16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Начнем с чистого листа… путевого!

Возможно, для тех, у кого автомобиль в собственности и кто содержит его только за счет собственного бюджета, сегодняшняя тема будет не очень интересна. Но тому, кто пользуется в «интересах» автомобиля не только своими средствами, но и бюджетом предприятия, в котором работает или является собственником, публикуемые далее материалы будут небезынтересны.

Времена ярко выраженного разделения всего автотранспорта на частный и государственный давно канули в Лету, поэтому вопрос «правильного» оформления автомобиля, купленного на организацию, или, наоборот, частного, арендованного фирмой у физлица, стоит очень остро и вызывает массу вопросов как со стороны самих владельцев автотранспорта, так и со стороны органов, контролирующих эту самую «правильность» оформления. Консервативно настроенные бухгалтеры, приверженцы старой системы путевых листов, ни о чем другом и слышать не хотят, чем вызывают некоторое недовольство со стороны тех, кому приходится постоянно эти самые путевые листы выписывать и пользоваться ими. Мне самому неоднократно приходилось сталкиваться с подобной проблемой. Поэтому сегодня хочу поговорить о путевом листе - документе, который нужен, но далеко не каждому водителю.

Традиционно не претендуя на истину в последней инстанции, привлекаю себе в помощь специалистов, консультирующих сайт pddmaster.ru. Посетители этого сайта неоднократно задавались подобными вопросами. Например, в каких случаях нужен путевой лист, обязательно ли выписывать путевой лист ежедневно, какой штраф за отсутствие путевого листа и т. Давайте разбираться…

ПОНЯТИЕ «ПУТЕВОЙ ЛИСТ» В ПДД

В Правилах дорожного движения 2013 года интересующая нас словосочетание «путевой лист» употребляется лишь один раз, в пункте 2.1.1: «Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: …в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, ПУТЕВОЙ ЛИСТ, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов». При этом «установленные случаи» в ПДД не прописаны, а значит, придется поискать их в других нормативных правовых документах.

ДЛЯ ЧЕГО И КОМУ НУЖЕН ПУТЕВОЙ ЛИСТ?

Путевой лист в первую очередь предназначен для бухгалтерии юридических лиц, а также для сотрудников налоговой инспекции. Именно этот первичный документ позволяет учитывать расходы на бензин и вычитать их из налогооблагаемой базы. А также начислять зарплату водителю. Но по сути путевой лист нужен для того, чтобы уменьшить сумму уплачиваемых налогов. Инспектору на дороге абсолютно по барабану ваши взаимоотношения с бухгалтерией и расчеты для налоговой. Но документ, который определяет Ваши «взаимоотношения» с автомобилем, на котором Вы в данный момент едете, он увидеть должен. А этим документом совсем не обязательно должен быть путевой лист. Хотя надо отметить, что в некоторых случаях путевой лист по-прежнему является обязательным.

КОМУ НЕ НУЖЕН ПУТЕВОЙ ЛИСТ?

1. Если автомобиль принадлежит физическому лицу и используется им в собственных целях или передается другому физическому лицу по доверенности, то этот случай мы вообще не рассматриваем. Он из другой оперы.

2. Если автомобиль принадлежит юридическому лицу и для этого юридического лица не имеет значения учет расходов на топливо. То есть предприниматель или владелец компании по каким-то соображениям приобретенный для личных нужд автомобиль «оформил» на фирму. Ситуация эта не выдуманная, рассмотрим ее на примерах.

Пусть автомобиль принадлежит индивидуальному предпринимателю, использующему упрощенную систему налогообложения и выбравшему в качестве налогооблагаемой базы доходы. Говоря простыми словами, налогами облагаются только доходы этого юридического лица, независимо от его расходов. В таком случае не имеет особого смысла заниматься оформлением путевых листов, так как это приведет лишь к дополнительным затратам времени на заполнение бумаг.

В данном случае юридическое лицо может выдать водителю специальную доверенность на управление автомобилем, которую водитель и будет предъявлять сотрудникам ГИБДД вместо путевого листа. Бланк доверенности для юридического лица рассмотрим ниже.

В моей практике был случай, когда в качестве документа, подтверждающего право управления автомобилем, зарегистрированным на юридическое лицо, был договор безвозмездного пользования, который со стороны инспекторов вопросов не вызывал. Однако в дискуссии о правомочности оформления различных документов взамен путевого листа мне выдвинули версию, что коммерческие организации, имеющие своей целью зарабатывание денег, с точки зрения налоговой не имеют права оформлять договоры на безвозмездной основе. Но это с точки зрения налоговой, мы же в данном случае рассматриваем вопрос об оформлении документа, который с точки зрения законности устроит инспектора на дороге и автомобиль у вас не отнимут и не увезут на штрафстоянку. Тем более, ни для кого секрет, что даже путевые листы, которые выписывают водителям в дорогу, в большинстве случаев при подготовке бухгалтерской и налоговой отчетности все равно переписываются заново.

КОГДА ЗАПОЛНЕНИЕ ПУТЕВОГО ЛИСТА ОБЯЗАТЕЛЬНО?

Читаем статью 6 федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Статья 6. Путевые листы.

1. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Обратите внимание на второй пункт статьи. Именно в нем перечислены ситуации, в которых управление транспортными средствами без путевого листа запрещено (перевозка пассажиров и багажа, грузов). Можно ли считать перевозкой пассажиров, когда директор или полномочный сотрудник фирмы возит самого себя? Наверное, нет. Пассажиром водитель не считается.

НА КАКОЙ ПЕРИОД ВЫДАЕТСЯ ПУТЕВОЙ ЛИСТ?

Ежедневное заполнение путевых листов - довольно трудоемкое занятие. Особенно для маленьких организаций, где нет отдельного диспетчера. Кстати, здесь же надо упомянуть и о нюансах с отсутствием в штате медсестры, которая должна осматривать водителей перед выходом в рейс, а также механика, проверяющего и выпускающего автомобили. Поэтому возникает вопрос, можно ли выписывать путевой лист на несколько дней?

Ответ на него мы можем найти в п. 10 приказа Министерства транспорта РФ «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»: «Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца».

ШТРАФ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПУТЕВОГО ЛИСТА

Ну и последний вопрос - штраф за отсутствие путевого листа. Наказание предусмотрено ч. 2 ст. 12.3 КоАП и представляет собой предупреждение или штраф в размере 100 рублей. То есть, если Вы управляете автомобилем в случаях, не подпадающих под действие ст. 6 Федерального Закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», то штраф вам не грозит.

РЕЗЮМИРУЕМ…

Итак, ситуации, в которых может понадобиться доверенность на право управления автомобилем, зарегистрированным на юридическое лицо, мы рассмотрели. Прежде всего, документ может пригодиться юрлицам, которые не хотят заниматься ежедневным и даже ежемесячным заполнением путевых листов. В принципе, доверенность от юридического лица мало чем отличается от обычной доверенности на управление автомобилем. Отличаются они лишь реквизитами доверителя (лица, владеющего ТС) и, конечно, наличием оттиска печати, сопровождающего подпись руководителя организации.

Образец доверенности юридического лица на автомобиль можно легко найти в интернете, в частности, на сайте pddmaster.ru. Обратите внимание: образцы доверенностей от юридического лица и от индивидуального предпринимателя пусть немного, но отличаются.

В принципе, заполнить доверенность по образцу не составит никакого труда, однако я хочу разъяснить некоторые особенности. Доверенность состоит из четырех частей. Первая часть - информация о владельце транспортного средства (юридическом лице). Вторая - информация о доверенном лице. Третья часть - информация об автомобиле. И четвертая - срок выдачи доверенности, подпись представителя юридического лица и место для печати.

Доверенности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отличаются только несколькими пунктами первой части, в остальном они идентичны.

Все что потребуется для составления доверенности, это данные доверителя, доверенного лица и автомобиля, а также несколько минут на заполнение бланка по образцу. И все споры о правомочности тех или иных документов сразу прекратятся.

Единственное, что еще остается уточнить, это вопросы списания ГСМ в вышеуказанных случаях. Не любят наши бухгалтеры, когда им приносят чеки с АЗС, датированные выходными днями или ночными часами, в которые была произведена заправка. По мнению всезнающей налоговой службы, это неурочные часы, и автомобиль мы с вами в такое время заправлять не должны. Раз он у нас так или иначе считается автомобилем служебным, то будьте добры заправлять его тоже в служебное время. А то что у меня заправка возле дома и мне удобно заправлять автомобиль вечером - по пути домой или рано утром перед работой, это в расчет не берется. Налоговая служба требует, чтобы я приехал на работу, а уже потом специально поехал и заправил автомобиль в специально отведенные для этого часы, согласно Трудовому кодексу. То, что это никому не выгодно ни по каким параметрам, никого из тех, кто составлял НК и ТК, не интересует. Потому что так положено…

Однако выход есть. В том же самом Налоговом кодексе статья 264, пп. 11, п. 1: «Организация может учитывать расходы на приобретение ГСМ в составе прочих расходов… если транспортное средство используется в служебных целях». Статья 254 пп. 5 п. 1 «…в составе материальных расходов, если данные расходы связаны с основной деятельностью организации». Далее в соответствии со статьей 252 НК РФ: «расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. …Расходами признаются любые затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода». Теперь осталось доказать, что вся Ваша деятельность направлена именно на это. А значит, кроме оформленных должным образом путевого листа (!!!) и документов, обосновывающих затраты на приобретение ГСМ, для списания расходов на топливо по автотранспорту, который эксплуатируется в «нерабочее» время, то есть в выходные и праздничные дни, нужны документы, подтверждающие необходимость привлечения работника к трудовой деятельности в неурочное, по мнению Налогового Кодекса, время. К таким документам относятся Правила внутреннего распорядка или трудовой договор (ст. 100 ТК РФ), а также приказ о привлечении работника к сверхурочной работе (ст. 99, 113 ТК РФ) и т. д.

Таким образом, в законодательстве не указано, что расходы на приобретение ГСМ организация должна осуществлять именно в рабочее время, и все инсинуации работников налоговых органов по этому поводу не более чем их собственное желание. А это значит, что если организация эксплуатирует транспорт в производственных целях в «нерабочее» время, то затраты на ГСМ можно учесть в составе материальных расходов или в составе прочих расходов в рамках норм расхода топлива при условии документального подтверждения таких расходов.

Уф! Все! Сложно? Ну, кому надо, тот поймет!

Ян Пере-Крестный



Архив АВИСвежий номер



Начнем с чистого листа… путевого!

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru