16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Чистый воздух? Давай, до свидания!

Недавно ехал с приятелем на его машине и обратил внимание на то, что в салоне сильно пахло выхлопными газами. Так и не понял, то ли это у него с машиной не все в порядке, то ли с улицы в салон затянуло. Спрашивать не стал, но впечатление было не из приятных. Сразу вспомнились случаи, когда из-за чадящей впереди машины приходилось переключать вентиляцию салона на внутреннюю циркуляцию, чтобы не дышать чужой гарью. Так почему же на наших улицах с каждым днем все меньше чистого воздуха? Кто-нибудь вообще занимается этой проблемой? Я попробовал поинтересоваться и разобраться, в чем тут соль. Любителей бульварного чтива сегодня я вряд ли заинтересую, а вот дотошным и въедливым, возможно, будет интересно.

Любая «экология» автомобильного транспорта, а именно он является основным загрязнителем нашей городской атмосферы, зависит от трех составляющих – технического уровня двигателей, качества топлива, заливаемого в эти двигатели и так называемого менталитета водителя, который и заливает это топливо в эти двигатели. И все это, по большому счету, справедливо, независимо от того, где мы находимся – в Штатах, в Африке или в России. Но в России нам это ближе и потому воспринимается более остро.

Введение одного из рефератов на заданную тему, который мне попался на глаза, начиналось такими словами: «Загрязнение воздуха вредными выбросами автомобилей в конце ХХ века стало одной из глобальных экологических проблем. Путь ее решения только один - автомобиль должен стать экологически чистым. Важное место здесь принадлежит системам нейтрализации, способным в несколько раз снизить токсичность выхлопных газов. Так как всего в отработавших газах обнаружено около 280 компонентов…» 280 различных вредных примесей вылетает из выхлопной трубы каждого автомобиля каждую секунду!

Далее, как обычно, по пунктам, то есть по составляющим.

ДВИГАТЕЛИ

Ну и автомобили в целом, так как двигатель без машины, как… ну, не знаю, как лыжник без лыж. Статистика утверждает, что, к примеру, в Москве и в Питере всего 10% автомобилей, легковых и грузовых, имеют возраст не старше 5 лет. А это значит, что только эти авто как-то могут рассчитывать на выполнение норм Евро-2, и еще меньше автомобилей, выполняющих требования Евро-3. В столицах ситуация явно лучше, чем в нашей провинции. Но даже с учетом столичных показателей ясно, что 90% автотранспорта страны выполняют только нормы Евро-1. При этом «тире» эксперты рекомендуют читать как «минус».

Что же нужно, чтобы выполнять современные нормы токсичности? Главное - это наличие в составе выпускной системы блока подавления токсичности отработавших газов – нейтрализатора. Без него обеспечить нормативный уровень выбросов невозможно.

«Каталитический конвертер - нейтрализатор (англ. catalytic converter) - устройство в выхлопной системе, предназначенное для снижения токсичности отработавших газов посредством восстановления оксидов азота и использования полученного кислорода для дожига угарного газа и недогоревших углеводородов» (Википедия).

Принцип действия нейтрализатора следующий. Внутри корпуса каталитического нейтрализатора находится керамическая сотовая конструкция. Соты нужны для того, чтобы увеличить площадь контакта выхлопных газов с поверхностью, на которую нанесен тонкий слой платиноиридиевого сплава. Недогоревшие остатки (CO, CH, NO), касаясь поверхности каталитического слоя, окисляются до конца кислородом, присутствующим также в выхлопных газах. В результате реакции выделяется тепло, разогревающее катализатор, и тем самым активизируется реакция окисления. В конечном итоге на выходе из катализатора (исправного) выхлопные газы содержат в основном N2 и СО2. Все просто!

Так что же, наша легкая промышленность не может наладить выпуск консервных банок с керамическим наполнителем? Перед очередным ТО все автомобили загоняем на ямы, меняем средние части глушителей на новые, с нейтрализатором, и воздух на наших улицах станет благоухать лавандой… Но не все так просто. Дело даже не в том, что это стоит денег. Мы уже давно привыкли к новым инициативам наших властей, умело опустошающих наши карманы. Дело в том, что эта банка-нейтрализатор требует специальной регулировки всего двигателя и просто так ее ставить бесполезно. Эффективная работа нейтрализатора, оказывается, возможна только в достаточно узком диапазоне температур отработавших газов. А ее обеспечить может только специальная программа управления двигателем, которая реализована в мозгах контроллера, причем в разных автомобилях по-разному. И для ее обеспечения вводится целая система информационного обеспечения и обратных связей, куча всяких датчиков и зондов. А такое сложное управление на карбюраторном двигателе обеспечить нельзя в принципе.

Экологические характеристики карбюраторного двигателя, насколько я помню по своим первым автомобилям ВАЗ-07 и «Москвич»-27156, обеспечиваются специальной настройкой состава смеси. Классическая настройка дает нам две зоны повышенной токсичности – холостого хода и больших нагрузок, при которых в цилиндры двигателя подается «богатая» смесь. То есть побольше топлива и поменьше воздуха. А на остальной части режимов смесь делается «бедной». И вот от того, какая смесь – бедная и богатая - в основном определяется уровень токсичности выхлопа.

Я не специалист в этой области, поэтому сошлюсь на экспертов. Источник не помню, да простит меня автор, чей материал я нашел у себя в архиве:

«БОГАТЫЕ И БЕДНЫЕ. Топливо - наше все для двигателя. И если его много, то смесь богатая, если мало – бедная. Но что такое «мало» или «много»? Это как «три волоска – много или мало? В супе – много, на голове – мало». Много или мало рассматривается по отношению к количеству воздуха, которое необходимо для полного сгорания всей порции топлива, которую мы отмеряли на каждый цикл двигателя. В классической теории считается, что для полного сгорания 1 кг бензина требуется 14.8 кг воздуха. Но бензины бывают разные и эта цифра, называемая «стехиометрическим числом», болтается от 14.4 до 14.8. А отношение реального количества воздуха, поданного в цилиндр, к тому количеству, которое требуется для полного сгорания всей цикловой подачи топлива, называется коэффициентом избытка воздуха A. Это – главный параметр, характеризующий настройку рабочего цикла.

«Богатой» смесь считается, если воздуха недостаточно для полного сгорания топлива, то есть коэффициент избытка меньше 1, «бедной» - когда воздуха хватает с избытком, то есть A больше 1. Отсюда ясно, почему при богатой смеси токсичность большая – ведь воздуха мало и часть топлива в принципе сгореть не может. И оно летит в трубу… Тогда почему же делают смесь богатой? Дело в том, что максимальная скорость горения смеси достигается именно на богатых смесях, при коэффициенте избытка воздуха 0.88…0.94. А это – мощность! Вот и разделяют две настройки – экономичную (и экологичную) – на малых и средних нагрузках, когда двигатель работает на бедных смесях, и мощностную, на режимах больших нагрузок, когда смесь богатая. Экономичная настройка характерна для городского цикла, когда надо поменьше, извините, портить воздух. А когда катишь по трассе с педалью, утопленной в пол, там уже не до экологии».

Разобрались? Тогда идем дальше. Для впрыскового двигателя с нейтрализатором – все совсем не так. Зоны работы при бедной смеси у него нет. И поэтому даже на режимах работы городского цикла смесь поддерживается слегка обогащенной, с коэффициентом избытка, чуть-чуть меньшим 1. Что это означает, я лично не знаю. Видимо, потому и следит за этим специальный лямбда-зонд. Потому что именно такой регулировки требует нейтрализатор. Ну а зона обогащения на больших нагрузках, соответственно, есть. На этом пока остановимся, но еще к этому вернемся.

Таким образом, из показателей двигателя можно вытянуть еще что-то похожее на Евро-3, а для Евро-4 этого уже недостаточно. Там применяются еще более мудреные способы, типа рециркуляции отработавших газов, установки двух лямбда-зондов и еще много чего. Сложно? Не то слово!

Как же простым образом решить такую сложную проблему? Просто повесить нейтрализатор на 90% наших машин не удастся, да и, как мы уже поняли, не решит это проблему.

Решение, как всегда гениальное, как и все, что делается нашей Государственной Думой, нашли депутаты. Они предложили: «А давайте введем запретительный налог на карбюраторные машины! Они встанут и воздух будет чище». Но такое можно придумать только на последнем году существования Думы нынешнего созыва, когда уже понятно, что шансов переизбраться уже нет. Ведь у большинства населения России машина - это любимый ребенок, жена или просто женщина (или мужчина)? А вы согласитесь расстаться со своей женой просто по приказу сверху? Хотя нет, с женой, наверное, некоторые согласятся расстаться. А с машиной? Ну если только по новой программе утилизации.

ТОПЛИВО.

Для экологии, естественно, хорошо бы иметь нормальное топливо… Но что такое «нормальный бензин»? Для наших бензиновых королей – это такой бензин, который позволяет получать максимальную прибыль и при этом хоть как-то, пусть очень отдаленно соответствует нормам ГОСТ Р 51105-97. Но этот ГОСТ нормирует только некоторые параметры топлива, которые прямого отношения к токсичности выхлопа не имеют. Разве что только ограничения по содержанию свинца, серы и какого-то еще бензола. Но это же далеко не все, что определяет токсичность двигателя. В нормах Евро-3 и тем более Евро-4 в бензинах ограничивается даже содержание ароматических углеводородов. Цифрами забивать головы не будем. Но учтем, что именно ароматика – главный источник «грязного» выхлопа автомобиля. Она влияет на токсичность очень даже сильно! Если взять два бензина, у первого ароматики 43%, у второго – 62% (цифры реальные, из жизни), то содержание несгоревших углеводородов в них будет отличаться на 60…80%. А у нас содержание ароматических углеводородов вообще не нормировано!

Как от бензина зависит поведение двигателя - это отдельная тема. Ее обсудим в отдельной статье. Тут есть о чем поговорить. Мы же знаем, что на плохом бензине хорошая машина в первую очередь глючить начнет – ее к такому не приучили.

И третья составляющая нашей дорожной экологии –

МЕНТАЛИТЕТ.

Всем известно, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Один из экспертов этой темы предположил, что, как в известном фильме, где-то под Кремлем вдруг будет откопан бриллиантище на сто тысяч карат, и его вдруг не украдут! А за него всех россиян пересадят на новые иномарки типа Евро-3 и реконструируют все наши НПЗ, чтобы, как в Венесуэле, лилось рекой бесплатное горючее аналогичного Евро! И что, думаете, с экологией станет все хорошо? Ага, щас! Это опять же версия того же эксперта, и я с ним согласен. Все будет хорошо только до первой замены нейтрализаторов. Нашему человеку жаба не позволит выложить из кармана пачку тугриков за новую запчасть. Прием уже известен и апробирован на подержанных иномарках – выколотить и вытрясти керамику из корпуса отработанного нейтрализатора да вварить туда трубку, чтобы выпуск бубнил поменьше. И внешне красиво, и недорого!

Да вот только гадить атмосферу такой автомобиль будет куда больше, чем обычный карбюраторный – программу управления его никто не менял, и во всем диапазоне, что в городе, что на трассе, работать он будет на богатых смесях. Да и общее стремление, выраженное фразой: «Какой русский не любит быстрой езды» тоже имеет свое значение.

Чтобы быстро ездить, надо много лошадок запрячь под капотом, а мощность и экология - понятия несовместимые. Так что выберет наш человек – экологию или возможность «сделать» всех с перекрестка? Риторический вопрос.

И еще одно чисто российское качество, «положительно» влияющее на экологию. Оно четко выражается фразой: «Пока гром не грянет…» Слишком много у нас народа, который использует машинки, что называется, «до упора», пока она не падет, как загнанная лошадь. А какой экологии можно ждать от автомобиля, у которого расход топлива равен расходу масла? У меня у самого есть в личном автопарке автомобиль 1994 года рождения из маленькой дальневосточной страны. Правда, он уже не используется, но планы на его восстановление я все еще не похоронил. Что самое интересное, он три года назад, когда еще активно использовался, даже с «пробитым» нейтрализатором проходил ТО по нормам, которые могут пройти не все новые представители отечественного автопрома. Так что не только в нейтрализаторах дело.

Кстати, к вопросу ТО - как же пройти техосмотр тем, кто не будет попадать в нормативы? Да так же, как и раньше – за денежки. Реформа процедуры ТО поменяла многое, но только не человеческий фактор. А это значит, что, как и всегда и везде, НАЧИНАТЬ НАДО С СЕБЯ! Пока сам менталитет российского водителя не придет к нормам Евро-3, будет у нас грязно! И никакими законодательными актами этого не исправишь.

На сегодня это все! Как сказал один блоггер: «Эта страна похожа на постапокалиптический мир из известного фильма. У всех планшеты, гарнитуры и прочие продвинутые гаджеты, а вокруг разруха и плохие дороги».

Ян Пере-Крестный



Архив АВИСвежий номер



Чистый воздух? Давай, до свидания!

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru