16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Адский коридор

Вот и середина лета не за горами. Кто-то уже съездил на отдых, а кто-то еще только собирается. Многие из тех, кто может выбирать время для отдыха, предпочитают вторую половину лета. О том, как подготовить и упаковать автомобиль перед дальней дорогой, мы уже говорили. Продолжим говорить о том, как подготовить к дальней дороге себя.

В предыдущем выпуске нашей рубрики вам было предложено представить себя в роли участника ДТП, как говорят в кинематографе, второго плана. Не дай бог вам сыграть такую роль в реальной жизни, но быть готовым к этому никому не помешает. Дорога полна неожиданностей. И если в «роли второго плана» у вас не так много возможностей повлиять на ситуацию, то в случае, который я сегодня предлагаю вашему вниманию, вы вполне можете взять ситуацию под контроль.

Но для начала, так сказать лирическое отступление. В новостной ленте на одном из автосайтов попалось мне на глаза следующее сообщение: «В Москве появятся дорожные ограждения нового поколения». Ну, на то она и Москва, чтобы первой осваивать нововведения. Но первое же предложение новости заставило дочитать до конца: «Ограждения на главных магистралях столицы, а также на мостах будут сделаны из стали – этот материал обладает большой пластичностью и не ломается при ударе». То есть те, кто это опубликовал, сознательно говорят о том, что все ранее установленные конструкции при ударе ломаются и, соответственно, не отвечают требованиям безопасности. Мы, конечно, это и так знали. Видели неоднократно, чем заканчиваются «встречи» автомобилей с отбойниками, когда конструкции, призванные спасать людей и транспорт, вместо этого нанизывают их на себя, как шашлык на шампур. Но теперь, как видим, это официально признали и те, кто такие отбойники устанавливал.

Они так и пишут: «Материал, из которого делают ограждения, должен быть пластичным: гнуться, но не ломаться. Сталь таким требованиям соответствует, хотя в Москве также встречаются бетонные парапетные заграждения. Старые конструкции, которые в городе установлены давно, во многих случаях не обеспечивают безопасный уровень при контакте с автомобилями. По новым стандартам их придется заменить. Стоимость новых конструкций составляет от 1 до 10 тыс. рублей за 1 м», - рассказал заведующий отделением мостовых сооружений предприятия Владимир Шестеряков.

Также столичные власти будут бороться с ситуацией, когда ограждения установлены за обочиной, в местах, где уже начинается откос. «Стойки ограждения должны стоять на обочине, а не за обочиной. При ударе автомобиля ограждение прогибается, деформируется, даже в некоторых участках будут отлетать стойки, и надо, чтобы колесо не попало на откос. Для каждой категории дороги будет четко прописано место, по которому должны устанавливаться ограждения», - пояснил Владимир Шестеряков.

Согласен с необходимостью новых дорожных ограждений и доцент кафедры мостов и транспортных тоннелей МАДИ Сергей Зеге. «Ограждение должно погасить кинетическую энергию, которую имеет транспортное средство при столкновении с ним. Чем масса и скорость автомобиля больше, тем сложнее это сделать. С каждым годом возрастает необходимость делать ограждения более прочными, - поясняет господин Зеге. - На мосту принципиально важно, чтобы машина не упала за борт. Если мы говорим о дорожном хозяйстве, то все зависит от категории дороги. На трассах и магистралях, где есть плотное скоростное движение (более 100 км/час) тяжелых автомобилей, это также необходимо. А на участках дороги, где можно ехать не больше 60 км/час, тяжелые ограждения будут не так актуальны».

Тут я не согласен с господином Зеге. Словосочетание «Участок дороги, где можно ехать не больше 60 км/час» совсем не означает, что по этому участку будут ездить только с такой скоростью. Практика это неоднократно доказывала.

Говорят, что в России, согласно ГОСТам, дорожные ограждения делятся сразу на 10 классов. Однако я в ГОСТе нашел только такое разделение. Согласно ГОСТ Р 52399—2005: «На дорогах I категории (IА, IБ и IВ; 4 и более полос; ширина полосы движения – 3,75 м; проектная скорость – 150 или 120 км/ч) минимальное расстояние от края проезжей части до отбойника – 2,9 метра. На дорогах II категории (2–4 полосы; ширина полосы движения – 3,75 или 3,5 м; проектная скорость – 120 км/ч) минимальное расстояние от края проезжей части до отбойника – 2,15 метра. На дорогах III категории (2 полосы; ширина полосы движения – 3,5 м; проектная скорость 100 км/ч) минимальное расстояние от края проезжей части до отбойника – 1,65 метра. На дорогах IV категории (2 полосы; ширина полосы движения – 3,0 м; проектная скорость 80 км/ч) минимальное расстояние от края проезжей части до отбойника – 1,15 метра. На дорогах V категории (2 полосы; ширина общей полосы движения (в обе стороны) 4,5 м; проектная скорость 60 км/ч) минимальное расстояние от края проезжей части до отбойника – 0,9 метра».

А поскольку у нас в стране в основном все дороги относятся именно к последней, 5-й категории, ее еще часто называют «адский коридор», потому что он практически не оставляет шансов на спасение, то вот об этом мы сегодня и поговорим.

Вместе с экспертами портала Авто@Mail.Ru предлагаю разобрать следующую ситуацию. Вы едете на внедорожнике «Ниссан» именно по такому «адскому коридору». Скорость у вас, конечно, далеко за разрешенные по ГОСТу 60 км/час. Но вдруг навстречу вам на обгон бодро ползущей в горку фуры вылезает «Газель». Но вы же на «Ниссане», вам тормозить статус не позволяет, а газелисту - полное отсутствие ума. Мы позднее в этом убедимся. После непродолжительных метаний со стороны водителя «Газели», которые и вам не дали возможности принять правильное решение, все заканчивается лобовым столкновением у правой обочины. Сразу скажу, в случае, о котором идет речь, слава богу, обошлось без жертв.

РАЗБОР ПОЛЕТОВ

Понятно, что получилось глупо. С точки зрения ПДД, в этой аварии однозначно виноват водитель «Газели». Выезд на полосу встречного движения в зоне, где действует запрещение обгона, создание аварийной ситуации и ДТП. По сути, он пошел на обгон, не рассчитав расстояние до встречного автомобиля. Затем, поняв, что не успевает закончить маневр, вместо того чтобы замедлиться и принять вправо - в свою же полосу, газелист сместился на встречную обочину. Вот тут впору вспомнить про отсутствие ума.

У водителя внедорожника Nissan были шансы если не избежать, то, по крайней мере, смягчить последствия. Но он этого не сделал и потому его тоже можно смело считать косвенным виновником аварии. Он видел, что встречные автомобили обгоняют фуру. Эта ситуация уже сама по себе опасна – фура длинная, обзор из-за нее ограничен, и тем, кто ее обгоняет, труднее правильно рассчитать действия.

ПОЭТОМУ:

- Нужно предельно внимательно контролировать ситуацию и быть готовым, а еще лучше уже приступить к началу экстренного торможения. При этом не забыть аварийкой предупредить об этом позади идущих. Хотя несколько легких нажатий на тормоз, чтобы зажглись стоп-сигналы, тут будут правильнее, потому что аварийка может сбить с толку встречного. Многие при этом встречным водителям во время их затяжных обгонов мигают дальним светом, дескать, «проснись!», «опасно!», «можем не разъехаться!» Но только я бы посоветовал в таких случаях не мигать фарами, а непродолжительно светить. Мигание у наших водителей рефлекторно воспринимается, как призыв к торможению и сбрасыванию скорости, подчас на подсознательном уровне. А это иногда может усугубить ситуацию. Мозг у «обгоняльщика» и так работает на пределе, а подключение рефлексов может вызвать у него ступор. Но даже всего этого все равно мало.

- Если появляются хоть малейшие подозрения, что обгон встречного пройдет небезопасно, заранее примите правее и притормозите. Вспомните законы Мэрфи: ситуация всегда развивается по самому худшему из сценариев. Поэтому заранее прогнозируем самый негативный из возможных вариантов. То есть обгоняющий однозначно не успеет завершить обгон и в момент вашего сближения останется на встречной полосе. Что и произошло с «Ниссаном» и «Газелью».

- Поэтому не помешает предупредить встречного «обгоняльщика» о вашем перестроении «поворотником». Этим уже издалека мы внятно даем обгоняющему понять, какая часть дороги остается для него, а какая - для нас, и что мы точно будем уходить вправо (на обочину или даже в кювет, подобную ситуацию мы разбирали в предыдущем номере).

- Если ситуация с обгоном долго не разрешается, а вы все еще ждете, что она разрешится сама собой, то самое время прекратить «тянуть кота за хвост», отпустить газ или вовсе приступить к торможению вплоть до экстренного. Не бойтесь осуждения со стороны других участников движения. Лучше секунду побыть «робким», но остаться живым и здоровым, чем в «последний раз» блеснуть псевдоотвагой и стать «сторонним наблюдателем» последствий этого ДТП с ближайшего облака. Особенно это актуально, если, кроме вас, в машине еще есть пассажиры. Тем более что это вовсе не трусость, а прозорливость и предусмотрительность. Заранее смещаясь вправо и сбрасывая скорость, мы тем самым оставляем нерадивому, безумному, наглому, а скорее всего просто глупому встречному и - прежде всего – себе (!) больше места для маневра как в длину, так и в ширину. Следовательно, у «утырка» больше шансов успеть закончить или прекратить маневр. К тому же, ни для кого не секрет, что последствия аварии тем легче, чем ниже скорость сближения.

ПОДВЕДЕМ ИТОГ

Активные действия – продолжительно мигающий дальний свет, звуковой сигнал, правый «поворотник», резкий маневр в сторону своей обочины, загоревшиеся во время торможения стоп-сигналы – все это дополнительное предупреждение для окружающих, которое служит лишним поводом еще раз глянуть вокруг в поисках причины этих экстренных действий. Возможно, увидев и поняв это предупреждение, водитель обгоняемой фуры сильнее принял бы в сторону своей обочины, и тогда для обгоняющей «Газели» мог освободиться бОльший коридор. Причем этот коридор раскрылся бы еще до того, как «газелист» понял, что «выхода нет». Вероятность разъехаться значительно увеличилась бы. Хотя в данной ситуации, даже несмотря на наличие «адского коридора», места для разъезда всех троих и так было предостаточно.

С учетом ширины «Газели» (~2070 мм) и высоты металлического барьера (~750 мм) специалисты воссоздали геометрию окружающего пространства. Получилось, что коридор, который оставался для разъезда «Газели» и «Ниссана», равнялся примерно 6370 мм! Более чем достаточно, согласитесь.

На участках дорог, оборудованных металлическим ограждением барьерного типа, почти всегда остается возможность существенно сместиться правее на обочину в сторону отбойника. Но только в том случае, когда все участники ситуации правильно поняли друг друга и заняли единственно верные места в этом коридоре. Кстати, сама отбойная лента при столкновении хорошо гасит энергию удара и смещается в сторону, тем самым она дает дополнительный шанс на спасение. НО! Во время такого контактного торможения лента способна ощутимо отбросить автомобиль обратно на проезжую часть, или поставить его поперек дороги.

ПОЧЕМУ?

Почему водитель «Газели» в конце концов метнулся на встречную обочину? Он до последнего не мог принять адекватное решение, что ему делать, и когда загнал себя в тупик, в условиях стресса и дефицита времени совершил очередную ошибку. Да, он балбес, тормоз, бестолочь, утырок – называйте, как хотите. Возможно, вдобавок он не учел инертность груженой машины. Может, двигатель заглох или разлетелась крестовина во время обгона. Или подвели неисправные тормоза, не позволившие затормозить и вернуться в ряд. А может, все сразу? Так бывает, и от этого никому не легче. Эксперты постоянно твердят, что «подобный пример – очередное подтверждение того, что всегда полезно учиться предполагать и прогнозировать развитие ситуаций, предвидеть и по возможности компенсировать ошибки других участников движения».

Водитель «Ниссана», пытаясь смягчить последствия, в последний момент экстренно тормозил (при такой встречной скорости каждый километр в час на счету) и пытался уйти от «Газели» правее. Но уворачиваться было уже поздно.

ВЫВОД

Если есть хотя бы малейшие сомнения в безопасности маневра вышедшего навстречу водителя, оцениваем обстановку вокруг, смещаемся вправо, сигналим, тормозим, (хотя ПДД при возникновении аварийной ситуации требуют только принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства). Если ситуация потребовала съезда на обочину – это всегда чревато потерей управляемости, на гравий надо съезжать, но будучи готовым стабилизировать машину (ABS и ESP, если что, в этом случае помогут).

Ни в коем случае не усугубляем ситуацию – не «учим проходимца» и не мешаем ему. Действуем согласно правилу «трех Д» – Дай Дорогу Дураку.

Многие думают и делают так: «Я прав, ты не прав!», «Не пущу!» Но Великая Отечественная война давно закончилась, а те, кто едет навстречу, такие же водители, а не асы «Люфтваффе». Каждый из нас может ошибиться или сдурить. Да и техника тоже не безотказна. Наша главная задача – безопасно, целыми и невредимыми доехать до пункта «Б». Вот и все.

Ян Пере-Крестный



Архив АВИСвежий номер



Адский коридор

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru