16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

«Разметка? Не-е, не слышал!»

Кто из нас хотя бы однажды не нарушал Правила дорожного движения? Не там перешел улицу, не пропустил пешехода, проехал под «кирпич» или превысил скорость? Если среди читателей такие найдутся, то эта статья – не про них. Основная же масса водителей - как у нас в стране, так и во всем мире - случайно или намеренно, но ПДД все же нарушают. Почему?

Привыкли прикрываться знаменитой цитатой классика: «И какой же русский…»? Но не будем забывать, что этой фразе более ста лет. Тогда количество транспортных средств на дорогах исчислялось от силы десятками. Более того, при тех скоростях увидеть возможную опасность и среагировать на нее ответным действием было вполне возможно. Сегодня каждое нарушение грозит вылиться в трагедию. Нынешние водители транспортных монстров, соревнуясь на дорогах в силе и скорости, зачастую просто «выключают голову», не успевают замечать остальных участников движения. И вот парадокс: пойманные, что называется, с поличным, такие водители так возмущаются, так злятся на патрульных ГИБДД, будто ущемили их личное достоинство, лично оскорбили! Рассказывать об этом всем знакомым, а часто и не знакомым, водители считают не просто нестыдным – естественным! Почему же нарушение ПДД в России считается чуть ли не достижением?

Менталитет – менталитетом, но, пожалуй, немаловажную, если не главную, роль здесь играют все те же СМИ, формирующие общественное мнение. Практически каждая более-менее популярная личность взахлеб рассказывает, что обожает быстро ездить и при этом постоянно нарушает Правила. Наивысшим признаком своей популярности считая то, что патрульный, узнав ее (личность), «прощает» нарушение и отпускает «с миром». Но если можно им, таким авторитетным, простым смертным тоже хочется. Хочется и себя почувствовать в шкуре особенных, избранных богом, которым «если нельзя, но очень хочется, то можно». Поэтому и превышают, и останавливаются прямо под знаками «остановка запрещена», и пешеходов на переходе пугают внезапно взревевшим перед их носом мощным мотором, так, что те едва успевают выпрыгнуть из-под колес. Или не успевают. Что в последнее время происходит, к сожалению, все чаще и чаще.

Другая причина – частая несправедливая оценка действий водителя со стороны патрульных ГИБДД. Настолько частая, что честный патрульный – это даже не парадокс, а явление, достойное кунсткамеры, поэтому так и хочется хоть как-то выместить обиду за незаслуженный штраф. Как говорится, выколю себе глаз, пусть у тещи будет зять одноглазый! Возможно, это сказано несправедливо и честных патрульных гораздо больше, чем кажется, но ведь честные патрульные не придираются несправедливо и по пустякам не останавливают! И не случайно остроумный народ придумал им обидную аббревиатуру в преддверии грядущих реформ в этой службе!

Еще одна причина – неграмотная разметка, необоснованная установка запрещающих знаков и малопонятная схема организации движения на некоторых участках дорог. Как, например, подъехать к придорожной закусочной или заехать в собственный двор, если в обозримом пространстве вокруг нет ни перекрестков для разворота, ни прерывистой линии, разрешающей этот разворот, а есть только двойная сплошная?

Причины, по которым мы нарушаем ПДД, можно перечислять долго, но ни одна из них не оправдывает нарушения. Ни в одной стране мира несоблюдение ПДД не считается доблестью: во многих странах нарушение Правил водителям даже не приходит в голову! И если мы хотим считать себя людьми цивилизованными, пора начать поступать так, как это делают в цивилизованных странах!

Не зря говорят, все большие нарушения начинаются с малого. Самое распространенное «малое» нарушение на наших дорогах – это несоблюдение разметки. Я уже неоднократно говорил и еще раз повторюсь: по мнению многих наших водителей, разметка носит чисто рекомендательный характер и соблюдать ее необязательно. На некоторых перекрестках в нашем городе дорожники даже подвинули разметку на несколько сантиметров в сторону, чтобы стихийно организуемый второй ряд на однорядной полосе умещался на дороге без нарушения разметки.

Так нет же, и за «отодвинутую» разметку продолжают выезжать, просто не обращая на нее внимания. Мне так удобнее, и все тут.

Хотя, конечно, есть у этой темы и обратная сторона.

Соблюдение или несоблюдение требований дорожной разметки - повод для возникновения многочисленных споров между водителем и инспектором ГИБДД. Часто инспектор предъявляет водителю претензии в нарушении требований дорожной разметки (например, не там перестроился или пересек сплошную линию), когда эта разметка не очень-то и видна. Это бывает в случаях, когда, например, разметка стерлась от времени или ее не видно из-за грязи на дороге и т. п. В таком случае можно смело не соглашаться с инспектором. Если он настаивает на своем, потребовать составления протокола, в котором четко изложить свою позицию. Будет неплохо, если удастся сфотографировать место нарушения с плохо видимой (или вообще невидимой) разметкой, а если это не представляется возможным (не каждый же, в конце концов, возит с собой фотоаппарат), то попытаться найти свидетелей, которые смогут подтвердить вашу правоту.

Иногда водитель вынужденно нарушает требования дорожной разметки. Например, если дорога в плохом состоянии, что, в общем-то, нормальное явление в современной России, иногда приходится перестраиваться, невзирая на разметку, или даже выезжать на встречную полосу через сплошную линию.

Другой пример - когда нарушение требований дорожной разметки вызвано необходимостью объехать препятствие на дороге. Если в подобной ситуации вас остановил инспектор и предъявил обвинение в нарушении Правил дорожного движения, следует спокойно объяснить ему, что ваши действия вызваны сложившейся дорожной обстановкой, а не лихачеством. Не исключено, что формально правота будет на стороне инспектора; тем не менее, если он будет настаивать на том, что вы - нарушитель, то можете не соглашаться с этим, потребовав от инспектора составления протокола и подробно изложив в нем свою позицию.

Бывают на дороге и более серьезные ситуации - например, когда вы были вынуждены нарушить требования дорожной разметки, чтобы избежать аварии. В данной ситуации закон будет однозначно на вашей стороне.

Напомню, дорожная разметка может быть горизонтальной и вертикальной, причем горизонтальная разметка бывает трех цветов: белая, желтая (это касается линий 1.4, 1.10 и 1.17) и оранжевая, временная. Вертикальная разметка отображается только в виде сочетания черных и белых полос, которые наносятся на дорожные сооружения и элементы дорожного оборудования.

Отмечу, что нарушение требований вертикальной разметки возможно только в «наборе» с ДТП: например, когда вы наехали на придорожный столбик, на возвышающийся островок безопасности, на опору моста и т. д. Если такое ДТП будет рассматриваться в присутствии инспектора ГИБДД, то с высокой долей вероятности можно утверждать, что вас обвинят в совершении дорожно-транспортного происшествия со всеми вытекающими последствиями.

В первую очередь нужно посмотреть, достаточно ли четко была нанесена вертикальная разметка на тот объект, с которым вы столкнулись (столбик, опора моста и др.). Это имеет особенно важное значение, если ДТП произошло в темное время суток. В данном случае следует непременно отразить этот факт в протоколе: не исключено, что в результате последующего разбирательства вина за ДТП будет возложена на дорожные службы, которые наносят разметку, и на ГИБДД как на организацию, не обеспечившую должный контроль ее состояния.

Иногда на дороге можно увидеть ситуацию, когда требования постоянной дорожной разметки, белой или желтой, противоречат требованиям временной оранжевой. Правила дорожного движения этот нюанс трактуют однозначно: если постоянная и временная дорожная разметка противоречат друг другу, то руководствоваться нужно требованиями временной разметки.

А предположим, вы едете по дороге, на которой нанесена постоянная разметка, временная разметка, а также стоят на переносных стойках временные дорожные знаки. Поскольку такая ситуация встречается не очень-то часто, то с непривычки можно и растеряться: как ехать дальше и каких требований придерживаться в первую очередь? Кстати, неподалеку вполне может находиться инспектор ГИБДД. В этом случае надо четко помнить: если требования разметки (неважно какой - постоянной или временной) противоречат временным дорожным знакам, установленным на переносных стойках, руководствоваться надо требованиями временных знаков.

При этом следует учитывать: даже если четко знаете, как поступить в такой ситуации, и будете ехать в строгом соответствии с требованиями Правил дорожного движения, вас все равно может остановить инспектор, например, для проверки документов, и радостно задать какой-нибудь каверзный вопрос типа: «Так-так, требования разметки нарушаем?» И он будет стопроцентно прав! Ведь если в данном случае ехать в соответствии с Правилами дорожного движения, то разметку действительно придется нарушить.

Обратите внимание, инспектор постановкой своего вопроса не предъявляет вам обвинение в нарушении Правил дорожного движения, а лишь констатирует реально свершившийся факт: были нарушены требования разметки. Вы можете спокойно подождать, что же он будет делать дальше. Если инспектор вернет документы и скажет: «Счастливого пути», то все в порядке. А если он произнесет нечто вроде: «Ну, и что делать будем?», то можете быть уверены - с вас вымогают взятку за закрытие глаз на не совершенное вами преступление. Конечно, говорить об этом инспектору прямо не стоит, зато можно веселым голосом произнести: «А вы что предлагаете?» И добавить, что, нарушив дорожную разметку, вы не отступили от буквы закона, поскольку в данном случае в соответствии с требованиями Правил дорожного движения вам следовало руководствоваться именно временными знаками, а не дорожной разметкой (неважно, постоянная она или временная).

Не стоит забывать и еще один немаловажный нюанс: дорожная разметка может быть только установленных Правилами дорожного движения цветов. Поэтому ответственность за ДТП вполне можно возложить на дорожные службы, которые обязаны соблюдать правила нанесения разметки, а вкупе с ними - и на ГИБДД, поскольку именно эта организация должна следить за ее состоянием.

То же касается и горизонтальной разметки: если вы видите, что разделительные полосы нанесены, например, светло-зеленым цветом (ну не было у дорожных служб белой или оранжевой краски, не подвезли вовремя), то смело можете их игнорировать. В данном случае любые претензии инспекторов ГИБДД по поводу несоблюдения дорожной разметки будут абсолютно необоснованными. Кстати, если при наличии горизонтальной дорожной разметки, не соответствующей установленным цветам, на дороге произошло дорожно-транспортное происшествие, то, как и в случае с вертикальной разметкой, ответственность за него полностью или частично (в зависимости от иных обстоятельств) можно возложить на дорожные службы, которые обязаны соблюдать правила нанесения разметки, а также на ГИБДД. Этот факт обязательно должен найти свое отражение в протоколе.

Кстати, с 1 июля штрафы за нарушение разметки еще раз возрастут. Но об этом поговорим отдельно.

А пока - еще раз! - краткий обзор правил, которые мы все же почему-то нарушаем.

«Правила существуют для того, чтобы их нарушать», - делился как-то со мной жизненной позицией один таксист. Вероятно, эту теорию переняло большинство нынешних водителей.

Существует несколько «любимых» правил - их не нарушить для нашего водителя просто грешно. Вероятно, в «суровых» условиях дороги, по мнению нарушителей, выжить иначе не удается.

Правило первое - «для дальтоников».

Останавливаться на красный сигнал светофора уже не модно. Если же красный загорается, чтобы пропустить «двуногих», - это дурной тон. «Доезжать» на красный привычно даже тогда, когда двинулись автомобили по пересекающей дороге – на их законный зеленый.

Правило второе – «петух».

Полоса встречного движения существует для того, чтобы по ней объехать пробку. Если не существует искусственных заграждений, то не существует ни одной пробки, которую бы не объезжали по встречной. На диком Западе есть игра «Петух»: водитель выезжает на встречную и «на всех парусах - к красивому рифу»… Кто первый испугается и свернет, тот петух.

Правило третье – «я передумал».

Почему бы не зарулить в супермаркет по дороге – и при скорости 90 км/ч можно смело съезжать из крайней левой полосы в магазин, который справа. Особенно любят это делать водители «сараев» на колесах и… барышни. Но только половой признак тут уже давно не играет главной роли.

Правило «любимое».

«Дорожная разметка, дорожные знаки…» - это что вообще такое? Сплошная осевая, говорите? А, двойная даже? Ну-ну… Ну, чем бы народ не тешился… А еще какие-то значки вдоль дорог расставлять. Не, не слышал.

Ну а обгонять, подрезать, не уступать дорогу, притеснять, превышать скорость, не соблюдать дистанцию - эти нарушения таковыми у нас вообще не считаются. Тут уж все от ловкости водителя зависит: кто успел, тот и встрял. Выявить это практически невозможно. Камер на наших дорогах пока нет.

Как-то наши журналисты, будучи за границей, поинтересовалась у местного водителя: как же все так терпеливо стоят в пробках, ждут зеленого светофора и вообще ведут себя по правилам – неужели все такие законопослушные? Не тут-то было! Оказывается, законопослушные у них только жители крупных городов и столицы. А чем провинциальней водитель, тем больше правил он нарушает. Село, что с него взять! Никакой культуры.

Вероятно, пословица про Москву - большую деревню, применима и к провинциальным столицам. А в селе – какие правила? Одна дорога, и всегда главная…

На сегодня достаточно. Только еще раз напомню то, о чем ранее писал. В некоторых странах существует система «доносов». Если водитель сталкивается с грубым нарушением ПДД и сообщает об этом в местное ГАИ или предоставляет фото-, видеоматериалы, то ему выплачивается премия или прощаются некоторые грехи. Говорят, действует!

Ян Пере-Крестный



Архив АВИСвежий номер



«Разметка? Не-е, не слышал!»

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru