16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Трактуя историю…

Сергей Жилин

Не так уж часто в Удмуртии выходят хорошие книги, посвященные районам республики. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку…

Поскольку финансирует издание обычно районная администрация, то и появляются этакие издательские книги-монстры, в которых уже названия разделов вызывают зевоту: «Административно-управленческие структуры», «Социальная сфера», «Культура и духовная жизнь»…

Ну нет в них щемящего чувства узнавания и постижения своей малой родины! И село твое никак не вписывается в многовековую историческую цепочку, где быль служит основой мифа, а миф оттеняет былое.

БЛИЗКАЯ ИСТОРИЯ

А случится подобное, древний этот узор узнается на уровне генной памяти, сразу становится ясно: это мое, моих дедов и прадедов! И, оказывается, события истории огромной страны разворачивались не где-то далеко, но и вот здесь – в твоем селе, на этой улице, а участниками их становились твои близкие люди или их предки.

Признаемся честно, для создания хорошей краеведческой книги одного финансирования мало, недостаточно и прекрасного знания истории, и любви к родной земле – нужен еще и большой талант. Только сочетание всего этого способно дать результат, в данном случае книгу, которую будет читать не одно поколение. Дебесскому району повезло, этой осенью там все совпало. Журналисты нашей газеты побывали на презентации книги Павла Роготнева «Дебесский район на стыке дорог и времен». Название многозначительное, ведь именно в Дебесах сходятся две ветки Сибирского тракта – из Москвы и Петербурга, а значит, и вся местная история, фольклор, быт так или иначе связаны с Государевой дорогой.

ДОЛГИЙ ПУТЬ

Дорога эта и вправду Государева, т. е. государственной важности не только для прошедших веков, но и для нашего сознания. Этой теме была посвящена еще дипломная работа выпускника исторического факультета УдГУ Павла Роготнева. Честно отработав несколько лет сельским учителем, Павел подался в журналистику, где для его краеведческих поисков было больше простора. Статьи Роготнева читали не только в районной газете «Новый путь» и культурно-историческом приложении – газете «Байгурезь», но и во многих республиканских изданиях. В 1991 году в Ижевске вышел даже исторический очерк Павла Роготнева «Вот на пути село большое… (Роль Сибирского тракта в жизни села Дебесы)». Но вот с книгой как-то долго не ладилось, хотя номера «Байгурези» с Пашиными статьями доходили до многих городов и весей. От чистого сердца читатели могут сказать в адрес «Единой России»: спасибо партии за это!

Вообще список людей, которые помогли автору в издании, включает не одного человека, и помощь эта вовсе не всегда финансовая. Меньше всего Павел Роготнев думает о том, как застолбить тему, загрести жар одними своими руками. Не случайно среди тех, кому он выражает благодарность, и краевед А. В. Лекомцев, и редактор газеты «Байгурезь» В. М. Нуриахметов, и методист Центра детского творчества Е. А. Бушмакина… Краеведение – дело общее. Вот и в этом издании впервые обобщен пятидесятилетний опыт работы краеведов Дебесского района, а также Музея истории Сибирского тракта, районного Центра детского творчества и газеты «Байгурезь».

Любопытна структура книги, в ней всего несколько разделов, что вполне позволило автору назвать свой труд краеведческим справочником: «Общие положения», «Природа», «История», «Легенды и предания», «Православные храмы», «Люди», «Населенные пункты» - последние два раздела в алфавитном порядке. Все очень удобно, компактно, и нужная информация мгновенно выискивается.

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Справочник-то он, конечно, справочник! Но то ли в самом воздухе дебесском что-то поэтическое есть, то ли не осела еще пыль от карет господ проезжающих и ног кандальников на тракте Сибирском, прошлое это не окаменело на страницах книги, оно живое. И вновь катит мимо Дебес на коронацию Александра I в Москву уральский крепостной Ефим Артамонов на им самим изобретенном двухколесном велосипеде, и белым полотенцем от хлеба-соли вытирает дорожную коляску царский кучер Илья, и Михаил Поздеев, дебесский уроженец, объявляет себя великим князем Михаилом Романовым – братом Николая II, и бывший писарь волостного правления Федор Овчинников склонился над листом бумаги, чтобы запечатлеть дебесскую старину…

Далеко пролегла Государева дорога – не только от столиц навстречу солнышку, но и из прошлого, через сегодняшние Дебесы в будущее. Многое в истории дебесского района, в его жителях можно объяснить Сибирским трактом, может, потому и книга Павла Роготнева не совсем утилитарный справочник учителя, библиотекаря или краеведа. Есть в ней «музыка высших сфер», нездешние печаль и утешение. Наверное, поэтому она не столько и не только о Дебесах и Дебесском районе. При ее чтении сразу выстраивается проекция на душу обитателя любого уголка России.

Друг мой и однокашник Пашка каждое утро идет на работу в Музей истории Сибирского тракта по улице Советской – это как раз и есть тракт, проходивший когда-то через само село. Все моему другу привычно, знакомо, он всем привычен и знаком. С кем-то здоровается, с кем-то спорит или выпивает, разбрасывая свой талант налево и направо, и не замечает этого. Кто-то его любит, кто-то, поди, посмеивается. А он живет здесь, рядом с ними, и рядом с теми, кто обитал на берегах Чепцы много веков назад.

Павел Роготнев. ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ

ЕКАТЕРИНИНСКИЕ БЕРЕЗЫ

Предание гласит, что по Сибирскому тракту когда-то проезжала сама матушка-императрица Екатерина II. И будто бы именно она приказала, чтобы вдоль дороги, по обеим ее сторонам, местные крестьяне начали сажать березы. С тех пор, мол, их стали называть екатерининскими.

В действительности же Екатерина дальше Казани в восточные пределы своей империи никогда не путешествовала. Но именно в годы ее правления в России впервые начали планомерно обустраивать почтовые тракты.

Дело в том, что после подавления пугачевского восстания властям стало ясно: необходимо срочно строить новые дороги. Без них невозможно оперативно перебрасывать на дальние расстояния крупные воинские соединения для подавления бунтов, подобных пугачевскому, еще в самом их зародыше. Без них вообще невозможно управлять огромной страной.

Дорожное строительство началось одновременно с проведением губернской реформы 1775 года. Сначала одиннадцать громоздких губерний разукрупнили: их стало в пять раз больше. Затем все губернские центры стали соединять между собой межгубернскими почтовыми трактами. На трактах в спешном порядке в соответствии с волей государыни-императрицы устанавливались полосатые верстовые столбы, строились почтовые станы. Рядом с ними через некоторое время появлялись частные постоялые дворы, кузницы и шумные питейные заведения…

Дорожное строительство при Екатерине II так и не довели до ума, но зато осуществляли в масштабах всей страны. Это было самое первое мероприятие такого всероссийского размаха (говоря современным языком, это был, по сути дела, первый национальный проект России). Поэтому-то и оно и отложилось в памяти народной. В том числе и в памяти дебесцев.

В качестве образца при строительстве межгубернских трактов предлагался опыт возведения инженерно-технических сооружений на почтовом тракте Санкт-Петербург – Москва. Автором проекта этого тракта был князь Львов. Именно он предложил обустраивать вдоль трактов придорожные аллеи из вязов, чтобы таким образом обеспечить защиту дорожного полотна от снежных заносов на безлесных участках дороги. Поскольку кроны вязов раскидистые и плотные, то они, по мнению князя Львова, как нельзя лучше подходили для такой цели. В нашей стороне вяз встречается не так часто. Поэтому вместо него вдоль дорог стали сажать березы. Правда, это было уже при Александре I (по указу 1817 года). Следовательно, березы придорожных аллей вдоль старинного Сибирского тракта правильнее следовало бы называть александровскими, а не екатерининскими.

ЛАНЦОВ, ЭТАП И НИЖНЕПЫХТИНСКИЙ ПОТОП

В удмуртской деревне Нижняя Пыхта бытовала легенда о якобы однажды случившемся здесь удивительном стихийном бедствии.

В легенде говорится, что как-то вели через Нижнюю Пыхту партию кандальников, направляемых на каторгу в Сибирь. Был будто бы среди арестантов и некто Ланцов, имевший необычайные способности внушения. Когда народ высыпал на улицу поглазеть на «несчастненьких», Ланцову это пришлось не по нраву, и он вдруг закричал: «Бабы, ливень идет! Потоп начался!» Бабы сразу всполошились и, задрав свои подолы, вместе с детьми кинулись спасаться на ближайшие заборы и плетни. Но когда этап прошел, все увидели: никакого потопа нет – посмеялся над ними каторжник…

Ланцов, оказывается, был вполне реальной фигурой. Он служил писарем в кавалергардском полку. За недостачу в полковой казне его упекли в тюремную камеру знаменитого Московского замка. Но он сумел совершить из нее удачный побег. Впоследствии вновь угодив на нары, он сочинил о своем побеге песню, которая через некоторое время стала самой популярной песней среди уголовного люда.

По свидетельству Всеволода Крестовского, автора нашумевшего в 1860-е годы романа «Петербургские трущобы», песню о том, как «Ланцов задумал убежать», во время послеобеденного безделья арестанты петербургских тюрем всегда пели в первую очередь.

Эту песню распевали и арестанты, шедшие по этапу в Сибирь. Часто слыша ее, песню подхватывали и жители селений, стоявших на Сибирском тракте. Так с ней познакомились и дебесцы. Многие из старожилов Дебесского района знают ее до сих пор. Правда, сюжет в ней немного переиначен: Ланцов совершает побег не из петербургской тюрьмы, а из далекой Сибири.

Упоминание о потопе в нижнепыхтинской легенде о Ланцове тоже не случайно. В нем нашло отражение очень важное событие в истории Нижней Пыхты. Дело в том, что эта деревня прежде находилась севернее ее нынешнего места расположения, чуть в стороне от большой дороги. В 1810 году нижнепыхтинцев переселили непосредственно на Сибирский тракт. Участок его здесь был очень заболоченным, поэтому жителям Нижней Пыхты вменялось в обязанность содержать дорожное полотно тракта в проезжем состоянии. Давалась эта натуральная повинность с большим трудом. Так что нижнепыхтинцам понадобилось не одно десятилетие, чтобы благодаря их усилиям дорога, которая теперь проходила через их деревню, и не «тонула», и не «плыла».

ЛЕНИН, СТАЛИН И АРИКОВСКАЯ БАНЯ

По рассказам старожилов деревни Ариково, в 1917 году Ленин и Сталин вместе бежали из сибирской каторги. Они решили совершить Октябрьскую революцию.

До столицы оба вождя добирались по Сибирскому тракту. Шли только ночью, а днем прятались от глаз местных властей. Так Ленин и Сталин дошли до Ариково.

Раньше в этой деревне, чуть на отшибе (там, где Чепца почти вплотную подходит к тракту), стояла баня. В ней-то и переждали вожди светлое время суток. А как только наступила ночь, они вновь двинулись в путь.

Любопытно, что подобные легенды сохранились и у жителей некоторых других удмуртских селений, расположенных или на Сибирском тракте, или в непосредственной близости от него.

Например, слободские удмурты, живущие в низовьях Чепцы, до сих пор рассказывают, что Ленин побывал в их деревнях, очень заинтересовавшись местным бытом. А вот Сталину здесь не повезло. О нем слободские удмурты почему-то вспоминают не как о любопытствующем путешественнике, а как о каторжнике, которого по этапу отправляли в Сибирь.

Как это ни странно, но все-таки удмуртские предания о Ленине и Сталине имели вполне реальную основу. Оказывается, в мае 1917 года по всем волостям Вятской губернии провели волостные сходы. На этих сходах комиссары Временного правительства громили перед крестьянами партию большевиков и призывали сразу же выдать властям германского шпиона Ульянова-Ленина, как только он появится на их территории.

По сообщению «Вятской губернской газеты» от 5 мая 1917 года, такой волостной сход прошел и в Дебесах. На нем дебесцы приняли решение немедленно сдать «предателя интересов родины и отечества» Ленина куда следует, если он и вправду окажется в поле их зрения. Но не выдали. Хотя слух по волости прошел, что он «в ариковской бане схоронился»…

В отличие от Ленина, Сталина Временное правительство на территории Вятской губернии не искало. Но в Удмуртии он в 1919 году действительно побывал, вместе с Дзержинским в Глазове пытаясь остановить отступление частей Красной Армии под натиском войск Колчака. Когда же в 1930-е годы Сталин стал «Лениным сегодня», удмуртам об этом факте напомнили. Вот почему ариковцы и отправили «вождя всех времен и народов» в свою придорожную баню, где его уже давно поджидал «вождь мирового пролетариата».

Рисунки Олега Санникова



Архив АВИСвежий номер



Трактуя историю…

«И все прошедшие года остались с нами…»

Николай Петров. Маршруты моей жизни (Окончание)

Николай Петров. Маршруты моей жизни (Продолжение-16)

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

«И все прошедшие года остались с нами…»

Николай Петров. Маршруты моей жизни (Окончание)

Николай Петров. Маршруты моей жизни (Продолжение-16)


Все статьи рубрики (21)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru