16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Липнуть или цепляться?

Вечный спор автомобилистов по поводу того, что лучше для русской зимы - шипованная резина или фрикционная «липучка» - с каждым новым сезоном обостряется, и конца этому не видно. Портал Автомайл.ру после публикации материала на эту тему набрал более 500 противоречивых комментариев. Как оказалось, российские автомобилисты, выбирая между двумя типами резины, продолжают ориентироваться на «советы бывалых». То есть абсолютное большинство наших читателей считает, что «шипы» на чистом асфальте ведут себя плохо и даже опасно. Зато незаменимы на дорогах, покрытых льдом или снегом. И наоборот: если ты ездишь по расчищенным городским дорогам, тебе подходят только «липучки». Так что же из этого правда, а что нет? По заверениям специалистов, современные шины легко уничтожают давно сложившиеся стереотипы!

Я сам не могу окончательно определиться по этому поводу. Поэтому у меня один автомобиль, полноприводный, ездит зимой на «шипах», а другой, поменьше и полегче, - на «липучках». Пока меня все устраивает.

Но давайте разберемся, какими вообще бывают зимние шины. Про «шипы» все всё знают, чего не скажешь о «липучках». Значит, для начала - короткий ликбез по «липучкам». Они делятся на «арктические» (другое название - «скандинавские») и «европейские». Вторая разновидность, по мнению экспертов, будет лучшим выбором для жителей теплых регионов, поскольку по характеристикам больше напоминает «всесезонку» и хорошо работает только при околонулевых температурах. Поэтому для наших суровых зимних условий подходят исключительно «скандинавские»!

Если боитесь, что продавец-обманщик продаст «еврошину» вместо «скандинавской», запомните несколько правил. Во-первых, на своих сайтах шинники уточняют, что резина предназначена для условий мягкой зимы. Во-вторых, «скандинавов» отличают множество мелких прорезей-ламелей, мягкость протектора и угловатые «плечики», тогда как «европейцев» - более округлая форма (это если учесть, что речь идет про поперечное сечение), и более твердый - даже на ощупь! - протектор. Также отличительным признаком служит индекс скорости. Шины для Европы более скоростные и маркируются буквами «H» и «V» (соответственно, 210 и 240 км/ч), а модели для Севера могут похвастаться только индексами «Q», «R» или «T» (160, 170 или 190 км/ч). Вообще трудно представить себе, что кто-то в здравом уме и трезвой памяти у нас зимой будет постоянно ездить со скоростью 210 и 240 км/час. Хотя, пусть пока единственным исключением, но тем не менее, уже являются покрышки Michelin X-Ice 3, которые, несмотря на «арктический характер», щеголяют буковкой «Н» на боковине.

ЧИСТО АСФАЛЬТ

Все дальнейшее обсуждение ведем только про «арктические» покрышки. Перво-наперво выясним, действительно ли такие «липучки» значительно опережают «шиповки» по «асфальтовым дисциплинам»? Шинные тесты авторитетных автомобильных изданий - российской газеты «Авторевю» и финского журнала Tekniikan Maailma - в этом году почему-то развели шипованные и фрикционные шины по разным зачетным группам! Однако при этом они уточняют: сравнивать результаты обоих зачетов можно, поскольку испытания проходили одновременно, в абсолютно одинаковых условиях.

В той дисциплине, которую принято считать слабым местом «шиповок», - «торможении на мокром асфальте со скорости 80 км/ч» - шипованные шины выступили неожиданно сильно! У фрикционных покрышек разброс результатов от 33,1 до 41,1 м, а результаты «зубастых колес» - от 35,3 до 38,7 м. То есть на мокром асфальте современная шипованная и нешипованная резина тормозит примерно одинаково. Причем часть «липучек» даже проиграла «шиповкам»! Чтобы случайно не прорекламировать какой-нибудь бренд, названия шин уточнять не буду.

В «переставке» на сухом асфальте (это упражнение еще называют «лосиным тестом») результаты также сопоставимые - обе разновидности резины достигли невероятно близкого уровня. Разброс показателей для «шиповок» составил 62,4-60,0 км/ч, для «липучек» - 63,7-59,7 км/ч. Снова ничья! Хотя на сухом асфальте фрикционные покрышки, конечно, выиграли. При торможении со скорости 80 км/ч «фрикционки» уехали на 30,2-33,1 м, а «шиповки» - на 33,5-35,7. Тем не менее, разница между «худшим» и «лучшим», согласитесь, не слишком большая.

С результатами, которые приводит Tekniikan Maailma, ситуация похожая. В итоговых отчетах по упражнениям «Управляемость на мокром асфальте» и «Торможение на мокром асфальте» обе разновидности зимних покрышек числятся вперемешку. Более того! У финнов даже заезды по сухому покрытию не выявили лидера между двумя типами колес... Таким образом, с уверенностью сказать, что определенная категория резины предпочтительнее на асфальте, нельзя: современные «шиповки» по своему уровню ни в чем не уступают фрикционной «резине».

ЗИМА, ХОЛОДА

Смотрим дальше. Может, вопреки мифам, современные фрикционные шины, в свою очередь, неожиданно проявят себя на снежных и ледовых испытаниях? И действительно! На снегу резина без шипов оказалась крайне конкурентоспособной. По данным «Авторевю», время разгона до 50 км/ч - в диапазоне от 7,7 до 9,5 с, а у «шиповок» - от 8,7 до 10,5 с. Пускай и небольшая, но разница есть.

Также «беззубые» покрышки немного, но опередили «зубастых» конкурентов при прохождении извилистой трассы. У нешипованных колес зачетные результаты - 90,7-96,3 с, у представителей «шипованного лагеря» - 91,8-99,2 с.

Как утверждают эксперты портала Автомайл.ру, укатанный снег на улицах российских городов - явление редкое. Попробую с ними не согласиться. После снегопада, пока наши дорожники проснутся, пока дождутся его окончания, нам по несколько дней приходится ездить именно по укатанному снегу. Но ситуации, когда дороги покрыты «шугой», как специалисты называют снежно-водяную кашу, безусловно, у нас тоже не редкость. На таком покрытии фрикционные покрышки гораздо стабильнее!

Лучшая из «шиповок», согласно тестам, теряет сцепление на скорости 21,2 км/ч, а худшая из «липучек» всплывает на «кашице» глубиной 35 мм только при достижении 22,6 км/ч. Так что если ваши маршруты обычно пролегают по дорогам, где встречается замешанная на реагентах водно-грязевая субстанция, а у нас это практически повсеместно, нужно либо выбирать нешипованные шины, либо снижать скорость. Иначе - потеря управляемости, занос и авария.

На льду ситуация противоположная. Здесь металлические «зацепы» вне конкуренции! Чтобы остановиться со скорости 25 км/ч, большинству «зубастых» моделей требуется меньше 13 м. В этот норматив среди представителей нешипованной категории уложились только два ведущих производителя (12,6 и 12,8 м, соответственно), остальным же «липучкам» на выполнение данного упражнения понадобилось от 13,2 до 14,8 м.

Кстати, чтобы наглядно показать разницу между «арктическими» и «европейскими» шинами без шипов, посмотрите на результат DMACK WinterSafe: машина на этих «европейских» колесах затормозила через 16,2 м!

Другое показательное упражнение - заезды по ледяным трассам. Чем меньше время, тем большую скорость позволяет развивать покрышка при прохождении поворотов и тем безопаснее будет вождение. Так вот, ледяное кольцо шипованные покрышки проезжают за 25,8-29,8 с, а нешипованные - за 34,3-38,3 с. На извилистой трассе худшая из «шиповок» привезла результат 88,3 с, а лучшая из «липучек» - только 96,0 с. У испытателей Tekniikan Maailma очень похожие данные. В нижней части итогового протокола по всем «ледовым зачетам» - нешипованные модели. Как говорится, что и требовалось доказать.

Как после таких результатов относиться к инициативам наших депутатов, грозящимся запретить шипы, я не знаю.

Ну разве что с замерами уровня шума - никаких сюрпризов. По версии «Авторевю», «шиповки» заслужили от 5 до 8 баллов из 10 возможных (причем «восьмерку» получила только одна модель), по версии Tekniikan Maailma - от 4 до 6 баллов также из 10 возможных. При этом у финнов «липучки» поголовно получили оценки 9 и 10, а у российских экспертов только одна марка «схватила» постыдные для тихих фрикционных колес восемь очков, а все остальные модели также смогли похвастать высшими баллами. Так что любителям тишины по-прежнему рекомендуем нешипованную резину: шинники пока не могут сделать шипы тихими.

ТЕОРИЯ БЕЗ ПРАКТИКИ МЕРТВА

Вернемся к рассуждениям бывалых водителей. Почему же они оказались заблуждениями? С шипами на твердых покрытиях понятно: принято считать, что шипованная покрышка опирается на асфальт именно шипами, а не протектором. Фактически же современная резина проектируется таким образом, чтобы верхняя часть металлического «зацепа» при движении по асфальту утапливалась внутрь протектора под весом автомобиля! То есть пятно контакта и у «шиповок», и у «липучек» примерно одинаково. При этом резина протектора «зубастых» моделей более твердая (для хорошего крепления шипов), поэтому многие шипованные модели на асфальте легко обошли своих фрикционных собратьев из мягкой резины.

Отсюда обратный эффект, который не заметили испытатели. И не могли заметить: «ледовые» зачеты покрышки «сдавали» при температуре -14… -17°С, «асфальтовые» - и вовсе при плюсовых показаниях термометра. А ведь в суровый мороз, когда столбик термометра опускается за отметку -20°С, с шипованными шинами происходят неприятные метаморфозы. Во-первых, лед становится настолько твердым, что «зацепы» сильно утапливаются внутрь протектора - машина фактически остается без шипов! Во-вторых, жесткая резина протектора становится «дубовой», отчего также ухудшается сцепление. И на ледовом, и на асфальтовом покрытии.

Получается, что при «большом минусе» мягкие нешипованные покрышки зачастую обеспечивают более надежное вождение. Кстати, в тех самых противоречивых комментариях многие читатели из Сибири отмечали, что ездят именно на «липучках». Дескать, в сильные морозы такая резина предпочтительнее. И они совершенно правы! Также правы и те водители, которые выбирают «фрикционки» для городских условий. На снегу - а у нас во дворах и на второстепенных улочках, где коммунальщики бывают если только заблудятся, - снег покрывает дороги большую часть года, и на снежно-водяном месиве, замешанном на реагентах, шины без шипов показывают гораздо более убедительные результаты.

Не секрет что город городу рознь. В некоторых населенных пунктах и у нас в республике дороги больше напоминают каток. И тогда, как показывают испытания «Авторевю» и Tekniikan Maailma, без шипов никак не обойтись. Как ни стараются шинники, гололед остается слабым местом фрикционных моделей: в этой дисциплине даже самые лучшие новинки пока только пытаются догнать классические «шиповки». И поэтому позиция некоторых автомобилистов, которые редко выезжают за пределы очищенных магистралей, но рублем голосуют исключительно за «зубастые» покрышки, вполне оправданна: кто знает, где встретишь гололед? Правда, за такую страховку приходится расплачиваться постоянным шумом и повышенным расходом топлива.

МЫТЬ ИЛИ НЕ МЫТЬ МАШИНУ ЗИМОЙ?

Это еще один вопрос, который в условиях нашей зимы мучает большинство наших автомобилистов, трепетно относящихся к состоянию своих «ласточек».

Попытаемся разобраться в этом споре и выработать свое мнение. Собственно, обсуждению подлежит только один вопрос – как мыть и сколько раз. Потому что даже если не брать во внимание удручающий вид немытой машины, то не учитывать вредное воздействие различных реагентов и солей, которые, попадая на машину вместе с грязью, оказывают на нее пагубной воздействие, никак нельзя. Причем воздействуют эти реагенты не только на корпус автомобиля, но и на диски, радиатор и всю ходовую часть. А потому хотя бы раз в месяц машину мыть надо, причем сверху донизу и не забывая про днище. Только при этом надо соблюдать некоторые обязательные правила.

В холодное время года автомобиль надо обязательно мыть в отапливаемом закрытом помещении. Если вы собираетесь мыть машину сами, то помните, что воду для мытья надо брать теплую, но никак не горячую. Оптимальная температура воды порядка +30… +40°С. Перед тем как начать машину мыть, ее нужно хорошо прогреть. Это делается для того, чтобы температура внутри машины и температура воды сравнялись. Если этого не сделать, то в результате разницы температур на потолке машины будет образовываться конденсат, который впоследствии намочит все сиденья. Затем эти сиденья придется дополнительно сушить, а учитывая время года, для этого может потребовать достаточно долгое время.

Прежде чем выезжать после мойки на улицу, машину надо очень тщательно высушить. Особенно тщательно надо проверить сухость замков на дверцах машины и на багажнике, а также сухость крышки на горловине бензобака. Нелишне будет убедиться в сухости дверных петель. Для дополнительной страховки эти узлы надо обработать специальным аэрозолем, который вытесняет воду. На серьезных мойках это делают и без вашей просьбы.

Поэтому лучше всего в холодное время года процедуру мойки доверить специалистам, которые произведут качественную мойку в специально отведенных для этого помещениях и специальным оборудованием. Но даже такая мойка не исключает необходимости тщательной проверки сухости всех узлов машины.

Выехав на улицу после мойки, надо быть особенно аккуратным. Необходимо на небольшой скорости проверить действие тормозов. Это позволит удалить остатки воды, которые могли попасть на тормозные колодки. И желательно какое-то время поездить на машине для удаления микроскопических капель воды, которые могли задержаться в пустотах корпуса машины.

Но если вы все же решили эту процедуру взять на себя, то не перепутайте: 30-40 градусов - это температура воды, а не ее крепость. А то до мытья машины дело может и не дойти.

Ян Пере-Крестный



Архив АВИСвежий номер



Липнуть или цепляться?

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru