16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Заблаговременно ввели в заблуждение

В одном из предыдущих номеров я уже поднимал тему спорных вопросов в наших ПДД. Видимо, надо ее продолжить. А то недавно столкнулся с такой ситуацией: на перекрестке Ленина и Пушкинской поворачиваю с Ленина (от центра) налево, вверх на Пушкинскую. На зеленый, как положено, выехал на перекресток, пропустил трамвай и заехал на рельсы в ожидании, пока пройдет встречный поток. В это же время со встречного направления точно такой же маневр, только почти упершись мне в бампер, совершает большой черный «властелин колец»…

И все бы ничего, да только с его стороны на такой маневр право дает «стрелка», а она включается только после того, как погаснет зеленый основной. То есть автомобиль с четырьмя почти олимпийскими кольцами выехал на перекресток на красный свет…

Объяснять что-то «на пальцах» водителю, намеренно нарушившему ПДД, у меня лично не было ни времени, ни желания. А вот желание вернуться к теме «поворота налево» только усилилось. Итак!..

ПОВОРОТ НАЛЕВО НА ПЕРЕКРЕСТКЕ

Среди вопросов в теоретическом экзамене на знание ПДД есть такой:

Водитель какого автомобиля, поворачивая налево, не нарушает правила?

Варианты ответов: 1. Только легкового. 2. Только грузового. 3. Оба не нарушают.

Признаться, я сам с первого раза, не очень внимательно посмотрев на картинку, не смог ответить правильно. Услужливая интернет-программка тут же предложила комментарий: «В соответствии с п. 8.6 ПДД, при повороте налево при выезде с пересечения проезжих частей запрещено выезжать на полосу встречного движения. Средняя полоса на трехполосной дороге двустороннего движения предназначена только для обгона и поворота налево (п. 9.3 ПДД). Учитывая вышеизложенное, поворачивать на такую полосу запрещено, так как на ней легко может оказаться транспортное средство, движущееся по встречному направлению и намеревающееся осуществить левый поворот. Соответственно, легковой а/м поворачивает с нарушением ПДД».

Известный в интернет-кругах автоэксперт Габ ГАРЕВОЙ (ГГ) на своем сайте «Классный водитель» по этому поводу пишет следующее: «Этот вопрос, сам по себе просто казусный и не столь интересный (дорога с тремя полосами не так часто встречается), но он наводит на более общий вопрос: разъезд на перекрестке при взаимном левом повороте (развороте). А сколько копий сломано по этому вопросу на автофорумах!» Чтобы нам их в очередной раз не ломать, читаем ПДД, п. 8.6: «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения».

ГГ далее здесь же пишет: «Как я понимаю, при обсуждении этого вопроса происходит путаница терминов: «выезд с проезжей части» путают с «выездом с перекрестка». А иногда еще приплетают термин «дорога». Эта проблема разъезда при левом повороте как будто нарочно запутана. Но ведь достаточно этот вопрос выделить в отдельный пункт ПДД и описать порядок проезда!»

Как-то на одном из форумов встретилась формулировка: «Для определения, какими боками расходиться, существует «народное» правило - если дорога разделена (газоном и т. п.) на две проезжие части, то левым боком, иначе - правым».

По-моему - и верно, и логично, соответствует и не противоречит ПДД. Если, конечно, позволяет конкретная ситуация и не произойдет самозапирание друг другом двух встречных потоков, как было у нас на перекрестке улиц К. Маркса и К. Либкнехта, когда разрешили одновременный левый поворот с улицы К. Либкнехта с обоих направлений. Тогда при разъезде левым бортом головные машины очереди упирались в такую же встречную цепочку машин и все вставало колом! Почему бы в ПДД не изложить эту проблему подобным образом?

Кстати, на этом перекрестке это «народное» правило трудно было применить, так как газоном проезжая часть разделена только на одном направлении из четырех, и поэтому где надо разъезжаться левым бортом, а где правым, в подобной ситуации определить трудно.

Однако спорность этого вопроса и в другом - можно считать, хотя это и не дело, что здесь приходится применять пункт из совершенно другого раздела ПДД, так что в последнем случае водители, создающие на перекрестке очередь на поворот налево, нарушают п. 13.2: «Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении». И тогда, чисто теоретически, если водители не будут создавать очередь, а будут ждать освобождения места на поворот налево, не въезжая на перекресток, встречные машины, поворачивающие налево, смогут проехать в образующееся «окно», а стоящие впереди вас - проедут в «окно» встречной очереди, и так далее. Сами понимаете, что это в наших реалиях это из области фантастики. Наши водители лучше создадут гигантскую пробку, заперев в ней всех, включая и себя, но ни за что не создадут «окно», чтобы в него кто-то проскочил. Помните фразу из анекдота: «Хрен ты у меня проскочишь!» Это у большинства наших водителей скорее девиз, чем просто шутка.

Ко всему прочему, и пропускная способность перекрестка в таком случае резко снизится. В нашем случае все же, слава богу, научились разъезжаться правым бортом, оставляя центр перекрестка справа от себя, но это формально противоречит п. 8.6. ПДД. Непонятно! Надо бы этот вопрос, как и многие другие, разъяснить в ПДД. Да вот только кому это надо? Кроме нас с вами.

И РАЗВОРОТ

ПДД, как ни странно, не регламентируют правила разворота на перекрестке! Поэтому, не нарушая ни одного пункта ПДД, можно разворачиваться по «короткой» дуге, что у нас в большинстве случаев и делается. Где вы видели, чтобы водитель при развороте на перекрестке выезжал за его середину? Разворачиваются именно по «короткой дуге». Однако, судя по сообщениям из разных областей нашей страны, инспекторы ГИБДД на дороге так не считают и пытаются вменить нарушение. Какое? Правильно. Выезд на полосу встречного движения! Хотя очевидно, что это самая безопасная траектория: никто из попутных не пролезет слева; и даже если разворот придется заканчивать при смене сигнала светофора, машины с пересекаемой проезжей части должны пропустить заканчивающего маневр на перекрестке. Так на регулируемом перекрестке.

Но! Повторюсь, инспекторы ГИБДД так не считают и пытаются нам вменить нарушение, но не статьи ПДД, а применяя статью Кодекса об административных правонарушениях: ст. 12.15, ч. 4: «Выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения». Очевидно, что статья эта о том, что нельзя выезжать на встречную полосу в прямом понимании! Но хитрые инспекторы притягивают эту статью к очевидно другой ситуации.

В ПДД в статье 9.2. сказано: «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой». Правила не регламентируют траекторию разворота на перекрестках! Редко на перекрестке встретится разметка в виде двойной сплошной. Даже если инспекторам и хочется в обход ПДД применить статью КоАП, то этой статьей может быть лишь статья 12.16, ч. 2 «Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой». А по этой статье - штраф от 1000 до 1500 рублей, но не лишение прав, как по ст. 12.15, ч. 4. Возьмите себе на заметку.

Заметьте, что мы сталкиваемся не только со спорными вопросами ПДД, но еще и со спорными, неоднозначными вопросами КоАП!

На нерегулируемом же перекрестке разворот по «короткой» дуге действительно может привести к ситуации, когда вам в лоб или в правый бок влетит машина, движущаяся по пересекаемой при развороте проезжей части.

Так что решение о траектории разворота остается за вами, исходя из вашего опыта и конкретной ситуации, а также знания, что в ПДД ничего не сказано о том, как разворачиваться на перекрестке. Вот бы и подумать команде разных специалистов, учесть реальности дорожного трафика и внятно изложить, как надо разъезжаться.

Есть, например, предложения о введении нового знака, определяющего траекторию левого поворота или разворота. У нас во многих местах этот вопрос решили проще. Разрешили разворот до выезда на перекресток. Тоже вариант.

Однако составителям ПДД надо признать, что они ушли от ответа на этот животрепещущий вопрос. Или оставили решение по нему на усмотрение инспекторов ГИБДД, что последние с успехом и делают, не забывая о своем кармане.

ПОВОРОТНИКИ

Следующий вопрос. При любом повороте из вышеописанных, и не только, необходимо включать поворотники. Вопрос: когда? В какой момент правильнее это сделать?

Среди экзаменационных вопросов такой тоже есть: «Вы намерены повернуть налево на этом перекрестке. В какой момент Вам следует включить левые указатели поворота (на картинке изображены два въезда, один за другим, вам во второй)?

Варианты ответов звучат так: 1. Заблаговременно, до въезда на перекресток. 2. После въезда на первое пересечение проезжих частей. 3. По Вашему усмотрению.

В моей практике была такая история. Ехали мы по улице Гагарина в сторону вокзала. За рулем была жена. Решили свернуть на парковку к магазину. Жена включает правый поворот, принимает правее и собирается въехать в намеченном направлении. Но! Прямо перед въездом на парковку есть выезд с прилегающей территории и там стоит автомобиль в ожидании возможности выехать на проезжую часть. Опыт, сын ошибок трудных, тут же нарисовал в моем мозгу картину, которая сейчас обретет реальные очертания. Только и успел сказать: «Стой!» Супруга, скорее по интонации, чем по содержанию фразы, поняла, что надо именно остановиться. Благо, скорость уже была сброшена до минимума. Как вы поняли, автомобиль, выезжающий с прилегающей территории, воспринял наш сигнал правого поворота по-своему. Он подумал, что мы собираемся повернуть туда, откуда он выезжает, и начал движение.

В комментарии к ответу на этот вопрос написано: «В соответствии с п. 8.2 ПДД подаваемые водителем при осуществлении маневров сигналы должны подаваться заблаговременно и одновременно с этим не должны вводить в заблуждение других участников движения».

Кто в данном случае является «другими участниками движения», не объясняется. Но бывают случаи, и мой не исключение, когда один и тот же заблаговременно поданный сигнал поворота для одних участников движения будет понятен, а для других станет как раз «введением в заблуждение», и наоборот. Так у нас тогда и получилось. Сигнал мы подали заблаговременно. Но при этом ввели в заблуждение одного из участников движения, как оказалось, для нас в тот момент «самого главного». Опять спорная ситуация. Если бы мы не подали сигнал заблаговременно, то он остался бы стоять на месте, но на парковку мы бы въезжали «неожиданно» для остальных, ехавших с нами в попутном направлении. И когда мы, без включения поворотника, сначала снизим скорость, а потом вдруг, практически внезапно, включим его и повернем на парковку, то что при этом будут думать про вас остальные участники движения - сами догадайтесь.

То есть в ПДД два эти понятия - «заблаговременно» и «не вводить в заблуждение» - во многих случаях противоречат друг другу.

Ян Пере-Крестный



Архив АВИСвежий номер



Заблаговременно ввели в заблуждение

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru