16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Зри в корень!

Козьма Прутков «Мысли и афоризмы»

Вот какое письмо прислал мне на днях наш постоянный читатель, так сказать, по горячим следам наболевшей темы, поднятой в одной из предыдущих статей рубрики: «Быль. На этой неделе вечером еду по Воровского. Вернее не еду, а качусь. Около «Хольстера» пешеходный переход к троллейбусной остановке. Народ там часто бегает и поэтому разгоняться смысла нет - все равно тормозить. Около остановки стоят два троллейбуса, а перед ними переходит дорогу какая-то девчонка. Я торможу и в этот момент троллейбус врубает «поворотник» и начинает выворачивать во второй ряд. Да так резво, что девчонке пришлось отскакивать назад к осевой линии. Троллейбус вывернул от остановки и помчался дальше, а на его задней части сверкало: «Уступи пешеходу - помни о Сюмбель!»

Прочитал и подумал: сколько еще народу должно погибнуть под колесами наших автомобилей, чтобы в головах всех наших участников дорожного движения уложилась одна простая истина? У нас в стране давно уже две беды - дураки и дороги - объединились в одну – «дураки на дорогах». Иначе я не могу объяснить подобное поведение за рулем транспортного средства повышенной опасности. Конечно, можно снова много и долго говорить о русском менталитете, о котором еще Отто Бисмарк сказал коротко и ясно: «Никогда ничего не замышляйте против России, потому что на каждую вашу хитрость она ответит своей непредсказуемой глупостью». Слово в слово эту же мудрость можно переадресовать любому нашему водителю. И еще привести несколько крылатых выражений типа: «Какой русский не любит быстрой езды», «Тормоза придумали трусы», «Зеркала – это для лохов», «Твоя дорога – твои правила», «Дай дорогу дураку». Этот перечень автовыражений можно продолжать долго. Все они родились не на пустом месте. Может быть, именно здесь надо искать и корни нашего наплевательского отношения к Правилам дорожного движения?

Достаточно заглянуть в интернет и посмотреть, сколько там вариантов предложений, «как нарушить ПДД и остаться с правами». То есть у нас в подсознании уже заложено, что нарушение ПДД – это так, детская шалость, особенно если тебя не поймали. А я бы хотел спросить одного из тех «юристов», кто в интернете в открытую предлагает злостным нарушителям за умеренное вознаграждение всеми правдами, а скорее, неправдами вернуть права после очередного злостного нарушения Закона РФ – ПДД. Если в результате следующего такого же злостного нарушения этот увернувшийся с вашей помощью от заслуженного наказания водитель станет убийцей близкого вам человека, вы все равно вернете ему права и пожелаете впредь быть осторожнее на дороге? Вряд ли!

Предвижу хор голосов тех, кто постоянно переваливает большую часть вины на пострадавшую сторону. Мол, они тоже должны смотреть, убедиться в «безопасности своего маневра». И, типа, тогда многих ДТП со смертельным исходом можно было бы избежать. Согласен. Есть такой термин во многих пунктах ПДД. Мы уже много об этом говорили на страницах рубрики. Но как, скажите, должна была «обеспечить свою безопасность» бабушка, завершающая переход на свой зеленый, когда два отморозка вздумали выяснить, чье корыто круче, и их маршрут как раз пересек путь бабушки? А как, скажите, должна была обезопасить себя Катя Лысенко, погибшая под колесами другого неадекватного отморозка на улице 30 лет Победы? Эта девочка вообще шла по тротуару вдоль дороги. Последний звонок в школе №29, который должен был быть только веселым и радостным, начался с минуты молчания и фильма в память об однокласснице. Как должен был обеспечить безопасность себя и своих пассажиров водитель «Ауди А4», в лобовое стекло которой из встречного «КамАЗа» с незакрепленным грузом прилетел кирпич и убил девушку, сидевшую на переднем сиденье (см. рубрику «Дорожные хроники»)? Почему сводки ДТП с наших улиц все чаще стали напоминать кадры из фильма «Пункт назначения»? Это вопрос не только к ГИБДД, а ко всем участникам дорожного движения.

В большинстве стран общественное мнение и официальная статистика органов регулирования движения чаще всего усматривают основную причину всех ДТП в небрежности и последующих ошибках водителей. Всемирная организация здравоохранения по своей статистике считает, что девять из десяти происшествий происходит по вине водителей, оставшаяся одна десятая часть также в какой-то степени зависит от водителей.

Наиболее частыми причинами ДТП по вине водителей являются: превышение скорости, несоблюдение дистанции, несоблюдение очередности проезда, невнимательность и нетрезвое состояние.

Невнимательность я бы поставил здесь на первое место. По вине пешеходов, соответственно: переход в неустановленном месте, ходьба по обочине вдоль проезжей части, переход перед близко идущим транспортным средством, и опять же, нетрезвое состояние. И во всех этих факторах обязательно присутствует невнимательность.

По материалам мировой статистики распределение причин ДТП примерно следующее:

- из-за неправильных действий человека - 60-70%;

- из-за неудовлетворительного состояния дороги и несоответствия дорожных условий характеру движения – 20-30%;

- из-за технической неисправности автомобиля – 10-15%.

Принятая государственной автомобильной инспекцией классификация факторов и причин ДТП отражена в номенклатуре действующей системы учета. Факторы, способствующие возникновению происшествий, разделены на три большие группы: человек (водители, велосипедисты, возчики, пешеходы, пассажиры); транспортные средства; дорога (улица).

Анализ причин, приводящих к ДТП, позволяет свести эти причины в следующие однородные по характеру группы:

1) несоблюдение правил дорожного движения участниками этого движения;

2) применение водителями таких приемов управления транспортными средствами, которые вызывают их заносы, опрокидывание или потерю управления во время движения и создают возможность поломок и порчи механизмов, приводящих к аварийным ситуациям;

3) снижение работоспособности водителей вследствие переутомления, болезни или под влиянием факторов, вызывающих изменение самочувствия и восприятия обстановки движения;

4) неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств;

5) неправильное размещение и крепление груза, приводящее к потере управления, устойчивости, изменению режима работы механизмов, отказу в работе;

6) неудовлетворительное устройство и содержание элементов дороги и дорожной обстановки;

7) неудовлетворительная организация дорожного движения.

При анализе происшествия наиболее просто отнести его причину к человеку, который, как считают, обязан мгновенно реагировать на изменение других элементов комплекса и соответствующим образом компенсировать их влияние, добиваясь установления необходимого режима движения. Однако такая уверенность обоснована не в должной мере. Многие ДТП, не связанные с поведением и состоянием водителей, происходят из-за неопытности, недобросовестности либо халатности определенных должностных лиц, например, происшествия из-за дефектов транспортных средств, плохого освещения улиц, состояния проезжей части, неправильной разметки улиц, неверной установки дорожных знаков, неверного режима действия светофоров и т. п. Эти факторы напрямую в ДТП не участвуют, но субъективной причиной ДТП, тем не менее, являются.

В отличие от систем автоматического регулирования, человек не имеет запрограммированной системы ответов на все случаи сложившейся дорожно-транспортной ситуации. Рассматривая возможные варианты решения возникшей задачи в крайне ограниченный период, он может допускать ошибки, количество которых увеличивается при утомлении. При учете этого обстоятельства за такими строками статистики причин ДТП, как превышение скорости, неправильный обгон, неправильный поворот, недостаточная видимость ночью, даже наезд на велосипедиста или пешехода на дороге, во многих случаях обнаружилось бы, что для основной части водителей причинами происшествий явились трудные условия движения, обусловленные особенностями дороги. Было достаточно самого незначительного ослабления внимания водителя, чтобы возникла опасность дорожно-транспортного происшествия.

Анализируя конкретные происшествия, можно видеть, что чаще всего они вызваны несколькими причинами. Установлено, что на каждые 100 ДТП приходится около 250 причин и сопутствующих факторов.

В отрезке времени, непосредственно предшествующем происшествию, и в процессе развития происшествия влияние каждой из причин неодинаково. В каждой фазе ДТП можно выделить одну главную ведущую причину; в последующих фазах происшествия эта причина может стать второстепенной, сопутствующей, а в главную переводится та, которая в первой фазе являлась сопутствующей. При анализе происшествия такое выявление необходимо, так как в противном случае установить причину происшествия бывает трудно, а подчас и невозможно. Поэтому истинные виновники, по чьей халатности не были устранены факторы, ставшие причиной ДТП, остаются безнаказанными.

Немаловажное значение имеет выявление обстоятельств, предшествовавших происшествию. Во многих случаях предпосылки для ДТП создаются намного раньше самого происшествия.

При анализе происшествия, на первый взгляд, иногда кажется, что техническая неисправность не является причиной аварии. Чаще всего главную причину относят за счет нарушения правил движения. Например, наезд на пешехода обычно объясняют превышенной скоростью или поздним применением тормозов, Но ведь если бы давление в пневматическом приводе тормозов было бы большим, а тормоза отрегулированы более тщательно, то происшествие было бы предотвращено. Поэтому более глубокий анализ причин происшествий позволяет утверждать, что фактическое количество ДТП, вызванных техническими неисправностями, более значительно.

Наиболее опасными неисправностями, вызывающими чаще всего ДТП, являются неисправности в тормозной системе (50%), рулевом управлении (14%), системе освещения и сигнализации (16%). И хотя нынешнее поколение автомобилей гораздо чаще подвергается техническому обслуживанию, контроль за состоянием вашего автомобиля все равно нужен. Например, на мой автомобиль в прошлый ремонт, как оказалось при следующей диагностике, ремень ГРМ поставили задом наперед, тем самым резко сократив срок его службы.

И все же основным виновником ДТП был и остается человек. Редкое ДТП обходится без его участия. Каламбур.

Где еще поискать корни этого зла? Может быть, заглянуть на самую раннюю стадию, в автошколу?

Вот и кусочек текста диалога инструктора с курсантом (с комментарием из интернета) ярко подтверждает наши опасения:

- Ты почему три раза уходила влево, при этом ни разу не включила указатель левого поворота?

- Я же колодцы объезжала, а поворот не включила, я в зеркало посмотрела, ни одной машины же не было!!!

«Вот так, зачем утруждать себя лишними движениями, если машин сзади нет? А если произойдет попутное столкновение, что будет говорить мастер сотруднику полиции, что мы объезжали яму!?»

«Вы думаете, что так делают только курсанты автошкол или водители-новички, но не тут-то было. Сплошь и рядом совершаются такие нарушения. Включают сигнал поворота, когда он уже никому не нужен, сразу перед выполнением маневра. Или другая крайность - включают указатель поворота на одном перекрестке и так и едут, пока опять не вспомнят про «поворотник», не обращая никакого внимания на негодование других водителей. Если кто-то думает, что нарушение в этой области правил - мелочи и они не могут привести к ДТП, заверяю вас, что вы очень глубоко ошибаетесь! Статистика показывает, что 70-80% происшествий происходят по причине неисправности или неправильного пользования приборами освещения и сигнализации. Именно к этой категории относятся световые указатели поворотов». Правда? Правда.

Буквально вчера на перекрестке улиц 9-й Подлесной и Металлистов я собирался повернуть налево, встречный таксист, судя по указателю поворота, собирался сделать то же самое. Мы должны были мирно разъехаться, каждый в свою сторону, без пересечения направлений движения. Но что-то мне подсказало, что не все так просто… Не знаю, что… Опыт, интуиция, подсознательная оценка ситуации по едва заметным факторам. Я не стал торопиться, притормозил. Чутье не обмануло. Таксист поехал прямо. Судя по тому, как он вертел головой, он искал нужный ему адрес. Если бы я руководствовался его сигналами поворота, то сейчас бегал бы, искал свидетелей, чтобы не стать виновником ДТП. Надо, надо срочно покупать видеорегистратор!

На сегодня достаточно. Тема, безусловно, до конца не раскрыта и я не знаю, будет ли когда-нибудь раскрыта до конца. Прекрасно понимаю, что сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. Но в нашем случае, если не говорить, то станет горько. И это не шутка!

Ян Пере-Крестный



Архив АВИСвежий номер



Зри в корень!

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru