16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Слева по борту

«Ищу свидетелей аварии на перекрестке улиц 40 лет Победы, Камбарской и Орджоникидзе. Шел по левой крайней полосе на зеленый сигнал светофора, пропустил «встречку», начал разворот… В меня влетает «Лифан». В принципе, все же сделал правильно, но гаишники нарисовали маршрут и подвинули его чуть правее, чтоб он влазил в левую полосу, а я по незнанию (в первый раз) подписал… В общем, обвиняют меня, что ехал по правой крайней полосе…»

Здравствуйте, уважаемые читатели! Вот такой сбивчивый рассказ одного из участников аварии попался мне на глаза на городском автофоруме. Что тут скажешь? Причина, как всегда, банальна – один не посмотрел, другой не подумал! В итоге и у того, и у другого – потеря НВД*. Но чересчур часто в последнее время стали встречаться подобные ситуации, не только в городе, но и на трассе. Когда один решает повернуть налево и съехать на примыкающую дорогу, а второй в этот момент начинает обгон. На автофоруме в комментариях к вышеозначенной аварии один из посетителей вместо обсуждения дал хорошую ссылку на одну из страничек сайта «авто-для-вас.ру» в интернете. С ее помощью и предлагаю нам всем разобраться в этом непростом вопросе маневров на перекрестках.

Начать предлагаю с самых азов, чтобы вытащить из самых глубинных подвалов нашей памяти основы ПДД.

Движение в городе и вне его пределов становится с каждым годом все напряженнее, и проезд перекрестков, особенно для начинающих водителей, становится все труднее из-за плотного потока транспорта. Многие даже бывалые водители сталкиваются с проблемой правильного проезда перекрестков. Как правильно сделать поворот на перекрестке, какие виды перекрестков существуют? Как осуществлять маневрирование на автомобиле при подъезде к перекрестку и на самом перекрестке, не нарушая ПДД?

«Перекресток» - это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.

Вся беда в том, что при совершении маневра на перекрестке транспортные средства чаще всего меняют направление движения (поворачивают, разворачиваются). И делают это на встречных курсах.

Для того чтобы правильно проехать перекресток, необходимо:

1. Определить, какой перед вами перекресток, то есть чем определяется очередность проезда.

а) если на перекрестке работает светофор в режиме «красный, желтый, зеленый» или движение регулирует инспектор-регулировщик, то перекресток - регулируемый. Знаки приоритета, установленные под светофором, в таком случае не действуют.

б) в случае если установленный светофор работает в режиме «желтый мигающий», либо светофор не работает, либо он отсутствует, очередность проезда определяют знаки приоритета (если таковые установлены) - это означает, что такой вид перекрестка нерегулируемый - неравнозначный.

в) если на перекрестке нет светофора, нет регулировщика, нет знаков приоритета - этот перекресток нерегулируемый - равнозначный и проезд через него осуществляется по правилу «правой руки».

2. Занять правильное положение при въезде на перекресток в зависимости от желаемого направления.

То есть если вы собираетесь, к примеру, совершить какой-либо поворот, необходимо занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. Еще лучше сделать это заранее, до момента приближения к перекрестку.

Нерегулируемый - равнозначный перекресток

Ни знаков, ни светофора, ни регулировщика нет.

Проезд такого перекрестка осуществляется по правилу «помехи справа», то есть преимущество проезда имеет то транспортное средство, которое находится справа.

Трамваи на данном перекрестке всегда имеют преимущество.

Нерегулируемый - неравнозначный перекресток

Очередность проезда на таком перекрестке определяется знаками приоритета. В первую очередь такой перекресток проедут транспортные средства, находящиеся на главной дороге. Если их траектории движения пересекаются, то для разъезда водители должны руководствоваться правилом «правой руки», то есть первым проедет то ТС, которое приближается справа. Затем проезд перекрестка осуществят транспортные средства, находящиеся на второстепенных дорогах.

Если ваш автомобиль с трамваем находятся на одинаковой по значению дороге и траектории движения пересекаются, то необходимо уступить дорогу трамваю, независимо от направления его движения.

Регулируемый перекресток (светофор или регулировщик)

При совершении поворота налево или развороте на регулируемом перекрестке необходимо уступить дорогу тем транспортным средствам, которые движутся со встречного направления прямо или направо.

Светофор может быть оборудован дополнительными секциями. Включение зеленой стрелки на дополнительной секции совместно с желтым или красным сигналом основного светофора разрешает движение, но обязывает уступить тем транспортным средствам, которые движутся на основной зеленый сигнал светофора.

Пример - перекресток улиц Кирова и 30 лет Победы.

Прежде чем въехать на перекресток на разрешающий сигнал светофора, ПДД требуют убедиться в отсутствии транспортных средств, завершающих проезд перекрестка, и пешеходов, заканчивающих переход проезжей части, причем независимо от того, нарушают они при этом правила или нет. Затем ПДД предлагают вам выехать с перекрестка в намеченном направлении, независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Трамваи на таком перекрестке будут иметь преимущество, независимо от направления движения, в том случае, если сигналы светофора разрешают движение одновременно и трамваям, и безрельсовым ТС.

Отдельно напомню: категорически запрещается выезжать на перекресток, если образовался затор, который вынудит вас остановиться на пересечении проезжих частей, что, в свою очередь, создаст препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

Общие азы вспомнили, теперь перейдем к нюансам. Если полистать правила дорожного движения, то ничего конкретного по вопросу проезда перекрестков налево или про разворот мы не найдем. Тем не менее, пара пунктов на эту тему там все же есть. В частности, пункт 8.6, где сказано: «...при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не должно оказаться на стороне встречного движения», и пункт.1.4: «На дорогах установлено правостороннее движение». Вот, пожалуй, и все, на что можно опереться в ПДД, если при приближении к перекрестку нет знаков, особо оговаривающих нюансы для желающих повернуть или развернуться.

Главное - ясно только одно: движение по встречной небезопасно, как для вас, так и для других участников движения, а потому наказуемо. Исходя из этого, можно предположить, что правильным маневром при ПОВОРОТЕ НАЛЕВО на перекрестке будет разъезд транспортных средств левыми бортами, то есть, оставляем центр перекрестка с левой стороны от себя и левого борта автомобиля. Но, как всегда, не все так просто и однозначно, как хотелось бы.

Рассмотрим несколько схем проезда перекрестков, чтобы наглядно увидеть возможные ситуации.

Вариант проезда перекрестка «левыми бортами» легко выполним только при небольшом количестве транспортных средств на перекрестке, либо если перекресток большой и имеет разделительную полосу, которая делит его на два пересечения проезжих частей (рис. 1 и 2).

На небольшом перекрестке с небольшим количеством транспортных средств это будет выглядеть как на рисунке 1, который показывает поворот налево двух автомобилей одновременно.

рис.1

На следующем рисунке показан перекресток гораздо больше. Автомобилей, поворачивающих налево, уже больше и необходимо при проезде обеспечить не только выполнение правил, но и безопасность движения.

рис.2

А что же делать, если перекресток не так велик, а автомобилей идет очень плотный поток? В таком случае автомобили просто перекроют движение друг другу и никто проехать не сможет, как это изображено на рисунке 3.

рис.3

У нас в городе так часто получалось на перекрестке улиц К. Либкнехта и К. Маркса, когда там разрешили повороты налево. Постепенно водители сами разобрались в ситуации и заторы прекратились.

Поэтому на наших перекрестках разъезд левыми бортами практически не встречается.

Да и во многих городах транспортных средств уже очень много, и водители чаще всего разъезжаются правыми бортами (рис 4).

рис.4

Делаем вывод: при большом потоке автомобилей на маленьких и загруженных перекрестках удобнее разъезжаться правыми бортами, оставляя центр перекрестка с правой стороны. Так потоки транспортных средств не пересекутся при плотном движении. И, совершая левый поворот, никто никому не создаст помех. Правда, в этом случае мы все же нарушаем оба пункта ПДД, то есть выезжаем на полосу встречного движения и правостороннее движение превращаем в левостороннее. Поэтому обязательно запомните: необходимо держать свой автомобиль как можно ближе к центру перекрестка.

Относительно разобравшись со «страшным» маневром на перекрестке - поворотом налево, переходим к еще более «страшному» - РАЗВОРОТУ. Любой водитель, вспоминая свои первые часы за рулем в автошколе, скажет, что не было страшнее мгновения, чем то, когда инструктор говорил: «На перекрестке развернемся». Да и потом, на экзамене в ГАИ эта фраза у многих вызывала дрожь во всем теле.

Предлагаю всем подрожать еще раз. Способ разворота, безусловно, зависит от того, на какой перекресток вы выезжаете.

Если перекресток имеет одно пересечение проезжих частей, то траектория разворота не имеет значения. Важно только соблюсти очередность проезда и уступить всем, кто имеет по отношению к вам преимущество. У нас в городе разворот по дальней стрелке практически никто не делает. Понять это можно, потому что если вы остановитесь на разворот по дальней стрелке, то, пропустив транспорт встречного направления, попросту можете не успеть завершить разворот до того момента, как тронется с места поток с поперечного направления. И вы останетесь в центре перекрестка, как «тополь на Плющихе». А то, что поперечный поток не даст вам завершить маневр - это к «гадалке не ходить», даже несмотря на пункт Правил 13.8: «При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток». Как-то не принято у нас уступать дорогу. Никому. Главное - первому рвануть с перекрестка, а все остальное - не наши проблемы.

рис.5

Когда же на перекрестке несколько пересечений проезжих частей, то разворот «по малому радиусу» будет являться нарушением.

рис.6

Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, на перекрестке, имеющем два пересечения проезжих частей. Лишение права управления ТС на срок от 4 до 6 месяцев (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ). У нас таким примером служит перекресток улиц с одинаковым названием Молодежная (см. АВИ №18 (510) от 16 мая 2011 г. «То взлет, то посадка»).

Один из читателей сайта «авто-для-вас.ру» пишет: «Если совершаете маневр разворота на таком (4-стороннем) перекрестке, не доезжая до его центра - это лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев! А нас учили делать разворот по ближнему радиусу, огибая разделительную полосу (облизывая). Так удобнее, быстрее и проще. Практически все так и поступают. Как быть?» Тут он прав – практически все так и поступают. Но это неправильно! Это возможно только в том случае, если разделительная полоса не доходит до перекрестка и разворот происходит до перекрестка, тогда выезда на встречное движение, которое запрещено совершать при развороте, нет. Такой способ разворота изображен на рисунке 7. У нас, к примеру, это встречается на перекрестке улиц 40 лет Победы и Ленина (см. АВИ №16 (508) от 2 мая 2011 г. «О мирном асфальте замолвите слово»).

рис.7

Вкратце освежив в памяти тему проезда перекрестка налево и разворота, надеюсь, что у многих из вас не будет проблем с совершением подобных маневров. И мысль о том, что вам надо где-то развернуться, не будет вызывать негативных эмоций.

Возвращаясь же к случаю, описанному в начале статьи, хочется добавить в обсуждение этого ДТП еще и такой момент (мы разбирали его в одной из предыдущих статей «Нет разметки – нет наказания» - прим. АВИ). А судя по фотографии с места ДТП, разметки там нет. Значит, есть повод поговорить об этом на разборе у дознавателей. Но это уже дело участников аварии.

На сегодня достаточно. Очень надеюсь, что в дальнейшем больше водителей на перекрестке будут «смотреть» и еще больше будут «думать». А «на закуску» - анекдот.

Мужичок стоит на перекрестке у светофора. Загорается желтый свет, потом зеленый, а он все стоит, не переходит. Снова загорается красный, и так повторяется много раз. Наконец один из прохожих не выдерживает:

- Да чего Вы ждете-то?

- Вы знаете, что-то я им сегодня не верю!

* НВД – нервы, время, деньги.

Ян Пере-Крестный



Архив АВИСвежий номер



Слева по борту

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru