16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Крылья в эпицентре истории. Часть 8. ПРИТЯЖЕНИЕ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

27 марта 1968 года Юрий Гагарин поехал на подмосковный аэродром «Чкаловский», чтобы совершить тренировочные полеты сначала на двухместном, а потом на одноместном истребителе. На аэродроме для него уже были приготовлены МиГ-17 и так называемая «спарка» - учебно-тренировочный МиГ-15. В роли инструктора для Гагарина выступал опытнейший летчик – командир учебного полка Центра подготовки космонавтов Герой Советского Союза полковник Серегин.

В воздухе Юрию Алексеевичу предстояло взять управление на себя и выполнить несколько упражнений. За время этого короткого полета летчики успели дважды связаться с землей и оба раза получили «добро» на продолжение программы. Затем связь с самолетом пропала. Руководитель полетов приказал всем, кто находится в небе, связаться с Гагариным и Серегиным. Но лишь на пятом часу поисков летчик Коротков с одного из поднятых по тревоге вертолетов сообщил: «Вижу воронку южнее села Новоселово» Владимирской области. Истребитель, пилотируемый Юрием Гагариным, упал в сосновом лесу, почти не поломав деревьев – настолько велик был угол пикирования. Удар о землю был так силен, что некоторые детали самолета вошли в землю на глубину около восьми метров, а от тел самих летчиков остались лишь небольшие фрагменты.

Для расследования причин этой катастрофы была создана специальная правительственная комиссия во главе с Дмитрием Устиновым. Однако, результаты ее работы так и не были обнародованы, что привело к появлению самых разных предположений: «пьянка» перед вылетом, попадание «шальной» зенитной ракеты и.п. Забегая вперед, необходимо сказать, что эти досужие домыслы не получили абсолютно никаких подтверждений. Ну а мы остановимся лишь на тех четырех версиях катастрофы, которые находят хоть какое-то материальное свидетельства.

ПОСТОРОННИЙ ОБЪЕКТ

Во время полета опасность для истребителя может представлять абсолютно все, что находится рядом с ним в воздухе: будь то птица, метеозонд или другой самолет. Орнитологи сразу же отмели версию попадания птицы в воздухозаборник МиГа, поскольку падение последнего началось с такой высоты, на которой никто из пернатых не летает. Для проверки гипотезы о столкновении с метеозондом или другим самолетом несколько дней 600 человек терпеливо просеивали весь снег вокруг места катастрофы. После того, как все собранные стеклянные частички были наклеены на деревянный макет МиГа, эксперты убедились, что истребитель разрушился лишь при ударе о землю. Это означало, что никаких повреждений в воздухе гагаринский самолет не получал и следовательно, ни с каким летающим объектом не сталкивался.

Хотя версия столкновения в воздухе была исключена, сохранялось предположение о том, что Гагарин и Серегин попали в вихревой след другого самолета, в котором значительно падает подъемная сила. В ходе разбора полетов выяснилось, что в это же время в данной пилотажной зоне могли оказаться целых четыре самолета: МиГ-15, два МиГа-21 и Су-11. Для охоты за сенсациями наибольший интерес представляет последний из данного списка. Дело в том, что записи переговоров пилота этой «сушки» с руководителем полетов бесследно исчезли, а сам летчик впоследствии при довольно загадочных обстоятельствах погиб на земле. Все это породило сериею публикаций об «убийстве Юрия Гагарина». Но кто в нашей стране и, главное, зачем мог желать смерти человеку, который являлся наиболее ярким символом превосходства советской системы над капиталистической?

ОШИБКА ПИЛОТА

Один из членов правительственной комиссии Николай Лысенко вспоминал: «Версия о неправильных или ошибочных действиях экипажа даже не выдвигалась!…» Что ж, попытаемся рассмотреть и этот вопрос.

Многие исследователи обстоятельств данной катастрофы полагают, что отворачивая от какого-то препятствия (например, обходя облако) летчики выполнили слишком крутой маневр и сорвались в штопор. Комментируя данную версию, космонавт № 2 Герман Титов сказал: «На МиГ-15 войти в штопор очень сложно. Этот самолет трясется, предупреждает: «Дурак, не тяни ручку, отпусти. Отпустил – и он сам выйдет из опасного режима».

После публикации этого заключения родилась другая догадка: А что, если Гагарин и Серегин нарушили программу полета и намеренно вошли в штопор с целью отработать выход из него? В ходе расследования выяснилась интересная подробность: Экипажу сообщили о том, что в тот день нижняя граница облаков находилась на высоте 900 метров, тогда как в действительности она была на уровне пол километра. Кроме того, показания высотомера на Миг-15 существенно запаздывают от реальных цифр. Это означает, что, летчики могли неправильно оценить расстояние до земли и просто не успеть вывести машину из штопора.

КОМАНДИРСКОЕ СЕРДЦЕ

За минуту до своей гибели Гагарин доложил руководителю полетов об изменении курса. По этой магнитофонной записи врачи сделали вывод о том, что Юрий Алексеевич был абсолютно спокоен, дышал ровно. Впоследствии в его останках было обнаружено много кислорода, тогда как в тканях Серегина кислорода было мало. Это обстоятельство породило версию о внезапном сердечном приступе у летчика-инструктора.

Косвенным подтверждением этого могут служить воспоминания генерала Кузнецова, который накануне полета обратил внимание на осунувшееся и посеревшее лицо полковника Серегина. Многие очевидцы говорят о том, уже на аэродроме Владимира Сергеевича вызвали к телефону и после этого разговора тот шел к самолету, заметно нервничая. Не исключено, что в полете у Серегина случился сердечный приступ и на вираже он навалился всем телом на ручку управления. Гагарин, видимо, пытался выровнять пикирующую машину, но у него не хватило ни времени, ни сил, чтобы преодолеть огромные перегрузки.

Данная гипотеза очень хорошо укладывается в русло российской сердобольности: учитывая положение и заслуги полковника Серегина медики могли запросто «закрыть глаза» на отклонения его здоровья от нормы. Однако полученный анализ крови командира экипажа «спарки» можно объяснить и более прозаичной причиной – например, неисправностью его кислородной маски.

Впрочем, не так давно достоянием исследователей стало признание одного из членов правительственной комиссии, изучавшей обстоятельства гибели гагаринского МиГ-15. Это признание перечеркивает все ранее высказанные версии катастрофы в пользу совершенно иного сценария…

ОСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ

На четвертый день работы правительственной комиссии были записаны показания женщины, которая 27 марта в 10.30 утра видела падавший с неба самолет. Самым удивительным в ее словах было то, что она не слышала звука работающего двигателя.

А вот еще одно, более авторитетное свидетельство: Один из членов комиссии -подполковник Шулинский поведал следующее: в момент падения МиГ-15 на землю его реактивная труба была абсолютно холодной, поскольку стрелка термометра, фиксирующего температуру выходящих из сопла газов, находилась вблизи ноля. Для специалистов это может означать только одно – за время падения с многокилометровой высоты двигатель истребителя полностью охладился набегающим воздушным потоком. Следовательно, он должен был заглохнуть еще в полете. Но почему он заглох?

Скорее всего, это могло произойти из-за попадания самолета в снежное облако (а точнее, в аэрозольную среду, состоящую из переохлажденного водяного пара, ледяных кристалликов и снега). В результате этого резко понизилась температура газов в камере сгорания, что существенно уменьшило реактивную тягу. Самолет начал проваливаться и тогда Гагарин прибавил «газу», переведя двигатель во взлетный режим. Вот тут-то в переобогащенной топливно-воздушной смеси, насыщенной кристаллами льда, возникла пульсация, которая сорвала пламя с горелок и заглушила двигатель.

Тот факт, что в момент столкновения с землей приборы МиГа зафиксировали скорость вращения турбины порядка 10 тысяч оборотов в минуту еще не говорит о том, что двигатель в это время работал, так как турбина могла вращаться в режиме авторотации (т. е. приводиться в движение воздушным потоком). Расчеты сторонников данной версии показывают, что все попытки летчиков вновь запустить двигатель были обречены на неудачу, так как это можно сделать лишь в строго определенных интервалах скорости полета, оборотов вращения турбины и высоты (от нее зависит плотность окружающего воздуха).

ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ

Итак, все перечисленные версии случившегося являются одинаково убедительными и в то же время, каждая из них свидетельствует о том, что кто-то из участников этой драмы допустил грубейшее нарушение действующих инструкций. Тем не менее, ни одна из четырех версий не объясняет наиболее загадочного обстоятельства катастрофы, которое было установлено путем исследования останков Ю. А. Гагарина и В. С. Серегина. Согласно заключению медиков, в тканях обоих летчиков совершенно отсутствует адреналин - вещество которое в моменты опасности или угрозы для жизни мгновенно и непроизвольно выбрасывается в кровь каждого человека.

Наверное, мы уже никогда не узнаем, почему эти люди не воспользовались катапультами и даже не попытались покинуть падающий самолет. Но все эти вопросы не столь важны по сравнению с более главным - почему их мозг не подал сигнал, который призван помочь сознанию найти выход из создавшейся ситуации? Как могло случиться, что Юрий Гагарин и Владимир Серегин не поддались самому основному из всех человеческих инстинктов, который называется стремлением к самосохранению?

А может быть, все намного проще и чувство страха перед смертельной опасностью просто незнакомо тем людям, которые еще при жизни обессмертили свои имена?…

Дмитрий КОРОБЕЙНИКОВ



Архив АВИСвежий номер



Крылья в эпицентре истории. Часть 8. ПРИТЯЖЕНИЕ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

Что год грядущий нам готовит?

Не откладывай мечту!

«Железный» юбилей удмуртских дорожных правил

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Что год грядущий нам готовит?

Не откладывай мечту!

«Железный» юбилей удмуртских дорожных правил


Все статьи рубрики (46)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru