрели рекламой сибирского цирка Стрепетова, где и конные номера, и воздушные полёты, и коронка тогдашних цирковых выступлений – французская борьба. И конечно, клоуны – как водится, рыжий и белый! И уж если бенефис, то непременно полный зал, половина которого, впрочем, приглашённые «отцы города», местные воротилы или члены их семейств. Эти за честь красненькую или синенькую, глядишь, отвалят, а нет – так не хоть не навредят властью своей в гастрольном туре.

Так, 12 июля 1913 года во время бенефиса жокея и жонглёра Борисова «появление бенефицианта в 1-м отделении на лошади, в сверкающем блёстками красном жокейском костюме, было встречено аплодисментами». Между прочим, помимо блестящих номеров главного артиста этого циркового представления, уездная пресса отметила выступления двух музыкальных клоунов Россетти, показавших удачную пародию на кинематограф.

ВЕК НАЗАД НА ИЖЕ

Однако не всегда провинциальные газетчики были так добродушно и благожелательно настроены. Признаемся честно, заезжие цирковые артисты порой подавали нешуточный повод для высмеивания. Одна из заметок так и называлась - «Курьёзная борьба». Автор высмеял состоявшийся на арене цирка Швецовой «сарапульский чемпионат», на который борцы выходят «клюнувши», а борьба периодически переходит в обычную потасовку.

Досада зрителей была вполне понятна – борьбу обожали и в столицах, и в провинции. В том же цирке Коромыслова, что открылся на Иже в 1895 году в районе Мучного базара, на углу Горшечного переулка (ныне улица Бородина) и Базарной улицы (ныне улица Горького) залы на цирковые представления с участием борцов всегда были переполнены, особенно ежели это была борьба... дамская.

Млели сердца ижевцев, когда читали они на афише: «Цирк. Сегодня и завтра единственный в мире дамский чемпионат французской борьбы». Канули в Лету имена тех полулегендарных женских борчих: мадам Фриды Дамберг, Дарьи Поддубной, Димитреску, Белани, Анны Знаменской… В то же, ныне далекое время они буквально приковывали к себе взгляды мужской части публики. Ижевцы горячо переживали за своих любимиц, заключали пари, на улицах и на пляже на них заглядывались, почтительно расступались - как же, силу и ловкость предки наши ценили и уважали. Воистину «ах, эти женщины в трико, они так ранят глубоко!»

В ПЕРЕЛОМНОЕ ВРЕМЯ

Разметало ветром смутного времени артистов и артисток первого ижевского цирка, реклама его встречается в пермских белогвардейских газетах – хозяин считал, что цирк нужен любой власти, но жестоко ошибся. Самого Коромыслова расстреляли в Перми красные, в Ижевске цирковой балаган из дерева сгорел в гражданскую войну. Но ижевцы уже не представляли себе жизни без цирка. Заезжие труппы и отдельные артисты выступали в кинотеатрах перед сеансами или на летних сценах в садах и парках.

По рассказам краеведа А. В. Новикова, больше всего запомнилось жителям Ижевска того времени выступление атлета Поддубного-второго. В то время многие провинциальные борцы охотно принимали в качестве псевдонима имя Ивана Поддубного - сразу резко возрастали кассовые сборы. Одним из таких «Поддубных» был небезызвестный Василий Федорович Бабушкин, подвиги которого во время русско-японской войны описаны писателем А. С. Новиковым-Прибоем в знаменитом романе «Цусима». Современники отмечали поразительное внешнее сходство Василия Федоровича с настоящим Поддубным.

Поддубный-второй посетил Ижевск летом 1920 года, на его выступлениях побывал почти весь город - 52 тысячи человек. Артист запросто поднимал лошадь, крутил живую карусель, носил на себе полтора десятка зрителей, рвал цепи, гнул шеей и головой железо, ломал пятикопеечные монеты. В заключение представления атлета зарывали в землю на три аршина на пятнадцать минут. К сожалению, выступления таких уникальных артистов в Ижевске были крайне редки.

ИМЕНИ ДУРОВА

Новое здание цирка, всё ещё деревянное, выстроили уже возле другого ижевского базара – Сенного. Там же в годы Великой Отечественной войны возвели грандиозный по тому времени третий ижевский цирк. Сейчас, получается, на этом месте стоит уже четвёртый...

Одно только перечисление имён выступавших здесь артистов способно поразить воображение любого ценителя циркового искусства. Рабочий Ижевск аплодировал братьям Эдер, один из которых впоследствии станет знаменитым укротителем хищников; в нашем городе блистали на арене сверхметкий стрелок А. Александров-Федотов, клоун-прыгун Виталий Лазаренко, иллюзионист Эмиль Кио, жокеи братья Серж. Два раза приезжал в Ижевск сам легендарный Иван Максимович Поддубный. На его выступления билеты брались буквально с боем, да и как иначе, коль выступает «чемпион чемпионов мира» - именно так его в то время объявляли перед выходом.

Да и в более позднее время уровень ижевского цирка поддерживали почти все знаменитости циркового искусства: династия Дуровых, Корниловы - отец и сын, Ирина Бугримова, Гладильщиков с группой хищников, И. Рубен, Карандаш, Юрий Никулин, О. Сокол, В. Тихонов, М. Запашный, «Медвежий цирк» В. Филатова…

И всё-таки было в этой блестящей череде великих цирковых имён одно особенное. Еще с одним знаменитым артистом цирка Ижевск оказался связан неразрывными, к сожалению, смертельными узами. Именно здесь в 1928 году погиб в результате несчастного случая на охоте Анатолий Анатольевич Дуров, известнейший клоун-дрессировщик.

Еще в 1914 году за свои колкие остроты артист был сослан в нашу Вятскую губернию, в город Котельнич. Кто мог предполагать, что в бывшей Вятской губернии (часть которой к этому времени стала Удмуртской республикой) через четырнадцать лет его ждет трагическая гибель! На месте том, называемом в народе Дуровской гранью, вскоре был установлен гранитный обелиск. На нем написано: «На охоте от случайного выстрела 19 ноября 1928 года здесь трагически погиб известный артист цирка Анатолий Анатольевич Дуров». Спустя пять лет после гибели А. А. Дурова постановлением Президиума Горсовета его имя было присвоено Ижевскому цирку.

Артистическую эстафету погибшего дрессировщика принял его 19-летний племянник Владимир Дуров, приехавший специально в Ижевск за цирковыми животными своего знаменитого дяди. Здесь и состоялось его первое выступление на манеже Ижевского цирка 27 ноября 1928 года. Для любого человека такой неожиданный дебют был бы труден, но юный артист показал себя истинным продолжателем славной династии Дуровых. Кстати, почти все ее представители выступали в нашем городе. А Владимир Дуров проработал на арене более 40 лет, одним из первых мастеров советского цирка он был удостоен звания народного артиста СССР. Вспоминая свой творческий путь, он всегда называл Ижевск своей артистической родиной. А родину, как известно, не выбирают, как и любовь – например, к цирку.

Подготовил Сергей Жилин



Архив АВИСвежий номер



Долгая любовь

Из тридцатых лет...

В ожидании праздника

Век на колесах

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Из тридцатых лет...

В ожидании праздника

Век на колесах


Все статьи рубрики (58)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru