16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Скользко – значит неустойчиво!

«18 мая 2013 г. Ижевск. Удмуртия. 200 литров машинного масла вылилось на проезжую часть улицы Советской в Ижевске. Затопленным оказался участок между улицами Карла Маркса и Горького, сообщили ИА «Сусанин» очевидцы». Такое сообщение о происшествии на одной из центральных улиц нашего города недавно мелькнуло в виртуальной прессе. Сколько прошло времени, прежде чем дорожные службы присыпали опасное место песком, не сообщается. Далее сказано лишь, что к вечеру обещали все убрать. А это значит, что больше половины разлитого масла автомобили на своих колесах разнесли по всему городу…

«В огромную лужу падали велосипедисты и пешеходы – здесь находится переход через проезжую часть. Как сообщили в диспетчерской «ДРЭУ», причиной аварии стал разорвавшийся шланг машины» - продолжил сообщение «Сусанин». А как тут не упадешь, когда все идет, «как по маслу», в прямом смысле этого выражения. Что называется, на личном примере начинаешь понимать истинный смысл поговорок типа: «Не подмажешь – не поедешь» или «Как сыр в масле катается». Интереса ради забил в поиск синонимы к слову «скользко». Результат поиска превзошел все ожидания! «Скользко - двусмысленно, ненадежно, неустойчиво, сомнительно!» А тут как раз портал Авто@Mail.Ru пубикует комментарии к подобной ситуации под названием: «Скользкий поворот: опасности навылет». Вот уж точно двусмысленно!

Видеоролик, который обсуждался в теме, давно бродит по интернету, но своей актуальности, похоже, не потеряет никогда. Кадры ролика запечатлели, как водитель Аudi на широченном автобане явно не отечественного происхождения на скорости порядка 120-130 км/ч в затяжном пологом повороте срывается в стандартный занос. И причина возникновения этого заноса, равно как и потери курсовой устойчивости автомобиля, как предположили специалисты, была как раз в том, что в повороте оказалось «растасканное» масло. Плюс некоторое превышение скорости, которое, в свою очередь, под действием центробежных сил вызвало превышение предела сцепных свойств резины. Физика, куда от нее денешься!

В результате Audi, несмотря на все свои автоприбамбасы, на «промасленном» покрытии под натиском действующей в повороте боковой силы сильно занесло влево. Первый, самый страшный и глубокий этап заноса, водитель прекрасно отработал, но затем, опять же по законам физики, последовала серия из шести затухающих колебаний (так называемый ритмический занос). Но затухающими колебания могут стать только в том случае, если водитель с ними грамотно справится. На кадрах видно, как водитель «Ауди», явно имея опыт экстремального управления и прекрасную технику руления, быстро изменяя углы поворота колес, очень грамотно действует на опережение. Прямо хоть в учебник не заноси весь порядок его действий! Он добился, что амплитуда заносов и скорость их развития стала потихоньку уменьшаться, а потом и вовсе сошла на нет. Повторюсь, что такое противоборство с законами физики возможно только при отработанных навыках контраварийной подготовки.

Не обошлось и без определенной доли везения – хватило и ширины проезжей части, и было мало машин, двигающихся параллельно. И все они правильно среагировали на ситуацию, чтобы не стать ее участниками.

ESP

Была ли на данном автомобиле система ESP (система динамической стабилизации), неизвестно. Но судя по амплитуде колебаний и их количеству, скорее всего, нет. Эксперты АвтоМайл.ру отметили, что в таких случаях эта система очень сильно повышает шансы справиться со скольжениями и быстрее стабилизировать автомобиль. ESP – это дополнительный инструмент к мастерству водителя, но надо учесть, что этот инструмент задействует иные принципы управления, нежели водитель.

Электроника автомобиля при помощи датчиков ускорения определяет возникновение и развитие скольжений (сносов и заносов) и импульсами в разные моменты времени выборочно притормаживает нужные колеса, создавая относительно вертикальной оси вращения автомобиля силы, которые противодействуют силам, вызывающим скольжение. Как именно это происходит, понять трудно, но как говорил наш физик на уроках физики в школе, «смириться с этим можно». Поэтому, если у вас в автомобиле есть ESP, она поможет вам в трудную минуту.

ПОСЛЕ ОСТАНОВКИ

Водитель «Ауди» не растерялся, не потерял самообладания, он включил аварийную сигнализацию, вышел из машины – и это грамотно. Равно как и осмотр автомобиля «по кругу» на предмет повреждений: в пылу «схватки» с силами природы, «напавшими» на ваш автомобиль, вы могли и не заметить, что что-то случилось. А вдруг занос произошел, к примеру, из-за подспущенного и позже разбортовавшегося колеса?

Однако эксперты здесь отметили одну ошибку водителя: останавливаться и выходить из машины в том месте, куда в результате такого же заноса могут «прилететь» идущие сзади автомобили, гораздо хуже справившиеся или вовсе не справившиеся с ситуацией, крайне опрометчиво. Лучше и безопаснее, а равно и спокойнее, отъехать подальше, целее будете и вы и ваш автомобиль.

ЕДЕМ ДАЛЬШЕ

Во-первых: отправляясь в дальнейший путь после подобной ситуации, прежде всего надо убедиться, что вы полностью успокоились и шок от пережитого прошел.

Элементарно: вытяните руки вперед, проверьте, не дрожат ли они. Кроме того, вам надо быть готовым, что асфальт и колеса после масляной лужи еще какое-то время будут скользкими. Стало быть, от высоких скоростей, резких разгонов, торможений и перестроений некоторое время нужно воздержаться.

Во-вторых: подумайте о других! Если этого требует ситуация, позвоните в МЧС или полицию и сообщите о проблеме на дороге (напомню, что с мобильного телефона номер МЧС 112, а полиции - 002). Все звонки в ГИБДД и дорожные службы записываются, а значит, меры по устранению опасности на дороге они обязаны принять в кратчайшие сроки.

ОТКУДА ДРОВИШКИ?

В начале статьи один из примеров уже есть. Масло может пролиться на дорогу из любых основных узлов и агрегатов автомобиля, где оно должно быть по определению - двигатель, коробка передач, главная передача, гидроусилитель… Техническое состояние нашего автопарка, особенно служебного, оставляет желать лучшего. Любая неплотность (на сервисе не затянули сливную пробку, вдруг лопнул шланг магистрали охлаждения, пробит картер, рассыпался подшипник ведущей полуоси и т. д.) ведет к тому, что масло неизбежно оказывается на дороге. Чем крупнее автомобиль, тем больше масла в его заправочных емкостях и тем больший процент опасности он представляет. Также немало случаев, когда масло разливается из автоцистерн - как в результате аварий, так и в результате протечек.

Если вы видите момент и место столкновения впереди идущих автомобилей, вы должны понимать, что через какое-то время окажетесь в этой точке, поэтому заранее готовьтесь, что в этой точке по причине возможного разлива масла вы затормозить не сможете. Спустя некоторое время после аварии масло проезжающими мимо машинами может быть «раскатано» по очень большой площади, и не всегда это возможно определить визуально, так что лучше предположить это с большим запасом.

Чтобы убрать масло с дороги, дорожные службы, как правило, посыпают дорожное полотно песком или опилками, а потом их собирают (реже смывают), как в нашем случае на улице Советской обещали сделать «к вечеру». Но даже после такой уборки сцепление с покрытием будет немногим лучше. «Промасленный» асфальт в дождь становится особенно скользким.

ЧТО ЕЩЕ?

Кроме масла, что еще может послужить причиной потери управляемости? Да что угодно!

Разлитая или «натасканная» на сухое дорожное полотно вода. Прорвало где-то трубу, в дождь образовалась глубокая лужа или залило водой в повороте колею, и все это теперь вызывает аквапланирование.

Любые нефтепродукты: битум, которым сейчас в большом количестве повсеместно заливают швы во время ремонта дорожного полотна, расплавившийся на солнце, представляет серьезную опасность.

Даже полимерная разметка может послужить причиной для срыва в занос, если вовремя не обратить на нее должного внимания.

Металлические люки, рельсы и стыки мостов также очень скользки, особенно в дождь.

«Потерянные» листы железа, фанеры, оргалита, пластика, гипсокартона и т. п. Наехав на такой лист, вы не просто сорвете машину в занос, вы полностью потеряете контроль над ситуацией. Потому что автомобилем вы еще как-то управлять сможете, а вот листом фанеры, на который вы наехали, - вряд ли.

Не меньшую угрозу представляют на дороге и так называемые «потерянные» стройматериалы: рассыпавшиеся песок, гравий, цемент, битые кирпичи, грунт (грунт в дождь вообще становится, как масло) и даже бетонный раствор. Все это может появиться на дороге в результате аварии, опрокидывания или частичной «саморазгрузки». В последнем часто виновато техническое состояние кузовов или перегруз автомобилей, перевозящих такие грузы под девизом: «Бери больше, вези дальше!»

Возле стройки или выездов с прилегающих грунтовых и полевых дорог всегда можно увидеть на проезжей части грязь, глину и песок. Дорога в этом месте тоже превращается в каток. Простой слой пыли на асфальте, и тот опасен. Внимание: в дождь (особенно в самом начале) намокшая пыль может быть очень и очень скользкой!

Пена, которой пожарные тушат загоревшиеся автомобили или заливают разлитое после аварии горючее.

Резкий маневр, особенно выполненный после торможения или сброса газа, также является провокацией потери управления и заноса.

И последнее: очень опасен как разрыв колеса, так и частично спущенная покрышка. Это тоже способно сыграть с вами злую шутку. Во время движения потерю давления в шине можно долго не замечать, а в повороте под действием боковой силы возможна разбортировка, и тогда управляемость будет потеряна настолько же быстро, как при разрыве.

Постоянные читатели вспомнят ДТП, описанное в предыдущем номере в «Дорожных хрониках», где минивэн от разрыва колеса не просто вылетел с дороги, но взлетел на высоту многоэтажного дома и упал, похоронив под собой водителя.

Подводя итог вышесказанному, остается вспомнить слова К. Маркса, которые очень точно отражают суть всего того, о чем мы говорили сегодня: «Практика без теории слепа. Теория без практики мертва!»

Ян Пере-Крестный



Архив АВИСвежий номер



Скользко – значит неустойчиво!

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru