16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 12 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Переход через «ноль» и правило трех «П»

Cмена сезонов всегда тянет за собой массу сложностей. Даже постепенное снижение температуры, как этой осенью, и вроде бы вполне ожидаемый переход через «ноль» так или иначе все равно ведет к увеличению аварий. Это не говоря о внезапно налетевших снегопадах и ледяных дождях... Неготовность водителей к ухудшению сцепления колес с покрытием - главная причина всех этих аварий.

И сколько бы мы не говорили на эту тему, сколько бы не обсуждали различные нюансы, мы каждый год снова «наступаем на те же грабли». Значит, будем говорить об этом снова и снова. Только по пунктам и с привлечением экспертов портала автомайл.ру.

1. Ритмический занос. Это явление практически всесезонное, но физика его возникновения разная. А вот причина всегда одна - невнимательность и, как следствие, вынужденный резкий маневр на скользкой дороге.

К примеру, вы решили перестроиться вправо и даже включили поворотник. Но, заметив справа от себя в «мертвой зоне» параллельно двигающийся другой автомобиль или получив упреждение звуковым сигналом, вы принимаете решение вернуться в свой ряд. Летом у вас это получалось легко и просто. Но осенью дорога другая и резкий в этих условиях маневр влево при попытке вернуть автомобиль к прямолинейному движению на скользком покрытии обязательно спровоцирует развитие первого небольшого левого заноса, с которым вы, скорее всего, после «летней расслабленности» справиться уже не сможете. Далее одиночный занос перерастает в серию резонансных колебаний (ритмический занос), амплитуда которых, как правило, увеличивается и ведет к развороту. На четвертом полуколебании вы стукнете попутный авто, который «заставил» вас вернуться в свой ряд. Он же тоже «забыл», что под колесами «осень». В результате он также отправляется в занос и затем - в отбойник. Что вероятнее всего, по такому же сценарию отправит в «нокаут» еще кого-нибудь – надеюсь, что все при этом будут пристегнуты! ДТП с большим количеством участников, которые произошли недавно в первые заморозки по стране – яркое тому подтверждение.

Будет еще очень хорошо, если остальные водители, правильно оценив обстановку, плавно притормозят, дав возможность идущим сзади среагировать на ситуацию, включат аварийную сигнализацию и при этом не станут останавливаться в месте ДТП, а проедут немного дальше, чтобы резко не стопорить поток. При этом, конечно, обязательно найдется водитель на каком-нибудь супер-пупер джипе, действия которого адекватными никак не назовешь. Завидев аварийную ситуацию, тормозить он не будет, а наоборот, надеясь на свой навороченный джип, постарается «проскочить», прибавит газу и станет уходить вправо или влево. В результате окажется в самом «пекле» и дай бог, если ему, сильно усугубив ситуацию, удастся обойтись малой кровью.

2. Следующая ситуация может возникнуть из-за потери управляемости при торможении, что вызовет наезд сзади.

Это происходит вследствие торможения «в пол», с блокировкой, из-за неправильно выбранной дистанции на скользком покрытии.

Допустим, все едут относительно плавно и размеренно, скорость вроде невелика, дистанции тоже приличные. Но для осенних условий они не подходят. Вот белый минивэн во время торможения на скользкой дороге занесло и развернуло. Причин может быть масса – неработающая ABS, допустившая полную блокировку колес, разнородные покрытия и небольшой уклон полотна. Часто мы не следим и даже не представляем того, какое покрытие у нас под колесами. Водитель, намереваясь затормозить на скользком участке, с привычным «летним» усилием нажимает на педаль тормоза в ожидании, что автомобиль адекватно отреагирует, и тут, упс, – колеса с легкостью блокируются, а автомобиль начинает бесконтрольно скользить. Занос водителю минивэна, естественно, скорректировать не удастся – заблокированные колеса не позволят этого сделать. Водитель едущего позади военного «Урала», применив с приличным опозданием экстренное торможение, тоже сделал несколько ошибок. Дистанции для безопасной экстренной остановки было слишком мало. Тормозной путь на льду у тяжелого грузовика, обутого в задубевшую универсальную резину, закономерно длиннее, чем у легковушки на зимних шинах. Тормозной путь в данном случае увеличивается еще оттого, что лед, разогреваясь от трения, плавится в пятнах контакта (в оставляемых следах хорошо видно отражение фар), вода в данном случае работает, как дополнительная смазка. Обратите внимание, заблокированные передние колеса «Урала» поворачиваются влево (попытка объезда), но грузовик траекторию не меняет и бьет-таки развернувшийся минивэн. Управляемость к грузовику вернулась лишь в тот момент, когда водитель отпустил тормоз и колеса вновь покатились.

Скажете, чересчур фантазирую? Нет. Пересказываю содержание видеоролика о ДТП.

3. По-летнему высокая скорость входа в поворот и резкие маневры на обледеневшей дороге обязательно приведут к заносу и потере управляемости.

Смотрим очередной ролик. За короткий промежуток времени, запечатленный на видеорегистратор, на попавшем в кадр отрезке дороги потеряли управление сразу три автомобиля. Ошибки, совершенные водителями, типичные.

Белый встречный Mitsubishi Lancer в дуге срывается в занос. Причина банальна – превышение безопасной скорости входа в поворот, в котором центробежная сила превысила силу сцепления покрышек с дорогой. По вывернутым в сторону заноса колесам видно, что водитель борется с вышедшим из-под контроля автомобилем, но угол заноса достигает угрожающей величины, потому что водитель действует с запозданием, и Lancer закономерно выдавливает на полосу встречного движения. Уже позже – на 10-й секунде - по столбу поднятого на обочине снега понятно: водителю «Лансера» вернуть автомобиль в стабильный режим движения так и не удалось, скорее всего, после первого одиночного правого маха «Лансер» попал в ритмический занос, как в первом случае, и окончательно потерял управление.

Как при этом действует водитель «видеорегистратора»? Неожиданное появление «Лансера» вынудило его резко отруливать на обочину. Уходя вправо, водитель сбрасывает газ и экстренно тормозит (это слышно по специфическому звуку). Резкая смена вектора направления с резкой перекладкой рулевого колеса (руль вправо – уход на обочину, потом руль влево – возвращение на асфальт) в совокупности с замедлением, которое привело к перераспределению веса между осями (передние колеса загрузились, а задние - наоборот), спровоцировали занос. Времени и места, чтобы разъехаться со встречным «Лансером», хватило, но с возникшим заносом водитель уже не справился. Далее следует разворот на 180 градусов и кювет... «Хоть так», – констатирует водитель. «Не гони, Леха!» – парирует попутчик.

Через некоторое время на том же месте ту же ошибку с превышением скорости вхождения в поворот совершает водитель «Лады». Но ему везет меньше, автомобиль, летя в скольжении правым боком вперед, подвергая опасности жизни всех, кто находится на обочине, налетает на угол грузовика. Удар – страшный и очень жесткий. Страшен он, во-первых, тем, что слишком велика разница в массах – остановка для «Лады» была почти мгновенной. Во-вторых, что сбоку от пассажира жизненного пространства минимум, а ремни при этом не так эффективны.

А теперь представьте, все то же самое, но добавьте к причинам, вызывающим резкие изменения на дороге, появление пешеходов. Если водители не перестроились на зимнее вождение, то пешеходы - тем более. Делайте выводы.

КАК ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ НА ДОРОГЕ В МЕЖСЕЗОНЬЕ И ЗИМОЙ?

Меняем шины, не дожидаясь «дня жестянщика». Среднесуточная температура воздуха у отметок +5.. +7oС. Это верный знак, что через нулевой рубеж температура может перескочить в любой момент. Не страшно, если, перейдя на зимнюю резину, вам придется поездить на ней по асфальту неделю—другую. Мнимая экономия на зимней резине может вылиться в трагедию - ни затормозить нормально, ни сманеврировать. Добавьте к этому поголовную неготовность водителей к «скользким» условиям и то, что при слабоположительных температурах летняя резина дубеет и изрядно теряет сцепные свойства.

Переходим к плавному и расчетливому стилю вождения заранее, не дожидаясь льда и слякоти. Сложно себя заставить? Перефразируйте поговорку: «Тяжело в учении, безопасно в «бою». Уменьшаем скорости, увеличиваем дистанции и интервалы. Вероятность потери управления и возникновения заносов в межсезонье сильно возрастает.

После «переобувки» не рвитесь сразу в бой. Сначала попробуйте понять, насколько изменилось поведение автомобиля на зимних шинах. Из-за того что срыв в скольжение плавный, у водителя появляется время и, соответственно, больше возможностей скорректировать поведение и выйти сухим из воды.

Идете к машине, не поленитесь - пошаркайте по покрытию. Простое, на первый взгляд, движение может дать вам бесценную информацию. Всем рекомендую довести такую проверку до автоматизма, целее будете.

Начав движение, на прямом участке пустой дороги резко и коротко нажмите педаль тормоза. Кивок (или его отсутствие), ранняя блокировка колес, снижение динамики торможения, срабатывание ABS дадут необходимую информацию о том, чего ждать от автомобиля в сегодняшней поездке.

Похожая ситуация, если нажать на газ - автомобиль, что называется, отказывается разгоняться. Чтобы автомобиль не потерял траекторию под действием боковых сил (в повороте или на поперечном уклоне), нужно отпустить газ, тогда сцепление колес с дорогой восстановится и сорвать в боковое скольжение автомобиль будет сложнее.

Мосты, эстакады, путепроводы, обдуваемые ветром, быстрее охлаждаются и быстрее обмерзают, чем покрытие дорог, проложенных по земле. Мосты, проложенные над водоемами, покрываются льдом быстрее из-за повышенной влажности и испарений, идущих от поверхности воды. Об этой «подставе» межсезонья многие не знают.

Так что осторожность и внимание на максимум - следим и за встречными, и за попутными. Тактика следующая: если видите, что за мостом пробка или какие-то затруднения, начинаем тормозить еще до моста, поскольку на нем это может оказаться невозможным. Кстати, часто из-за перегиба бывает не видно, что происходит на и за мостом, поэтому лучше перестраховаться и заранее снизить скорость до минимально-оптимальной, чтобы была возможность в любой момент экстренно замедлиться. Сразу после обледеневшего моста тоже тормозить опасно - вполне вероятно, что едущий за вами эту статью не читал.

Особое внимание - металлическим стыкам путепроводов, трамвайным или железнодорожным путям - металлические элементы охлаждаются и покрываются льдом быстрее, чем толща асфальтобетонного покрытия.

Переходы, перекрестки, остановки – это места, где наиболее скользко при минусовой температуре и снегопаде, потому что в этих местах автомобили часто тормозят и разгоняются - снег спрессовывается и превращается в лед, а лед, вдобавок ко всему, полируется колесами. Помним об этом, тормозим заблаговременно, не откладывая замедление на последние метры. Перед перекрестками учитываем: даже если у вас главная дорога, не факт, что идущий наперерез по второстепенной грузовик успеет остановиться. Перед стартом на зеленый обождите пару-тройку секунд, трогаться лучше плавно, прикрыв правую и левую сторону другими стартующими параллельно автомобилями. Здоровее будете.

В «день жестянщика», когда для всех «неожиданно становится скользко» и когда количество аварий превышает все разумные и неразумные пределы, лучше вообще отказаться от поездок. Да, вы подготовились - поменяли заранее резину, настроились и в курсе всех опасностей. А остальные участники движения? А коммунальщики? Пусть этот и, возможно, еще пара следующих дней «естественного отбора» пройдут без вашего участия. К тому же сэкономите время, не простаивая в жутких пробках.

Но если все-таки без автомобиля вам не обойтись, помните - ваша задача сейчас сводится к тому, чтобы предвидеть и компенсировать ошибки других участников движения, для которых скользкая дорога стала неожиданностью. Понимание, предусмотрительность и предупредительность (правило трех «П») - это главные помощники, которые стоят на страже вашего здоровья и здоровья окружающих. А также экономят ваши нервы, время и деньги!

Ян Пере-Крестный



Архив АВИСвежий номер



Переход через «ноль» и правило трех «П»

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru