16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Символ выбора между жизнью и смертью

Здравствуйте, уважаемые вдумчивые читатели, любопытные листатели и праздные обозреватели нашей газеты! Очаровательный весенний праздник на целую неделю прервал мои размышления на тему происхождения названия рубрики, но этот перерыв был приятным. А вот название праздника, точнее, цифра 8, присутствующая в его названии, навела на некоторые философские рассуждения. Что такое перекресток по своей сути?

Обратимся для начала к словарям. Читаем англо-русский: перекресток – crossroads. Если дословно, то обратный перевод означает «пересечение дорог». Дорог, которые больше никогда не встретятся. А если они все же встретятся? Это же и будет «восьмерка»! Перекресток постоянно встречающихся дорог. Символ вечности! А что говорят по этому поводу другие словари? Читаем словарь символов: «Перекресток — символ выбора в целом и, в частности, выбора между жизнью и смертью, а также знак перехода из одного пространства в другое. Символ открытости и магической опасности. Во многих культурах перекресток означает место встречи трансцендентных сил — богов, ведьм, духов и мертвых. С одной стороны, это место являлось священным; греки и римляне считали его находящимся под охраной Гермеса и Меркурия - покровителей путников. В христианстве перекресток, уподобляемый в своей форме кресту, стал местом почитания Христа».

С другой стороны, перекресток считался средоточием вредоносных, нечистых сил. На перекрестках выполнялись колдовские ритуалы. Это было место захоронения самоубийц, сборища демонов и ведьм.

В Европе перекрестки рассматривались как места встречи ведьм, злых духов. Христиане воздвигали на перекрестках кресты, часовни, статуи Мадонны и т. п. Греки приносили жертвы на тройных перекрестках трехглавой богине Гекате, богине привидений и чародейства, связанной с царством мертвых. На перекрестках стояли статуи Гермесу-Психопомпу, водителю духов. Римляне молились ларам перекрестков (божествам – покровителям семьи и дома), а в средневековой Германии на перекрестках часто проходили судебные процессы.

В индуизме перекресток выступал как пристанище демонов. В славянской мифологии считался местом обитания чертей. В средние века на перекрестках больших дорог ставились распятия, чтобы предохранить их от присутствия нечистой силы. У индийцев хранителем перекрестка был слоновоголовый Ганеша. У африканских племен перекрестки часто являются местом совершения ритуальных обрядов. В русских сказках камни на перекрестках по традиции указывали на вариативность судьбы, подобно тому как у греков Геракл на перекрестке сделал выбор, отдав предпочтение добродетели перед наслаждением, а Эдип на перекрестке убил своего отца.

Однако перекресток двух дорог одновременно являет собой и другой символ – Крест. И снова обратимся к словарю символов. В различных культурах крест символизирует высшие сакральные ценности: жизнь, плодородие, бессмертие. Противопоставляется кругу и квадрату, которые наделяются функцией отграничения некоего внутреннего пространства, тогда как крест актуализирует идею центра и исходящих вовне направлений. Крест связан с символикой Солнца и представляет собой изображение спиц солнечного колеса (двух перпендикулярных диаметров круга). В этом значении использовался в Индии, Ассирии, Китае, Финикии; также был известен древним скандинавам и германцам.

Крест воплощает единение противоположностей: духа и материи (символизируемых, соответственно, тремя измерениями по вертикали и четырьмя по горизонтали), мужского и женского, высшего и низшего, жизни и смерти. Смерть божества или героя на кресте ведет к возрождению в новой, вечной жизни - этот мотив отражен в мифологии многих народов. Крест-перекресток связывается с идеей выбора. Крест может быть рассмотрен как космический символ: его поперечная перекладина символизирует горизонт, вертикальная стойка - ось мира; концы креста олицетворяют четыре стороны света.

Если вернуться к теме цифры 8, то можно окончательно запутаться в рассуждениях. Крест, вписанный в два круга. И что получается? Единство и борьба противоположностей. Это уже В. И. Ленин. Так вот почему Клара Цеткин предложила Розе Люксембург организовать женский праздник именно 8-го, а не 7-го или 9-го числа.

Что? Непонятно? Да я и сам уже не все понимаю…

Символизм перекрестка связан с символизмом двери, перехода из старого к новому, от посюстороннего к потустороннему. Чтобы обеспечить этот переход, на перекрестках воздвигались обелиски, алтари и просто камни. А вот деревья, растущие на пересечении лесных дорог, называли «стоеросовыми», и во многих культурах они считались непригодными для строительства.

Читая все это, невольно задумываешься о том, что происхождение некоторых наших выражений неразрывно связано с тематикой нашей рубрики. И теперь, если на перекрестке кто-то, по вашему мнению, ведет себя «неправильно», то не надо напоминать ему про его ориентацию. Она у него всегда такая, а не только на перекрестке. А вот на перекрестке более уместным и понятным будет выражение «дубина стоеросовая»! Теперь-то мы знаем, что оно означает и откуда у него «ноги растут». И, окончательно возвращаясь от перекрестков прошлого к перекресткам наших дней, все же не стоит забывать, что на них пересекаются не только дороги, но порой и людские судьбы.

Многие водители считают, что если на перекрестке установлен светофор, то опасаться нечего и, если горит зеленый, можно продолжать двигаться, не снижая скорости. Очень опасное заблуждение. Во-первых, светофор не обеспечивает вам безопасность. Светофор только регулирует организацию движения, только в границах перекрестка и, как говорится, не несет ответственности за безопасность на подходах к пересечению дорог. Кроме того, красный свет не все водители воспринимают как обязательное требование остановки. Не секрет, что есть категория водителей, на которых красный свет действует возбуждающе. Они испытывают непреодолимое желание проскочить перекресток на желтый свет, а нередко и на красный. И забывать об этом я не рекомендую.

Грамотно выполненный проезд перекрестка - показатель квалификации и зрелости водителя. Он наглядно выявляет, насколько правильно водитель ориентируется в дорожной обстановке, четко определяет траекторию и скорость движения других участников дорожного движения, а также может выбрать безопасный момент для проезда перекрестка в зависимости от ситуации.

Вот, к примеру, выдержки из протоколов ДТП: «Но Петров проследовал свой светофор в конце зеленого сигнала, а на перекресток выехал уже при желтом. С момента включения этого сигнала остановиться он мог только в границах перекрестка, поэтому, согласно п. 6.14 ПДД, имел право продолжить дальнейшее движение. К сожалению, водитель Сидоров не учел этого условия и стал виновником данного ДТП».

Это главная причина столкновений, произошедших по вине водителей, для которых светофор переходит с запрещающего сигнала на разрешающий. При обратной смене сигналов происшествия происходят из-за самоуверенности водителей и желания проскочить перекресток, когда для них включается желтый свет. А ведь желтому предшествовал 3-секундный мигающий зеленый сигнал.

Пункт 6.14 ПДД РФ разрешает дальнейшее движение водителю, если с включением желтого сигнала он не может остановиться у стоп-линии (если ее нет, то перед пересекаемой проезжей частью), не прибегая к экстренному торможению. И самые спорные моменты при ДТП возникают именно на перекрестках. Вот что говорит по этому поводу директор одного из экспертно-консультационных центров страны: «Хорошо, если специалисту ГИБДД предоставлена исчерпывающая информация по ДТП на перекрестке. Чаще всего ее оказывается недостаточно, чтобы утвердительно ответить на вопрос, кто же из водителей двигался на разрешающий сигнал светофора, а кто - на запрещающий. Тогда приходится просчитывать варианты, указанные обоими водителями, а они зачастую противоречат друг другу. В такой ситуации может помочь только очевидец происшествия. Бывает, что достаточно малейшего объективного уточнения ситуации для установления истины. «Опытные» водители это хорошо знают и пытаются «организовать» свидетеля. На какие ухищрения они только не идут: тут и появляются объявления в прессе и откликнувшиеся очевидцы; оказывается, кто-то ехал в машине, но с места происшествия уехал, поэтому его не видели, а потом он появился и т. д. Имел место даже случай, когда друг водителя, сидевший перед ДТП с ним рядом, в сутолоке потихоньку покинул машину и затем представился очевидцем, показывая информацию в пользу своего товарища. Так что участникам ДТП следует быть внимательнее, и если уж были очевидцы, то попросить у них координаты и договориться о представлении ими в ГАИ объяснений. Надо попытаться запомнить лица тех, кто сразу же был на месте ДТП, иначе не исключены и подставные свидетели».

Подводя итоги вышесказанного, можно сформулировать ряд условий, которые могли бы исключить столкновение на перекрестке, а если оно произошло, обеспечили последующий объективный его разбор:

* НЕ начинайте движение, пока не включился зеленый сигнал светофора, не торопитесь двигаться на желтый «в комбинации» с красным сигналом; а тем более - за 3 секунды до окончания времени работы зеленого светофора для поперечного направления.

* Когда включился мигающий зеленый, помните, что его длительность составляет 3-4 с, оцените ваши возможности безопасного проезда через перекресток и только тогда продолжайте движение; включился желтый сигнал светофора, используйте любую возможность остановиться у стоп-линии.

* Если с включением желтого сигнала светофора не удается остановиться у стоп-линии, то движение следует продолжать, особенно внимательно оценивая обстановку на перекрестке. Но сразу скажу: шансы безопасно проехать перекресток - 50 на 50.

* С включением красного сигнала всеми способами достигаем экстренной остановки, так как в поперечном направлении уже пойдет транспорт.

* В случае ДТП проследите, чтобы точно было отмечено место столкновения, следы торможения и качения, разброс осколков стекла и предметов, расположение машин.

* Зафиксируйте очевидцев ДТП, запишите их адреса, телефоны, - это как раз к вопросу появления «внеплановых» свидетелей. Посмотрите, возможно, есть камеры видеонаблюдения на соседних зданиях или видеорегистраторы в автомобилях свидетелей ДТП.

* Активно участвуйте в замерах и составлении схемы ДТП. Если, конечно, позволяет состояние здоровья.

Безопасность движения на перекрестках зависит только от нас - водителей. Как только мы усвоим, что в сравнении с возможными потерями НВД* выигранные секунды не стоят такой спешки, то и перекресток перестанет быть символом выбора… между жизнью и смертью, местом, приносящим нам большие и малые неприятности.

На сегодня это все. И не забывайте, что мастерство вашего вождения по достоинству сможет оценить только автожестянщик...

Ян Пере-Крестный

* НВД – нервы, время, деньги.



Архив АВИСвежий номер



Символ выбора между жизнью и смертью

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Не пей за рулем – на капоте удобнее!

«Ремни безопасности? А что это?»

Налево пойдешь - полторы потеряешь, а направо пойдешь - только 300


Все статьи рубрики (165)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru