16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Для лихачей - каторга и смертная казнь

На днях в очередной раз, выезжая с переулка Широкого на улицу Горького в сторону улицы Кирова, столкнулся с такой, очень часто встречающейся, ситуацией: слева от меня идущий в крайнем правом ряду по Горького от «Аксиона» автомобиль притормозил, чтобы пропустить пешехода. Я, воспользовавшись образовавшимся «окошком», попытался повернуть в нужную мне сторону, но в тот момент, когда я начал движение, по левому ряду с грубым нарушением ПДД, не уступая дорогу пешеходу, пронеслось такси известной в городе компании с тремя легко запоминающимися цифрами. Поскольку скорость была невелика, я успел среагировать на это внезапное появление «помехи слева» и ДТП избежать удалось. Самое интересное, о чем подумал я в тот момент, что, несмотря на грубейшее нарушение правил водителем такси, виновным в возможном ПДД признали бы меня.

Для тех, кто не бывает на указанном перекрестке, приведу в пример похожую ситуацию, которая происходит регулярно на Центральной площади. Если вы хотите с Пушкинской повернуть налево, на улицу Лихвинцева, улучив момент, когда поток, поднимающийся снизу по Пушкинской, останавливается, чтобы пропустить пешеходов, то если кто-то не побоится инспекторов, практически всегда стоящих у дома правительства, и, сминая пешеходов, рванется на площадь, где и столкнется с вами, виноваты в ДТП будете вы! При осуществлении маневра не убедились в безопасности движения и не уступили дорогу транспортному средству, двигающемуся со встречного направления. Примерно так будет звучать формулировка в протоколе. И неважно, что встречное ТС грубо нарушило ПДД. Эти два нарушения как бы не связаны друг с другом и рассматриваются сотрудниками нашего доблестного ГИБДД как разные, без установления причинно-следственных связей, как бы это сделали в Европе.

И я в очередной раз задумался над вопросом: когда и почему из наших Правил дорожного движения исчез пункт, который, к примеру, в ПДД Украины и Белоруссии есть до сих пор: «1.4. Каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники выполняют эти Правила»? Всезнающий интернет ничего внятного, кроме даты, когда это случилось, мне не дал. Вот что я нашел по этому поводу в разделе «Автовзгляд» на сайте Охотники.ру: «В старых Правилах дорожного движения в разделе «Общие положения» действительно был пункт, согласно которому участник дорожного движения, соблюдающий Правила, вправе рассчитывать, что их будут соблюдать и другие его коллеги по потоку. Но этот пункт не нес за собой никакой конкретики, носил декларативный характер и не означал, что если, например, оба водителя Правила нарушили и одному из них ничего за это не будет: каждый из них должен отвечать. С 1 июля 1994 г. вступили в действия новые Правила и действуют они по настоящее время. И в них данного пункта уже нет.

К чему и когда это приводит, я обязательно вернусь в одном из ближайших выпусков. А сейчас мне бы хотелось вместе с вами углубиться в историю возникновения Правил дорожного движения в целом. На этот счет на просторах интернета я нашел немало интересного.

Самые первые известные попытки упорядочить городское движение сразу напомнили о днях сегодняшних. Столько веков прошло, а воз, как говорится, и ныне там. Так вот, первое упоминание о ПДД относится к 50–м годам до нашей эры, когда в Древнем Риме Гай Юлий Цезарь издал Указ о введении на некоторых улицах Рима одностороннего движения. Также для упорядочения уличного движения с восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещен проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком, либо наняв паланкин (тогдашнее «такси»). Ни дать, ни взять нынешняя Москва с ее перехватывающими парковками, чтобы приезжие не загружали улицы, а также запрет на движение грузовиков в дневное время внутри третьего транспортного кольца.

Тогда же была учреждена специальная служба надзора за соблюдением этих правил, только до нашей эры в нее набирали в основном бывших пожарных, из числа вольноотпущенников. Правда, и основные обязанности таких регулировщиков заключались по большей части в предотвращении конфликтов и драк между владельцами транспортных средств. Поэтому многие перекрестки оставались нерегулируемыми. А вот знатные вельможи уже тогда могли обеспечить себе беспрепятственный проезд по городу - они высылали впереди своих экипажей скороходов, которые расчищали улицы для проезда. Тоже очень знакомая картина и в наши дни.

Как и инструкции по технике безопасности, ПДД с каждым новым трагическим случаем постепенно перерабатывались, дополнялись. Были оговорены тонкости проездов перекрестков. Даже при тех скоростях уже давались рекомендации сбавлять скорость перед перекрестком и не обгонять на трудных участках по встречке. Появилось правило, которое обязывало уступать дорогу пешеходам. И конечно, уже тогда был аналог правила уступать дорогу ТС со «спецсигналами» - извозчик был обязан уступать дорогу или останавливаться, если рядом идет крестный ход или похоронная процессия.

История современных правил дорожного движения берет свое начало в Лондоне, где 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском. Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла. Крылья могли занимать разные положения: горизонтальное - сигнал «стоп»; и опущенные под углом 45 градусов - «можно двигаться с осторожностью». С наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красным и зеленым светом. К семафору был приставлен слуга в ливрее, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу и поворачивать фонарь. Однако техническая реализация устройства оказалась неудачной: не проработав и месяца, семафор взорвался, находившийся при нем полицейский был ранен.

У нас в стране своя история возникновения ПДД и она тоже уходит в далекое прошлое, когда на дорогах господствовали конные упряжки. В 1683 году в России был издан именной указ царей Ивана и Петра Алексеевичей, «сказанный разных чинов людям». «Великим государям ведомо учинилось, - писалось в нем, - что многие учили ездить в санях на вожжах с бичами большими и, едучи по улице небрежно, людей побивают...» Указ категорически запрещал управление лошадьми с помощью вожжей. Тогда считали, что для того чтобы кучер лучше видел дорогу, он должен управлять лошадью, сидя на ней верхом.

Государство устанавливало не только правила, но и кару за их нарушение. 9 января 1730 года был издан новый Указ: «Извозчикам и прочим всяких чинов ездить смирно». Согласно этим указам при первом задержании лихача ограничивались внушением, при повторном секли кнутом, на третий раз ссылали на каторгу. А в 1732 году для лихачей была предусмотрена смертная казнь. Арабские Эмираты и Китай и в наше время не гнушаются такой строгой меры для наведения порядка на своих дорогах.

В 1742 году в России появился еще один Указ, в котором значилось: «Ежели кто на лошадях резво ездить будет, так через полицейские команды ловить и лошадей отсылать на конюшню государыни». То есть уже тогда у лихачей, не задумываясь, конфисковали транспорт. А наша нынешняя Дума эту меру считает неправомочной. В 1812 году были введены более подробные правила, которые устанавливали правостороннее движение, ограничение скорости, требования к техническому состоянию экипажей, номерные знаки для них. Вероятно, после ухода поверженной французской армии на трассе М1, которая в те времена именовалась «старой смоленской дорогой», потребовались кардинальные меры для наведения послевоенного порядка.

Кстати, правосторонне и левостороннее движение тоже имеет свою историю. Как говорит Википедия: «Еще в древности выяснилось, что соглашение о том, по какой стороне дороги ездить - левой или правой - сильно сокращает количество лобовых столкновений и заторов».

Большинство людей - правши. В зависимости от методов езды, встречающихся в истории, для правшей бывает предпочтительнее как правая, так и левая сторона. А именно:

- Пешеход с грузом - правостороннее. Мешок, тележку или вьючное животное удобнее было держать у обочины: легче расходиться, да и можно остановиться и поговорить со встречным. У нас и сейчас некоторые очень любят встать на проезжей части и поболтать друг с другом.

- Рыцарский турнир - правостороннее. Щит находится на левой стороне, копье положено через спину коня. Впрочем, рыцарский турнир - это игра, далекая от реальных транспортных задач. Хотя я бы тут поспорил.

- Езда в одноместном экипаже или экипаже с вынесенным вперед сиденьем кучера - правостороннее. Чтобы разъехаться, нужно потянуть вожжи более сильной правой рукой.

- Езда с форейтором - правостороннее. Форейтор (кучер, управляющий упряжкой, сидя на одной из лошадей) всегда сидит на левой лошади - это облегчает посадку-слезание и позволяет управлять правой рукой.

- Езда верхом - левостороннее. «Боевая» правая рука находится на ударной позиции по отношению к встречному всаднику. Кроме того, садиться на лошадь с левой стороны удобнее, так как в этом случае меч меньше мешает. «Праворукая» машина в современном «правостороннем» городе по этой же причине очень удобна – выходишь из-за руля сразу на тротуар.

- Езда в многоместном экипаже - левостороннее. Находясь на правой стороне, кучер не заденет пассажира хлыстом. Для экстренного разъезда можно ударить коней по правой стороне.

Первый закон в Европе, регламентирующий лево- или правостороннее движение - английский билль 1756 года, согласно которому движение по Лондонскому мосту должно было быть по левой стороне. За нарушение этого правила предусматривался внушительный штраф - фунт серебра. А через 20 лет в Англии был издан исторический «Дорожный акт», который вводил на всех дорогах страны левостороннее движение. Такое же левостороннее движение было принято и на железной дороге.

Есть и другая теория появления изначально левостороннего движения. Некоторые историки предполагают, что с левой стороны было удобнее ехать во времена, когда появились конные упряжки, где кучеры сидели наверху. Когда они погоняли коней, то кнут кучера-правши мог случайно попасть по прохожим, которые шли по тротуару. Именно поэтому конные экипажи чаще ехали слева.

Великобританию считают главной «виновницей» «левизны», которая затем повлияла на многие страны мира. Есть версия, что такой порядок на своих дорогах она привнесла из морских правил, то есть на море встречное судно пропускало другое, которое приближалось справа, но эта версия ошибочна, поскольку пропустить судно, приближающееся справа, означает разойтись левыми бортами, то есть согласно правилам правостороннего движения. Именно правостороннее движение принято для расхождения судов, следующих встречными курсами в зоне прямой видимости в море, что зафиксировано в международных правилах. Так что, чем больше углубляешься в историю, тем непонятнее, откуда что взялось.

«Советская» история ПДД начинается в 1920 году, когда был принят декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям» - первые советские систематизированные правила движения. Они устанавливали предельные скорости движения: для легковых автомобилей – 25, для грузовых – 15 верст в час. Не ограничивалась скорость только для пожарных автомобилей. Запрещалась езда по левой стороне дорог и улиц, обгон на узких местах, срезание углов. Это был документ большого государственного значения. Он положил начало организации автомобильного движения в стране. В 1961 году Правила движения по улицам городов и дорогам были введены для всей территории нашей страны. В 1968 году в Вене на международной конференции ООН по дорожному движению были приняты Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах. Исходя из этих документов и с учетом передового отечественного опыта организации дорожного движения, были разработаны новые Правила дорожного движения. Они введены в действие по всей нашей стране с 1 января 1973 года и просуществовали практически без изменений, как я уже говорил выше, до 1 июля 1994 года.

А вот уже с 1 июля 1994 года, даже соблюдая ПДД, можно стать виноватым в ДТП. Это, кстати, доказывает и вот такой текст, который я тоже нашел в интернете: «Рассчитано, что если бы участники дорожного движения 100-процентно соблюдали Правила дорожного движения, количество раненых в ДТП сократилось бы на 27% (±18%), а погибших - на 48% (±30%)». Отсюда вывод, что даже 100-процентное соблюдение Правил дорожного движения не гарантирует даже относительной безопасности участникам дорожного движения.

Ян Пере-Крестный



Архив АВИСвежий номер



Для лихачей - каторга и смертная казнь

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru