16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Поживем - увидим, доживем - узнаем, выживем - учтем

Недавно получил по почте от одного начинающего автолюбителя две картинки из билетов по ПДД. Обе они, скачанные с интернета с уже открытыми подсказками-пояснениями, тем не менее сопровождались одним и тем же вопросом: «Почему?»

То есть человек, сдавая виртуальный экзамен по ПДД, ответил, по всей видимости, неправильно. После чего открылось пояснение, однако человек все равно остался, так сказать, в непонятках. Я попробовал взглянуть на ситуацию его глазами и у меня возник тот же самый вопрос. Помните, как в мультфильме про попугая, мартышку, удава и слоненка, которые в одной из серий выясняли, что будет с орехом, если его бросить вверх? Они понимали, что он упадет обратно на землю, но не понимали, почему. Вот и здесь та же история. Да, мы понимаем, что повернуть здесь нельзя, но не понимаем, почему нельзя?!

(картинка 1)

Вопрос: В какой из дворов Вы можете въехать в данной ситуации?

Варианты ответов:

1. Только во двор налево. 2. Только во двор направо. 3. В любой. 4. Повороты во дворы запрещены (последний ответ - мечта всех пешеходов). И вроде из пояснения все ясно: Знак 4.1.1 «Движение прямо», установленный в начале участка дороги (за перекрестком), запрещает повороты налево во дворы и развороты на этом участке, не ограничивая заезды во дворы, расположенные справа. То есть знак 4.1.1 в данном случае выполняет роль сплошной осевой. Неясно только одно – для чего надо тут запрещать въезд во двор с левой стороны? Кому это надо - делать так, чтобы все живущие в левом дворе ехали до следующего перекрестка, там разворачивались и только, уже вернувшись обратно, могли попасть в родной двор? Разве что ребятам в машине с веселой расцветкой, притаившимся в этом самом левом повороте во двор. Ничего другого в данной ситуации на ум не приходит. Или эта картинка специально придумана, чтобы создать вопрос с подвохом для не очень внимательных будущих автолюбителей.

Вторая картинка, элементарная, на первый взгляд, образовала у меня в голове массу неразрешенных вопросов, от которых у начинающего автолюбителя просто голова вспухнет, если он попробует на них ответить.

(картинка 2)

Вопрос: При въезде на перекресток Вы:

Варианты ответов:

1. Должны уступить дорогу только мотоциклу. 2. Имеете преимущественное право на движение. 3. Должны уступить дорогу обоим транспортным средствам.

Пояснение: Порядок проезда перекрестков с круговым движением при отсутствии знаков приоритета точно такой же, как и обычных перекрестков равнозначных дорог. Следовательно, оба ТС, находящиеся на перекрестке, должны уступить дорогу, так как вы находитесь справа от них (п. 13.11). Здесь возникновение вопроса «почему?» вполне объяснимо той шумихой, которую неоднократно поднимали в течение последних лет, когда кольцо то становилось «главным», то потом опять все меняли. Наша рубрика об этом тоже неоднократно рассказывала. В результате у автомобилистов сложилось несколько мнений по поводу «кольца», и разнородность этих мнений регулярно приводит к авариям на перекрестках с круговым движением. А ведь, несмотря на все ново- и старовведения, по сути ничего не изменилось. Знак 4.3 «Круговое движение» по своему назначению – предписывающий, и по-прежнему говорит нам только о том, что на перекрестке движение организовано по кругу и ехать надо в направлении, указанном стрелками. Никакой другой информации он не несет. Приоритет на круговом движении, как и на любом другом перекрестке, всегда определяли знаки приоритета. Они, и только они говорят нам, кто на перекрестке главный, а кто нет. Если главное направление - ваше, то для вас - знак 2.1 «Главная дорога», и с ним табличка 8.13 «Направление главной дороги». Если главный не вы, то для вас - знак 2.4. «Уступите дорогу» и опять же табличка 8.13. Ну а если их нет, то значит - все равны, и очередность определяет золотое правило «помехи справа». Однако все это у нас почему-то только на бумаге. Почему?

Когда я сам решил попробовать себя в теории и пройти виртуальный экзамен, то, отвечая на некоторые вопросы билетов, в очередной раз для себя отметил, что в ПДД много неопределенностей и неясностей в некоторых пунктах. Многие несоответствующие реальности трактовки ситуаций дорожного движения в ПДД просто вызывали недоумение: взаимный разъезд при левом повороте на перекрестке, приоритеты при круговом движении и т. д. Иногда эти претензии относятся не столько к пунктам ПДД, сколько к трактовке правил в вопросах самих экзаменационных билетов. Однако сам факт того, что возможно разное понимание правил в часто встречающихся ситуациях и неоднозначность применения ПДД к ним, говорит о том, что не все у нас в ПДД хорошо.

Это хорошо для инспекторов ГИБДД на дорогах. Неоднозначность или запутанность изложения пунктов ПДД – «золотая жила». Не берусь с уверенностью утверждать, что такая задача изначально стояла перед составителями правил дорожного движения, но обеспечить всю ГИБДД «инструментом» для «стрижки овец» у них получилось.

По этому поводу на одном из автосайтов «ГГ» прочитал такую зарисовку: «Иные горячие (или холодные?) головы утверждают, что, мол, «правила дорожного движения написаны кровью», их надо буквально соблюдать и в этих правилах «все понятно». То, что, к сожалению, на дорогах льется кровь и слезы, ломаются конечности и судьбы людей, - это верно. И то, что ПДД надо соблюдать, - тоже верно. Но из этого совершенно не следует, что в ПДД все понятно и ничего не надо менять! Очень даже надо! Должна преследоваться цель: облегчить участникам дорожного движения понимание правил в реальных ситуациях (в том числе на современных загруженных дорогах)… Не дело, когда для понимания, как действовать по ПДД, в некоторых ситуациях нужно привлекать два-три пункта правил из разных разделов. Не дело, если возникает очевидная неоднозначность при анализе ситуации по ПДД. Юридический документ, в том числе и ПДД, не должен требовать от граждан каких-то сложных логических построений. В нем должно быть прямо указано, что можно и что нельзя».

Вернемся к круговому движению.

Проезд перекрестков, обозначенных знаком «Круговое движение», - одно из самых сложных действий на дорогах. Эти перекрестки бывают с недостаточно выраженным кольцом, с большим или небольшим по протяженности кругом, с разным количеством полос въезда и полос на кругу и т. д. Все это радикально влияет на конкретную ситуацию определения приоритета движения. Взглянем еще раз на картинку.

Движение по траектории, с которой подъезжает к круговому движению автомобиль, нарушает требование правила п. 8.6 ПДД о необходимости при повороте направо (как предписано стрелками) придерживаться правого края проезжей части.

Читаем ПДД: п. 8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

П. 8.6. При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Формулировка, включающая слова «должно» и «по возможности», сама по себе - уже явное противоречие. Из таких вот словесных хитросплетений и следуют «трактовки» правил: когда можно сделать акцент на «должно», а когда можно утверждать, что не было «возможности».

Возьмем нашу улицу Пушкинскую при приближении к кольцу на К. Либкнехта. Исходя из пунктов 8.5 и 8.6, по второму ряду вообще нельзя подъезжать к кольцу ни с одной стороны. А что на практике? «Не было возможности!» Про трехрядную Удмуртскую на соседнем кольце я вообще молчу. Что получится, если все, едущие по второму и третьему рядам, при приближении к круговому движению будут «заблаговременно занимать соответствующее крайнее положение на проезжей части», то есть перестраиваться в крайний правый ряд? Пропускная способность перекрестка снизится в три раза!

Или, с учетом п. 8.6, надо со второго и третьего рядов въезжать в крайний правый ряд на самом кольце? Но в этом пункте написано «по возможности». Можно это трактовать так, что если справа едут машины, то нет возможности «двигаться ближе к правому краю проезжей части»? Тогда все-таки можно выезжать сразу во второй ряд на кольце? Вопрос остается неясным…

Эта же проблема - при выезде с кругового перекрестка при повороте направо. Если крайний правый ряд кольца занят, значит, я могу выехать с кольца по левому ряду, повернув сразу в левый ряд за перекрестком?

Было время, когда в автошколах так и учили, что круговое движение – это не что иное, как обычный перекресток, и если вы едете, к примеру, по Пушкинской по второму ряду сверху прямо и намереваетесь выехать с кольца в сторону Чугуевского, то ваша траектория движения теоретически не меняется и вы не нарушаете при этом ПДД. Много воды с тех пор утекло. Теперь все иначе. Опять же только на бумаге.

Если взглянуть на любое кольцо в нашем городе, нетрудно убедиться, что никто не ездит так, как того требуют пункты 8.5 и 8.6. Просто потому, что это неудобно, а порой и практически невозможно. И я не понимаю, почему нельзя ехать так, как все всё равно ездят?

И еще один вопрос на эту тему из билетов ПДД, картинка та же: Вы намерены произвести разворот на круговом перекрестке. Какие указатели поворота необходимо включить при въезде на перекресток?

В соответствии с предписаниями знака 4.3 «Круговое движение», движение на данном перекрестке осуществляется против часовой стрелки. Так как вы выезжаете на перекресток с правой стороны, необходимо включить сигнал правого светового указателя поворота. Не включив на данном перекрестке сигнал правого указателя поворота, мы нарушим требование п. 8.1 ПДД о необходимости при осуществлении любого маневра подавать соответствующие сигналы, вне зависимости от прочих условий.

Однако, как сказано на том же сайте, «логика первого абзаца ответа на этот билет примерно как в поговорке «в огороде бузина...» Далее: не «любого маневра», а «перед перестроением, поворотом». Очевидно, имеется в виду, что автомобиль сейчас из левой полосы ринется в крайнюю правую полосу круга. Но, как уже говорилось выше, этот маневр лишь при «возможности».

На практике никто не включает правый поворотник, намереваясь далее выезжать прямо или налево. Все, кроме тех, кто действительно поворачивает направо, в реальности нарушают требование включать правый поворотник при въезде на круг. Более того, включение сигнала правого поворота будет понято соседями именно как намерение повернуть направо на ближайшем выезде, в нашем случае - на улицу К. Либкнехта, в сторону сенного рынка. А что нам говорят ПДД? «Сигнал (поворота) не должен вводить в заблуждение других участников движения». Вот и получается в итоге, что «…в Киеве дядька».

Ян Пере-Крестный



Архив АВИСвежий номер



Поживем - увидим, доживем - узнаем, выживем - учтем

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru