16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

По образу и подобию

До 1917 года в России, ясное дело, не было ни образования, ни медицины, а если и было – только для богатых! А уж рабочие с крестьянами, особенно национальных окраин, те и вовсе в темноте прозябали.

КРАПЛЁНАЯ КАРТА

Стоит бегло пролистать биографии знаковых фигур удмуртской истории, чтобы понять, что национальная карта оказалась удачно разыграна большевиками. Разве не учился в Казанском университете И. Н. Волков, а в Петербургском – С. П. Барышников?! А вот Т. К. Борисов сначала поучился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, но в конце концов выбрал медицину – окончил медицинский факультет Казанского университета. Все трое выходцы из удмуртской деревни, и все подались в революцию – со всеми вытекающими отсюда последствиями...

Но ведь были и другие, к примеру, священнослужитель и учёный, выпускник Казанской инородческой учительской семинарии Иоанн Васильев. И разве не получил звание учителя народных училищ священник Григорий Егорович Верещагин, которого не случайно называют родоначальником удмуртской литературы?! К слову, его этнографические работы не раз получали серебряные медали Императорского Русского географического общества. А сколько уникальных для Удмуртии людей вышли из Карлыганской центральной удмуртской школы!

МАЛО-ПОМАЛУ...

Помимо земских училищ, церковно-приходских школ немалую роль в системе начального образования играли и школы миссионерские – только на территории Граховской волости они работали в Брюшлях, Кузебаеве, Ново-Гришкине, Порыме, Черемис-Возжае...

Не одни миссионерские общества, но и земство особое внимание уделяло просвещению коренного населения края. Тем не менее процесс охвата грамотностью удмуртского, марийского, кряшенского и татарского населения шёл очень медленно. «Ведомость об учащихся в начальных народных училищах Елабужского уезда за 1884/85 учебный год» сообщает, что в Алнашском училище обучалось лишь три мальчика-удмурта, в Бемыжском – три, в Асановском – один... В сравнении с общим числом учащихся ничтожно мало. Так, из 62 учеников Граховского мужского училища удмуртов было лишь двое. Самой большой проблемой при этом являлось преподавание на малознакомом русском языке – далеко не всюду имелись учительские кадры со знанием национальных языков, как, например, учительница Вера Ложкина в Игринском училище – не случайно здесь училось шесть мальчиков-удмуртов.

Но уже вскоре Елабужское земство стало выделять стипендии на обучение наиболее способных учеников-удмуртов и за пределами уезда, чаще всего в Казанской учительской семинарии. Например, в одном из докладов земскому собранию 1897 года подчёркивалось: «Поступивших ныне в семинарию мальчиков-вотяков Константина Яковлева, из дер. Яги-Каксей, и Павла Михайлова, из д. Карашура, подготовляли: первого - учитель Граховского училища г. Боровков и второго - учитель Троицкого училища г. Васильев. Управа полагала бы вознаградить гг. Боровкова и Васильева за их труды в размере по 25 руб. каждого, о чём и покорнейше просит собрание».

Разумеется, недостатков и пробелов в системе народного образования было много: недостаток земских средств, проблемы с удобными помещениями, малый охват населения, особенно девочек. Но мало-помалу ситуация улучшалась с каждым годом. Не случайно в подготовленном Удмуртским институтом истории, языка и литературы объёмном труде «История Удмуртии» только образованию второй половины XIX - начала XX вв. отведено аж 50 страниц! Это почти десятая часть текста.

ДАЛЕКО ОТ ЦЕНТРА

Конечно, чем ближе к центру, тем большие возможности для образования – так было в прошлом, так и нынче обстоит дело. В губернской столице Вятке главное народное училище открыли ещё в 1786 году – спустя четверть века его преобразуют в гимназию. В нашем же уездном Сарапуле лишь к 1790-м годам откроют малое народное училище. В начале следующего столетия в нём учится всего три десятка детей – как ни крути, а мало для уездного города! Первая же женская гимназия появилась здесь лишь в 1881 году.

Кстати, учительская профессия была очень популярна у женщин – именно они составляли три четверти преподавательского состава на исходе девятнадцатого столетия. Многие из них были выпускницами гимназий, другие окончили женские учительские семинарии, например, в Сарапуле, или епархиальные училища.

Поражает в это время и удивительное разнообразие профессиональных различных школ в Вятской губернии. К примеру, стипендиаты от Елабужского земства учатся в Александровском городском ремесленном училище, Вятском ремесленном училище, Вятской фельдшерской, Глазовской высшей сельскохозяйственной и в Суводской высшей лесной школах, в Окуневской ферме Уржумского и Асановской ферме...

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОЛЬЗЫ

Большой популярностью пользовалось Алексеевское реальное училище в Сарапуле и среднее механико-техническое училище в Воткинске. В Ижевском и Воткинском заводах вообще образование мужчин было более практическим. Инициатором появления первых училищ здесь стал ещё А. Ф. Дерябин, они и назывались поначалу горными. В последерябинские времена многие рабочие постигали грамоту по ланкастерской системе взаимного обучения. Не одна тысяча человек прошла через четвёртый этаж главного заводского корпуса Ижевского оружейного завода – и спустя десятилетия многие из них указывали в документах переписи 1897 года, что получили образование в ланкастерской школе.

При заводском Арсенале работала единственная на всю Россию школа арсенальных учеников. Ну а одним из самых престижных учебных заведений для ижевских юношей, конечно, стала Оружейная школа, открытая казной для подготовки полковых оружейных мастеров. Школа эта оказалась в первую очередь полезна для самого Ижевского оружейного завода. В музее «Ижмаша» до сих пор хранятся экспонаты ружей, сделанных руками выпускников этой школы – своего рода дипломные работы.

При Оружейной школе в 1886 году «на основании Высочайшего повеления» открыли школу ремесленную, служившую по сути подготовительным отделением. Помещение и отопление для неё предоставляла казна, функционировала же школа в основном на проценты от капитала пожертвований мастеровых и чиновников.

Но завод нуждался и в специалистах более высокого, инженерного уровня. Среди документов 4-го (заводского) фонда ЦГА УР неоднократно встречаются рапорты и переписка о необходимости посылки на учёбу того или иного количества молодых людей, разумеется, за казённый счёт. Уже в одном из рапортов 1844 года указывается: «Из Ижевского оружейного завода необходимо отправить в Петербургский технологический институт двух кантонистов с особыми дарованиями для обучения теоретической и практической механике и гидравлике... и третьего – модельному и токарному искусствам; в Москву – для обучения ремёслам, входящим в круг заводского производства...»

А случались уж и вовсе, на первый взгляд, парадоксальные ситуации, когда Военное министерство хлопотало о стипендиатах-гуманитариях – вот только относилось это к детям заводских офицеров, чиновников, а порой и мастеровых. Вот лишь один из документов 1905 года – письмо, адресованное командиру завода:

«По случаю открывшейся в гимназии при Императорском С-Петербургском историко-филологическом институте вакансии стипендиата князя А. И. Чернышева, Главное Артиллерийское Управление просит Ваше Высокоблагородие безотлагательно уведомить, не имеется ли у офицеров и чиновников, служащих во вверенном Вам заводе таких сыновей...» Увы, полковник Савостьянов сообщил, что «нет таких сыновей». Но вскоре и в Ижевском, и в Воткинском заводах появятся свои гимназистки и гимназисты. До своих институтов было ещё ох как далеко!..

Подготовил Сергей Жилин

Использованы материалы ЦГА УР



Архив АВИСвежий номер



По образу и подобию

Из тридцатых лет...

В ожидании праздника

Век на колесах

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Из тридцатых лет...

В ожидании праздника

Век на колесах


Все статьи рубрики (58)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru