16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Сам себе злобный Буратино

Здравствуйте, уважаемые читатели! Великое множество видеозаписей с автомобильных регистраторов, гуляющих по просторам интернета, на которых запечатлены практически идентичные ситуации, говорит нам о том, что зима постепенно сдает свои позиции в пользу весны. Кадры видеороликов один в один повторяют ситуацию: необдуманный обгон - неправильно выбранный скоростной режим – занос - кювет. Это в лучшем случае. В худшем – «встречка» и… «привет родителям». Самое время вспомнить о том, что с наступлением весны дорожное покрытие будет все чаще «радовать» нас разнообразными, непредсказуемо чередующимися сюрпризами. А значит, надо постоянно быть начеку и восстановить в памяти все, что мы когда-то слышали о заносах и, в частности, о самой опасной форме этого явления – ритмическом заносе./h3>

Обратимся за помощью к эксперту автораздела сайта mail.ru Виталию Кабышеву и попробуем пошагово разобраться в причинах, которые приводят к авариям или осложнениям на дороге, а также будем делать соответствующие выводы. На конкретном примере будем заново учиться видеть общую картину с учtтом всех нюансов и подводных камней. Учиться думать за себя и других участников дорожного движения, пытаться прогнозировать и проигрывать в уме все возможные варианты развития событий. А сделаем мы это на примере аварийной ситуации, возникшей на скользкой загородной дороге во время обгона и запечатленной регистратором очевидца. Но поскольку показать ролик я вам не могу, то буду рассказывать. Итак, поехали!

Солнце, небо, весна, темный и вроде бы относительно чистый асфальт... Водитель автомобиля «Шкода Октавия», обгоняя несколько транспортных средств по встречной полосе, допускает ряд критических ошибок и в итоге, «поймав» ритмический занос, улетает с дороги в кювет. Что же привело к такому финалу?

Для справки:

занос - избыточная поворачиваемость автомобиля. Или, другими словами, боковое скольжение задних колес, которое сопровождается вращением автомобиля вокруг вертикальной оси.

Тактические ошибки

1. Водитель совершенно не подозревал, а точнее сказать, даже не задумывался, насколько ненадежное покрытие под колесами его автомобиля. И выяснилось это в самый неподходящий для него момент, когда нужно было экстренно выполнить перестроение со «встречки» в свою полосу. То есть более резко, чем это было до сего момента, изменить траекторию движения. Это, кстати, как отмечает Виталий Кабышев, нарушение пункта ПДД 10.1, в котором указано: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства».

2. Из-за полного непонимания потенциальных опасностей на данном типе покрытия (склонность к раннему боковому скольжению и увеличению тормозного пути), в связи с тем, что тип покрытия вообще не брался в расчет, водитель превысил безопасную скорость.

Собственно, подавляющее большинство из нас именно так и ездят: многие вовсе не знают и не подозревают о пределах сцепных свойств покрытия, по которому едут в данный момент, а если и знают, то почему-то не делают соответствующих поправок в своем управлении автомобилем, и уж тем более не учитывают этих же моментов в отношении автомобилей других участников дорожного движения. В сложных дорожных условиях, когда нужно ехать медленнее, поднимать внимание на максимум и быть готовым к любым неожиданностям, многие продолжают думать и оправдывать свои «заученные» действия: «Осторожность? К черту! Мне же надо быстрее! Со мной ничего не случится». «А че, нормальная скорость! Снижать? Еще чего? Я всегда так езжу!» «Гололед? Подумаешь! Чего это я буду тащиться? Все едут за «90», и я поеду. Я что, не «пацан»?» «Если я поеду тише, все равно это не поможет. Вон они все как летают». Ну или что-то в этом роде, но похожее по смыслу.

Рекомендации следующие: включить голову, освободить ее от этих глупостей, в том числе от понятия «проскочу» или «авось, пронесет». Может и пронесет, но не в этом смысле. Почаще проверять покрытие (например, импульсным нажатием на тормоз на прямом участке дороги без уклона) и, конечно же, выбирать адекватную, соответствующую условиям скорость.

3. Наш «герой» - водитель «Шкоды» - во время длительного обгона слишком долго оставался на полосе встречного движения. И во время сближения со встречным автомобилем в поисках подходящего места для перестроения вправо, что называется, тянул до последнего. Тем самым он сам себя загнал в экстренную ситуацию (знакомо?). Если нет, то можете дальше не читать. Но таких найдется немного. Да и им повторение прописных истин не помешает.

Дефицит времени, быстрое и неминуемое сближение со встречным неизбежно ведет к стрессовому состоянию – испугу и выбросу адреналина. Кто играл в «быстрые шахматы», тот знает, что такое находиться в цейтноте, когда времени на принятие адекватных решений практически нет и вы вынуждены принимать первое попавшееся решение, которое далеко не всегда верное. Большинство из нас в таком состоянии не умеет оставаться с холодной головой и адекватно действовать, время «растягивается», адреналиновая волна электрическим разрядом пробегает по всему телу... Человек судорожно ищет варианты для решения проблемы, а найдя их, немедленно приступает к реализации. То есть в данном случае мы наблюдаем эффект «отдергивания руки от накаляющейся конфорки», когда человек держит руку на горячем «блине» до последнего, а потом, когда совсем нет мочи терпеть, резко отдергивает ее.

4. Доведя ситуацию до критической, водитель вынужденно резко ныряет вправо, прячется между попутной легковушкой и идущим за ней грузовиком. В результате именно это и спровоцировало потерю управляемости.

Технические ошибки

5. Сброс газа и резкое торможение перед перестроением в правую полосу спровоцировали сильное динамическое перераспределение веса – то есть передняя ось легковушки дозагрузилась, а задняя, наоборот, разгрузилась.

6. Последующие резкие повороты руля при перестроении вкупе с перераспределением веса спровоцировали глубокий правый занос. То есть разгруженная задняя часть после двукратной перекладки руля – вправо (перестроение в правую полосу)/влево (прекращение перестроения) – получив импульс, словно маятник, начала скользить вправо. Когда вы едете по пустой дороге прямо, вам же не придет в голову вдруг взять и резко нажать на тормоз, а потом дернуть рулем вправо? Потому что вы прекрасно представляете, что будет. Хотя правильнее будет сказать, что как раз вы совершенно не представляете, что именно произойдет с вашим автомобилем и как он поведет себя после таких ваших, мягко говоря, неумных действий. Но именно это сделал водитель «Шкоды», только не на пустой, а как раз на очень загруженной дороге.

7. Опоздания и невысокая скорость руления не позволили вовремя погасить возникший первый правый занос. Хотя попытки это делать водитель предпринял, но скорее инстинктивно. Здесь сказалось отсутствие моторики, навыков и понимания, которые даются либо многолетним опытом, либо в школах контраварийной подготовки.

Смотрим далее. Пока «Октавия» летит правым боком вперед по произвольной траектории, наперерез минивэну, через встречную полосу, первый правый неуправляемый занос прекращается. Скользившие вбок до этого момента задние колеса восстанавливают сцепление и из-за этого возросшая боковая сила между дорогой и задними колесами бросает заднюю часть чешско-немецкого хэтчбека в куда более глубокий левый занос (а это уже не что иное, как самый что ни на есть развивающийся ритмический занос). «Октавия», будучи уже на встречной обочине, чиркает правым углом переднего бампера встречный минивэн, а затем разворачивается более чем на 180o.

Здесь надо отметить, что система динамической стабилизации в подобных ситуациях существенно увеличивает шансы избежать глубоких скольжений и потери управляемости. Но электроника эффективно бороться со сносами и заносами, выборочно притормаживая нужные колеса, будет только в том случае, если водитель грамотно работает рулевым колесом (потому что система эта работает, сопоставляя массу параметров: скорость вращения колес, боковые ускорения, вращение кузова вокруг вертикальной оси, угол поворота рулевого колеса и т. д). Даже самый современный автомобиль с самыми передовыми электронными системами спасения – это бездумная куча железа и пластика, ESP не способна принять за вас решение, в какую сторону вам нужно ехать и куда вращать руль. Она будет «спать» до тех пор, пока водитель не начнет активные действия рулевым колесом.

8. После разворота «Шкода» теряет изрядную часть скорости, но остается на дороге. Колеса снова восстанавливают сцепление с покрытием, машина продолжает катиться по инерции под углом к проезжей части, но уже задом наперед. И тут-то водителю самое время вспомнить про педаль тормоза (испуг? растерянность? дезориентированность? после пируэтов автомобиля бутылка с водой попала под педаль?), но нет, легковушка, пробивая бруствер, улетает прочь с дороги. В общем, тем, кто был внутри, сильно повезло, они не попали ни под встречных, ни под попутных. Интересно, все в «Шкоде» были пристегнуты? И самое главное, сделал ли водитель выводы из этой ситуации?

Еще отметим здесь и действия водителя автомобиля, с которого снят ролик. Все тактические ошибки, совершенные водителем «Октавии», для водителя «видеорегистратора» тоже справедливы. Но в дополнение ко всему он свое положение ухудшил тем, что слишком рискованно «паровозиком» пошел на обгон за «Шкодой». Мало того, что вслепую (обстановка впереди для него абсолютно не просматривалась), так еще и с недопустимо короткой и опасной для такого покрытия и условий дистанцией.

Иными словами, свою судьбу он полностью «привязал» к действиям водителя «Шкоды», практически доверил свою жизнь совершенно постороннему человеку, то есть действовал на авось, и чуть за это не поплатился. Ему едва-едва хватило времени и места для того чтобы разминуться со встречным минивэном и вернуться в правый ряд, заняв место перед грузовиком. Думаю, вы прекрасно представляете, о чем идет речь.

Отмечу лишь, что перестроение в правый ряд «регик» выполнил существенно плавнее, и это не вызвало каких-либо неприятностей. Конечно, здесь есть еще целая масса факторов, которые по-своему повлияли на исход ситуации, - развесовка по осям, характер динамического перераспределения веса при торможении, фрикционные свойства шин и работа стабилизирующей электроники (если таковая имеется)...

Но! После перестроения и после того, как впереди идущая «Октавия» отправилась в занос, действия водителя машины, с которой велась съемка, были весьма грамотными. Уверенное, но не чрезмерно резкое снижение скорости (покрытие-то скользкое, а сзади тяжелый грузовик с прицепом), уход на обочину подальше от непрогнозируемо двигающейся «Шкоды» и потенциальных столкновений. Что тут скажешь? Молодец! В отличие от водителя «Октавии». Как назвали бы его посетители сайта rusdtp.ru – ССЗБ. Что в переводе на понятный язык означает: «Сам Себе Злобный Буратино».

Ян Пере-Крестный



Архив АВИСвежий номер



Сам себе злобный Буратино

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru