16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

И вот тут уж действительно – держитесь!

Печальная статистика первого месяца лета приводит к печальному выводу: опыт лета прошлого года ничему не научил большинство наших водителей. По-прежнему принцип «это случиться может с кем угодно, только не с мной» на первом месте при выборе критериев безопасности поведения на дороге. И поэтому снова обгоны по обочине, обгоны по «встречке» и сон за рулем, что неизбежно ведет к столкновению со встречным транспортом. О том, почему происходит выезд на полосу встречного движения, мы уже говорили много раз. Сегодня я предлагаю поговорить о возможных последствиях таких случаев для их косвенных участников и о том, как можно выйти из них с наименьшими потерями и повреждениями.

Интернет-ресурс Авто@Mail.Ru на своем портале предложил посетителям обсудить такие случаи на конкретном примере. Предлагаю присоединиться к обсуждению. На экране ролик, снятый с видеорегистратора автомобиля, идущего следом за будущим виновником происшествия. Как вы понимаете, и сам регик, как любовно называют на автофорумах водителей, выкладывающих ролики со своих видеорегистраторов, тоже будущий косвенный участник предстоящего ДТП. Почему-то мы всегда рассматриваем ДТП только с точки зрения поведения виновника и последствия рассматриваем тоже только для него одного, особенно если второй участник - большегруз. Мол, чего ему-то сделается?! А ведь именно большегруз вызывает на дороге целую цепочку последствий, когда в результате встречного удара эта многотонная махина продолжает неуправляемое движение. Поэтому остальные участники движения должны быть готовы и к тому, что ДТП получит свое развитие по совершенно непредсказуемой схеме. Но наша задача все же попытаться его предсказать.

Итак, на экране за полторы минуты до столкновения можно видеть, что идущий впереди минивэн довольно сильно «плавает» по дороге, отклоняясь от логичной траектории своего движения то вправо, то влево, и с ощутимыми опозданиями входит в повороты.

Даже двух или трех из этих тревожных звоночков уже вполне достаточно, чтобы понять, что с водителем что-то не так. Либо он засыпает, что скорее всего, либо ему плохо, но он еще не готов для себя это признать. Могут быть и другие причины: действие лекарств, пьян, неопытен или даже отправляет sms-ки и сильно увлекся, - это не суть важно, важно в данном случае то, что он постепенно теряет контроль над машиной.

Исходя из этого, водители позади идущих машин должны заранее выстроить свое поведение соответствующим образом. Возможно, попытаться «разбудить» водителя или предупредить встречных, - в этом случае очень хорошо поможет рация – конечно, тем, у кого она есть. Но в данном случае, по мнению экспертов, лучший вариант – посильнее отстать, кто же знает, что произойдет в следующий момент?

На экране буквально в следующее мгновение минивэн таки вылетел под встречную фуру.

Водитель автомобиля, оснащенного регистратором, благоразумно двигался за минивэном длительное время на почтительной дистанции. И этот изрядный запас расстояния сыграл ему на руку. Но если внимательно рассмотреть кадры за пару секунд до удара, то можно заметить, что регик немного «проворонил» тот момент, когда минивэн стал явственно и монотонно уходить на «встречку». Отвел взгляд или, как говорят, «залип», медленно переваривая информацию, потому что не хотел в нее верить, принимая уже запоздалое на тот момент решение, как дальше действовать. И именно большой интервал подарил ему недостающее время для анализа и контраварийных действий.

Несмотря на «видимое» опоздание с ответной реакцией, водитель автомобиля с «регистратором» просто молодчина – он, несмотря на длительную монотонную езду (а мы на конкретных примерах знаем, насколько она притупляет внимание и бдительность, потому что человек успокаивается, привыкает давать положительную оценку обстановке и благоприятный прогноз) сумел очень быстро мобилизоваться. Поняв, что сейчас «будет страшное» (аккурат через пару мгновений после столкновения минивэна и фургона) он тут же ударил по тормозу и стал уходить вправо от места аварии, чтобы оставить запас свободного пространства. И в итоге регик не прогадал.

Водитель грузовика после страшного столкновения с минивэном потерял управление и его грузовик по инерции в заносе потащило на «встречку». Потеря управления происходит в подавляющем большинстве аналогичных ситуаций, ведь чтобы дестабилизировать автомобиль (неважно, легковой или грузовой) иногда достаточно пары резких поворотов руля. Что уж говорить о таком встречном ударе?

одитель автомобиля с видеорегистратором и дальше не растерялся. Видя, что переворачивающийся грузовик летит прямо в него, он мгновенно находит единственно правильное решение – покидает дорогу. Да, у него был риск столкнуться с основанием опоры рекламного щита, влететь в стоящий грузовик или в стройку. Но даже эти столкновения менее ущербны, чем встречный удар. Тем более что на сближение в данном случае шел существенно более прочный и тяжелый грузовик (эффект «молота и наковальни»). В нашем случае для регика все обошлось. Делаем вывод: меньшее из двух зол – в данном случае - было в кювете.

НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ МОМЕНТОВ

1. Когда из наших ПДД убрали пункт, который позволял рассчитывать на то, что все другие участники соблюдают ПДД, почему-то забыли вместо него добавить другой пункт, обратный по значению: водитель обязан учитывать то, что остальные участники будут грубо нарушать эти самые ПДД. Закон Мэрфи гласит: все всегда развивается по самому худшему из возможных сценариев. Если заметили, что назревает столкновение, или оно уже произошло (не важно – перед носом ли, за 100, 200, 300 или 400 метров от вас), – ни в коем случае не ждите окончания развития событий и их последствий.

Не надо пассивно наблюдать, «как и кто куда полетит», тут же замедляйтесь, активно предпринимайте меры к тому, чтобы заблаговременно покинуть зону возможного «поражения», и исходя из ситуации максимально обезопасить себя и едущих за вами. Любое, даже легкое столкновение в потоке, любая нештатная ситуация (у кого-то разорвало колесо, кто-то заснул за рулем, не рассчитал обгон, резко вильнул, кто-то кого-то «учит») может привести к тому, что какой-то из автомобилей из-за потери контроля неожиданно окажется на встречной полосе. И вот тут уж действительно – держитесь.

2. Как мы уже заметили, встречное столкновение опасно не только для тех, кто столкнулся, но и для всех окружающих. Авария – словно взрыв, имеет определенный радиус поражения, так сказать, разлет «осколков»-автомобилей, непредсказуемость траекторий их движения после аварий и инерция. И этот «радиус» порой невозможно определить заранее. Все усугубляется еще и тем, что едущие позади водители, приближающиеся к «эпицентру», не готовы среагировать на произошедшее, да и сами автомобили обладают изрядной инерцией. А это подчас приводит к еще одной опасности любого подобного ДТП - цепной реакции.

Поэтому чем раньше начали действовать, тем вероятнее, что спасетесь или даже избежите участия в этом ДТП. Видите аварийную ситуацию впереди, как минимум, сбросьте скорость, предупредите идущих сзади «аварийкой». Такой способ предупреждения отлично работает, например, в Европе. Если идущие сзади водители подхватывают аварийное предупреждение, сигнал об опасности назад распространяется быстрее, чем «волна» торможения. Будьте начеку!

3. Еще один вывод, который можно сделать после анализа показанного ДТП, - это то, что исход ситуации зависит не только от человеческого фактора (предусмотрительности, прогноза, реакций водителя, правильности принятых решений, адекватности выполнения маневров и т. д.), но и от автомобиля. И здесь важна буквально каждая деталь – качество резины, ее износ и давление, управляемость, которую способно обеспечить шасси, настройки электроники. Как говорят эксперты: хорошая, грамотно спроектированная и исправная ходовая часть – штука жизненно важная. Это наш дополнительный шанс.

А что говорят нам по этому поводу ПДД? Читаем пункт 10.1. ПДД РФ: «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». В данном случае одного лишь снижения скорости явно было бы недостаточно. Свое здоровье, а может, даже и жизнь, водитель «регика» сохранил именно благодаря резкому маневру вправо. Этим он мог усугубить ситуацию – на пути могли попасться другие препятствия – люди, автомобили, и т. п. Если бы в результате маневра водитель нанес им какой-либо вред, он бы отвечал по всей строгости закона, но в данном случае повезло выйти из боя абсолютным победителем.

Тому как не заснуть за рулем, мы посвятили не одну статью. В двух словах их можно выразить так: все просто - высыпайтесь и отдыхайте! Планируйте длительную поездку «с запасом». Спешка, помноженная на усталость, утомление и недосып, дают в одном флаконе рассеянное внимание, нулевую реакцию и сонливость. Ни в коем случае не надейтесь на себя. Производители автомобилей тоже не надеются на водителей и поэтому придумывают различные гаджеты, призванные не дать нам заснуть за рулем.

Современные автомобили уже оснащаются простейшими системами, которые, поняв, что водитель начал реже и менее активно пользоваться органами управления, предложат водителю сделать перерыв, высветив на панели приборов «чашечку кофе» и подав соответствующий звуковой сигнал. Более продвинутые системы при помощи камеры способны следить за разметкой и подавать тревожные сигналы в случае, если водитель стал монотонно терять полосу.

Наибольшую безопасность, конечно же, обеспечивают системы, которые не только «будят» водителя, но и способны самостоятельно скорректировать траекторию движения в момент, когда автомобиль начал плавно уходить в сторону. На разных автомобилях это осуществляется подруливанием управляющих колес (при помощи электродвигателя усилителя), либо путем подтормаживания колес одного борта (реализуется системой ESP).

К числу «противосонных» систем также можно отнести системы автоматического экстренного торможения – наиболее продвинутые из них работают во всем диапазоне скоростей и способны экстренно замедлять автомобиль до полной остановки.

Однако возможности даже самой умной электроники не безграничны – если скорость движения слишком велика, а перед автомобилем появилось неподвижное препятствие, дистанции для безопасной остановки может и не хватить. Система в любом случае, приступив к экстренному торможению, уменьшит кинетическую энергию движущегося автомобиля, а заодно подготовит автомобиль к удару – подтянет при помощи электропреднатяжителей ремни, прикроет открытые окна и люк.

Но человеческий фактор они отменить не в силах. Очень часто нас губит то, что мы порой не способны принять кардинальное решение для собственной безопасности. По результатам некоторых ДТП видно, что водитель принял решение спасти машину и такое решение в итоге не позволило ему спасти не только машину, но и самого себя.

Больше месяца в интернете гуляет ролик, на котором видно, как «регик», увидев лобовое столкновение легковушки с цистерной, вовремя начал экстренное торможение и съехал на обочину. Но не более того! И несмотря на то, что он прекрасно видел, как цистерну несет по дороге в его сторону, в кювет съехать он так и не решился. Пожалел машину! В итоге цистерна снесла его автомобиль с дороги. Что стало с водителем – не сообщается. Берегите себя!

Ян Пере-Крестный



Архив АВИСвежий номер



И вот тут уж действительно – держитесь!

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru