16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Нет разметки – нет наказания

Нужно было по делам съездить к соседям в замечательную страну под названием Молдова. На главной улице главного города Кишинева обгоняю какого-то дачника по встречной. Причем разметки там нет давно и дорога грязная до жути (дело было в ноябре). Сразу после завершения маневра меня останавливает сотрудник славного молдавского ГИБДД. На вопрос: «В чем дело, капитан?» - он выдал фразу, которую я запомнил надолго: «Вы пересекли воображаемую двойную сплошную!» После предложения расплатиться воображаемыми деньгами, мы спокойно поехали дальше.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Вот такая автобайка вспомнилась мне во время очередного автопутешествия по необъятным просторам нашей Родины, когда на пути в очередной раз попался недавно отремонтированный участок трассы с хорошим ровным асфальтом. Вот только разметку на него нанести еще не успели. Покопавшись в архивах своих интернет-поисков, извлек на свет недавнее обсуждение подобной темы на одном из автофорумов:

«Случилась вот такая ситуация: при полном отсутствии разметки на проезжей части улицы, равно как и знаков, вменяют выезд на «встречку». Кто-нибудь располагает сведениями о том, какая по нормативу должна быть ширина этой самой проезжей части улицы, чтобы там могло уместиться четыре полосы (по две в каждую сторону), как утверждают работники ГИБДД. Еще лучше, если дадите ссылки на нормативные документы. Заранее всем спасибо».

Ситуация, достаточно часто встречающаяся на наших дорогах. В прошлом году я рассказывал историю про своего приятеля, которого в числе прочих лишили прав на 12-м километре Якшур-Бодьинского тракта в похожей ситуации.

Как выразился один форумчанин, «вопрос в следующем: если нет разметки на проезжей части, то как гаишники определяют, выехал я на встречную полосу или нет?»

Полистав еще несколько интернет-страничек по схожей тематике, я выстроил некий единый диалог из вопросов и ответов посетителей разных форумов, который поможет нам разобраться в вопросе отсутствия дорожной разметки.

Итак, вопрос поставлен, читаем ответы-советы:

«Измеряйте ширину дороги!»

По мнению инспекторов ГИБДД, отсутствие разметки не дает разрешения на обгон по встречной полосе (равно как разворот, и поворот налево) на дороге с 4-мя полосами и более (п 9.2 ПДД). Допустим, мы согласились с ГАИ. При этом для определения количества полос в отсутствии разметки и знаков «Направление движения по полосам» и «Число полос», ГИБДД ссылается на пункт 9.1 ПДД. Он гласит: «9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними».

Заметьте - число полос определяется самим ВОДИТЕЛЕМ, а не инспектором ДПС. На деле же инспекторы пишут в протоколе СВОЕ собственное мнение, что дорога имеет 4 полосы и ОБВИНЯЮТ водителя в невыполнении пункта 9.1 ПДД!

Оставим пока эту «подмену действующего лица» в сторону и начнем считать.

Согласно СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» ширина полос определяется категорией дороги и может быть 3,75 м, 3,5 м, и 3 метра. В СНиП 2.07.01-89 (Застройка городов) допускается полоса 2,75 для проездов. Об этом же сказано в пункте 6.1.3 ГОСТа Р 52289-2004 «Правила применения дорожной разметки»: «Ширина размечаемой полосы движения должна быть не менее 3,00 м. Допускается уменьшать ширину полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, до 2,75 м при условии введения необходимых ограничений режима движения».

Итого, «при ширине проезжей части дороги менее 12 метров (4х3 м) говорить о наличии 4 полос бессмысленно и можно оспаривать в суде даже наличие разметки! Если на дороге введены необходимые ограничения режима движения, то минимальная ширина проезжей части не может быть менее 11 м».

Много это или мало? Ширина ВАЗ-2110 с зеркалами - 1,9 м, таким образом, четыре автомобиля с расстоянием 0,5 метра между ними займут 9,1 метра - то есть дорогу в три полосы по ГОСТ. Однако вот на это и упирает инспектор ДПС: четыре машины разъедутся? Разъедутся! Значит, четыре полосы, значит, статья 12.15 - выезд на «встречку»! Так что измеряйте ширину дороги и заносите ее в протокол об административном правонарушении.

«Измерять следует реальную ширину проезжей части без учета местных расширений с вашей стороны дороги, так как на количество полос согласно пункту 9.1 ПДД эти уширения не влияют».

Зимой дорога может быть сужена из-за снежных отвалов. Измеряйте ширину от отвала до отвала, а не откапывайте бордюр под ними.

Если есть разметка по краям проезжей части, то измеряйте от разметки до разметки.

«В беседе с инспектором ДПС следует ссылаться на:

1. Постановление Пленума ВС №18 от 24.10.2006 г:

а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД).

Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3; то есть «нет разметки - нет нарушения»,

2. Постановление ВС № 89-Ад07-5 от 24.07.07 г.

Немного конкретики.

К примеру, «На улице Германа (город, кажется, Воронеж) ширина проезжей части 12,3 м, что и было зафиксировано в схеме нарушения. Разметка отсутствует напрочь. По этой улице наряду с легковыми автомобилями двигаются и автобусы-троллейбусы, и большегрузный транспорт. Так сколько может быть полос на этой улице?»

Тут же автору вопроса отвечают:

«Так в ПДД же все написано...

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними… (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 № 767)».

«Водителю не нужно знать, сколько метров конкретная дорога. Он на глаз определяет количество полос (в вашем случае две?) с учетом габаритов транспортных средств».

Из ответа вытекает новый вопрос:

«Водитель и определил на глаз ДВЕ полосы движения. Как теперь это в суде доказать? У «злых гаишников» другое мнение...»

Находим в обсуждении ответ:

«А какое мнение могут иметь гаишники о том, что определил водитель? Они так и говорят: «Врешь, ты же определил четыре полосы!» В отсутствие разметки число полос определяет водитель, а не ширина дороги, это четко прописано в ПДД и все сомнения в этом должны разбиваться вопросами «Я Водитель? Я определил две полосы? Я поступил в соответствии с ПДД? Должен ли я каждый раз, когда вы не нанесли разметку (не лично, а путем вынесения предписаний в администрацию города об устранении недостатков) выходить из машины с рулеткой и измерять ширину проезжей части? А где это написано, что должен?»

Конечно, метод отвечать вопросами на вопрос не совсем русский, но в данном случае он достаточно действенный. Не думаю, что у инспекторов на столько ваших вопросов найдется столько же ответов. Они чаще предпочтут с вами не связыватся. Не любят они юридически подкованных и грамотных водителей.

Однако среди водителей достаточно много опасливых и недоверчивых к общественному мнению. Один из них, в частности, спрашивает:

«Так-то, конечно, логично, но хорошо бы еще иметь нормативное подтверждение (ГОСТы) ко всему...»

И для него есть ответ:

«ГОСТы на что, на глазомер?»

Формально в данном случае достаточно ПДД, что уже и написано выше. А фактически - как повезет. Все зависит от вас. От вашей уверенности в своей правоте и ваших знаний конкретных пунктов ПДД.

Но сомнения все равно остаются:

«ГОСТы на то, чтобы доказать, что вот по ним, к примеру, ширина полосы движения должна быть в данных условиях не менее 3,5 м, и что ни о каких четырех полосах и выезде на «встречку» и речи быть не может...

Глазомер - вещь несколько эфемерная и неточная...»

Простите, а вы по ГОСТам ездите или по ПДД? Если вы найдете в ПДД, что количество полос движения определяется глазом инспектора, то тогда вам и ГОСТы не потребуются - все ясно. Но в данном случае все определяете вы.

Берем ПДД и читаем:

«Полоса движения» - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

«В ПДД нет никаких отсылок к ГОСТам - все на усмотрение водителя, а не гаишника. Может, там «БелАЗы» ездят».

Именно поэтому нигде в ПДД ничего про конкретные размеры и не сказано - водитель сам определяет на свой глазомер и представления о прекрасном, как то - достаточные интервалы, расстояние до впереди идущего и т. д. и т. п.

Кстати, на примере нашего города, то, что количество рядов для движения совсем необязательно определяется достаточной шириной проезжей части в метрах, а не на глаз, подтверждают и сами организаторы движения. В частности, на улицах Коммунаров и К. Маркса при приближении к перекресткам с улицей Кирова недавно поменяли, точнее, скривили разметку в сторону расширения сантиметров на 40-50 - для того, чтобы автомобили, встающие во второй ряд, не выезжали левыми колесами за сплошную осевую линию. Правильно говорят: не можешь решить проблему - измени свое отношение к ней. Машины как стояли у перекрестков в два ряда, так и стоят, но теперь они ПДД не нарушают. И ничего, что интервал между машинами там не выдерживает никакой критики, зато пропускная способность перекрестков сохранена и ПДД не нарушены. И волки сыты, и овцы целы! А нам этот случай дает все основания считать, что количество полос в отсутствии разметки смело можно определять количеством уместившихся на проезжей части автомобилей. И не по рулетке, а на глаз.

Чем закончилось обсуждение конкретной темы, с упоминания которой я начал сей диалог? А вот, пожалуйста, читайте:

«Надо полагать, что на том участке автодороги знак 3.20 «Обгон запрещен» не просто так стоял, либо это был опасный поворот, либо действительно дорога по одной полосе в обе стороны. Так что гаеры, особо не заморачиваясь, и составили протокол. Вот если бы вы в протоколе в своих объяснениях написали, что не обгоняли ТС, а совершали маневр опережения, то судья бы еще несколько минут подумал. Ну а так... вердикт вырисовывается сам собой…»

«Спасибо. М-да, чёт я растерялся в тот момент в протоколе объясниться...»

И еще одна ситуация по нашей теме:

А что делать, если разметка стерта или не видна? ГОСТ Р 52289-2004, пункт 4.4.» На участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т. п.) или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки».

Какой знак соответствует двойной разделительной разметке 1.3? Оказывается, только один – 4.1.1 «Движение прямо» (пункт 5.5.3 вышеупомянутого ГОСТа).

Соответственно, если разметки нет или она не видна, то в отсутствие знака «Движение прямо» (а как правило, при разделительной сплошной его никогда нет) обвинять вас в нарушении нельзя. Постановление Пленума ВС №18 от 24.10.06 дал четкое разъяснение: нет разметки – нет наказания.

Поэтому вы спокойно сообщаете инспектору, что разметки не видно, а значит, нет нарушения. Как правило, на инспектора ДПС это не действует. Решение крайне простое: достаете фотоаппарат, видеокамеру или, в крайнем случае, мобильный телефон и сообщаете инспектору, что вы направляетесь снимать на фото и видео проезжую часть, в камеру попадет и ваш автомобиль, и автомобиль ДПС. И потом эти фото- видеоматериалы приобщите к делу.

Как сказал один из экспертов, «реально пришлось делать фотоснимки только один раз, и то они не пригодились - инспектор ДПС сразу вернул документы. В остальных случаях хватало просто намерения сделать фото и видеосъемку и инспектор ДПС сдавался. Официальные разборки в этом случае влекут за собой ряд неприятностей для инспектора, поскольку если разметки не видно, он обязан был вызвать дорожную службу для уборки. А так как он этого не сделал, а еще и, пользуясь ситуацией, наложил штраф, то это грозит ему в лучшем случае дисциплинарным взысканием за невыполнение служебных обязанностей». Основная обязанность ГИБДД - не наказывать, а обеспечивать безопасность дорожного движения.

Подведем итог. Итак, еще раз повторюсь, чтобы было понятнее: «Согласно СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» ширина полос определяется категорией дороги и может быть 3,75 м, 3,5 м, и 3 метра. В СНиП 2.07.01-89 (Застройка городов) допускается полоса 2,75 для проездов. Об этом же сказано в ГОСТе Р52289-2004 пункт 6.1.3 «Правила применения дорожной разметки»: «Ширина размечаемой полосы движения должна быть не менее 3,00 м. Допускается уменьшать ширину полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, до 2,75 м при условии введения необходимых ограничений режима движения». Запомните это, а еще лучше запишите!

Но! Все эти СНиПы и ГОСТы предназначены не для волителей, а для соответствующих организаций, занимающихся строительством и обслуживанием дорог! Ваша Библия в данном случае - ПДД. А там о метрах ничего не сказано. Как сказал один из участников дискуссии: «Главное - быть уверенным в своей правоте и не ощущать себя «терпилой». Никто в суде не кусается и выше мирового есть еще две инстанции.

На сегодня достаточно. Напоследок приведу диагноз, который дали своим гаишникам на одно украинском автофоруме: «Диагноз ГАИ – «стригущий лишай». И стригут, и лишают».

Ян Пере-Крестный



Архив АВИСвежий номер



Нет разметки – нет наказания

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru