16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Век на колесах

ХХ век начинался с бурного развития техники – человечество разом сделало мощный рывок, будто перескочив с одной ступеньки на следующую. Давно ли велосипед чудом казался, а уже и аптекарь Александр Буйлов проехался в первый раз по Базарной улице на своем мотоциклете, и купец Петр Николаевич Симаков пишет Вятскому губернатору прошение с просьбой об открытии автомобильного движения между Ижевском и станцией Чепцой... Век с тех пор миновал – как много и как мало!

АВТОМОБИЛЬ УВИДЕЛИ

Прошло время первого удивления предков наших при встрече с чудом техники под названием автомобиль. Вот как, к примеру, это было в сарапульской деревне Шевырялово осенью 1913 года: «16 сентября вечером в нашу деревню приехали на автомобиле инженеры-строители жел.-дор. линии. Шевыряловцы, увидевшие в первый раз автомобиль, выбегали на улицу смотреть на невиданную машину и называли это чудо кто как мог выговорить: - «Вишь ты и без оглобель, и без веревок, а как ловко прет-то» - слышалось среди мужиков.

Меряли оставшийся след и сравнивали, что автомобиль идет своей дорогой и в колеи после телеги не входит.

Некоторые говорили, что «вот как начнут ездить каждый день на автомобилях. То и дивиться будет нечему».

Кстати сказать, очень большое оживление намечается возле нашей деревни: куда не посмотришь всюду народ: то временную дорогу делают, то ходят и меряют.

Здесь же нанимают рабочих лесные делянки нарезывать... Поживем – увидим, принесет ли пользу нам линия железной дороги...»

«НАЗНАЧЕН В АВТОМОБИЛЬНУЮ РОТУ...»

С началом германской войны достижения техники активно начали использоваться в боевых действиях. Автомобилисты в армии ценились. Дебесскому уроженцу Александру Белянину выпало служить в автоотряде – воевал так, что вернулся на родину полным Георгиевским кавалером. Александру Виссарионовичу за время службы трижды довелось видеть императора Николая II. Видел царя и другой наш земляк и тоже шофер Иосиф Шадрин, родом из каракулинской деревни Пенязь. О двух этих солдатских судьбах рассказывал мне краевед и Почетный гражданин Ижевска А. В. Новиков. Мне же особенно запомнилось, как шофер Шадрин с адьютантом своего командира и несколькими казаками участвовал в захвате машины, в которой ехало командование немецкого полка. Казакам и адъютанту вручили медали, а Иосифу Шадрину… автомобиль «Форд», редчайший по тем временам подарок. С этой машиной он и вернулся в Ижевск. Всю свою недолгую жизнь не расставался он с автомобилями и мотоциклами.

Шоферским ремеслом в то время солдаты гордились – чай, не пехота-матушка, ать-два, левой!.. Вот, к примеру, прощальный привет-письмо, напечатанное в сарапульской газете «Кама» в 1914 году:

«Милостивый Государь, господин Редактор!

Прошу поместить в Вашей уважаемой газете следующее:

«Уезжая на войну, шлю свой прощальный привет родным, друзьям и знакомым. Не поминайте лихом».

Борис Григорьевич Постников

P. S. Назначен в автомобильную роту при действующей армии».

В том же 1914 году газета «Кама» открывает рубрику «Письма из армии». Встречаются в ней и шоферские весточки, к примеру, от некоего К.:

«...Служу я в передовом летучем отряде имени В. Н. Реннекампф, и обязанность моя заключается в уборке раненых с позиций, так что часто приходится быть под огнем. Езжу на грузовом автомобиле, который делает 120 верст в час. Приходилось мне иметь дело и с немцами, но, откровенно сказать, народ несносный, потому что охают, стонут и кричат, а русский солдат героически вынослив и раненый способен шутить (с раздробленными конечностями). Носимся мы из одного места в другое, как на крыльях, и письмо это я пишу, сидя в автомобиле. Сегодня здесь, завтра там. Мчусь с товарищами на позиции, где было и еще не совсем окончилось горячее дело».

ПО ЗАКОНАМ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

В военную сумятицу народ было не удивить уже техническими новинками. Сиволапые мужички из глухих деревень, надев солдатские шинели, насмотрелись на телефоны, автомобили, «аеропланы», бронепоезда и прочие достижения человеческого разума, предназначение которых на фронте было одно – убивать или способствовать убийству.

А уж в гражданскую-то войну и вовсе трудно представить что белое, что красное начальство без персонального авто. Достаточно вспомнить, что «красный Лев революции Троцкий» в своем персональном поезде возил и персональный автомобиль.

Тем более поразило меня, когда увидел, что уже в то жестокое время начинается жесткая регламентация автомобильного движения. К примеру, месяц назад в Курганском архиве попались мне на глаза несколько номеров газеты «Правительственный вестник», издававшейся в Омске. Еще в самом конце 1918 года на ее страницах появляется приказ генерал-майора Бржезовского по Омскому гарнизону:

«Все автомобили, находящиеся в обращении города Омска, должны иметь номера, вывешенные спереди, сзади и с обеих сторон автомобиля.

В ночное время автомобили должны иметь номер освещенным. Номера должны быть на табличках белого цвета с цифрами черного цвета, размером 2? вершка.

Для получения билета на право пользования автомобилем все части войск, штабы управления, заведения и учреждения военного ведомства, а также все гражданские учреждения и лица, имеющие таковые, должны обращаться к коменданту города...

Нумерация для автомобилей устанавливается следующая:

Легковые с №100 по №499.

Грузовые с №500 по №799.

Все автомобили, появляющиеся в городе и его окрестностях без номера, подлежат задержанию для выяснения личности владельцев и привлечения последних к ответственности.

Движение по городу не должно превышать установленной законной скорости 12 верст в час.

Движение автомобилей по чугунному мосту не должно превышать 6 верст в час.

Шоффёры обязаны останавливать машину по первому требованию чинов милиции, которые для сего поднимают руку вверх.

Виновные в неисполнении сего приказа будут привлекаться к ответственности по законам военного времени.

Все шоффёры обязаны иметь всегда удостоверение личности с указанием владельца управляемой ими машины, ея марки и номера».

В НОВУЮ ЖИЗНЬ

Однако мирное время не военное, тыл - не линия фронта... Далеко не сразу автомобили стали привычным зрелищем даже в городах. В иных же глухих деревнях еще полвека назад ребятня окружала любую маломальскую технику, да и взрослое население то и дело бросало любопытствующие взгляды.

Автомобиль, конечно, не роскошь, а средство передвижения. Но перед войной его и видели-то, пожалуй, не все. Несколько лет назад мне довелось работать с воспоминаниями Ф. И. Городилова. Статья о нем есть и в энциклопедии «Удмуртская Республика». Уроженец дебесской деревни Наговицино, он дослужился в армии до генеральского звания, стал лауреатом Государственной премии СССР. Уже на пенсии Федор Иванович стал писать о прошлом родной деревни:

«Между 1927 и 1930 годами на шоссейной дороге Зура - Дебесы изредка стали появляться грузовые машины. Ездившие в Дебесы или Зуру и видевшие автомашину крестьяне после возвращения в Наговицино рассказывали об этом событии так, как будто оно было почти равное теперешнему полету в космос. Лошади, завидев машину, немедленно пускались вскачь в сторону от дороги, а заглядевшийся на машину «водитель» лошади вываливался из перевернувшейся телеги или саней. Из рассказов очевидцев следовало, что тогдашние автомашины «мчались как черти». Слушателей у героев-очевидцев всегда было много».

Просматривая районные газеты былых лет, читая краеведческую литературу, поневоле обращаешь внимание и на то, как непросто и не сразу входили в нашу жизнь такие обычные для сегодняшнего времени достижения цивилизации: каждый новый трактор, каждая машина для колхозников были праздником. Вот воспоминания лишь одного из очевидцев - Ф. Дудырева, направленного в 1930-е годы работать водителем в Юкаменский район:

«Теперь что, придет машина в колхоз, никто и не знает об этом - обычное дело. А в то время?! Подъезжал к райцентру, уже предчувствовал, как будут радоваться жители. И не ошибся. В Жужытшуре собралось тогда много народу... Организовалось что-то вроде митинга стихийного. Радости колхозников не было предела. Много машин, тракторов прошло потом через мои руки. Но эту, грузовую, первую колхозную я не забуду никогда».

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЖИЗНИ

А ведь все равно следующая война почти всю технику из наших деревень слизала, как корова языком – и снова бабы на быках пахали... И так, конечно, было... Но вот заголовки из Граховской районной газеты «Колхозный ударник» за самое начало 1944 года: «Отлично подготовить тракторы к весне», «Передовики тракторных бригад», «Передовики ремонта тракторов», «Перевыполним план тракторных работ»... И все-таки вытянули деревню в военную пору не трактора, не машины, которых было крайне мало, а люди - старики, женщины, дети...

Не сразу, но после Победы жизнь постепенно входила в свое русло. И «районка» все чаще радовала своих читателей добрыми новостями, как это было в 1947 году:

«Граховский леспромхоз получил четыре новых автомашины. Все машины используются на вывозке леса».

«Новогорская МТС получила грузовую автомашину для транспортировки грузов. Новую машину получила также Граховская МТС».

«Колхозники сельхозартели «Октябрьская революция» закончили капитальный ремонт и восстановление мельничной плотины. На днях они приобрели также грузовую автомашину, которая будет использоваться на транспортировке хлеба и перевозке других грузов».

Не все, значит, на своем горбу!..

Сергей Жилин

Использованы материалы ЦГА УР



Архив АВИСвежий номер



Век на колесах

Из тридцатых лет...

В ожидании праздника

Газеты навсегда!..

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Из тридцатых лет...

В ожидании праздника

Газеты навсегда!..


Все статьи рубрики (58)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru