16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Нет дыма без огня!

«На дороге белый снег да белый лед.

Над дорогой белый дым из труб идет…»

Здравствуйте, уважаемые читатели! Перефразировав слова известной в бардовских кругах песни «Каргополочка», как вступление в сегодняшнюю тему рубрики, спешу вас успокоить – мы не собираемся отбирать хлеб насущный у пожарных. Но трубы у наших автомобилей есть и дым из них иногда идет. Владельцы автомобилей «на гарантии» могут дальше не читать. А вот собственникам подержанных автомобилей к этой теме стоит прислушаться.

Говорят, когда дым из трубы идет столбом - то это к хорошей погоде. А о чем может рассказать нам дым из выхлопной трубы? На поверку оказалось, что очень о многом. Прежде всего, появление дыма может быть связано с неисправностями различных систем и рабочих узлов двигателя. В соответствии с причиной неисправности дым возникает либо из-за неполного или неправильного сгорания топлива, либо из-за попадания охлаждающей жидкости в цилиндры, либо из-за попадания туда масла, что и придает выхлопным газам характерный цвет.

Знакомая ситуация: запускаете двигатель после долгой стоянки, а из выхлопной трубы - густой дым. При прогреве количество и цвет дыма уменьшаются, а в движении он и вовсе исчезает. Но бывает иначе. Дымление продолжается, цвет дыма сохраняется и явно показывает, что в «сердце» автомобиля имеются неполадки. И причиной этого является совсем не долгая стоянка. Долгое бездействие послужило лишь толчком, усугубившим проблемы или приведшим к их резкому проявлению.

Дым из выхлопной трубы бывает белым, синим, черным и любых промежуточных оттенков. Цвет дыма для специалистов служит важным диагностическим признаком. Работа двигателя с повышенным дымлением часто сопровождается и другими отклонениями от нормы, хотя порой и малозаметными, на которые водитель не обращает внимания. Поэтому такие признаки обязательно следует замечать и отмечать, чтобы точнее оценить ситуацию исправности и работоспособности двигателя.

Часто неисправность одной системы, оказывающейся источником дымления, возникает из-за неполадок или дефектов другого узла двигателя. Например: плохая работа системы охлаждения приводит к перегреву двигателя и, соответственно, пригоранию поршневых колец. В результате чего в цилиндры попадает масло и вызывает дымление, причина которого по существу вторична.

Начинать поиск причины дыма лучше с сопоставления всех зафиксированных фактов: характера самого дымления, замеченных сопутствующих явлений, возможных внешних признаков, иных показаний или видимых неполадках.

БЕЛЫЙ ДЫМ

Белый дым из выхлопной трубы - вполне нормальное явление при прогреве холодного двигателя. Но следует учитывать, что это не дым, а пар. Вода в парообразном состоянии - естественный продукт сгорания топлива, это является нормальным и никаких действий не требует. Дело в том, что в холодной выпускной системе пар от сгорания топлива частично конденсируется, становясь видимым, при этом на краю выхлопной трубы обычно появляется вода (конденсат). По мере прогревания системы конденсация уменьшается. Чем холоднее окружающая среда, тем более плотным, белым и видимым получается пар. При температуре ниже -10°С белый пар образуется и на хорошо прогретом двигателе, а при морозе в минус в -20… 25°С выхлоп из-за пара приобретает густой белый цвет с сизым оттенком. Зимой, когда большие автомобили или автобусы отъезжают от остановки, они так дымят, что приходится сбавлять скорость из-за отсутствия видимости. На цвет и насыщенность пара также влияет и влажность воздуха: чем она больше, тем пар гуще.

Постоянный белый дым в теплое время и на хорошо прогретом двигателе может свидетельствовать чаще всего о попадании охлаждающей жидкости (воды, тосола, антифриза) в цилиндры (возможным местом попадания может являться негерметичная прокладка головки блока цилиндров). В таком случае влага охлаждающей жидкости не успевает полностью испариться при сгорании топлива, что и вызывает густой белый дым (пар высокой плотности). При этом оттенок выхлопа зависит от состава охлаждающей жидкости, погоды и цветности освещения окружающего пространства.

Оттенок белого дыма может быть сизым, напоминая «масляный» дым, но отличить все-таки возможно, если приглядеться, водяной пар, рассеивается быстро, до невидимости, в отличие от «масляного» дыма, при котором в воздухе надолго остается синеватый туман.

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ БЕЛОГО ДЫМА

Проблемы с системой охлаждения.

Если есть подозрения в «виновности» именно системы охлаждения, потребуется провести ряд целевых проверок. В первую очередь следует убедиться, что из выхлопной трубы идет именно пар, а не «масляный» дым. Проделываем несложное действие - прогреваем двигатель до рабочей температуры, или даже после поездки кратковременно закрываем отверстие выхлопной трубы белым чистым листом бумаги и смотрим. Вода с листа постепенно испарится и не оставит явных жирных следов, при этом и на ощупь они не будут жирными. Если же присутствуют явно жирные, масляные следы, которые не исчезают, у вас иная проблема.

Если на листе не осталось явно масляных следов, ведем поиск дальше, учитывая конструкцию двигателя. Жидкость может попадать в цилиндр не только по причине поврежденной прокладки, но и трещин в головке или блоке цилиндров. Все эти дефекты в работе двигателя вызывают попадание выхлопных газов в систему охлаждения (при этом также возможно появление газовой пробки в системе охлаждения), что при выявлении и будет указывать на оговоренные проблемы.

Но пробка образуется не всегда в виде именно дымной пробки, и если уже явного дыма нет, а подозрения все еще остаются, загляните в радиатор или расширительный бачок. Если же проблема все-таки присутствует, то от охлаждающей жидкости будет исходить явный запах гари (выхлопных газов), а на ее поверхности будет присутствовать тонкая масляная пленка. При этом также возможно уменьшение уровня охлаждающей жидкости.

Характерно, что в таких случаях после запуска холодного двигателя, давление в системе охлаждения сразу повышается (нетрудно ощутить рукой, сжав верхний патрубок радиатора). При этом также наблюдается увеличение уровня жидкости в расширительном бачке. Если двигатель заглушить, то картина изменится с точностью наоборот.

Жидкость начинает уходить в цилиндр. Постепенно она проходит через поршневые кольца и попадает в масло, в поддон картера. При последующем запуске масло и охлаждающая жидкость перемешиваются, образуют эмульсию, которая имеет светлый цвет, независимо от выработки масла. Циркулируя по системе смазки, такая эмульсия оставляет на крышке головки и пробке маслоналивной горловины характерную пену светлого желто-коричневого цвета. Такая пена образуется при насыщенной эмульсии, значит, трещина или прогар имеет большую площадь.

Если негерметичность в цилиндре существенна, то жидкость, накапливаясь над поршнем, может препятствовать повороту коленчатого вала при старте в первый момент запуска. В особо тяжелых случаях возможен гидроудар в цилиндре, деформация и поломка шатуна.

Можно определить цилиндр с дефектом так - попадая в цилиндр, охлаждающая жидкость активно очищает все поверхности, с которыми соприкасается, поэтому и свеча зажигания в этом цилиндре будет выглядеть как новая. Если через отверстие свечи подать в цилиндр воздух под давлением (например, через переходник со шлангом или специальный тестер утечек), то уровень жидкости в расширительном бачке начнет повышаться (при проверке необходимо повернуть коленчатый вал в положение, при котором оба клапана закрыты, поставить автомобиль на тормоз и включить передачу).

Дальнейшие выявление или ремонт неисправности лучше доверить специалистам. Если же явных дефектов не найдено, необходимо проверить головку на герметичность под давлением; наиболее вероятно, что на стенке камеры сгорания будет обнаружена трещина (чаще вблизи седла выпускного клапана). Следует также внимательно осмотреть цилиндр, опустив поршень в нижнюю мертвую точку. Трещина в цилиндре - редкий дефект, но если она есть, обнаружить ее не составляет труда. Края трещины расходятся (стенки «дышат») и нередко оказываются отполированными поршневыми кольцами.

Попадание охлаждающей жидкости в цилиндр возможно также через систему впуска - например, из-за негерметичности прокладки впускного коллектора (если она одновременно уплотняет и каналы подогрева коллектора охлаждающей жидкостью). В подобных случаях давление в системе охлаждения не повышается, запаха выхлопных газов нет, но масло превращается в эмульсию, при этом уровень охлаждающей жидкости быстро убывает. Этих признаков, как правило, достаточно, чтобы найти дефект и не спутать его с описанным выше, иначе будет напрасно снята головка блока.

Все неполадки, связанные с белым дымом из выхлопной трубы, требуют не только устранения прямых причин. Поскольку дефекты, как правило, вызваны перегревом двигателя, то следует проверить и устранить неисправности в системе охлаждения - возможно, что не работает термостат, датчик включения, муфта или сам вентилятор, негерметичен радиатор, его пробка, шланги или соединения.

Если белый дым и сопутствующие ему дефекты замечены, то эксплуатировать автомобиль нельзя. Во-первых, дефекты быстро прогрессируют. А во-вторых, работа мотора на водомасляной эмульсии резко ускоряет износ деталей и через несколько сотен километров без капитального ремонта, скорее всего, уже не обойтись.

СИНИЙ ИЛИ СИЗЫЙ ДЫМ

Наиболее вероятной причиной появления синего дыма является попадание масла в цилиндры двигателя. «Масляный» дым может иметь различные цветовые оттенки - от прозрачного голубого до густого бело-синего, это зависит от режима работы двигателя, степени его прогрева и количества масла, поступающего в цилиндры, а также освещенности и других факторов. Примечательно, что масляный дым, в отличие от пара, не рассеивается в воздухе быстро, а упомянутый выше тест с бумагой дает жирные капли, вылетающие из трубы вместе с выхлопными газами.

Очевидно также, что масляный дым сопровождается повышенным потреблением масла. Так, при расходе около 0,5 л/100 км сизый дым появляется в основном на переходных режимах, а при достижении 1,0 л/100 км - и на режимах равномерного движения. Кстати, в последнем случае на переходных режимах масляный дым становится густым сине-белым. Правда, владельцам самых современных машин надо помнить о возможном наличии нейтрализатора, который способен очистить выхлопные газы от масла даже при достаточно больших расходах.

В камеры сгорания масло может попасть двумя способами: снизу, через поршневые кольца, или сверху, через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками.

Наиболее вероятной причиной появления синего выхлопа, является износ деталей цилиндро-поршневой группы. Есть случаи, когда относительно хорошее состояние кольца поршня и цилиндра, но поверхность цилиндра повреждена. Это происходит, например, при плохой фильтрации масла, когда между юбкой поршня и цилиндра происходит попадание абразивных частиц, при этом появляются царапины на цилиндре.

Аналогичная ситуация реальна и после долгой стоянки, когда на поверхности цилиндров и колец могут появиться следы коррозии. Потребуется значительное время на сглаживание этих дефектов и взаимную приработку деталей (если они вообще смогут приработаться).

Износ цилиндро-поршневой группы нередко сопровождается потерей компрессии и увеличением давления в картере. Однако следует помнить, что большое количество масла, входящего в цилиндры, хорошо уплотняет зазоры в сопряженных деталях. Если зазоры не слишком велики, то результат оценки компрессии может быть вполне нормальным, иногда даже ближе к верхнему пределу. Именно это обстоятельство смущает поиск конкретных причин маслянистого голубого дыма.

Когда большого износа деталей нет, то синий или сине-белый дым явно наблюдается только тогда, когда двигатель работает в режиме прогревания, постепенно снижается и даже исчезает вовсе. Причина проста: при нагревании детали расширяются и занимают большее пространство, сильнее прижимаются друг к другу. При чрезмерно большом износе картина обратная: количество дыма на прогретом двигателе будет возрастать, так как горячему маслу, имеющему низкую вязкость, легче попасть в цилиндр через изношенные детали.

Использование некачественного масла может привести к прогоранию или залеганию колец в канавках поршня.

Вышеперечисленные дефекты обычно не происходят во всех цилиндрах сразу. Найти неисправный цилиндр нетрудно, сравнив состояние свечей зажигания и степень сжатия в разных цилиндрах.

Распространенная группа неисправностей, вызывающих масляный дым и расход масла, связана с износом стержней клапанов и направляющих втулок, а также износом, механическими дефектами и старением (потерей эластичности) маслосъемных колпачков.

Напоследок полезный совет в тему: если вы видите, как дым стелется по земле, то стоит вернуться и выключить чайник или утюг. Если же дым поднимается вверх столбом, то можно уже не возвращаться…

Ян Пере-Крестный



Архив АВИСвежий номер



Нет дыма без огня!

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru