16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Советы от дяди Вити

Не зря говорят, бойтесь своих мыслей – они имеют обыкновение сбываться! Не успел я в одном из предыдущих номеров собрать советы о том, как не попасть в ДТП, так сам на прошлой неделе стал виновником, слава богу, небольшого ДТП прямо на дворовой территории нашей редакции.

Ситуация достаточно банальная: въезжаю во двор, поворачивая при этом на 90 градусов. Двор у нас имеет сквозной проезд. Передо мной точно так же движется другой автомобиль. Как только он завершает поворот, включает заднюю скорость и начинает движение задним ходом, - видимо, передумал ехать насквозь или решил развернуться. Я в некотором оторопении и негодовании делаю то же самое, чтобы он не въехал в меня, и в этот момент сзади слышу клаксон неизвестно откуда взявшегося третьего автомобиля. Видимо, при движении по дуге для меня он остался в мертвой зоне, либо подъехал в самый последний момент и для него мое движение назад стало такой же неожиданностью, но он, в отличие от меня, назад сдать не успел.

В итоге наши бамперы встретились. А первый автомобилист, увидев, к чему привели его действия, тут же благополучно скрылся.

Далее все еще более банально. Пострадавший разглядел на своем бампере какие-то царапины и настоял на вызове ГАИ. Инспекторы приехали достаточно быстро, все оформили, при этом были корректны и вежливы, посетовали только, что мы вполне могли обойтись без них. Уже потом, несколькими днями спустя, я подумал, а все ли я правильно сделал, верно ли себя вел? Авария могла бы быть и серьезнее. Как сказал на сайте gai.xproject.ru автоэксперт, подписавшийся «(c) дядя Витя»: «Все мы ходим под богом и ни один из нас, кто садится за руль, не застрахован от любых ДТП». Так как же поступать на месте ДТП, чтобы не упустить что-нибудь важное и минимизировать полученный ущерб, а также избежать незаслуженного обвинения, если оно действительно незаслуженное?

«Дядя Витя» особенно отмечает фактор, который существенно влияет на исход разбирательства, - это поведение водителей после аварии. Если лица, попавшие в аварию, получили тяжелые травмы и нуждаются в срочной медицинской помощи, то тут уж не до жиру, быть бы живу. Но если вы сильно не пострадали физически, можете соображать и стоять на ногах - то все зависит только от вас.

Как показывает «дядивитина» практика, поведение водителей можно условно разделить на несколько видов:

1. Водители, впадающие на месте аварии в глубокую апатию и не участвующие в первичных следственных действиях, в осмотре места происшествия, составлении протокола. Как ни прискорбно, но я бы отнес себя именно к этой категории. Уж больно я расстроился от своей невнимательности.

2. Водители, не утратившие после аварии способности адекватно реагировать на ситуацию, однако полностью доверяющие сотрудникам ГАИ или милиции, прибывшим на место ДТП. Они стесняются высказать свои замечания, часто подписывают чистые листы протоколов. К этой категории относят неопытных водителей, впервые попавших в аварию.

3. Водители, пытающиеся до приезда ГАИ исказить в свою пользу обстановку места происшествия (передвинуть свою машину, убрать осколки и т. д.). Как правило, в данной ситуации, особенно в условиях стресса, водитель только ухудшает свое положение. Я, грешным делом, об этом подумал, но уже позже, когда в комментариях к одному из видеороликов прочитал, что виновники ДТП в опасном выезде на встречку при попытке уйти от лобового столкновения задевшие обгоняемую фуру, прибывшим инспекторам ГИБДД заявили, что это фура, выезжая с обочины, не уступила им дорогу. И только видеорегистратор идущей следом машины расставил все по своим местам. Я тоже вполне мог заявить, что пострадавший в момент столкновения двигался, и попытаться «уйти в обоюдку». Но родители с детства учили меня другому поведению. Зато я теперь знаю, что рассчитывать на честность и порядочность противоположной стороны не приходится. Дядя Витя ниже по тексту это подтверждает.

4. Следующая категория - водители, скрывающиеся с места происшествия на своих двоих или на машине, если она не потеряла способность двигаться. Это происходит из-за страха перед ответственностью, боязни больших затрат на ремонт чужого автомобиля. Часто водители убегают, чтобы скрыть состояние опьянения. В любом случае убегающий навлекает на себя более тяжкие кары, особенно если он бросает без помощи травмированных людей. Ведь никто не может ему гарантировать, что номер его автомобиля не записали и то, что именно он сидел за рулем, не видели несколько свидетелей. Именно так поступил отморозок, насмерть сбивший школьницу на улице 30 лет Победы. Но это не спасло его от заслуженного наказания.

5. Наиболее адекватная категория водителей, избирающая логически оправданную, активную линию поведения после аварии. Как правило, такое поведение и позволяет достичь целей, упомянутых выше.

Попав в аварию, постарайтесь взять себя в руки и действовать согласно советам от «дяди Вити», но, так сказать, с поправкой на конкретную обстановку.

СОВЕТ ПЕРВЫЙ

От подробной и тщательной фиксации всех обстоятельств аварии зависит очень многое. Ни в коем случае не пытайтесь что-либо изменить, а наоборот, принимайте все меры к наиболее полному фиксированию всех следов. Если у вас на глазах другой участник происшествия пытается скрыть следы, передвигает свою машину, убирает осколки и т. д., попытайтесь вначале мягко образумить его, а если это не получается, обратите на это внимание свидетелей и с помощью подручных предметов обозначьте первоначальное расположение убранных вещественных доказательств. Однажды одна знакомая позвонила мне с места аварии и попросила совета. Поведала, что виновник скрылся и она вызвала ГАИ. Однако до этого она растерялась, расстроилась и съехала на обочину. Узнав, что все живы-здоровы и ГАИ еще не приехали, я настойчиво порекомендовал ей быстренько поставить машину обратно на место ДТП, благо была полночь. В итоге вопрос о лишении прав за оставление места ДТП возник только в отношении виновника. Делайте выводы.

Обязательно потребуйте от работников ГАИ зафиксировать в протоколе осмотра места происшествия буквально все, что, по вашему мнению, может относиться к делу: место столкновения автомобилей, их взаимное расположение после аварии, разметку дороги и ее видимость, светофоры и дорожные знаки в месте аварии и их исправность и видимость, видимость в месте аварии и освещение, состояние дороги и погода, следы торможения, предметы, лежащие на дороге, техническое состояние автомобилей. Все следы и знаки, предметы должны быть привязаны к местным предметам - линии разметки, обочине, домам, телеграфным или осветительным столбам и т. п.

Обратите внимание составляющих протокол на техническое состояние автомобиля «обидчика» - известно много случаев, когда один из водителей доказывал свою невиновность из-за того, что на другом автомобиле не были установлены предусмотренные заводом зеркала заднего вида или, например, не работали поворотники, стоп-сигналы, была совершенно лысая резина и т. п.

СОВЕТ ВТОРОЙ

Очень серьезно отнеситесь к составлению на месте ДПТ первоначальных документов, требуйте от работников ГАИ их подробного составления. Например, не допускайте таких общих фраз, типа: «помято левое крыло». Лучше описывайте так: «левое крыло смято с разрывом металла, разбит подфарник, установленный на крыле, треснуло стекло на передней левой фаре, под крылом разломан пластмассовый защитный чехол, погнуты рулевые тяги переднего левого колеса, лопнул пластмассовый бампер ....., возможны другие скрытые дефекты в поврежденной части автомобиля». Хотя «возможность скрытых дефектов» страховые компании учитывают и, хотя и неохотно, но принимают во внимание.

Чем больше вы напишете, тем больше ваши шансы получить полную материальную компенсацию за аварию. По первой записи вы получите компенсацию только за ремонт крыла, а по более подробной - за все, тем более если оставите за собой право на дополнение дефектной ведомости, указав возможность наличия других повреждений, не замеченных сразу на месте аварии. Внимательно прочитайте все документы перед тем, как их подписать, если с чем-то не согласны, смело пишите свои замечания - это ваше законное право.

СОВЕТ ТРЕТИЙ

До того, как приедет ГАИ, постарайтесь сами среди собравшихся зевак или остановившихся за вами водителей найти людей, которые видели аварию в динамике, а не ее последствия. В некоторых случаях посулите этим людям компенсировать все их затраты по явкам в ГАИ или в суд в качестве свидетелей, запишите их ФИО, телефоны, адреса. Эти сведения сохраните у себя, а копию передайте гаишникам для внесения в протокол. ГАИ тут же предложит пройти обследование на алкоголь, ни в коем случае не отказывайтесь, но требуйте освидетельствования в медицинском учреждении. Если второй водитель отказывается от освидетельствования, проследите, чтобы это занесли в протокол. Если ваш обидчик явно пьян, требуйте, чтобы это также занесли в протокол, что у него явные признаки опьянения - запах, нетвердо стоит на ногах, невнятная речь и т. д., причем заручитесь несколькими свидетелями этого, а то в жизни бывает, что на следующий день этот человек принесет справку, что он был совершенно трезв. В нашей стране фразу «бабло побеждает…» никто не отменял.

СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ

Ни в коем случае не вступайте в перепалку с представителями ГАИ. Помните, что все, с чем вы не согласны, вы имеете право внести в составляемые документы.

Если вы считаете, что сотрудники ГАИ или милиции действуют незаконно или неправомерно, то все ваши замечания также внесите в протокол ДТП, а затем обжалуйте эти действия в вышестоящем управлении ГАИ или в прокуратуре. Звонок с места ДТП на телефон доверия, написанный на любом патрульном автомобиле, или в службу собственной безопасности поможет вам добиться необходимых результатов. После проведения освидетельствования на алкоголь инспекторы предлагают написать участникам ДТП собственноручные объяснения. Отнеситесь к этой бумаге наиболее серьезно, думайте над каждой строчкой, каждой формулировкой. Это первоначальное объяснение, как правило, самое верное и его трудно опровергнуть в дальнейшем. Не допускайте неточных цифр или слов. Не применяйте фразы, допускающие двоякую трактовку или неоднозначность.

СОВЕТ ПЯТЫЙ

Если есть возможность, сразу после аварии вызовите по телефону опытного в подобных делах друга, знакомого, коллегу по работе для оказания вам помощи при оформлении всех протоколов. Желательно, чтобы он немедленно приехал до прибытия ГАИ и выступил в качестве свидетеля с вашей стороны. Пусть привезет с собой тетрадь с ручкой, рулетку, ведь может статься, что вы придете к соглашению с другим водителем, сами составите схемы и поедете в ГАИ для дальнейшего оформления.

На основании первичных материалов принимается решение об отказе или возбуждении уголовного дела. Дело передается из ГАИ в следственные органы МВД. Срок предварительного расследования - до двух месяцев. Если за два месяца его не завершили, например, из-за сложных экспертиз, следствие продлевается районным прокурором на один месяц. Дальше следствие продлевается только в исключительных случаях более высоким начальством. Если в происшествии обвиняют вас, то желательно, чтобы вы сразу пригласили адвоката, специализирующегося на ведении дел по автотранспортным происшествиям, особенно это необходимо, если нанесен крупный материальный ущерб или есть пострадавшие.

Квалифицированный адвокат поможет минимизировать, например, сумму выплат или понести более легкое наказание. Многие виновные, имеющие хороших адвокатов, вообще уходили от наказания. Если же вы пострадавший, то стоимость услуг адвоката вам все равно потом компенсирует виновная сторона после суда.

СОВЕТ ШЕСТОЙ

Если на вас завели уголовное дело, то адвоката нанимайте немедленно. Дело для ознакомления перед судом вам должны предоставить в подшитом и пронумерованном виде. Закон не ограничивает время ознакомления с делом, а хороший адвокат может добиться дополнительных экспертиз и исследований, которые могут сыграть вам на пользу.

Несомненно, что потерпевший также фигурирует в деле и не меньше обвиняемого заинтересован в его исходе. Главный интерес потерпевшего - добиться полного возмещения материального ущерба, причиненного ему в результате аварии. Гражданский иск может быть заявлен потерпевшим на любой стадии предварительного расследования и до начала следствия.

Он должен содержать подтвержденные ксерокопиями документов все сведения о понесенных убытках из-за действий обвиняемого. Подлинники всех расходных документов, так или иначе связанных с делом, вы предъявляете в суде по мере необходимости.

И еще: не надо особо жадничать. Вряд ли обвиняемый сознательно хотел разбить вашу машину, он тоже пострадал. Поэтому подавать еще что-либо на моральный ущерб неэтично, а вот полного возмещения ваших материальных потерь добиваться необходимо.

СОВЕТ СЕДЬМОЙ

На всех этапах разбирательств ведите себя честно и достойно. Помните, что любые ваши противоправные действия могут вызвать адекватную реакцию. Например, если вы, изрядно помяв чужую машину, удрали с места происшествия, не удивляйтесь, что через день-два к вам домой явится ее владелец с претензиями, а если вы его послали куда подальше, то еще через пару дней, возможно, увидите, что ваша машина стоит на привычном месте, но вся раскуроченная.

Если вы послали к «обидчику» специалистов по разборкам для выбивания денег, то такая же «команда» может прийти и к вам. Поступайте в отношении оппонента так, как вы бы хотели, чтобы поступали с вами. А лучше действуйте всегда строго официально и по закону. Такие действия уважают все, даже самые отпетые бандиты.

Если авария произошла и ущерб, на ваш взгляд, велик, не верьте обещаниям «обидчика» расплатиться потом, предложениям разобраться без ГАИ, оплатить ремонт прямо на месте и т. д. Впоследствии может оказаться, что ремонт стоит гораздо дороже, чем вам заплатили на месте аварии, или виновник аварии на следующий день заявляет вам в глаза, что впервые вас видит, или вдруг противная сторона приводит на следующий день кучу свидетелей, которые якобы все видели, и вы из пострадавшего легко превратитесь в обвиняемого.

Учтите также, что далеко не всякая мастерская возьмется ремонтировать вашу машину без справки об аварии из ГАИ.

Только в самых простых случаях, когда материальный ущерб минимален, неисправность можно быстро устранить своими силами и вам предлагают с лихвой компенсировать весь ущерб на месте, можно разойтись миром, без вызова ГАИ. Если деньги предлагаете вы и у вас их согласны принять, то обязательно возьмите у пострадавшего расписку о том, что он взял от вас деньги и больше не имеет к вам никаких претензий. Но все же лучше, чтобы разбирались между собой страховые компании, выдавшие страховые полисы всем участникам ДТП. Мы же живем в цивилизованной стране.

На сегодня достаточно. Разве что еще анекдот напоследок.

Крупный чиновник, сбивший двух человек на пешеходном переходе, спрашивает судью:

- Какие теперь последствия будут?

- Ну, тому, кто головой лобовое пробил - лет 5, за нападение и попытку ограбления, а тому, кто в кусты отлетел, можно и все 8 - за попытку скрыться с места происшествия.

Ян Пере-Крестный



Архив АВИСвежий номер



Советы от дяди Вити

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru