16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Что сильнее всего на свете?

На прошлой неделе в дальней поездке уснул за рулем… Отключился буквально на мгновение. Слава Богу, все обошлось, но тему решил стороной не обходить. Уж вроде вряд ли найдется водитель, который бы не сталкивался с этим явлением, и каждый приведет несколько своих способов борьбы со сном, но люди продолжают за рулем засыпать.

Если набрать в поисковике что-то типа «заснул за рулем», то от открывшихся цифр и ситуаций станет просто страшно. Эксперты утверждают, что усталость и, как следствие, сон за рулем, является причиной каждой пятой аварии со смертельным исходом. Этим пятым может стать любой водитель, который непрерывно просидел за рулем всего пару часов или даже меньше.

А по данным ГАИ, около 40% ночных аварий на междугородних дорогах происходит из-за того, что водитель засыпает за рулем. В дождливую погоду количество таких аварий значительно возрастает.

Наверняка многие из тех, кто ездит ночью, не раз «ловили глюки». Кажется, что на обочине стоит человек, а подъехав ближе, вы обнаруживаете, что на том месте вообще ничего нет. Иногда мерещатся тени животных, перебегающих дорогу, или резкий поворот на прямой дороге. Галлюцинации - явление индивидуальное, но они являются верным сигналом вашей усталости.

Врачи это называют астенией. Именно она заставляет совершенно трезвого и, казалось бы, здорового водителя вдруг засыпать за рулем, превращая неуправляемый автомобиль в оружие массового поражения.

Причины для тревоги действительно имеются. Астеническое состояние - не просто распространенное явление, масштабы его неумолимо растут. Всемирная Организация Здравоохранения утверждает, что если тенденция не изменится, то уже к 2020 году астения выйдет на 2-е место, конкурируя только с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Страдаете вы астенией или нет, нам надо твердо усвоить: сонный водитель не менее опасен, чем пьяный. Поэтому следует внимательно прислушиваться к сигналам, которые нам подает наш организм.

На Западе к подобному относятся намного серьезнее, чем у нас. Тамошнее законодательство предусматривает, что водитель не имеет права сидеть за рулем более 8 часов подряд, причем каждые 3 часа предусматривается часовой отдых. За соблюдением режима движения наблюдает тахограф и за малейшее нарушение гарантирован огромный штраф. В Германии поступают еще проще: задремавший за рулем лишается прав пожизненно! Если остался жив.

Все это в равной степени относится и к обычной усталости, и к астении. Во втором случае организм находится в состоянии сильного истощения психических и физических функций, что вызывает вялость и общее снижение энергии. Если обычная усталость всегда связана с интенсивностью предшествующей нагрузки, то при астении чувство усталости присутствует практически постоянно. Астеническое состояние может сопровождаться также рассеянностью, ухудшением памяти, снижением половой активности.

Слово астения происходит от греческого astheneia, что в дословном переводе означает «отсутствие силы, бессилие». Так врачи называют патологическое состояние, основными проявлениями которого является повышенная истощаемость психических и физических функций организма человека.

Излишне говорить, что отказываться от лечения в подобном случае не просто неразумно, но и жизненно опасно. Самый первый сигнал, означающий, что водитель должен немедленно обратиться к доктору, – это когда усталость не проходит даже после сна или продолжительного отдыха.

Но мировые астенические проблемы будущего каждого из нас в отдельности волнуют мало, нам гораздо важнее то, что происходит с нами сейчас.

Даже при легком утомлении водитель может потерять ощущение скорости или ему на мгновение покажется, что машина стала неуправляемой. Нередки нарушения зрительного восприятия, когда очертания объектов на дороге меняют четкость. Про «глюки» я уже говорил. Как результат – общая неуверенность, ничем необоснованные замедления и разгон. Кстати, таким образом опытный инспектор ГИБДД легко распознает вас в общем потоке. Если успеет…

Еще опаснее – появление стойкого желания уснуть, что иногда влечет кратковременное отключение сознания даже при открытых глазах. При этом само пробуждение вызывает сильный испуг, приводящий к рефлекторным движениям рулем или резкому нажатию на педаль тормоза.

Редко, но бывает, что водитель даже впадает в нечто, напоминающее гипнотический сон, причем в таком состоянии он способен проехать десятки километров. Интересно, что ему удается контролировать машину, так сказать, включается «автопилот», однако скорость реакции резко снижается и при возникновении нештатной ситуации справиться с управлением он уже не может.

Вот именно эти два явления и произошли со мной. Именно они чаще всего происходят с подавляющим большинством водителей. То есть до астении еще далеко, но усталость уже дает о себе знать.

Чтобы не спать за рулем, существует множество средств – от дольки лимона под язык до специальных электронных устройств, подающих громкий сигнал тревоги, стоит лишь начать клевать носом. Все советы, как избавиться от сонливости, которые я нашел в различных источниках, можно объединить в следующие пункты:

- болтайте с пассажиром или напарником;

- включите приемник, хорошая музыка вас взбодрит;

- если есть, что пожевать – жуйте. Лучше набрать пару лишних калорий, чем уснуть за рулем;

- останавливайтесь при любом удобном случае: выпить воды, купить жвачку и пр.;

- пейте крепкий кофе или чай;

- воздержитесь от курения - никотин сужает сосуды, что не слишком хорошо для уставшего мозга;

- проветривайте кабину.

Как всегда, чтобы не быть голословным, я сначала попробовал все на себе.

Один из самых простых способов - физическая нагрузка. Можно несколько раз обойти вокруг автомобиля, пару раз отжаться, поприседать. Физические упражнения бодрят, но этого эффекта хватит не больше, чем на час. А ваша общая усталость добавится.

Крепкий чай поможет держать себя в тонусе. Кофе в дальней дороге пить не рекомендуется, поскольку этот напиток обладает мочегонным эффектом. Меня лично хорошо бодрит кола. В составе этого напитка, кроме кофеина, присутствует кокаин – а это один из самых сильных бодрящих наркотиков. Но и кола не без мочегонного действия.

Энергетические напитки также содержат много «интересных» веществ. Но стоит помнить, что частое употребление энергетиков не рекомендуется даже их производителями. Я их пробовать не стал.

Свежий воздух просто необходим для бодрствования. Приоткрытое окно поможет оставаться в тонусе. Некоторые экстремалы даже высовывают голову из окна на несколько секунд. Это небезопасно, но дает неплохой заряд бодрости. Не так давно на премию Дарвина претендовал англичанин, который погиб, столкнувшись лбом с другим водителем, который ехал навстречу и тоже высунул голову из окна. Правда, это было в тумане. Есть такая категория водителей, которые думают, что в тумане через открытое окно лучше видно. Поэтому для проверки этого способа я воспользовался кондиционером. Контрастные «воздушные ванны» тоже способствуют бодрствованию, но пассажиры были против.

Разговоры с пассажирами - один из лучших способов не уснуть за рулем. Чем оптимистичнее и веселее собеседник, тем приятнее и короче кажется дорога. Если ехать приходится одному, можно воспользоваться мобильной связью - с гарнитурой, разумеется. Вот только пассажиры засыпают гораздо быстрее. А если это близкие вам люди, то вам жаль их будить. По себе знаю, что пассажиром в дальней дороге быть гораздо утомительнее, чем водителем.

Громкая музыка мешает спать, но одновременно быстро утомляет. Долго бодрствовать поможет нелюбимая, даже противная вашему слуху музыка на средней громкости. К примеру, если вы ненавидите шансон или Билана, включайте его в дальней дороге. Это злит, а злой человек уснуть не может. Но опять же, если ваши пассажиры спят, то возникает конфликт интересов.

Адреналин помогает бороться со сном. Стимулировать выделение адреналина можно, путешествуя в прошлом. Вспомните какую-нибудь неприятную ситуацию или экстремальный поступок. Переживая в мыслях прыжок с парашютом или семейную ссору, можно на какое-то время распрощаться с желанием уснуть. Но для этого надо быть мазохистом. Не очень приятно возвращаться к черным дням своего прошлого. Хорошо бодрит адреналин, который в огромном количестве выделяется после того, как вы уже отключались хотя бы на мгновение. Но это уже за гранью допустимого.

Упражнения для глаз не способствуют сну. Быстро переводите взгляд с дороги на щиток приборов, на боковую стойку, помигайте поочередно глазами, несколько раз посмотрите на кончик носа, а потом вдаль. Конечно, на ходу это делать не рекомендуется. Пробовал. Способ практически не работает. Так, разминка для глаз.

Помогут в дальней дороге и обычные семечки. Конечно, потом придется пылесосить весь салон, но щелканье семян подсолнуха - увлекательное занятие, многим очень сложно от него оторваться, а уснуть, жуя «семки», практически нереально. Один минус – нужна дополнительная рука.

Ну а самым лучшим советом будет, конечно же, здоровый сон. Матушка-природа гораздо мудрее нас. Если организм требует воды или еды, мы же не придумываем каких-то заменителей, мы просто едим или пьем. Точно так же и со сном. Даже 15-30 минут сна помогут восстановить силы и продолжить путь без риска уснуть за рулем.

Еще одно важное правило – если есть возможность, разумно подойти к планированию поездки. У нашего организма есть «сонные часы». По утверждениям медиков - это время с 4 до 5 утра, с 10 до 11, с 16 до 17 дня и с 22 до 23 ночи. Безусловно, у каждого человека «сонные часы» могут несколько смещаться, но в эту пору зевает большинство населения планеты. Поэтому ранний выезд разумно наметить на 5 часов утра. В этом случае освещенность и общие биоритмы пробуждения природы будут способствовать нормальному самочувствию и, как следствие, более быстрому продвижению к заветной цели. На 10 и 16 часов стоит заранее запланировать остановку. Тогда и пассажиры не будут изводить бесконечным нытьем: «Когда мы остановимся? Когда будем кушать? Когда отдохнем?», и вы сможет полнее расслабиться или даже подремать в холодке на травке.

Размять руки-ноги, перепрыгнуть несколько раз через какую-нибудь канаву, пару раз отжаться и (по желанию) постоять на голове очень полезно всем, кто просидел хотя бы 3 часа. Вам, как водителю – особенно, вы, в отличие от пассажиров, не могли во время движения перебросить ногу за ногу или сесть на кресле боком.

Экономить на 12-часовом маршруте 2 часа за счет отказа от плановых остановок неразумно. Как правило, средняя скорость движения не всегда зависит от технических возможностей машины. Например, если в течение десяти минут авто будет мчаться со скоростью 200 км/ч, на общее время пути это не особенно повлияет, а из-за огромной концентрации внимания сильно утомит водителя. Гораздо больше длительность нахождения в дороге зависит от частых внеплановых остановок – попить кваску, понюхать цветочки, сфотографироваться, купить приглянувшиеся фрукты. Разгоны, торможения, поиск подходящей обочины и парковка – главный «вор» расчетного времени, и очередной раздражитель для водителя. Поэтому если заранее оговорить остановки, на которых все члены экипажа смогут удовлетворить свои эстетические и физиологические потребности, будет нанесен меньший вред в первую очередь вашей психике. Мы ведь не волнуемся, когда все идет по плану!

Повторюсь, но отдельное внимание стоит уделить музыке в дороге. Без нее скучно, но и постоянный музыкальный фон тоже не пойдет на пользу. Лучше всего, когда она звучит с перерывами: 45 минут музыки – 45 тишины. Замечено, что постоянный шумовой фон убаюкивает водителя не меньше, чем мерное гудение шин. Так, пассажир грохочущего поезда просыпается, когда состав «замолкает» на станции. Пусть, прежде чем ваши барабанные перепонки приспособятся к возможностям аудиосистемы, поработают «на всю катушку», устанут и «затормозят», наступит время послушать двигатель и голос трассы. Смена шумового фона – это автоматическая концентрация внимания. А значит – новые километры пути, уверенно пройденные вместе с близкими людьми и добрым другом – автомобилем.

Конечно, все люди разные и каждый сам знает, что ему лучше, а что нет. Вот один из комментариев на тему борьбы со сном за рулем: «Вообще все зависит от типа нервной системы - одни могут уснуть, даже если у них под окном ядерный взрыв прогремел, а другие не спят, даже если комар над головой летает. Я вот не смогу уснуть за рулем - для меня это не место для сна... Даже если три дня не спал - будет трясти, лихорадить, голова трещать будет, даже температура подскочит, но не усну - такова нервная система. Поэтому людям с таким типом нервной системы можно ездить по ночам спокойно, а остальным - НЕТ! Посему совет тут один - если знаешь, что может вырубить - садись на поезд или самолет, я бы не хотел, чтобы такой соня мне на «встречку» выехал...»

Вывод из всего вышесказанного напрашивается сам собой: если вы устали, лучше всего использовать самое надежное из проверенных средств – остановиться в безопасном месте и немного поспать. Минуты опоздания стоят намного дешевле жизни, подумайте об этом!

На сегодня это все! Только еще вопрос армянскому радио:

- Что сильнее всего на свете?

- Сон. Положи рядом красивую женщину, - если сильно хочешь спать, то не обратишь на нее никакого внимания.

Ян Пере-Крестный



Архив АВИСвежий номер



Что сильнее всего на свете?

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru