16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Иллюзии по поводу иллюзий

Иллюзия (лат. illusio - заблуждение, обман) - искаженное восприятие реально существующего объекта или явления, допускающее неоднозначную интерпретацию.

Этой темы наша рубрика однажды уже касалась, но судя по статистике ДТП, а точнее, по статистике причин этих самых ДТП, есть потребность вернуться к ней еще раз.

Находясь за рулем, мы оцениваем условия движения преимущественно визуально. В процессе движения взгляд водителя скачкообразно перебрасывается с одного объекта на другой, как бы выделяя опорные точки, вырисовывающие пространственный коридор, по которому он ведет автомобиль. Естественно, чем выше скорость, тем сложнее с этим справляться. И нетрудно понять, что правильный прогноз дорожных ситуаций невозможен без знаний условий восприятия человеческим мозгом окружающей обстановки и, соответственно, иллюзий, возникающих в процессе этого восприятия.

Именно при управлении автомобилем предметы и явления чаще могут восприниматься в неправильном, искаженном виде. Наиболее часто иллюзии возникают при определении размеров предметов и направления движения, поскольку мы сами находимся в движении. Когда из окна автомобиля мы видим, как трогается в соседнем ряду автомобиль, то возникает иллюзия движения вашего автомобиля. А однажды, находясь в поезде, мы с приятелями наблюдали иллюзию движения столбов, стоящих вдоль железнодорожного полотна, потому что наш поезд тронулся одновременно с поездом на соседних путях в одном направлении и настолько плавно, что мы этого не почувствовали. Можете представить наше состояние, когда мимо окон нашего «стоящего» на станции поезда вдруг начали проплывать столбы!

Причины иллюзий различны. Например, водитель, совершая обгон на большой скорости, воспринимает дорогу уже, чем она есть на самом деле. Правильное восприятие ширины дороги может быть искажено перспективой поворота, на котором дорога кажется значительно более узкой, чем в действительности. Нередко круговые повороты дороги воспринимаются как эллипсы, длина кривых линий, образуемых рельефом, водителю кажется уменьшенной, а крутизна поворотов - увеличенной. Относительно пологие подъемы за длинными спусками воспринимаются более крутыми. При определенном угле освещения сухое асфальтированное покрытие кажется мокрым. Когда головные фары автомобиля светят слишком низко, создается впечатление движения автомобиля по спуску, и наоборот. Двухъярусные габаритные фонари на автобусах создают впечатление, что на дороге находится не один, а два автомобиля, и дорога идет вверх.

На крутых спусках ухудшается пространственное зрение, а если спуск происходит на повороте дороги, которая кажется в перспективе сужающейся, то это ведет и к тому, что водитель начинает прижиматься к осевой линии дороги. То же самое происходит на дорогах с отбойниками по обеим сторонам. Создается реальная опасность столкновения с выходящим из-за поворота автомобилем. Имеются данные, что на уклонах дороги в 6% безопасность движения снижается вдвое, а если на таком уклоне есть еще поворот, она падает в 5-6 раз. Это обязательно надо учитывать, чтобы различать реальные сужения дороги (например, ремонт) и мнимые, воспринимаемые водителем в силу некоторых индивидуальных особенностей организма, и даже его характера.

К примеру, на мосту ширина проезжей части может быть равной остальным участкам, однако из-за особенностей восприятия водители фактически чувствуют себя здесь более стесненными. Аналогичный эффект возникает на участках с высокими ограждениями, бордюрами и т. п., от которых водитель удаляет автомобиль тем больше, чем выше ограждение и скорость движения. У начинающих и неуверенных, а также уставших водителей такое восприятие усиливается.

Следует также учитывать, что человеческий глаз оценивает ширину дороги в зависимости от высоты расположенных рядом с ней вертикальных сооружений по отношению к проезжей части. В результате одна и та же ширина дороги может восприниматься водителем как разная.

Установлено, что движение автомобилей с темной окраской кажется более медленным, а расстояние до них - меньшим, чем в действительности. Именно этим объясняется, что автомобили темных цветов значительно чаще попадают в аварии. Предрасполагающими условиями для возникновения иллюзий являются неуверенность, страх, сомнение, и вызванное ими ослабление внимания. Обязательно скажется на этом утомление, неправильная посадка и, конечно же, состояние алкогольного опьянения.

К основным мерам борьбы с иллюзиями специалисты относят: правильный режим труда и отдыха, знание водителями характера и причин возникающих у них иллюзий, выработку прочных навыков управления автомобилем и повышение уверенности в себе, знание качества своего внимания и правильное его распределение.

В психологических экспериментах установлено, что на оценку скорости движения отдельных объектов влияют их размеры. Те объекты, которые имеют большой размер, кажутся движущимися медленнее, чем фактически, а объекты меньшего размера - наоборот. Когда люди со стороны оценивают скорость движения одиночного мотоцикла, то она ими завышается, а фуры - занижается.

Большая часть наших иллюзий возникает из кино. В телесериале «Дальнобойщики» дорога всегда пустая и ровная, обочина – широкая, на улице – вечное лето, а машина ни разу не ломается. Но реальные дальнобойщики и те, кто ездит много и часто, знают, что существует другая жизнь, которая называется «трасса». Здесь свои законы и своя особая аура. И когда трасса наполняется людьми, в кои-то веки отважившимися на единственный поход за впечатлениями или за экономией (если втроем, то получается дешевле поезда), многострадальные М2, М4, М5, М7, М10 начинают ломиться от широчайшего спектра регионов на номерных знаках. И… в результате в интернете появляется огромное число видеороликов с кадрами жутких аварий. Среди которых очень много бессмысленных, глупых катастроф! Когда в голове только один вопрос: «Ну почему?!» Это же элементарно – почему ты все сделал не так? Но назад не вернуть – трасса жестко требует соблюдения своих законов, простых и логичных.

Кто-то скажет: при чем тут какие-то законы, когда есть ПДД? Но наша загадочная русская душа, как выразился на форуме один дальнобойщик, «поселена Богом в страну чудес»… Прямой, как стрела, участок между Заинском и Челнами: висит знак «40», зона действия что-то около полутора километров. Никто не знает, зачем он тут висит – даже татарская ГИБДД не знает… И нарушают здесь все, потому что знак выглядит глупо, а мы – умные: подчиняться дурацким требованиям не будем. А поскольку таких ляпов полно, то нарушаем уже сознательно - раз, другой, третий… Не замечаем, что обгон запрещен, игнорируем «сплошную» в закрытом повороте… На «140» обходим идущего «120», который сам уже объезжает двух коров – а на «встречке» видим брошенную тележку от трактора… Смешно? А вот моему приятелю смешно не было: сам чудом уцелел, а машина – в хлам… И не пугаю я никого – сам «40» никогда там не ехал. Просто запомните: грань разумного уже стерта… И уходит педаль газа все глубже «в пол» – вдруг велосипедисты засмеют?

Хорошо. Вернемся к ПДД. Пункт «Обгон», о котором можно говорить бесконечно, потому что он - главная причина смерти и увечий на трассе. Но не просто обгон, а неграмотный обгон! Вот здесь и возникает самое большое количество иллюзий. Успею, проскочу, хватит места, меня правильно поймут и т. д. На сайте rusdtp.ru иногда проводится соцопрос на тему: «Что надо делать, чтобы было меньше аварий»? И более половины респондентов отвечают, что надо соблюдать ПДД. Я категорически не согласен с этим. Точнее, я считаю, что просто соблюдать ПДД недостаточно!

Надо уметь прогнозировать дорожную ситуацию, чтобы не попасть в ДТП, или выйти из него с минимальными потерями. Поэтому я в этом опросе голосую за пункт «Надо чаще смотреть видеоролики rusdtp.ru». Большинство аварий типичны, будто дубли одного и того же кадра кино. И когда на экране видишь, как развиваются события, предугадать их потом на дороге в подобной ситуации нетрудно.

Специалистам, исследующим поведение водителей, известен синдром «эйфории первого года вождения». Каждый опытный водитель это знает. Кажется, что ты - самый ловкий и умелый, машина под тобой – самая мощная, а ДТП – ну никак не про тебя. Пассажиры в таких машинах сидят с белыми, а то и серыми лицами. Амбиции, показуха, самодовольство – типичные проявления непрофессионализма. Потому что обгон существует всего лишь для поддержания выбранного скоростного режима – и никаких эмоций по отношению к обгоняемому «драндулету» и, тем более, к симпатичной пассажирке вашего авто относить не должен!

Обгон должен быть подготовлен и просчитан – у опытного водителя на это уходят доли секунды. «Чайники» обычно долго висят на хвосте и никак не могут решиться. Но, лучше уж так, чем бесшабашно «давить на гашетку». Есть несложное упражнение, но многим удается освоить его далеко не сразу. Заметив встречную машину, попытайтесь угадать место на дороге, где вы с ней разъедетесь. Следующая ступень мастерства – определение точки, где вы догоните машину, идущую впереди. При планировании обгонов такой тренинг очень вам поможет. Если есть хоть малейшее сомнение или неуверенность в успехе – откажитесь от обгона! И категорически забудьте про обгоны в «закрытых» поворотах! То же можно сказать про обгоны на подъемах и перед спусками: всегда существует опасность не разглядеть небольшую ложбинку. Иногда спуск и спуском-то не назовешь, а здесь умещается встречная машина по самую крышу! Запомните золотое правило: если встречной машины не видно, это не значит, что ее нет! А в снег, гололед и при сильном дожде не обгоняйте в крутых поворотах, даже если они хорошо просматриваются – это может закончиться кульбитом в кювет.

Начинайте готовить обгон заранее. Метров за 80–100 выдвиньтесь на осевую и оцените обстановку впереди. Путь свободен – обгоняйте, не снижая скорости. Есть встречная – вернитесь на свою полосу и двигайтесь за обгоняемым на расстоянии 30–40 метров, чтобы после разъезда со встречной снова можно было безопасно выйти на осевую и осмотреться.

Не приближайтесь к обгоняемому вплотную, иначе придется «вываливаться» в неизвестность. Если обгоняете вслед за машиной, идущей впереди вас, то выберите положение на шоссе таким, чтобы в просвет видеть встречную полосу – контроль над ней должен быть полным!

Кстати, специально для тех, кто любит на обгонах пристраиваться за long vehicle, то есть за чем-то длинным. Дескать, пока автопоезд вернет свое «туловище» на место, успеем спрятаться за ним. Допустим, а вдруг он испугается чего-то и начнет тормозить? Ваш обгон закончится под его противоподкатным брусом.

Есть такой спорный прием – при обгоне, когда разъезжаешься со встречным впритирку, включают чуть раньше правый поворотник, чтобы тот успокоился. Однако специалисты с этим категорически не согласны! Это можно делать только тогда, когда разъезд безопасен, но встречный уже волнуется и мигает «дальним». А когда разъезжаешься «на грани» - ну неправильно оценил скорость и расстояние до встречного, - то лучше самому мигнуть фарами, чтобы встречный притормозил, пропуская тебя.

И, наконец, главное правило – всегда заканчивайте начатый обгон! Не уверен – не начинай, начал – иди до конца! Ни обгоняемый, ни встречный не хотят быть участниками аварии. Посигнальте – притормозят, пропустят. Никто не хочет попадать в аварию. А теперь представьте, что вы начали метаться, дойдя до середины фуры, начинаете тормозить, и обгоняемый без лишних просьб тоже замедляется, помогая быстрее его опередить… А встречный тупо надеется до последнего, что ты успеешь. Итог – гора трупов и рваной жести.

И еще. Специалисты рекомендуют: никогда, даже уворачиваясь от лобового удара, не съезжайте на левую обочину! Психологически это тяжело – ведь справа у тебя обгоняемый. Но стоит только свернуть налево, и удар со встречным произойдет именно там! Роликов с такими авариями я видел множество. Ваша обочина – только правая, левую оставьте встречному! Жмитесь к обгоняемому ближе, сигнальте! Лучше ободрать бока, чем лоб в лоб. Кстати, когда на вас по «встречке» мчится такой дебил, а по-другому его не назовешь, опытные водители советуют перед уходом на обочину включить правый поворотник. Это должно помочь ему сориентироваться и предостеречь от выезда на вашу обочину. И вообще – старайтесь вести себя так, чтобы водители остальных машин понимали вас правильно. Но лучше, конечно, не попадать в такие передряги. Черные кресты вдоль трассы очень дисциплинируют. В помещении одного поста ДПС однажды попался на глаза плакатик: «Обгон на подъеме – преступление!» Банально, но правильно: преступление – и никак иначе.

На сегодня достаточно. Напоследок жизненная дорожная поговорка: «Вышел на обгон на мост, будь любезен на погост».

Ян Пере-Крестный



Архив АВИСвежий номер



Иллюзии по поводу иллюзий

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru