16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Февраль - кривые дороги

Да-да, именно так гласит поговорка. И именно в самый разгар зимы важно быть особенно аккуратными водителями. Потому что середина зимы коварна еще и тем, что многие водители начинают считать, что научились ездить «по-зимнему». А как говорят специалисты, самая главная опасность – это уверенность в собственной безопасности.

Те, кто считает, что по сравнению с ними Владимир Чагин и Михаэль Шумахер – это выпускники начальных классов автошколы, могут сразу пропустить эту статью. А для тех, кто смотрит на окружающую действительность более реалистично, продолжу. После просмотра очередной подборки видеороликов о зимних ДТП вспомнилась душевная песенка из советского фильма «Серебряное ревю». Песенка про лед. Помните?

…Лед, лед, лед сверкает, серебрится.

Лед, лед, лед не знает компромисса,

Лед, лед, лед сразу даст ответ,

Можешь ты хоть что-нибудь или нет».

Новый смысл этой песенки в переложении на нашу дорожную ситуацию заставляет пересмотреть все свои прежние взгляды на собственные навыки, точнее, на ту иллюзию по поводу этих самых навыков, которая была раньше. Во всяком случае, все участники просмотренных видеороликов, уверен, сейчас думают именно так. Даже самое небольшое превышение скорости может привести к заносу автомобиля. Рано или поздно мы обязательно попадем в ситуацию, когда сцепление машины с дорогой будет на секунды потеряно. А этого вполне достаточно, чтобы ситуация вышла из-под контроля. Еще хуже, когда в эту ситуацию вы попали не по своей вине, и вам, кроме того, что надо вернуть свой автомобиль под контроль, еще надо суметь увернуться от виновника (или виновников) этого бедлама в который вы попали. А это значит, что вариантов у вас немного, а место и время для возможных действий крайне ограничены. Главная задача в этой ситуации – не паниковать.

Запомните основное правило: если машина вошла в занос, не надо поддаваться инстинкту и изо всех сил давить на тормоз: вы окончательно потеряете управление и машину просто развернет. Тем более ни в коем случае нельзя выжимать сцепление, если у вас авто с механической коробкой передач. Специалисты единодушны: выходить из заноса нужно только посредством руления и газа, плавно работая тем и другим. То, что руль нужно поворачивать в сторону заноса – мы уже давно все знаем. То есть если вы чувствуете, что заднюю часть автомобиля занесло вправо, плавно поворачивайте руль вправо. И наоборот. Траектория авто выровняется. Главное - не делать лишних движений. В случае если вы «недокрутите» руль, машина будет продолжать оставаться в заносе, а если «перекрутите», то она начнет обратное движение, и войдет в так называемый ритмический занос. То есть ее раскачает, как маятник, и куда она дальше двинется, одному богу известно.

Все автомобили можно разделить на две категории: оснащенные системой стабилизации курсовой устойчивости и не оснащенные. ABS, безусловно, способствует более эффективному торможению на скользкой дороге, но стабилизатор курсовой устойчивости не даст вам набирать скорость в случае, если надежное сцепление колес автомобиля с дорогой потеряно. Хотя водители старшего поколения, и я в том числе, придерживаются мнения, что вся эта новомодная электроника скорее мешает безопасному вождению, а не помогает. Опытный водитель лучше справится с заносом самостоятельно. Не буду утверждать, что без нее совсем уж хорошо. Но то, что полагаться на нее целиком и полностью глупо – это к гадалке не ходить.

Даже являясь обладателем дорогой иномарки, оснащенной всеми возможными системами безопасности, нельзя игнорировать простые законы физики. Да, компьютерные системы автомобиля не дадут вам разогнаться на скользкой дороге, но вот остановить «летящий» авто они не в силах. Еще одно правило - не переоценивать возможности «нафаршированного» автомобиля и помнить, что зимний скоростной режим должен отличаться от летнего минимум на 30 процентов в меньшую сторону. Электроника поможет вам на дороге с однородным покрытием. Постоянная «каша», «гольный лед» или накат по всей дороге – да, электроника справится, если вы будете придерживаться разумной скорости. Но такое у нас бывает крайне редко, если только вы не катаетесь по ледяной глади какого-нибудь озера. А на дорогах у нас весь этот набор «дорожных опций» чередуется в самом хаотичном порядке, перемежаясь участками с чистым асфальтом. В таких условиях электроника просто не успевает адекватно реагировать и отдавать автомобилю соответствующие команды на изменение режимов движения. А значит, команды могут быть попросту неправильные.

Это должны учитывать и делать вы. А поскольку скорость вашей реакции с реакцией электроники не идет ни в какое сравнение, то и скорость автомобиля должна быть, сами понимаете, какая. Как говорят специалисты, если у вас сработала система АБС, значит, с началом торможения вы уже опоздали.

Поэтому, как говорил незабвенный Аркадий Райкин, «забудьте все, чему вас учили в автошколе, идите на автодром и учитесь снова». Ну или хотя бы на достаточно широкий и ровный участок дороги. Для начала неплохо убедиться в том, что на несколько десятков метров вокруг нет никаких препятствий, а поверхность для скольжения машины абсолютно ровная. Даже маленький бугорок на дороге может явиться причиной повреждений или потери управляемости автомобиля. А удар о скрытый под снегом бордюр при таких виражах встанет вам, в лучшем случае, в стоимость ремонта вырванного колеса, а в худшем – переворота автомобиля. И если вы не передумали и почувствовать себя каскадером все еще хочется, то не забудьте перед осуществлением виражей отключить систему стабилизации курсовой устойчивости: она не даст вам ощутить управляемый занос при небольших скоростях.

Автомобили отечественного производства и некоторые бюджетные иномарки не оснащены никакими системами безопасности. Основной закон зимнего вождения, в общем, для всех один – не превышайте скорость! Она должна быть ровно такой, чтобы вы чувствовали, что машина не «гуляет» по дороге, а слушается рулевого колеса. Напомню также сказанное и написанное уже много раз: не пренебрегайте заменой летней резины на зимнюю, это не экономия, а халатность.

Проведите эксперимент: найдите безопасное место с обледенелым покрытием и погоняйте на нем в разных скоростных режимах. Это даст огромный опыт и понимание не только того, как ваш автомобиль ведет себя на скользкой дороге, но и того, насколько вы в состоянии его контролировать. Очень важно обязательно проделать такой эксперимент, если вы начинающий водитель, а также если приобрели новую машину, так как в зависимости от привода, веса и наличия электронных систем автомобили ведут себя на дороге очень по-разному.

Попалась мне как-то на глаза статья про зимнее вождение, где был задан вопрос в шекспировском стиле: «Быть или не быть?» - «Занесет – не занесет?» Ответ однозначен: конечно, занесет! Даже если вы аккуратист от рождения, ни разу не поскользнуться на льду просто невозможно.

Движение по снегу или льду, а тем более по льду, занесенному снегом – тот еще аттракцион! Попробуйте, тормозните. Занесло? Скользко? Что делать? Правильно. Быстро вращаем руль в сторону заноса! Да ну не так же, уже опоздали. Сам сколько лет за рулем и в различных гонках, в том числе зимних и по льду участвовал, но зимой предпочитаю ехать «крадучись», осторожно. Как сказал однажды Чак Норрис, когда у него спросили, как он поведет себя при встрече с хулиганами в реальных ситуациях на улице: «Если мне покажут нож и скажут «давай деньги», я просто отдам кошелек». И вам советую поступать так же, особенно если это ваш первый зимний сезон за рулем.

Итак, что же делать, когда занесло? Послушаем специалистов.

УЧИТЕСЬ ПРОВОЦИРОВАТЬ

Как мы уже говорили, ваша первая инстинктивная реакция на скольжение – торможение. Вот с нее и начнем. Только наоборот. Провоцируем скольжение торможением. Разумеется, пробовать дорогу надо на небольшой скорости и так, чтобы не создать помех едущим сзади.

Слышите шипение шин, а замедления не чувствуется? Значит, под колесами лед. Чтобы автомобиль на таком скользком покрытии не вышел из-под контроля, вести его надо очень аккуратно, максимально снизив скорость, как рекомендуют правила дорожного движения и учебники по вождению.

Но неужели в арсенале водителя только это? Безусловно, точных рекомендаций, на каком покрытии и для какого транспортного средства какая скорость окажется безопасной, просто не существует! Чтобы не допустить опасного вальсирования на льду, нужно уметь прерывать его «на первых тактах». А для этого – вначале научиться моделировать скольжение шин, то есть искусственно вызывать занос или снос. Да, да! Если вы уверенно их провоцируете, то сможете столь же уверенно прекратить. И это умение не дано водителям свыше, его развивают тренировками – разумеется, на закрытой площадке. Вся сложность в том, что скользят автомобили по-разному.

КАЖДОМУ СКОЛЬЖЕНИЮ – СВОЕ РУЛЕНИЕ

Определимся с терминологией: снос – это скольжение передней оси, а занос – задней. Чтобы их усмирить, нужно действовать по четкому алгоритму, в соответствии с типом привода данного автомобиля. Но в любом случае, если вы хотите прекратить занос или уменьшить его угол, – быстро, но не резко поверните руль в сторону заноса и тут же возвратите его в положение «прямо». Если одного движения рулем мало, еще раз повторите его, но уже с меньшим углом. Главное – не дожидаться ответной реакции автомобиля, иначе упустите время, и он войдет в ритмический занос. Это и есть самая распространенная ошибка – когда водитель, почувствовав скольжение задней оси, медленно поворачивает руль в сторону заноса и ждет.

Еще пример: водитель резко на большой угол крутанул руль, скажем, влево, и тут же правое переднее колесо получило дополнительную нагрузку. А при увеличении нагрузки на шину ее сцепление с дорогой сначала растет, а затем внезапно падает до нуля, особенно на снегу или льду. Вот машина и заскользила прочь с дороги, не слушаясь вывернутых передних колес. Это уже типичный снос. Понятно, почему так получается?

Водитель не смог найти с автомобилем общего языка и потребовал того, что он не в силах выполнить на скользком покрытии. Часто это случается из-за того, что, выполняя какие-то действия, мы просто не представляем, что же на самом деле происходит. Куда смотрят колеса и куда при этом должен двигаться автомобиль. Делаем вывод: выезжать на зимнюю дорогу, покрытую льдом, лучше после целого цикла тренировок на закрытой площадке.

А на распространенный вопрос, какой автомобиль безопаснее в гололед – с передним или задним приводом, ответ предельно прост. На зимней дороге наиболее безопасным окажется автомобиль с любым типом привода – при условии, что им управляет водитель, умеющий провоцировать занос и снос осей. А может, все-таки водитель, умеющий прекращать скольжение? Справедливо! Но, все же если вы научитесь намеренно переводить машину в скольжение, то и возникшее внезапно почувствуете на мгновение раньше. И это очень важно, поскольку даст вам возможность действовать на опережение, то есть реагировать заблаговременно.

РЕАГИРУЙТЕ ЗАРАНЕЕ

Попробую доказать это образно, на отвлеченном примере. Возьмите обычный стул и попробуйте балансировать им, поставив одну из его ножек на ладонь. Если станете ждать, пока стул сильно накренится, и резким движением в ту же сторону попытаетесь восстановить равновесие – вытянутой руки может и не хватить. Теперь несколько быстрых шагов в ту сторону, куда кренится стул! Не успели? А теперь попробуем по-другому. Делайте ладонью частые движения с маленькой амплитудой. Стул и не думает заваливаться в сторону. Верно! Вы заранее парируете его желание упасть, упреждаете развитие ситуации – то есть держите ее под контролем. Точно так же, с опережением, следует действовать водителю и в экстремальных ситуациях на скользком покрытии. Попробуйте, не пожалеете!

И еще несколько советов по езде в зимних условиях. Они известны, но напомнить о них лишний раз не помешает:

При потеплении светлые участки обледенелой дороги надежнее.

Подморозило - более надежными будут участки, лишенные снега.

Особенно опасно на мостах, перекрестках, крутых подъемах, - то есть в местах, где образуется наледь. Остановки автобусов и троллейбусов. От частого торможения здесь образуется настоящий каток. Заблаговременно снижайте скорость, не надейтесь на тормоза.

У перекрестков и пешеходных переходов обязательно вспомните, что недисциплинированный пешеход представляет собой основную опасность. А на льду он так же плохо контролирует свое тело, как вы – автомобиль.

Не очень доверяйте песку, рассыпанному по льду и снегу. Песок эффективен лишь в том случае, когда он вмерзает в снег или лед. В противном случае он приносит больше вреда, так как вводит водителя в заблуждение.

При сильных морозах снег, занесенный автомобилями в тоннель, часто превращается в ледяную корку. Поэтому нелишне, подъезжая к тоннелю, плавно снизить скорость.

Обильный снег на дорогах набивается под крылья, образует наросты, которые, в свою очередь, резко снижают маневренность колес.

Дистанция должна быть в два-три раза большей, чем в летнее время, так как зимой даже молниеносная реакция оказывается недостаточной. И постарайтесь забыть о езде с выключенной передачей, выжатым сцеплением и тем более выключенным двигателем.

Зимнее утро, метель. Стекла автомобиля покрыты изморозью и снегом. Запустив двигатель, для правильной вентиляции слегка приоткройте одно из стекол. После нескольких минут работы двигателя на различных режимах в салоне кузова начнет циркулировать теплый воздух и стекла отогреются.

Перед поездкой проверьте работу стеклоочистителя, осветительной и сигнальной аппаратуры, а также тормозов.

На сегодня достаточно. Напоследок жизненное наблюдение: параллельная парковка - это когда ты припарковался и тебе совершенно параллельно, куда встанут остальные.

Ян Пере-Крестный



Архив АВИСвежий номер



Февраль - кривые дороги

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru