16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

«Ремни безопасности? А что это?»

А действительно, что такое ремень безопасности и для чего он нужен? Этот вопрос пришел мне на ум, когда в очередной раз пассажиры, садясь в мой автомобиль, спросили: «Пристегиваться обязательно?» Получается так, что пассажир автомобиля на первое место ставит не свою безопасность, а безопасность денег водителя. А это, в свою очередь, говорит о том, что он свою собственную жизнь ценит дешевле, чем штраф за непристегнутый ремень.

Что ж мы так себя не любим? Или в глазах пассажира ремень – это всего лишь капроновая лента? Но на счету этой «капроновой ленточки» миллионы спасенных жизней. Кстати, в автомобиль она пришла прямиком из авиации еще в начале прошлого века. Для справки: лента ремня безопасности, сплетенная из волокон полиэстра, выдерживает более трех тонн. Примерно столько весит средний слон, два автомобиля гольф-класса и… пристегнутый 80-килограммовый водитель легковушки, которая сталкивается с неподвижным препятствием на скорости 80 км/ч. Чтобы не травмировать тело – не сломать грудную клетку и снизить величину замедления, лента при чрезмерном усилии начинает вытягиваться, амортизируя нагрузку. Именно поэтому после аварии ремни надо обязательно менять. Автораздел на Майл.ру рассказывает нам, что еще в 1903 году французский ученый и изобретатель Густав Дези Лебе предложил конструкцию пятиточечного ремня безопасности, состоящего из поясной и двух пересекающихся на груди диагональных лямок. Но идея поддержки не встретила – водители и пассажиры не хотели, чтобы их сажали на «привязь», да и сам процесс пристегивания доставлял кучу неудобств и отнимал немало времени. О ремнях вспомнили лишь спустя полвека, когда стала расти скорость, а вместе с ней и количество смертельных случаев в дорожных происшествиях. Только в 50-х годах прошлого века это удерживающее устройство стали устанавливать на автомобили сначала как дополнительное оборудование, а потом и штатно. Вариантов пристегивания и крепления лямок изобрели несколько десятков, хотя многие из них по разным причинам не прижились. Порой конструкция оказывалась излишне мудреной или пользоваться ремнями было неудобно, а некоторые и вовсе неэффективно выполняли свои функции. Так, например, поясные ремни при ударе надежно фиксируют нижнюю часть тела в кресле, но позвоночник испытывает повышенные изгибные нагрузки, а голова «встречается» с панелью приборов, рулем и прочими элементами интерьера. Диагональные ремни, популярные на американских моделях 60-х годов, – наоборот, удерживают тело выше пояса, но не препятствуют «подныриванию» человека под лямку во время аварии, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В конце 1950-х годов шведский инженер Нильс Ивар Болин, перешедший в компанию Volvo из авиационного подразделения фирмы SAAB, где он занимался удерживающими системами для катапультирующих установок, предложил трехточечные ремни. Они состояли из поясной и диагональной лямок и единственного замка рядом с бедром водителя. Все три точки креплений к элементам автомобиля монтировались статически. После тщательных испытаний новинка в 1959 году дебютировала на моделях Volvo PV 544 и P 120 Amazon и быстро доказала свое превосходство над прочими схемами. Уже через пару лет ими стали оснащать все автомобили шведской фирмы, а прочие производители могли приобрести бесплатную лицензию на производство и установку на свои машины таких удерживающих систем. Но при всех достоинствах у этих трехточечных ремней был один существенный недостаток. Максимально эффективно они работали, лишь будучи правильно отрегулированы. И так как с этим типом ремней еще можно встретиться на старых моделях, запомните простой метод проверки: зазор между грудью и лентой должен быть не более двух пальцев. Многие по незнанию или из-за дискомфорта (все-таки правильнее, когда ремень затянут довольно туго) распускают «удавки». В этом случае при столкновении тело успевает развить нешуточное ускорение, прежде чем, резко упершись, повисает на спасительных лямках. В результате тело испытывает повышенные нагрузки, не исключены контакты с деталями интерьера. В общем, последствия неправильной регулировки могут быть совсем нерадостными.

ИНЕРЦИОННЫЕ РЕМНИ

В 70-е годы конструкцию трехточечного ремня усовершенствовали – вместо статических стали устанавливать инерционные. Основное отличие: вместо регулировочных пряжек нужную длину ленты автоматически отмеряет инерционная катушка. Все, что требуется от пристегивающегося, - вытянуть ремень и защелкнуть замок, а излишки сами намотаются обратно на бобину. А если авария? Тело человека при ударе подается вперед, лента, натягиваясь, начинает разматывать катушку, но маятниковый или шариковый механизм, установленный в катушке, под действием центробежных сил мгновенно зафиксирует ее и не даст ленте разматываться дальше. Этот эффект вы наверняка не раз испытывали, резко дергая за лямку. На наших отечественных машинах инерционный механизм, как правило, срабатывал именно тогда, когда надо было нагнуться к бардачку или дотянуться до противоположной дверцы. А стоило его отстегнуть, как он, резко сматываясь, больно бил по подбородку застежкой. Еще одно преимущество инерционных ремней в том, что блокировка срабатывает не только при резком вытягивании лямки, катушка также фиксируется при критических кренах и при ускорениях автомобиля 0,5-0,7 g в любом из направлений. Таким образом, седоки фиксируются на своих местах не только при ударе, но и в случаях, когда автомобиль интенсивно замедляется или с большими боковыми ускорениями проходит вираж. Фиксатор также срабатывает при кренах и на начальных стадиях опрокидывания. Инерционные ремни совершили маленькую революцию, здорово поправив статистику. Из-за того что пользоваться ими оказалось намного удобнее – поскольку регулировать их не надо, число пристегивающихся водителей и пассажиров выросло почти вдвое. А вместе с этими показателями в разы уменьшилось число серьезно пострадавших в результате ДТП. Но у инерционных ремней наряду с достоинствами есть и недостатки. Они почти не сковывают сидящих, действуют уже по факту и с некоторым запозданием – при аварии такая «свобода» приводит к ощутимым перегрузкам и тяжким последствиям. Посудите сами: человек, сидя в кресле, может менять позу, наклониться вперед или в сторону. К тому же зимняя одежда с толстыми подкладками увеличивает тот самый «зазор» между телом и лямкой. Да и по комплекции люди разные. Тучный человек в более проигрышной ситуации, поскольку жировая прослойка способствует небольшой, но потере времени. Инженерам вновь пришлось ломать голову, чтобы исправить этот недочет. Плодом поисков стало новое устройство, быстро устраняющее при ударе слабину ремня и тем самым снижающее опасные ускорения при столкновении.

ПИРОТЕХНИКА

Существуют несколько вариантов разных по концепции и конструкции преднатяжителей, но принцип действия у всех одинаковый. Например, привод подкручивает катушку, которая, в свою очередь, затягивает ремень безопасности, а иногда подтягивает замок, воздействуя одновременно на обе ветви ремня. В среднем лямки «укорачиваются» на 100-150 мм – этого достаточно, чтобы устранить опасный зазор между ремнем и грудной клеткой. А что приводит механизм в движение? Ведь счет идет на сотые доли секунды. Поможет микровзрыв, и устроит его пиропатрон, который задействуется при помощи электродетонатора. Датчики системы управления распознают вектор и силу удара, передают сигнал на блок управления и «поджигают» заряд. Энергия расширяющихся газов, высвобождающаяся в результате химической реакции, как раз и толкает привод преднатяжителя. Как рассказал один мой приятель, побывавший в лобовой аварии: «Нас спасло то, что перед тем как мы вылетели на «встречку», нам в зад въехала другая машина, и от этого удара нас вжало в кресла, и ремни безопасности дополнительно подтянулись, что, в свою очередь, очень помогло в момент лобового удара второго столкновения» При очень сильных ударах (например, при высоких встречных скоростях во время лобовых столкновений), ограничитель усилия способен настолько сильно «стравить» ремень, что водитель и пассажир даже через сработавшие подушки безопасности могут «достать» до руля и передней панели. Вспомните печальный пример с погибшими в Citroen С3 женщинами во время громкой аварии на Ленинском. Как говорится, у всего есть предел – и у человеческого организма, и у систем спасения. Так что, как бы это банально не звучало, но пристегиваться – это жизненно важно. Подушки безопасности эффективны только в том случае, если вы будете пристегнуты.

ДЛЯ ЧЕГО ВООБЩЕ НУЖНО ПРИСТЕГИВАТЬСЯ

Статистика говорит, что применение ремней безопасности уменьшает риск гибели и тяжелых травм при фронтальном столкновении в 2-2,5 раза, при боковом - в 1,8 раза, а при опрокидывании - аж в 5 раз! Во время и после удара крайне необходимо, чтобы тело было зафиксировано на месте. Зачем? Чтобы предотвратить произвольные перемещения седоков по салону. «Прилететь» со всего маха головой в стекло, переломать руки и ноги об элементы интерьера, наткнувшись по пути глазом на рычаг коробки передач или стеклоочистителя, – малорадостная перспектива. Другой мой приятель, рассказывая о своей аварии, в которой его машина сделала несколько кувырков через крышу, поведал о том, что первая его фраза, обращенная к переднему непристегнутому пассажиру, полетавшему по салону во время кульбитов и оказавшемуся, в конце концов, на заднем сиденье, звучала так: «Я ж тебе говорил, пристегнись! Вот теперь бардачок сломал!» Кстати, вместе с бардачком тот пассажир сломал еще и позвоночник. Хотите при опрокидывании вылететь из бокового разбитого окна и быть раздавленным собственным автомобилем? Не пристегивайтесь! А ведь таких аварий ежедневно происходят сотни! Кстати, неофициальная статистика подтверждает: непристегнутые пассажиры на переднем сиденье частенько разбивают лбы и ломают носы о переднюю панель, когда водитель резко бьет по педали тормоза. Будучи зафиксированным и плотно прижатым ремнем к «обволакивающему» креслу, имеющему боковую поддержку, тело находится в бережливых тисках. Водитель при резком маневре или после удара с хорошо затянутым ремнем имеет возможность управлять автомобилем и бороться с ситуацией до последнего, с рабочего места его уже ничто не выбьет. Как бы ни крутило, ни било, ни переворачивало автомобиль на дороге или вне ее, сиденье и ремень удерживают тело в максимально защищенном положении вдали от крыши, стоек кузова, передней панели. Яркий пример – автогонщики! Соответственно, пристегнутый человек, замедляясь заодно с кузовом автомобиля, останавливается более плавно. При этом нагрузки тела на себя принимают широкие лямки ремня – вес распределяется по большой площади поверхности, ведь с ремнем контактируют грудная клетка, ключица, таз и отчасти бедра. Если человек не пристегнулся, он, ударяясь об элементы интерьера, испытывает куда бОльшие перегрузки, нежели пристегнутый. Ведь пока автомобиль деформировался и гасил скорость удара, человек свободно летел вперед. Вот и «встречается» тело с частями салона жестко, когда автомобиль уже неподвижен. «Прилететь» головой в лобовое стекло – смертельно опасно. Почему, могу рассказать подробно с цифрами и результатами краш-тестов. Но пока поверьте на слово. Надеяться на подушки, будучи отстегнутым, бесполезно! Тело при ударе, как правило, пролетает над ними. «Аэрбеги» эффективны только в ограниченном «кокпите», в пределах которого седоков удерживает ремень. Мало того, часто подушка, выстреливающая навстречу незафиксированному телу, может даже навредить. Так что банальная, на первый взгляд, лямка – это универсальное средство, которое одновременно и фиксирует тело, и гасит энергию удара.

ОСТОРОЖНО, Б/У!!!

У пиропатронов преднатяжителей ремней, как и у подушек, существует срок годности. И если вам не безразлична безопасность всех, находящихся в вашем автомобиле, обращайте на это внимание – обычно после 10–15 лет эксплуатации мало кто из производителей гарантирует исправную работу этих средств защиты. Выбирайте: или выкладывать деньги на замену, или рисковать. И еще пара советов тем, кто выбирает подержанный автомобиль. При осмотре уделите должное внимание и ремням, ведь они не только защищают, они могут рассказать о неприятных случаях из жизни машины. Даже если вы решите приобрести этот автомобиль, одним из первых пунктов в графе «Что надо сделать» должен быть: «Заменить ремни безопасности» (и, возможно, другие удерживающие системы). Дорого? Это ваше здоровье и ваша жизнь – вам решать.

На сегодня достаточно. К видеороликам, где в результате ДТП непристегнутые пассажиры вылетают через окна автомобилей, мы уже привыкли. Но вот к кадрам, на которых через окна вылетают непристегнутые дети, привыкнуть невозможно!

Ян Пере-Крестный



Архив АВИСвежий номер



«Ремни безопасности? А что это?»

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

Не скачи, как заяц!

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

Не скачи, как заяц!


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru