16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

По последней моде

Как ни крути, а любому человеку хочется выглядеть в соответствии со своими представлениями о моде. Она у каждой эпохи своя. Скажешь: пушкинское время – и сразу представляешь плащ-крылатку и цилиндр. При слове «НЭП» на ум приходят канотье и тросточка. Ну а герои гражданской войны ходили не иначе как в кожанках и «красных революционных шароварах», ну в крайнем случае, ежели беляки - щеголяли серебряными погонами.

И почему-то не приходит на ум ковыряющий деревянной сохой землю пушкинский крепостной крестьянин – а ведь поэт и сам крепостником тем ещё был! Когда же рассматриваешь чудом уцелевшие снимки колчаковских солдат, поражаешься их оборванному виду. И наоборот, удивляешься добротно одетым красноармейцам, приспособившим под свои нужды захваченные склады с новым обмундированием российской армии. Так дизайнерские разработки знаменитого Васнецова – шинель с разворотами и шлем, позже получивший название будёновки – стали приметой Красной армии.

Но и это уже тоже стандартное восприятие эпохи, модное сегодня клише. Всё и так, и не совсем так было... Выход один: всматриваться в старые фотографии, музейные экспонаты, газетные объявления и рекламу – ну-ка, какими были прежние люди?!

У КАЖДОЙ ЭПОХИ...

Встречают, как известно, по одёжке... Но эпоха эпохе рознь, в том числе и по внешнему виду. Та же нобелевская аренда начиналась на Иже трудно, но уже через десяток лет обросли ижевцы жирком - это вам не крестьяне окрестные, чай, заводские! Где они - зипуны да долгополые кафтаны, в коих ещё отцы щеголяли? Чего ж не пофорсить, коль казна заводскую работу щедро оплачивает?! Молодые мастеровые потихоньку поменяли привычный наряд на куцее пальто из дорогого драпа, на визитку с открытым жилетом и накрахмаленной манишкой.

Гляжу на молодого ижевского оружейника Фёдора Тихонова, снявшегося в местном фотосалоне, и диву даюсь – какой там заводской работяга! Барин, ей-Богу, барин! А Никита Лазаревич Тимофеев, что обитал с семьёй на улице Старой? Небось, городовой честь отдавал мастеровому, лишь глянув на его награды! Да и домочадцы оружейника явно по последней моде одеты. Настоящим денди выглядит на старом фото мастеровой Матвей Александрович Русских, оказавшийся по работе на несколько лет в Америке. Жёнушка его с удмуртским лицом на первом снимке 1914 года смотрится, конечно, ещё простовато рядом со своим щёголем-муженьком в чёрном сюртуке, шляпе да лакированных туфлях. Однако же вот и она, снявшись рядом с супругом спустя три годочка, в атласном тяжёлом платье и модной широкополой шляпке уже запросто даст фору многим гранд-дамам. А ведь, небось, для бабушки и кацавейка была пределом мечтаний!

Мастеровые, домохозяйки, учителя, врачи, фабриканты, купцы, чиновники... Разные люди, разные наряды, но ведь есть во всех них что-то неуловимо общее – может быть, приметы одного времени.

К НОВОЙ ПРИЧЁСКЕ

Вот вы говорите: провинция-с! Всё так, но и наши сарапульские горожанки или ижевские сельские обывательницы в столицах пугалом выглядеть не будут. Куафюр и в уездной столице вам сделают по последней моде, благо тот же журнал «Дамский свет» получают регулярно. К вашим услугам, например, парикмахерская П. М. Невлер, что на углу Троицкой и Богоявленской в доме Семёнова. Помимо женского, есть и мужской зал, где и стрижка, и бритьё, и завивка волос, и правка бритв. Для постоянных же клиентов абонемент всего за 50 копеек.

А чуть что, ступайте к конкурентам – на самом берегу Камы, между пристанями Любимова и Купеческого общества в собственном павильоне расположена парикмахерская Клемпнер – тамошние мастера вообще малую серебряную медаль получили на местной сельскохозяйственной и кустарной выставке, чем и бравируют теперь перед конкурентами. Красота: сидишь, Камой любуешься, в ожидании очереди «Каму» почитываешь, свежие номера газеты завсегда к вашим услугам, как и подписка. А выйдешь от мастера и – сам собой залюбуешься в магазинных стеклянных витринах.

К чему это я? Ах, да! Под новую причёску вам беспременно новая шляпка необходима. Милости просим в магазин Л. А. Вейхмана, где «большой выбор дамской конфекции» - слово сие мне не известно, но очевидно, что именно здесь «большой выбор дамских и детских шляп новейших фасонов».

Ну а дальше, как уж водится: к шляпке - платье или костюм, к костюму - туфли и часы... Объявлениями о распродажах и скидках заполнены страницы сарапульских газет. Часы желаете – это вам в магазин Темфера, где завсегда имеется женевская продукция! Обувь нужна – идите к Михееву или Ушеренко! Очки, пенсне или бинокль понадобились – вся лучшая оптика у Гольденберга! Лучший выбор мехов, конечно, в торговом доме Ижболдина.

И ТУТ, И ТАМ...

Что любопытно, многие сарапульские купцы давно пооткрывали свои магазины в Ижевском заводе, а иные и вовсе туда на постоянное местожительство перебрались. На Иже торговое царство на улице с говорящим названием - Базарная. Глядь, и здесь торговые заведения Бодалёва или Ушеренко полны покупателей! И не одно знаменитое бодалёвское пиво или вино влекут их: драп, сукно, бархат, вельвет, костюмные ткани – где выгоднее купишь, нежели у купца 1-й гильдии Ивана Ивановича Бодалёва! Нет, конечно, можно пойти в соседний дом - в магазин готового платья А. В. Рыфтина, но это, как говорится, уде не тот коленкор.

На Иже такие мастерицы-швеи найдутся, что наряд ваш от парижского никто не отличит. Да и любая ижевка со швейной машинкой «Зингер» управляется запросто, тем более что агенты этой прославленной фирмы тут же, через пару домов расположились.

А ещё через несколько домов по Базарной магазин готового платья ещё одного сарапульского торговца Д. Я. Ушеренко: только для вас – пальто из настоящего английского драпа за 62 рублика. Такой товар, конечно, не под всякое жалованье, зато любого устроит 17-рублёвое двубортное пальто! Не каждая невеста приобретёт шёлковое подвенечное платье за 59 руб. 75 коп., но корсет-то менее чем за пятёрку любой моднице по кошельку!

ВЕЧНЫЙ ИНТЕРЕС

Вы думаете, революция отменила стремление любого человека красиво одеваться?! Да ничего подобного! Просто шло обычное перераспределение, товарообмен: сало меняли на штаны, платье - на хлеб. Не зря же в первые революционные годы страна была наводнена мешочниками. И газеты уже советской эпохи подтверждают огромный народный интерес к «мануфактуре», особенно у сельского населения. Только от интереса этого даже мне, человеку совсем не модному, порой грустно становится.

К примеру, в 1921 году «Ижевская правда» сообщала о «выдаче изделий, чулок и папиросных гильз». Какое уж там пенсне от Гольденберга, когда печатается список из 12 товарищей, которые вызываются в здравотдел за получением стёкол для очков! Но признаемся честно, новая власть старалась взять в свои руки дело снабжения населения необходимыми вещами. Та же «Ижевская правда» писала тогда об открытии в одной из деревень портновской артели:

«На днях в дер. Кучес Нылгижикъинской вол. организовалась артель портных в количестве 7 человек (с учениками). Артель зарегистрирована в правлении Ижкустпромсекции, с каковым установлен договор на выработку 45 крупных вещей (пальто и шуб) по твёрдой цене. В первое время артель будет обслуживать сельское население».

Так что если раньше по деревням шили бродячие портные, то теперь их организовали в артель с твёрдыми расценками и налогами. Уже через год в той же газете можно было прочесть: «Доводится до всех граждан гор. Ижевска, что в магазине № 2 Потребительского Общества (бывший Бодалёва) ПОСТУПИЛА В ПРОДАЖУ ВНОВЬ ПОЛУЧЕННАЯ ПАРТИЯ МАНУФАКТУРЫ. Цены вполне умеренные».

КРАТКИЙ МИГ У ЗАБАВ...

Впрочем, может быть, появление каких-то товаров объясняется попросту введением НЭПа? Настала эпоха, когда были допущены серьёзные послабления для граждан и, что особенно радовало, гражданок, стремящихся выглядеть красиво.

Вот зазывают население на недельную ярмарку «Италмас», что «открывается в гор. Красный Посёлок» - город Красный (недавняя станция Сюгинская) скоро станет называться Можгой по соседнему селу. А вот обрисовывают преимущества отдыха в камской деревне Костоваты, что расположена ещё в Уральской области, Удмуртией эта территория станет лишь в 1937 году.

Год этот не одними расстрелами памятен. Новая эпоха вполне оформилась – советская. А женщины всё одно хотят выглядеть красивыми. Для них старается на бывшей Базарной (тогдашней Коммунальной) мастер Рабинович – каждая жаждет сделать шестимесячную завивку, в очередь записываются.

Артель портных «Универсал» умоляет своих заказчиков выкупить изготовленные заказы, грозит, что через десять дней пустит вещи в продажу. Ижстальзавод в селе Раскольниково, впрочем, вскоре переименованном обратно в Гольяны, новый Дом отдыха строит. При фабрике-кухне № 1 вовсю работает ресторан, где можно потанцевать «западно-европейские танцы под джаз». Ну что ж, коль речь зашла об отдыхе и красоте, значит, как заметил вождь, жить и вправду стало лучше, жить стало веселее. Жаль, снова ненадолго...

Подготовил Сергей Жилин

Использованы материалы ЦГА УР, Национального музея УР, Музея истории и культуры Среднего Прикамья г. Сарапула



Архив АВИСвежий номер



По последней моде

Из тридцатых лет...

В ожидании праздника

Век на колесах

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Из тридцатых лет...

В ожидании праздника

Век на колесах


Все статьи рубрики (58)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru