16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

«Железный» юбилей удмуртских дорожных правил

Ровно 65 лет назад, 6 сентября 1940 года постановлением Совета Народных Комиссаров Удмуртской АССР за номером 1301 на территории нашей республики впервые были введены в действие Правила дорожного движения. В канун "железного" юбилея (65-летия) первых удмуртских ПДД мы хотим рассказать читателям о том, по каким правилам передвигались по улицам и дорогам наши дедушки и бабушки.

ОДИН К ДВЕНАДЦАТИ

Начнем с дорожных знаков. В далеком 1940 году их насчитывалось всего 14 (сейчас - 170, то есть произошло увеличение их количества в 12 раз!). Знаки 65-летней давности были четырех категорий: четыре предупреждающих, семь запрещающих, один предписывающий и два указательных.

Все четыре предупреждающих знака сохранились до наших дней - поменялся лишь цвет их окантовки: сейчас он красный, а в то время был синим. Названия их также хорошо известны нынешним водителям: "Перекресток", "Опасный поворот", "Железнодорожный переезд" и "Опасность".

Совсем другое дело - знаки запрещающие. В неизменном виде из этой семерки до нас дошел лишь один - "Движение запрещено" (белый круг с красной окантовкой). Знак, запрещающий проезд гужевого транспорта, имел рисунок огромной конской головы (теперь на нем изображена повозка с лошадью). О невозможности проезда автомобилей (без подразделения на грузовые и легковые) говорило присутствие на знаке легковушки, очень похожей на "эмку" (ГАЗ-М1). На знаке "Проезд на велосипедах запрещен" двухколесный аппарат теперь движется в противоположную сторону. Что касается ограничения скорости, то к настоящему времени с него лишь исчезли буквы "КМ", которые означали размерность (км/час). А вот оставшаяся пара запрещающих знаков едва ли была бы понятна современным водителям. Так, "Остановка запрещена" - это белый круг с красной каемочкой и горизонтальной полосой такого же цвета. Его ближайший собрат - "Стоянка запрещена" был сделан в виде перечеркнутой буквы "Р", но это вовсе не русская "рэ", а английская "пи" (от слова parking - стоянка).

Знаки "Разрешенное направление движения" и "Место стоянки" выглядят точно так же, как в наше время. Между тем, остается еще один указатель, о значении которого не догадался ни один из опрошенных мною знакомых водителей. Это синий квадрат с белым треугольником посредине. Назывался он... "Осторожно, пешеходы!" и устанавливался (как гласит его описание) у школ, клубов, заводов и рынков!

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Очень любопытно читать о правах и обязанностях участников дорожного движения 65-летней давности. Начинается этот раздел с наставления высоким начальникам: "Руководители предприятий, учреждений и организаций не имеют права понуждать водителей, а водители не имеют права выполнять их распоряжения, которые могут повлечь за собой наезды, аварии, порчу и повреждение народного достояния!". Правда, лично мне не ясно, какова разница между порчей и повреждением вышеупомянутого достояния.

Несколько слов о том, как в 1940 году надлежало ездить на велосипедах. Согласно статье 56 велосипедист был обязан "держаться правой стороны дороги и двигаться по прямой линии!". А вот где и как ему запрещалось ездить: по тротуарам и пешеходным дорожкам; по улицам наперегонки; не держась руками за руль; цепляясь за автомобили; на одноместном велосипеде вдвоем (правда, данный запрет касался только городской черты - за городом разрешалось ездить хоть целой семьей).

Не менее интересно узнать правила, касавшиеся пешеходов. Так, при пересечении улицы они были обязаны "пропускать транспорт, не ожидая звукового сигнала". Впрочем, это требование вполне обоснованно, так как автомобили того времени были трудны в управлении, а их тормоза - слабы и ненадежны. Кроме того, пешеходам запрещалось: перебегать улицы - их следовало переходить исключительно шагом; при выходе из транспорта идти к тротуару наискось - это предписывалось делать "прямо", то есть по кратчайшему расстоянию; выходить на ходу из трамвая и автобуса; ездить на подножках и иных выступах транспорта; устраивать на мостовых и тротуарах игры и катания на лыжах, коньках и санках. За катающихся детей ответственность возлагалась на родителей или попечителей, а также... управдомов и комендантов, допускающих игры на улицах возле зданий.

ТРАНСПОРТ ШЕСТИ СОРТОВ

В городах и иных населенных пунктах Удмуртской АССР для различных транспортных средств была установлена следующая скорость движения:

- легковые автомобили - 30 км/час;

- грузовики, автобусы и трамваи - 25 км/час;

- машины с прицепами - 20 км/час;

- велосипеды - 15 км/час.

Помимо этого, существовали дополнительные ограничения скорости. Так, не быстрее 10 км/час можно было разгоняться при проезде в местах скопления пешеходов, а также "при порче тормозов в пути" (сейчас автомобиль с неисправными тормозами можно лишь буксировать, и непременно на жесткой сцепке). Хоть на велосипеде, хоть на грузовике, но мимо стоящего на остановке трамвая можно было ехать со скоростью не более 5 км/час.

Окажись нынешний водитель в довоенном Ижевске, в наибольшее изумление его привела бы очередность проезда городских перекрестков. Пункт 23 гласил: "На нерегулируемых перекрестках в первую очередь проезжает транспорт, идущий по улице с трамвайными путями". Обратите внимание, что речь идет вовсе не о самих трамваях, а о том, что улица с рельсами приравнивается к главной дороге.

На перекрестках равнозначных улиц очередность проезда была такова: безрельсовый транспорт обязан был уступить дорогу трамваю; автомобили и мотоциклы пропускали автобусы; грузовой транспорт уступал легковым машинам и мотоциклам; повозки и велосипеды пропускали любой механический транспорт. Но и это еще не все: автомобили скорой медицинской помощи, пожарные и милицейские пересекали нерегулируемые перекрестки вне всякой очереди. И это касалось не только следования по вызову, но и повседневной езды этих машин!

Таким образом, в ПДД 1940 года было документально закреплено существование иерархии транспортных средств пяти "сортов". По убыванию их приоритета на дороге они размещаются следующим образом: 1) Спецмашины (медики, пожарные, милиция), 2) Трамваи, 3) Автобусы, 4) Легковушки и мотоциклы, 5) Грузовики, 6) Повозки и велосипеды. Хотите открывание кейсов в кс го тогда посетите сайт fungun.net, можно выигрывать бонусы в розыгрышах ВКонтатте.

КАБИНА С КРАСНЫМ ФОНАРЕМ

Напоследок поговорим о том, какие требования правила дорожного движения 1940 года предъявляли к водителям и их коням (как железным, так и настоящим). Начнем с последних. Водители гужевого транспорта были обязаны: "Содержать транспорт и тягловые единицы в исправном и опрятном состоянии, а также не оставлять их на улицах и дорогах без присмотра". Во время движения возница должен был держать вожжи в руках и сидеть с правой стороны по движению экипажа! Получается, что владельцы иномарок с "правым" рулем являются продолжателями дела тех, кто работали "водителями кобыл" в двоенную эпоху!

Теперь о том, какие требования 65 лет назад инспекторы ГАИ предъявляли к состоянию автомобилей. Не допускался выезд на машине с прогнутыми передними осями, при протекании бензина и масла, а также с течью воды из радиатора. Понятно, что в те годы действовали гораздо менее жесткие нормы. Так, люфт рулевого управления не должен был превышать 36 градусов (в настоящее время эта цифра составляет лишь 10 градусов). Однако в списке причин, достаточных для запрета эксплуатации, был и такой пункт как "неопрятный вид автомобиля". Трактовать его можно как угодно и, вероятно, этот вопрос отдавался на усмотрение работников ГАИ.

Современным водителям наверняка будет интересна и такая подробность: на грузовых машинах задний номерной знак предписывалось крепить в левом верхнем углу кабины водителя. Над ним должен был находиться красный фонарь, который имел сразу две функции: освещение номерного знака и габаритный огонь. С наступлением темноты и ухудшением видимости водитель должен был включать этот фонарь, а спереди - минимум одну (левую) фару.

НАРУШЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

За соблюдением правил дорожного движения следили работники службы ГАИ, созданной в составе НКВД СССР еще 3 июля 1936 года. Они имели право накладывать на водителей следующие взыскания: лишение прав управления, штраф в размере от 100 до 300 рублей и обмен талона предупреждения, Последний вид наказания требует отдельного пояснения. В 1940 году милиция еще не догадалась делать просечки (т. е. отверстия) в талоне предупреждения. Поэтому все водители изначально получали талоны, на которых жирной краской было напечатано "№ 1". За первое нарушение правил вместо этого талона инспектор на месте выдавал талон под номером 2, затем третий номер, ну а далее шофер отправлялся на переэкзаменовку по ПДД.

К водителям гужевого транспорта и велосипедистам закон был менее суров. За нарушение правил движения они подвергались штрафу от 5 до 50 рублей, либо исправительным работам до 15 суток. Что касается пешеходов, то они могли отделаться предупреждением или штрафом в сумме 5 рублей. Если же пешеход-нарушитель отказывался платить, то стражи порядка имели право доставить его в отделение милиции и наложить штраф в размере до 15 рублей.

ПОСТСКРИПТУМ

Уверен, что многие читатели скажут: "Как легко было ездить по первым правилам, не надо было зубрить значение двух сотен дорожных знаков и сопутствующих им табличек. Знай, пропускай спецмашины, трамваи, да автобусы!" Однако сложность нынешних ПДД вполне оправдана, ведь за истекшие годы скорости движения дорогах удвоились, а мощность автомобильных моторов выросла в во много раз.

Правила 1940 года - это наше прошлое. А что ждет нас впереди? Будут ли ПДД усложняться и дальше? Ответ на эти вопросы можно получить, ознакомившись с аналогичными документами из более моторизованных стран мира. Не так давно мне довелось переводить брошюру с правилами движения, принятыми в США. Могу свидетельствовать: американские ПДД намного сложнее тех, что действуют ныне на территории России. Поэтому через несколько десятков лет потомки тоже будут завидовать нам и думать: "Как легко и просто было ездить по ижевским улицам далекого 2005 года!

Дмитрий Коробейников



Архив АВИСвежий номер



«Железный» юбилей удмуртских дорожных правил

Что год грядущий нам готовит?

Не откладывай мечту!

КОМУ В ИЖЕВСКЕ ЖИТЬ ХОРОШО?

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Что год грядущий нам готовит?

Не откладывай мечту!

КОМУ В ИЖЕВСКЕ ЖИТЬ ХОРОШО?


Все статьи рубрики (46)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru